Рабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело»





Скачать 213.43 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело»
Дата публикации01.07.2015
Размер213.43 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Юридический факультет
УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

Общий менеджмент

Специальность 036401 «Таможенное дело»

Квалификация (степень) выпускника

Специалист
Форма обучения

очная


Саратов,

2011

1. Цели и задачи дисциплины «Общий менеджмент»

  • привитие студентам системного видения организации, теоретических знаний об основах управленческой деятельности в условиях современной рыночной экономики, функциях и принципах менеджмента;

  • совершенствование знаний в области теории управления, повышение компетентности обучающихся на основе практического освоения современных методов и технологий принятия управленческих решений.

Задачи изучения дисциплины «Общий менеджмент»

  • изучение истории развития менеджмента, рассмотрение основных принципов и функций управленческой деятельности, закономерностей, методов управления организацией;

  • изучение типов организаций по взаимодействию с внешней средой и человеком, а также видов организационных структур и тенденций их эволюции в рыночной экономике, анализ принципов и методов проектирования организационных структур и организационной культуры;

  • рассмотрение основ организационного поведения, методов управления конфликтами, принятия управленческих решений, мотивирования и стимулирования персонала;

  • изучение и практическое применение современных методов, инструментальных средств и технологий принятия управленческих решений.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Общий менеджмент» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла.

Для изучения дисциплины необходимо обладать знаниями, полученными при изучении дисциплин: – гуманитарного, социального и экономического цикла: «Экономическая теория» (базовая часть), «Теория государственного управления» (базовая часть), – математического и естественнонаучного цикла: «Основы системного анализа» (базовая часть).

Учебная дисциплина «Общий менеджмент» является предшествующей для дисциплин профессионального цикла: «Таможенный менеджмент» модуля «Общий и таможенный менеджмент», модуля «Управление таможенным делом» (базовая часть).

Для изучения дисциплины «Общий менеджмент» студент должен:

знать:

  • типы экономических систем и основные экономические институты общества, основные законы развития экономики и механизмы функционирования и регулирования рыночного хозяйства;

уметь:

  • выявлять и анализировать основные тенденции развития экономик Российской Федерации и стран мира;

  • анализировать мировые товарные рынки;

владеть:

  • понятийным аппаратом экономической теории и основными приемами анализа микро- и макроэкономических процессов;


3. Компетенции обучающегося, формируемые
в результате освоения дисциплины «Общий менеджмент»


Процесс изучения дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 036401 «Таможенное дело» направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (элементов компетенций):

общекультурных (ОК):

  • способностью проявлять гражданскую позицию и ответственное отношение к исполнению обязанностей (ОК-2), в части основ таможенного дела;


профессиональных (ПК):

  • способностью самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (ПК-1), в части теоретических основ общего менеджмента (формируется дисциплиной «Общий менеджмент»);

  • умением осуществлять подготовку типовых решений по управлению деятельностью таможенных органов и их структурными подразделениями (ПК-29), в части теоретических основ общего менеджмента (формируется дисциплиной «Общий менеджмент»);

  • умением планировать, организовывать, координировать, стимулировать и контролировать деятельность персонала структурного подразделения таможенного органа (ПК-31), в части теоретических основ общего и таможенного менеджмента (формируется дисциплинами «Общий менеджмент»).

В результате изучения дисциплины «Общий менеджмент» студент должен:

знать:

  • теоретические основы общего менеджмента;

  • общие положения теории менеджмента, сущность организации, ее признаки, принципы принятия и реализации управленческих решений, основные функции менеджмента, принципы взаимодействия человека и организации, основы группового поведения и управления конфликтами, факторы эффективности управленческой деятельности;

  • основные положения теории систем, институциализации, управления рисками, управления государственными услугами;

  • характеристики инструментальных средств и технологий формирования индивидуальных и групповых управленческих решений;

уметь:

  • выбирать и формулировать цели, стоящие перед организацией;

  • систематизировать и обобщать информацию для решения управленческих задач;

  • формулировать проблемы, управленческие задачи и инструментально разрабатывать их решения с учетом факторов риска и неопределенности;

  • классифицировать и выбирать методы для управления структурными подразделениями;

владеть:

– инструментами решения практических задач подготовки и принятия управленческих решений в таможенном деле;

владеть навыками:

  • самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

  • профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности в области управления;

  • по применению положений современных теорий менеджмента (институциализации, управления государственными услугами, ситуационного управления и др.);

  • по выбору инструментальных средств для решения практических задач подготовки и принятия управленческих решений.



4. Структура и содержание дисциплины «Общий менеджмент»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.



п/п


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекц

прак

сам

раб

лабраб

1

Предмет и содержание современного менеджмента: система понятий,
основные проблемы и принципы


5

1-2

1

1

4

1

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, реферат

2

Основные научные школы и направления в менеджменте

5

3-4

1

2

4

1

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, реферат

3

Внешняя и внутренняя среда организации

5

5-7

2

3

5

2

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, реферат, презентации

4

Функции управления

5

8-10

2

3

5

2

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, реферат, тестирование

5

Связующие процессы в менеджменте

5

11-13

2

3

5

2

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, реферат, презентации

6

Групповая динамика и лидерство в менеджменте

5

14-16

2

3

5

1

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, реферат, тестирование

7

Этика и культура менеджмента


5

17-18

2

3

4

1

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, реферат, презентации




Промежуточная аттестация



















Форма промежуточной аттестации - зачет




Всего







12

18

32

10





Содержание дисциплины «Общий менеджмент»

Тема 1. Предмет и содержание современного менеджмента: система понятий,
основные проблемы и принципы


Общее управление и менеджмент. Категориальный аппарат современного менеджмента. Организация: виды, общие характеристики.

Менеджмент: вид деятельности и система управления. Предмет, функции и методы менеджмента.

Роль менеджера в организации. Характерные черты и содержание управленческого труда. Многообразие ролей менеджера в современной организации.

Менеджмент как рациональный феномен и как искусство.
Тема 2. Основные научные школы и направления в менеджменте

Эволюция управленческой мысли в 20 веке. Общие принципы системы научного управления Ф.У. Тейлора.

Классическая (административная) школа менеджмента). Функции и универсальные принципы управления А. Файоля. Принципы производительности Г. Эмерсона. Учение М. Вебера об идеальной бюрократической организации управления.

Школа человеческих отношений (неоклассическая школа). Доктрина человеческих отношений Э. Мэйо и Хотторнский эксперимент.

Проблема социального взаимодействия, мотивации и организационного поведения в исследованиях А. Маслоу и Д. МакГрегора (поведенческий подход).

Школа науки управления (количественный подход). Использование количественных методов при принятии управленческих решений.

Системный, процессный и ситуационный подходы к управлению.

Направления и тенденции развития современного менеджмента.
Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации

Организация как открытая система. Факторы и переменные внешней и внутренней среды.

Внешняя среда прямого (поставщики, конкуренты, правительственные органы, общества потребителей и др.) и косвенного (социальные, технологические, экономические, политические и др. факторы) воздействия.

Основные переменные внутренней среды организации: цели, структура, задачи, технологии, люди и др.

Связь между внутренней и внешней средой организации.
Тема 4. Функции управления

Природа и состав функций менеджмента. Планирование. Содержание и сущность планирования. Основные элементы и этапы процесса планирования. Универсальные принципы и основные методы планирования. Классификация планов организации. Современные подходы к стратегическому планированию. Целеполагание: миссия, видение и цели. Дерево целей. Модель стратегического планирования. Анализ факторов внешней и внутренней среды. Стратегические альтернативы. Реализация стратегии.

Организация. Организационная структура и структура управления организацией. Определение понятий: полномочия, ответственность, делегирование и власть. Принципы построения и характеристики структур управления. Иерархические и органические структуры управления. Выбор структуры управления. Виды структур управления: линейно-функциональная, дивизиональная, проектная и матричная. Современные тенденции развития организационных структур управления.

Мотивация. Теории содержания мотивации: пирамида потребностей А. Маслоу; теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда; двухфакторная теория Ф. Герцберга и др. Теории процесса мотивации: ожидания В. Врума; постановки целей Э. Локка; справедливости Д.Адамса. Модель мотивации Л.Портера – Э. Лоулера. Комплексная модель мотивации Э. Шейна.

Контроль. Сущность и смысл контроля. Предварительный, текущий и заключительный контроль. Модель процесса контроля. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля. Информационно-управляющие системы в планировании и контроле.
Тема 5. Связующие процессы в менеджменте

Коммуникации и принятие решений как связующие процессы в менеджменте. Коммуникации в менеджменте. Коммуникационный процесс, базовые элементы и основные этапы. Коммуни-кационная структура управления организацией, Коммуникационные каналы и сети.

Процесс обмена информацией как система с обратной связью. Межличностные и организационные коммуникации. Преграды в коммуникациях. Основные направления совершенствования коммуникаций в организациях.

Определение основных понятий процесса принятия решений: проблема, возможность, проблемная ситуация, решение. Основные факторы, вызывающие проблемы. Этапы и стадии решения проблемы. Требования к решениям. Классификация решений. Управленческие решения. Решения, типичные для функций управления. Подходы к принятию решений. Рациональная модель принятия решений. Альтернативные модели принятия решений. Модели и методы принятия решений.

Тема 6. Групповая динамика и лидерство в менеджменте

Проблема группы в менеджменте. Понятие «групповая динамика». Назначение групп с точки зрения организации и индивида. Классификация групп. Контекстуальные и внутренние факторы групповой эффективности. Стадии развития группы. Конфликты и стрессы при групповом взаимо-действии. Техники структурирования групповой работы.

Команда как специальный вид группы. Распределение ролей в эффективной команде. Основные принципы командообразования. Достоинства и недостатки командной работы.

Лидерство как сторона групповой динамики. Природа и содержание лидерства. Лидерство и эффективность управления. Основные подходы в изучении лидерства; теория лидерских качеств, концепции лидерского поведения (К. Левина, Р. Лай-керта, Блейка и Дж. Моутон), ситуационные теории лидерства (Танненбаума – Шмидта, Херсея и Бланшарда, Врума – Йеттона – Яго). Новые теории лидерства: атрибутивное, харизматическое, на основе видения.

Лидерство и власть. Основные формы власти и влияния. Ответственное и эффективное использование власти в организации
Тема 7. Этика и культура менеджмента

Культура организации: сущность, функции, элементы, технология, место в системе управления. Понятие и структура организационной культуры. Субъективная и объективная организационные культуры. Стиль руководства и организационная культура. Развитие организационной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность. Этические принципы управленческой деятельности. Стиль и культура менеджмента; факторы эффективного менеджмента
5. Образовательные технологии

В учебном процессе при реализации компетентностного подхода используются лекционные и практические занятия, в том числе в форме активных и интерактивных форм проведения занятий: деловые и ролевые игры, презентации по отдельным темам изучаемой дисциплины. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет более 30% из объема часов, отводимых на аудиторные занятия.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде тренингов, ролевых и деловых игр, при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, каждая из которых решает конкретную задачу в рамках общей обсуждаемой или решаемой проблемы.

Эти формы сочетаются с самостоятельной работой студента в целях закрепления и развития полученных знаний. Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа осуществляется в рамках предлагаемой примерной сквозной тематики рефератов и посвящается какой-либо значимой классической, либо современной управленческой проблеме. Творческая работа нацелена на раскрытие аналитических способностей студента.

В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются тестирование, контрольные работы студентов, творческая работа (реферат), итоговое испытание. Итоговое испытание является аналогом устного зачета. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В рамках дисциплины «Общий менеджмент» с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий (в виде элементов тренингов, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой. Во время семинаров и самостоятельной подготовки обучающимся обеспечивается доступ к сети Интернет.

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

  • выработка навыков восприятия и анализа отечественных и зарубежных источников по вопросам теории и практики современного менеджмента;

  • формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности к пониманию роли менеджмента в решении различных социально-экономических проблем;

  • развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по проблемным вопросам общего менеджмента;

  • развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении проблем в области менеджмента, в процессе практического освоения современных методов принятия управленческих решений.

Для решения таких задач студентам рекомендуются для изучения и анализа работы, раскрывающие содержание основных научных школ и направлений в менеджменте (либо их разделы). Результаты самостоятельной работы обсуждаются на семинарских занятиях.

Навыки критического отношения к управленческой аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» в различных управленческих ситуациях, развития либо опровержения той или иной альтернативы управленческого решения.
Студент должен выполнить реферат на одну из приведенных тем:

  1. Роль и место управленческих знаний в практике работы специалиста таможенного дела.

  2. Эволюция и основные достижения управленческой мысли.

  3. Ф. Тейлор – основоположник научного менеджмента.

  4. А. Файоль – основоположник административной школы управления.

  5. Э. Мэйо и доктрина человеческих отношений.

  6. Поведенческий подход в менеджменте.

  7. Системный подход в менеджменте.

  8. Ситуационный подход в менеджменте.

  9. Функции менеджмента: понятие, основные характеристики.

  10. Сущность и функции стратегического планирования.

  11. Процесс стратегического планирования и его основные элементы.

  12. Инструменты и методы планирования.

  13. Организационные структуры управления.

  14. Проектирование организационной структуры.

  15. Методы проектирования организационных структур управления.

  16. Сущность и необходимость контроля.

  17. Инструменты и методы контроля.

  18. Предварительный, текущий и заключительный контроль.

  19. Принятие решений.

  20. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.

  21. Факторы, влияющие на выбор варианта действий при принятии решений.

  22. Модели и методы принятия решений.

  23. Методы оптимизации решений.

  24. Элементы и этапы процесса коммуникаций.

  25. Организационные и межличностные коммуникации.

  26. Организация взаимодействия и полномочия в менеджменте.

  27. Внешняя и внутренняя среда организации.

  28. Мотивация деятельности в менеджменте.

  29. Содержательные теории мотивации.

  30. Процессуальные теории мотивации.

  31. Коммуникации в менеджменте.

  32. Проектирование работы в организации.

  33. Программы и методы стимулирования эффективной деятельности работников.

  34. Мотивы и потребности людей в организации.

  35. Группы и команды в организации.

  36. Групповая динамика и лидерство в менеджменте.

  37. Команда и организации и основные закономерности ее формирования.

  38. Личность и организация.

  39. Личность менеджера.

  40. Ролевой и личностный аспекты взаимодействия человека и организации.

  41. Лидерство в менеджменте.

  42. Основные теории происхождения лидерства.

  43. Стили лидерства и его влияние на взаимоотношения в коллективе.

  44. Ситуационные теории лидерства.

  45. Формы власти и стратегии влияния в организации.

  46. Управление конфликтами в организации.

  47. Методы и стили разрешения конфликта.

  48. Стратегии управления конфликтом.

  49. Культура организации, ее формирование и роль в эффективном управлении.

  50. Основные модели организационных культур.

  51. Социальная ответственность и этика менеджмента.

  52. Инновационный потенциал менеджмента.

  53. Классические теории организации.

  54. Организационная концепция «человеческих отношений».

  55. Менеджмент как наука и искусство.

  56. Управление по целям.

  57. Особенности менеджмента в Японии.

  58. Особенности американского менеджмента.

  59. Особенности скандинавского менеджмента.

  60. Гуманизация современного управления.


Тестовые задания по курсу «Общий менеджмент»

  1. Управленческий подход, декларирующий необходимость учета всех взаимосвязей, изучения отдельных структурных частей, выявления роли каждой из них в общем процессе функционирования системы, и наоборот – выявления воздействия системы в целом на отдельные элементы это –

  1. процессный подход;

  2. системный подход;

  3. ситуационный подход.

  1. Применение количественных методов наиболее эффективно…

  1. для неструктурированных и неформализованных проблем;

  2. для хорошо структурированных и формализованных проблем;

  3. для слабо структурированных и формализованных проблем.

  1. Метод принятия решений, в котором используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения, называется…

  1. прогнозирование;

  2. платежная матрица;

  3. дерево решений.


Контрольные вопросы по курсу «Общий менеджмент»

  1. Основные этапы развития менеджмента.

  2. Сущность менеджмента (определение, отличие от «управления», цели, задачи и основные принципы).

  3. Менеджмент как наука и практика управления.

  4. Административная школа управления.

  5. Субъекты и объекты менеджмента.

  6. Уровни аппарата управления и их функции.

  7. Общее понятие о функциях менеджмента.

  8. Планирование и его сущность. Формы и виды внутрифирменного планирования.

  9. Стратегическое планирование. Цель и миссия организации.

  10. Процесс стратегического планирования.

  11. Реализация стратегического плана.

  12. Оперативное и текущее планирование.

  13. Стратегическое управление (понятие, содержание, виды стратегий).

  14. Суть и содержание функции «организация».

  15. Делегирование полномочий.

  16. Типы полномочий административного аппарата.

  17. Построение и выбор структуры организаций.

  18. Линейно-функциональная организационная структура.

  19. Линейно-штабная организационная структура.

  20. Дивизиональная организационная структура.

  21. Проектная и матричная структура организации.

  22. Сущность и необходимость контроля.

  23. Виды контроля.

  24. Поведенческие аспекты и характеристики эффективного контроля.

  25. Понятие о коммуникациях и их эффективности в управлении.

  26. Элементы и этапы процесса коммуникации.

  27. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.

  28. Виды решений и их краткая характеристика.

  29. Методы принятия решений.

  30. Внешняя среда организации и ее роль в процессе принятия решений.

  31. Внутренняя среда организации и ее роль в процессе принятия решений.

  32. Виды управленческой деятельности.

  33. Основные принципы менеджмента.

  34. Преграды в коммуникациях.

  35. Структура рационального решения.

  36. Управленческие роли по Г.Минцбергу.

  37. Школа научного управления.

  38. Типы команд в организации.

  39. Эффективность работы группы (контекстуальные и внутренние факторы).

  40. Техники повышения эффективности групповой работы.

  41. Конфликт и его основные характеристики.

  42. Управление конфликтом.

  43. Ситуационный подход в менеджменте.

  44. Основные формы власти и влияния.

  45. Проектирование работы.

  46. Системный подход в менеджменте.

  47. Основные модели организационных культур.

  48. Содержательные теории мотивации.

  49. Процессуальные теории мотивации.

  50. Стратегии, методы и стили разрешения конфликта.

  51. Поведенческий подход в менеджменте.

  52. Основные подходы в понимании происхождения лидерства.

  53. Процессный подход в менеджменте.

  54. Исследование стилей лидерства в школе групповой динамики.

  55. Распределение ролей в команде. Профессиональные и командные роли.

  56. Ситуационные теории лидерства.

  57. Управление менеджером своей нагрузкой и своим временем.

  58. Основы и источники власти в организации.

  59. Психологические требования к личности руководителя.

  60. Структура и динамика развития конфликта.

  61. Основные источники власти.

  62. Влияние стиля руководства на развитие взаимоотношений в коллективе.

  63. Понятие социально-психологического климата коллектива.

  64. Стадии развития группы.

  65. Организационная культура: сущность, функции, элементы, технология.

  66. Доктрина человеческих отношений.

  67. Управление стрессом.

  68. Групповая динамика. Группы и команды.

  69. Этика и культура менеджмента.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Общий менеджмент»
а) основная литература:

Менеджмент [Текст] : учебник / под ред. М. М. Максимцова, М. А. Комарова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 320 с.

Переверзев, М. П. Менеджмент [Электронный ресурс]: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский. - Электрон. текстовые дан. - М. : Термика [сop.] : Кодекс [cop., прогр. комплекс], [2007].
б) дополнительная литература:

Малюк В. И.. Менеджмент: деловые ситуации, практические задания, курсовое проектирование [Текст] : практикум / В. И. Малюк. - М. : КноРус, 2010. - 291, [13] с.

Коргова, М. А.. Менеджмент. Краткий курс [Текст] : учеб. пособие / М. А. Коргова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 378, [6] с.

Менеджмент [Текст] : учебник / Гос. ун-т упр. ; под ред. М. Л. Разу. - М. : КНОРУС, 2008. - 472 с. :

Казначевская, Г. Б. Менеджмент [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Г. Б. Казначевская, И. Н. Чуев, О. В. Матросова. - 4-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 378, [6] с.

Глухов, В. В.. Менеджмент [Текст] : учебник / В. В. Глухов. - 3-е изд. - М. ; СПб. [и др.] : Питер, 2007. - 600, [8] с.

Герчикова И. Н. Менеджмент [Текст] = Management : учеб. для вузов / И. Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - XII, 499, [1] с.

Вершигора Е. Е. Менеджмент [Текст] : учеб. пособие / Е. Е. Вершигора. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2007. - 281, [7] с


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. www.customs.ru. – Официальный сайт Федеральной таможенной службы.

  2. www.consultant.ru. – Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

  3. www.wcoomd.org. – Сайт Всемирной таможенной организации

  4. www.worldcustomsjournal.org – Международный таможенный электронный журнал.

  5. www.tsouz.ru – Официальный сайт Таможенного союза.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Общий менеджмент»

- компьютерный класс,

- мультимедийное оборудование,

- информационные базы данных,

- учебная, научная, монографическая литература,

- сборники судебной практики,

- юридическая периодика,

- оборудованные учебные классы,

- залы судебных заседаний.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по специальности 036401 Таможенное дело
Автор: д. п. н., профессор кафедры политических наук А.А. Вилков
Программа одобрена на заседании кафедры таможенного, административного и финансового права

«__» __________ 2011 года, протокол № __.

Подписи:
Зав. кафедрой политических наук А.А. Вилков
Декан юридического факультета Г.Н. Комкова




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело» iconПрограмма дисциплины Социология Специальность 036401 Таможенное дело
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8
Рабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Юшков О. А. Статистика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения (специальности...
Рабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
О. И. Девяткова Планирование хозяйственных процессов лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела: Учебно-методический...
Рабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело» iconРабочая программа дисциплины Европейское право Специальность 036401 «Таможенное дело»
Преподавание и изучение права ес позволяет раскрыть механизм и условия действия норм права Европейского Союза. Необходимость такого...
Рабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело» iconПрограмма вступительного испытания творческой (профессиональной)...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Таможенное дело» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
...
Рабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 036401. 65 «Таможенное дело»
Рабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело» iconУчебной дисциплины «Товароведение и экспертиза в таможенном деле...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Товароведение и экспертиза в таможенном деле» составлен в соответствии с требованиями...
Рабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов по специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело» iconРабочая программа для студентов специальности 036401. 65 «Таможенное дело»
...
Рабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплины «Финансовый менеджмент»
Бакша н. В. Финансовый менеджмент учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 036801. 65 «Таможенное...
Рабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
Институты административного и таможенного права, регулирующие деятельность таможенных органов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск