Скачать 213.43 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Юридический факультет УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело» Квалификация (степень) выпускника Специалист Форма обучения очная Саратов, 2011 1. Цели и задачи дисциплины «Общий менеджмент»
Задачи изучения дисциплины «Общий менеджмент»
2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Общий менеджмент» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла. Для изучения дисциплины необходимо обладать знаниями, полученными при изучении дисциплин: – гуманитарного, социального и экономического цикла: «Экономическая теория» (базовая часть), «Теория государственного управления» (базовая часть), – математического и естественнонаучного цикла: «Основы системного анализа» (базовая часть). Учебная дисциплина «Общий менеджмент» является предшествующей для дисциплин профессионального цикла: «Таможенный менеджмент» модуля «Общий и таможенный менеджмент», модуля «Управление таможенным делом» (базовая часть). Для изучения дисциплины «Общий менеджмент» студент должен: знать:
уметь:
владеть:
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Общий менеджмент» Процесс изучения дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 036401 «Таможенное дело» направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (элементов компетенций): общекультурных (ОК):
профессиональных (ПК):
В результате изучения дисциплины «Общий менеджмент» студент должен: знать:
уметь:
владеть: – инструментами решения практических задач подготовки и принятия управленческих решений в таможенном деле; владеть навыками:
4. Структура и содержание дисциплины «Общий менеджмент» Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Содержание дисциплины «Общий менеджмент» Тема 1. Предмет и содержание современного менеджмента: система понятий, основные проблемы и принципы Общее управление и менеджмент. Категориальный аппарат современного менеджмента. Организация: виды, общие характеристики. Менеджмент: вид деятельности и система управления. Предмет, функции и методы менеджмента. Роль менеджера в организации. Характерные черты и содержание управленческого труда. Многообразие ролей менеджера в современной организации. Менеджмент как рациональный феномен и как искусство. Тема 2. Основные научные школы и направления в менеджменте Эволюция управленческой мысли в 20 веке. Общие принципы системы научного управления Ф.У. Тейлора. Классическая (административная) школа менеджмента). Функции и универсальные принципы управления А. Файоля. Принципы производительности Г. Эмерсона. Учение М. Вебера об идеальной бюрократической организации управления. Школа человеческих отношений (неоклассическая школа). Доктрина человеческих отношений Э. Мэйо и Хотторнский эксперимент. Проблема социального взаимодействия, мотивации и организационного поведения в исследованиях А. Маслоу и Д. МакГрегора (поведенческий подход). Школа науки управления (количественный подход). Использование количественных методов при принятии управленческих решений. Системный, процессный и ситуационный подходы к управлению. Направления и тенденции развития современного менеджмента. Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации Организация как открытая система. Факторы и переменные внешней и внутренней среды. Внешняя среда прямого (поставщики, конкуренты, правительственные органы, общества потребителей и др.) и косвенного (социальные, технологические, экономические, политические и др. факторы) воздействия. Основные переменные внутренней среды организации: цели, структура, задачи, технологии, люди и др. Связь между внутренней и внешней средой организации. Тема 4. Функции управления Природа и состав функций менеджмента. Планирование. Содержание и сущность планирования. Основные элементы и этапы процесса планирования. Универсальные принципы и основные методы планирования. Классификация планов организации. Современные подходы к стратегическому планированию. Целеполагание: миссия, видение и цели. Дерево целей. Модель стратегического планирования. Анализ факторов внешней и внутренней среды. Стратегические альтернативы. Реализация стратегии. Организация. Организационная структура и структура управления организацией. Определение понятий: полномочия, ответственность, делегирование и власть. Принципы построения и характеристики структур управления. Иерархические и органические структуры управления. Выбор структуры управления. Виды структур управления: линейно-функциональная, дивизиональная, проектная и матричная. Современные тенденции развития организационных структур управления. Мотивация. Теории содержания мотивации: пирамида потребностей А. Маслоу; теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда; двухфакторная теория Ф. Герцберга и др. Теории процесса мотивации: ожидания В. Врума; постановки целей Э. Локка; справедливости Д.Адамса. Модель мотивации Л.Портера – Э. Лоулера. Комплексная модель мотивации Э. Шейна. Контроль. Сущность и смысл контроля. Предварительный, текущий и заключительный контроль. Модель процесса контроля. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля. Информационно-управляющие системы в планировании и контроле. Тема 5. Связующие процессы в менеджменте Коммуникации и принятие решений как связующие процессы в менеджменте. Коммуникации в менеджменте. Коммуникационный процесс, базовые элементы и основные этапы. Коммуни-кационная структура управления организацией, Коммуникационные каналы и сети. Процесс обмена информацией как система с обратной связью. Межличностные и организационные коммуникации. Преграды в коммуникациях. Основные направления совершенствования коммуникаций в организациях. Определение основных понятий процесса принятия решений: проблема, возможность, проблемная ситуация, решение. Основные факторы, вызывающие проблемы. Этапы и стадии решения проблемы. Требования к решениям. Классификация решений. Управленческие решения. Решения, типичные для функций управления. Подходы к принятию решений. Рациональная модель принятия решений. Альтернативные модели принятия решений. Модели и методы принятия решений. Тема 6. Групповая динамика и лидерство в менеджменте Проблема группы в менеджменте. Понятие «групповая динамика». Назначение групп с точки зрения организации и индивида. Классификация групп. Контекстуальные и внутренние факторы групповой эффективности. Стадии развития группы. Конфликты и стрессы при групповом взаимо-действии. Техники структурирования групповой работы. Команда как специальный вид группы. Распределение ролей в эффективной команде. Основные принципы командообразования. Достоинства и недостатки командной работы. Лидерство как сторона групповой динамики. Природа и содержание лидерства. Лидерство и эффективность управления. Основные подходы в изучении лидерства; теория лидерских качеств, концепции лидерского поведения (К. Левина, Р. Лай-керта, Блейка и Дж. Моутон), ситуационные теории лидерства (Танненбаума – Шмидта, Херсея и Бланшарда, Врума – Йеттона – Яго). Новые теории лидерства: атрибутивное, харизматическое, на основе видения. Лидерство и власть. Основные формы власти и влияния. Ответственное и эффективное использование власти в организации Тема 7. Этика и культура менеджмента Культура организации: сущность, функции, элементы, технология, место в системе управления. Понятие и структура организационной культуры. Субъективная и объективная организационные культуры. Стиль руководства и организационная культура. Развитие организационной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность. Этические принципы управленческой деятельности. Стиль и культура менеджмента; факторы эффективного менеджмента 5. Образовательные технологии В учебном процессе при реализации компетентностного подхода используются лекционные и практические занятия, в том числе в форме активных и интерактивных форм проведения занятий: деловые и ролевые игры, презентации по отдельным темам изучаемой дисциплины. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет более 30% из объема часов, отводимых на аудиторные занятия. Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде тренингов, ролевых и деловых игр, при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, каждая из которых решает конкретную задачу в рамках общей обсуждаемой или решаемой проблемы. Эти формы сочетаются с самостоятельной работой студента в целях закрепления и развития полученных знаний. Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа осуществляется в рамках предлагаемой примерной сквозной тематики рефератов и посвящается какой-либо значимой классической, либо современной управленческой проблеме. Творческая работа нацелена на раскрытие аналитических способностей студента. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются тестирование, контрольные работы студентов, творческая работа (реферат), итоговое испытание. Итоговое испытание является аналогом устного зачета. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины В рамках дисциплины «Общий менеджмент» с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий (в виде элементов тренингов, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой. Во время семинаров и самостоятельной подготовки обучающимся обеспечивается доступ к сети Интернет. Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
Для решения таких задач студентам рекомендуются для изучения и анализа работы, раскрывающие содержание основных научных школ и направлений в менеджменте (либо их разделы). Результаты самостоятельной работы обсуждаются на семинарских занятиях. Навыки критического отношения к управленческой аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» в различных управленческих ситуациях, развития либо опровержения той или иной альтернативы управленческого решения. Студент должен выполнить реферат на одну из приведенных тем:
Тестовые задания по курсу «Общий менеджмент»
Контрольные вопросы по курсу «Общий менеджмент»
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Общий менеджмент» а) основная литература: Менеджмент [Текст] : учебник / под ред. М. М. Максимцова, М. А. Комарова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 320 с. Переверзев, М. П. Менеджмент [Электронный ресурс]: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский. - Электрон. текстовые дан. - М. : Термика [сop.] : Кодекс [cop., прогр. комплекс], [2007]. б) дополнительная литература: Малюк В. И.. Менеджмент: деловые ситуации, практические задания, курсовое проектирование [Текст] : практикум / В. И. Малюк. - М. : КноРус, 2010. - 291, [13] с. Коргова, М. А.. Менеджмент. Краткий курс [Текст] : учеб. пособие / М. А. Коргова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 378, [6] с. Менеджмент [Текст] : учебник / Гос. ун-т упр. ; под ред. М. Л. Разу. - М. : КНОРУС, 2008. - 472 с. : Казначевская, Г. Б. Менеджмент [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Г. Б. Казначевская, И. Н. Чуев, О. В. Матросова. - 4-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 378, [6] с. Глухов, В. В.. Менеджмент [Текст] : учебник / В. В. Глухов. - 3-е изд. - М. ; СПб. [и др.] : Питер, 2007. - 600, [8] с. Герчикова И. Н. Менеджмент [Текст] = Management : учеб. для вузов / И. Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - XII, 499, [1] с. Вершигора Е. Е. Менеджмент [Текст] : учеб. пособие / Е. Е. Вершигора. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2007. - 281, [7] с в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Общий менеджмент» - компьютерный класс, - мультимедийное оборудование, - информационные базы данных, - учебная, научная, монографическая литература, - сборники судебной практики, - юридическая периодика, - оборудованные учебные классы, - залы судебных заседаний. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по специальности 036401 Таможенное дело Автор: д. п. н., профессор кафедры политических наук А.А. Вилков Программа одобрена на заседании кафедры таможенного, административного и финансового права «__» __________ 2011 года, протокол № __. Подписи: Зав. кафедрой политических наук А.А. Вилков Декан юридического факультета Г.Н. Комкова |
Программа дисциплины Социология Специальность 036401 Таможенное дело Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8 | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Юшков О. А. Статистика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения (специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... О. И. Девяткова Планирование хозяйственных процессов лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела: Учебно-методический... | Рабочая программа дисциплины Европейское право Специальность 036401 «Таможенное дело» Преподавание и изучение права ес позволяет раскрыть механизм и условия действия норм права Европейского Союза. Необходимость такого... | ||
Программа вступительного испытания творческой (профессиональной)... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Таможенное дело» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... ... | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 036401. 65 «Таможенное дело» | Учебной дисциплины «Товароведение и экспертиза в таможенном деле... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Товароведение и экспертиза в таможенном деле» составлен в соответствии с требованиями... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов по специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа для студентов специальности 036401. 65 «Таможенное дело» ... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплины «Финансовый менеджмент» Бакша н. В. Финансовый менеджмент учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 036801. 65 «Таможенное... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... Институты административного и таможенного права, регулирующие деятельность таможенных органов |