Министерство экономического Министерство развития и торговли образования и науки
Российской Федерации Российской Федерации
Государственный университет- Высшая школа экономики
Факультет социологии
Программа дисциплины «СОЦИОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
для специальности 020300 – Социология
(3-я ступень высшего
профессионального образования)
Авторы программы: А.Ю. Чепуренко (Achepurenko@hse.ru)
Т.А. Алимова (talimova@hse.ru)
| Рекомендована УМС
Секция "Cоциология"
Председатель В.Г. Ледяев
| Одобрена на заседании
кафедры экономической социологии
Зав. кафедрой В.В. Радаев
| _______________
“___” __________ 2010 г.
| _______________
“___” __________ 2010 г.
|
Утверждено УС факультета социологии
Ученый секретарь Е.В. Надеждина _______________
“___” __________ 2010 г. Москва 2010 г. I. Пояснительная записка
Авторы программы: проф., доктор экономических наук Чепуренко Александр Юльевич, доц., кандидат экономических наук Алимова Татьяна Александровна
Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической социологии в объеме «Экономическая социология-1», а также экономической теории в объеме «Микроэкономика-2» и прослушать курсы «Институциональная экономика», «Сравнительный анализ хозяйственных систем». Студенты должны также иметь представление об основных принципах и методах экономической статистики. Аннотация:
Настоящий курс предлагается студентам 4-го курса факультета социологии по специальности 020300 – Социология. Курс рассчитан на 28 часов лекций и 14 часов семинарских занятий. Курс в объеме 42 академических часов дает представление об основных чертах предпринимательства, включая малое предпринимательство, как специфической формы экономической активности и реализации человеческого и социального капитала акторов, особенностях его развития в условиях «ставшей» рыночной среды – с одной стороны, и в экономике переходного типа (на примере России), с другой. Курс имеет ярко выраженный междисциплинарный характер – в нем рассматриваются социо-культурные, социально-психологические, институциональные и экономические характеристики предпринимательской деятельности; кроме того, в рамках отведенных на его изучение часов студенты должны получить представление об особенностях и социологических методах и практиках его изучения.
В ходе изучения данного курса широко используется монографическая литература на русском и иностранных языках, активно привлекаются ресурсы Интернет. С этой целью студентам предоставляются базы данных ряда исследований, посвященных анализу различных аспектов развития предпринимательства.
Данный курс удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым ГОС к дисциплинам, которые изучаются студентами по специальности «Социология» (3-я ступень высшего профессионального образования).
Профессиональная направленность программного материала: курс направлен на глубокое ознакомление слушателей с системой мотивации, ценностей, факторов, влияющих на выбор модели рыночного поведения и институциональной средой, в которой действуют хозяйственно активные экономические субъекты – предприниматели. Поскольку курс позволяет ознакомиться с основными системными ограничениями, фазами жизненного цикла и стратегиями предпринимателей, постольку данный материал может быть полезен в первую очередь тем студентам, которые рассматривают для себя возможность предпринимательского старта или работы в малых и средних фирмах в качестве наемных управляющих и специалистов. Однако и для тех, кто намерен избрать роль белых воротничков в крупных фирмах или на государственной службе, данный курс представляет несомненный интерес, так как позволяет познакомиться с практиками, нормами и ценностями, формальными и неформальными институтами, господствующими в бизнес-среде и оказывающими влияние как на внутрифирменные отношения в частном секторе, так и на формы и характер взаимодействия частного сектора с некоммерческим и государственным секторами. Более того, без понимания особенностей функционирования предпринимательства невозможно понимание и таких явлений, как социальное и политическое предпринимательство, все шире проникающих в непредпринимательские сектора.
Программа предусматривает проведение лекций со значительным элементом активного участия слушателей в учебном процессе и семинаров; возможно написание курсовых работ по проблематике курса, кроме того, желающим может быть предложено участие в НИР по проблематике предпринимательства, осуществляемых исследовательскими подразделениями НИУ ВШЭ; в обязательную самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала (исчерпывающие ответы на вопросы для самопроверки предполагают освоение дополнительной информации, включая рекомендуемую литературу из списка дополнительной, а также использование ресурсов Интернет, деловой прессы и т.п.).
Данный курс имеет ярко выраженный авторский характер, поскольку – наряду с общедоступной монографической литературой и т.п. источниками - вводит в учебный оборот материалы ряда исследовательских проектов, выполненных под руководством и при участии автора курса в последние годы и не отраженных в публикациях для широкого читателя. Задачи: ознакомить студентов с основными понятийно-категориальными элементами дисциплины «Социология предпринимательства», ввести в учебный оборот данные и методы статистического и социологического наблюдения и анализа предпринимательства; дать основы знаний о формах интеракции предпринимательства и внешних субъектов – наемных работников, государства - в развитых и переходных социально-экономических системах; сформировать понимание процессов, тенденций и явлений, наблюдающихся в развитии предпринимательства как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в России, - как обусловленных общим состоянием социетального развития. Учебная задача курса:
Курс должен дать студентам представление об экономических, социальных, социокультурных особенностях предпринимательства как особой формы самодеятельности в экономике и института гражданского общества; показать специфические отличия предпринимательства в обществе переходного типа; раскрыть особенности современного этапа развития предпринимательства в российском обществе.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать основные особенности предпринимательства как формы экономической самодеятельности и общественной практики, типологию его форм, а также важнейшие проблемы в экономиках переходного типа,
уметь анализировать макропараметры развития сектора малого предпринимательства,
понимать место предпринимательства в различных концепциях общественно-экономического развития,
иметь представление об основных элементах и особенностях предпринимательской среды в странах со зрелой рыночной экономикой и в переходных обществах,
обладать навыками применения методов эмпирического анализа различных аспектов развития предпринимательства.
|