Скачать 49.62 Kb.
|
Нестандартные формы обучения в современной школе С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
Несмотря на многообразие нестандартных уроков можно выделить ряд рекомендаций по их проведению:
В качестве примера нестандартного урока, развивающего познавательный интерес учащихся, рассмотрим КВН по экономике в 10 классе на тему «Экономико-организационные формы сельскохозяйственных предприятий». Цели урока: обобщить знания, полученные учащимися, научить работать в коллективе. Задачи урока: Образовательная: повторение, закрепление, обобщение основных экономических понятий; самостоятельное изучения отдельных понятий. Развивающая: развитие умения творчески мыслить, способности к ассоциациям, умения выступать перед классом, научить работать в группе. Воспитывающая: формирование познавательного интереса к экономической науке. Проведение нетрадиционного урока требует предварительной и плодотворной подготовки. За неделю до урока целесообразно объяснить цель предстоящего урока, довести до учеников важность данного урока, сформировать команды (2-3), дать учащимся задания, выбрать двух человек из класса, которые будут ведущими данного урока-игры, назначить жюри. Предоставить необходимый учебный материал, помочь с декорациями, костюмами. Каждый ученик должен взять на себя долю ответственности в правильности выполнения задания. Проведение урока: Если необходимо, учитель устанавливает оборудование для просмотра презентаций; помогает оформить декорации, в начале урока учитель еще раз кратко проговаривает цели и задачи данного урока, рассказывает о ходе занятия. Далее ученики приступают к проведению игры. В конце занятия подводятся итоги игры, выбирается команда победитель, которая получает главный приз. Остальные же команды получают поощрительные призы. Этапы проведения КВН:
Анализ полученных ответов позволяет констатировать положительное отношение учащихся к нестандартным урокам, их возросший интерес к содержанию рассматриваемого материала, увлеченность игрой и командную сплоченность. Все это позволяет считать, что игровые формы могут использоваться как универсальное средство в деле становления личности. Преобразовать в интенсивную и игровую форму обучения можно любую учебную дисциплину, но лучше всего для этого подходят гуманитарные и экономические дисциплины. |
Реферат Формы профильного обучения в современной школе Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе... | Методические рекомендации по организации обучения первоклассников... Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его... | ||
Урок как основная форма обучения. Дополнительные формы организации обучения В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют... | «Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной... Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы обучения чтению ( краткий историко-критический обзор методов обучения чтению). Основные методы обучения литературному чтению... | «Нестандартные формы проведения уроков иностранного языка как средство... | ||
Специальность «Преподавание в начальных классах» Методы обучения в современной школе. Сборник статей. М., 1983. Педагогика./Под ред. П. И. Пидкасистого. М.,1995 | Рабочая программа учебной дисциплины «управление банковскими рисками» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла студентам очной формы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Урок технологии в современной школе» и в целях реализации Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» в октябре-декабре... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами обучения в Школе современной хореографии «стрекоза» | ||
Литература 54-56 Серии «Новое в преподавании в школе», «Творческая мастерская учителя», «Урок в современной школе» и др. 27 | Рабочая программа учебной дисциплины «оценка банковского бизнеса» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения... | ||
О проведении VIII районного методического фестиваля «Уроки физики... Чувашской Республики в целях распространения передового педагогического опыта в преподавании физики и математики в районе. Для выявления... | Выполнение заданий к модулю 3 Здоровьесберегающее сопровождение процесса... Подумайте и напишите внутришкольные факторы, негативно влияют на здоровье ребенка в образовательном процессе | ||
Пояснительная записка важная роль в процессе обучения и воспитания... Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины по выбору студентам специальности 190601. 65 «Автомобили... |