Нестандартные формы обучения в современной школе





Скачать 49.62 Kb.
НазваниеНестандартные формы обучения в современной школе
Дата публикации22.06.2013
Размер49.62 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Экономика > Анализ
Нестандартные формы обучения в современной школе

С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий.

По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

  1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

  2. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок – «дублер начинает действовать».

  3. Уроки, основанные на формах , жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

  4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

  5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

  6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

  7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

  8. Интегрированные уроки.

  9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция – парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Несмотря на многообразие нестандартных уроков можно выделить ряд рекомендаций по их проведению:

  • Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся.

  • Слишком частное обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения.

  • Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы КОНКРЕТНЫХ целей обучения и воспитания.

  • При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся.

  • Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла.

  • При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом « с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

В качестве примера нестандартного урока, развивающего познавательный интерес учащихся, рассмотрим КВН по экономике в 10 классе на тему «Экономико-организационные формы сельскохозяйственных предприятий».

Цели урока: обобщить знания, полученные учащимися, научить работать в коллективе.

Задачи урока:

Образовательная: повторение, закрепление, обобщение основных экономических понятий; самостоятельное изучения отдельных понятий.

Развивающая: развитие умения творчески мыслить, способности к ассоциациям, умения выступать перед классом, научить работать в группе.

Воспитывающая: формирование познавательного интереса к экономической науке.

Проведение нетрадиционного урока требует предварительной и плодотворной подготовки. За неделю до урока целесообразно объяснить цель предстоящего урока, довести до учеников важность данного урока, сформировать команды (2-3), дать учащимся задания, выбрать двух человек из класса, которые будут ведущими данного урока-игры, назначить жюри. Предоставить необходимый учебный материал, помочь с декорациями, костюмами. Каждый ученик должен взять на себя долю ответственности в правильности выполнения задания.

Проведение урока:

Если необходимо, учитель устанавливает оборудование для просмотра презентаций; помогает оформить декорации, в начале урока учитель еще раз кратко проговаривает цели и задачи данного урока, рассказывает о ходе занятия. Далее ученики приступают к проведению игры. В конце занятия подводятся итоги игры, выбирается команда победитель, которая получает главный приз. Остальные же команды получают поощрительные призы.

Этапы проведения КВН:

  1. Домашнее задание: Предложить модель предприятия с определенной организационной структурой и экономико-правовой формой. Цель – закрепление знаний по теме «Экономико-организационные формы сельскохозяйственных предприятий». В процессе выполнения задания учащиеся рассматривают вопросы самостоятельной организации предприятия.

  2. Разминка. Цель – активизация знаний, умений и навыков по дисциплине «Экономика организации» в процессе формулировки вопросов соперникам.

  3. Шуточный конкурс капитанов. Цель – развитие познавательного интереса.

  4. Конкурс рекламы. Цель – самостоятельная проработка темы «Рынок», в процессе которой учащиеся определяют наиболее конкурентоспособный товар и способы его продвижения на рынок с целью занять определенную рыночную нишу.

  5. Кроссворды. Цель – проверка знаний по курсу дисциплины «Экономика организации» путем поиска ответов на вопросы предложенных кроссвордов.

  6. Конкурс газет на тему «Занимательная экономика». Цель – активизация самостоятельной работы учащихся в процессе поиска материала к заданию. После проведения такого нестандартного урока учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты. Вопросы могут быть разного содержания и направленности. Они должны преследовать цель выяснить отношение учащихся к таким урокам, заинтересовали ли они их, что понравилось и с чем они не согласны, хотели бы, чтобы подобные уроки проводились еще. Как учить занимательнее и эффективнее? Как превратить учебу из изнурительного труда в приятный и радостный праздник?

Анализ полученных ответов позволяет констатировать положительное отношение учащихся к нестандартным урокам, их возросший интерес к содержанию рассматриваемого материала, увлеченность игрой и командную сплоченность. Все это позволяет считать, что игровые формы могут использоваться как универсальное средство в деле становления личности.

Преобразовать в интенсивную и игровую форму обучения можно любую учебную дисциплину, но лучше всего для этого подходят гуманитарные и экономические дисциплины.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нестандартные формы обучения в современной школе iconРеферат Формы профильного обучения в современной школе
Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе...
Нестандартные формы обучения в современной школе iconМетодические рекомендации по организации обучения первоклассников...
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его...
Нестандартные формы обучения в современной школе iconУрок как основная форма обучения. Дополнительные формы организации обучения
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют...
Нестандартные формы обучения в современной школе icon«Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной...
Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся
Нестандартные формы обучения в современной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы обучения чтению ( краткий историко-критический обзор методов обучения чтению). Основные методы обучения литературному чтению...
Нестандартные формы обучения в современной школе icon«Нестандартные формы проведения уроков иностранного языка как средство...

Нестандартные формы обучения в современной школе iconСпециальность «Преподавание в начальных классах»
Методы обучения в современной школе. Сборник статей. М., 1983. Педагогика./Под ред. П. И. Пидкасистого. М.,1995
Нестандартные формы обучения в современной школе iconРабочая программа учебной дисциплины «управление банковскими рисками»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла студентам очной формы...
Нестандартные формы обучения в современной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Урок технологии в современной школе» и в целях реализации Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» в октябре-декабре...
Нестандартные формы обучения в современной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами обучения в Школе современной хореографии «стрекоза»
Нестандартные формы обучения в современной школе iconЛитература 54-56
Серии «Новое в преподавании в школе», «Творческая мастерская учителя», «Урок в современной школе» и др. 27
Нестандартные формы обучения в современной школе iconРабочая программа учебной дисциплины «оценка банковского бизнеса»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Нестандартные формы обучения в современной школе iconО проведении VIII районного методического фестиваля «Уроки физики...
Чувашской Республики в целях распространения передового педагогического опыта в преподавании физики и математики в районе. Для выявления...
Нестандартные формы обучения в современной школе iconВыполнение заданий к модулю 3 Здоровьесберегающее сопровождение процесса...
Подумайте и напишите внутришкольные факторы, негативно влияют на здоровье ребенка в образовательном процессе
Нестандартные формы обучения в современной школе iconПояснительная записка важная роль в процессе обучения и воспитания...
Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы...
Нестандартные формы обучения в современной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины по выбору студентам специальности 190601. 65 «Автомобили...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск