Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину. Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины»





НазваниеУчебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину. Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины»
страница1/13
Дата публикации22.11.2017
Размер1.58 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

Филиал в г. Туапсе

Н.О. Хагурова


СОЦИОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие


Ростов-на-Дону

2014

ББК 60.5я7 + 06
Рецензент – кандидат исторических наук, доцент Н.Т. Напсо

Хагурова, Н.О.
Социология: учебно-методическое пособие / Н.О. Хагурова; ФГБОУ ВПО РГУПС (филиал в г. Туапсе). – Ростов н/Д, 2014. –120 с.

Учебно-методическое пособие содержит тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, методические рекомендации студентам для подготовки к семинарским занятиям, темы рефератов и контрольных работ, перечень вопросов к зачету и экзамену, тесты для самоконтроля, словарь основных терминов, рекомендуемую учебную литературу.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину.

Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» (филиал РГУПС в г. Туапсе).





© Хагурова Н.О., 2014




© ФГБОУ ВПО РГУПС, 2014


Введение
Дисциплина «Социология» читается в цикле общих гуманитарных и социально-экономическихдисциплин. Курс социологии нацелен на приобретение студентами знаний об окружающих их социальных явлениях и процессах в современном обществе. Изучение курса социологии дает студентам знания о механизмах функционирования общества, его институтах и социальных группах. Социология развивает у студентов способности к анализу и прогнозированию развития социальных процессов, а также выступает важнейшим условием формирования активной жизненной и гражданской позиции будущих специалистов. При изучении общества социология взаимосвязана с такими учебными дисциплинами, как «философия», «культурология»,«история», «экономика», «политология». Взаимодействуя с другими гуманитарными науками, социология имеет свой специфический предмет исследования. Знания и выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий, имеют значение для других гуманитарных и социально-экономических наук. В этом плане курс социологии способствует более глубокому восприятию студентами дисциплин этого блока.
Цели и задачи изучения курса

Курс социологии ставит своей целью:

  • повышение уровня мировоззренческой и гуманитарнойподготовки студентовпутем овладения знаниями озакономерностях функционирования и развитияобщества каксоциокультурной системе;

  • дать студентам глубокие знания теоретических основ изакономерностей функционирования социологической науки,выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношенияметодологии и методовсоциологического познания;

  • помочь овладеть этими знаниями во всем многообразиинаучныхсоциологических направлений, школ и концепций, втом числе и русскойсоциологической школы;

  • вооружить студентов знаниями о социальных группах исоциальных общностях, находящихся в постоянныхсоциальных связях;

  • способствовать подготовке широко образованных, творческих икритически мыслящих специалистов, способных к анализу ипрогнозированию сложных социальных проблем и овладениюметодикой проведения социологических исследований.


Задачи курса предполагают изучение:

  • основных этапов развития социологической мысли исовременных направленийсоциологической теории;

  • определения общества как социальной реальности и целостнойсаморегулирующейся системы;

  • социальных институтов, обеспечивающих воспроизводствообщественных отношений;

  • основных этапов культурно-исторического развития обществ,механизмов и форм социальных изменений;

  • социологического понимания личности, понятия социализациии социального контроля, личности как субъекта социальногодействия и социальных взаимодействий;

  • межличностных отношений в группах, особенностейформальных и неформальных отношений, природы лидерства ифункциональной ответственности;

  • механизма возникновения и разрешения социальныхконфликтов;

  • культурно-исторических типов социального неравенства истратификации, представления о горизонтальной ивертикальной социальной мобильности;

  • основных проблем стратификации российского общества,возникновения классов, причины бедности и неравенства,взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;

  • представлений о процессе и методах социологическогоисследования.


Для достижения указанной цели и решения поставленныхзадач студент должен знать:

  • историю и этапы развития социологии, основные функциисоциологии исферы применения социологического знания;

  • структуру и закономерности социализации личности, понятиясоциального статуса и социальной роли;

  • специфику социальныхдействий,основные закономерности и формы регуляции социальногоповедения;

  • основные функциии способы деятельности различных социальныхинститутов;

  • основные виды социальных общностей, основы ихформирования и характер функционирования;

  • особенности групповых взаимодействий, способы изучениягрупповой динамики;

  • специфику изучения социальной организации, их структуры, а такжефункционирование в обществе;

  • типологию, основные источники возникновения и развитиямассовых социальных движений, формы социальныхвзаимодействий, факторы социального развития.


Иметь представление:

  • о структуре социологического знания, теоретическихконцепциях отраслевых направлений, о социальных ценностях,нормах, образцах поведения, о социальных взаимосвязях наразных уровнях, включая роль социокультурных механизмов иситуационных факторов;

  • понимать сущность ролевого конфликта и способыстабилизации социальной напряженности, природу социальныхотклонений, "аномий", смысл интегрирующего идезинтегрирующего влияния конфликта на социальнуюструктуру;

  • о механизмах горизонтальной и вертикальной мобильности и еговлияние на изменение социальной структуры общества;

  • об основных тенденциях социального, экономического,политического и культурного развития общества, уметь наосновании полученных знанийделать прогнозы и приниматьрешения.


Умения и навыки, которые должен приобрести студент в результатеизучения дисциплины:

  • владеть методологией, техникой и методикой проведениясоциологического исследования;

  • владеть процедурой организации социологического исследования, знатьосновные его этапы;

  • владеть основными методами социологических исследований(анкетированием, интервью, наблюдением);

  • уметьразрабатывать необходимый для этого инструментарий иосуществлять контроль факторов в социальном эксперименте;

  • навыками самостоятельной работы по поиску актуальных проблем развития общества.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ




п/п


Наименование темы


Лекции

(ОФО)


Семинары

(ОФО)

Лекции

(ЗФО)

Семинары

(ЗФО)

1


Социология как наука об обществе.История становления и развития социологии


4


2


1



2

Общество как социальная система. Социальная структура общества: социальные группы, общности

4

2




1

3

Социальные институты и социальные организации

4

2

1




4

Личность как субъект и объект социальных взаимодействий. Социализация личности. Социальное поведение и социальный контроль

4

2




1

5

Социальное взаимодействие и социальные отношения

2

1

1




6

Социальное неравенство, стратификация, мобильность

4

1




1

7

Культура как социальная система

2

1







8

Социальные изменения и социальные движения. Социальные конфликты

4

2




1

9

Мировая система и процессы глобализации современного общества

2

1







10

Прикладная социология: методология и технология социологических исследований

2

2

1






Итого:

32

16

4

4

ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИОЛОГИЯ»
Тема 1.Социология как наука об обществе.

История становления и развития социологии
Понятие социологии. Объект и предмет социологии. Структура социологии. Уровни социологического знания. Взаимодействие теоретического и эмпирического в социологии. Макро- и микросоциология. Понятийный аппарат. Функции социологии: теоретико-познавательная, информационная, практическая, прогностическая, критическая, мировоззренческая. Методы социологии: метод анализа документов (контент-анализ), метод наблюдения, метод экспериментальной оценки, методы социометрии, социальной психологии, методы статистики, факторного, латентно-структурного анализа. Социология в системе социальных наук. Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии. Огюст Конт – родоначальник социологической науки. Позитивизм и постпозитивизм в социологии. Классические социологические теории. Историко-материалистическая социология К. Маркса. Эволюционистская социология Г. Спенсера. Психологизм в социологической мысли. Социология Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, Г. Зиммеля. Теория социального действия и «понимающая» социология М. Вебера. Социологическое творчество П.А. Сорокина. Зарубежная социология второй половины XXв. Многообразие теорий и исследовательских подходов.

Макросоциологические теории:

  • структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон);

  • конфликтная социология(У. Миллс, Р. Дарендорф).

Микросоциологические теории:

  • «символический интеракционизм» (Д. Мид, Г. Блумер, Ч. Кули, А. Роуз, А. Стросс);

  • теории обмена (Д. Хоманс);

  • феноменологическая социология (А. Шюц);

  • этнометодология (Г. Гарфинкель).

Особенности и проблемы развития социологии в России. Основные направления русской социологии:

  • географическое направление (Л.И. Мечников, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский);

  • субъективистское направление (П.Л. Лавров,Н.К. Михайловский);

  • психологическое направление (Л.И. Петражицкий);

  • марксистское направление (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).

Современный период развития социологии: технократическая концепция (Э. Тоффлер), теория глобальной системы (И. Валлерстайн), теория зависимого развития (Ф. Кардозо).
Тема 2. Общество – как социальная система. Социальная структура общества: социальные группы, общности

Категория «общество» в истории социальной мысли. Общество как объект социологического познания. Основные современные трактовки понятия «общества». Признаки общества. Законы общественной эволюции: закон ускорения социального развития, закон неравномерности экономического, политического, социального и духовного развития.Уровни организации и типология обществ. Общество как социальная система.Теории социальных систем Т. Парсонса, Н. Лумана, Р. Мертона. Экономическая, социальная, политическая, идеологические сферы общества, их особенности и взаимодействие. Институциональный подход: общество как система социальных институтов. Современное российское общество: проблемы и перспективы. Общество как совокупность социальных общностей и групп. Социальная группа – основной элемент общества.Характерные особенности и признаки социальной группы: способ взаимодействия,осознание членства, осознание единства. Основные подходы к изучению социальной группы: динамический, статистический. Факторы, обеспечивающие устойчивость группы: сходство  взглядов участников группы, степень удовлетворенности групповой деятельностью. Виды социальных групп. Малая группа. Формы и структура малой группы. Первичные и вторичные социальные группы. Специфика референтной группы. Экспрессивные группы. Квазигруппы: аудитория, толпа, публика. Особенности толпы и поведения в толпе. Социальные общности: определение понятия и основная характеристика. Социально-демографические, социально-этнические, социально-территориальные общности.
Тема 3. Социальные институты и социальные организации

Понятие социального института. Условия формирования и деятельности социального института. Структура социальных институтов. Явные и латентные функции. Характер распределения социальных ролей в социальных институтах. Дисфункциональность института и ее влияние на состояние общества. Типология социальных институтов: формальные и неформальные институты, политические и экономические институты, институт образования и религии. Семья – важнейший институт социального воспроизводства общества. Структура и типы семьи. Этапы жизненного цикла и функции семьи. Современное состояние и перспективы развития семейно-брачных отношений. Роль социальных институтов в жизнедеятельности общества. Понятие социальной организации. Социальные организации как элемент структуры общества: проблемы возникновения и развития. Типология организаций. Функции социальной организации. Бюрократия как специфический тип социальной организации. «Идеальный тип бюрократии» по М. Веберу. Структура сложной организации. Факторы, влияющие на функционирование организации в современном мире. Связь социальных институтов с социальными организациями.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину. Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы и практических...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину. Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину. Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» iconУчебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения...
Ш 34 Швелидзе В. Б английский язык. Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения. Пятигорск: кмвис фгбоу...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину. Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину. Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» iconУчебно-методическое пособие / О. Н. Углицких, И. И. Глотова, Е. П....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080300. 68 «Финансы и кредит» очной...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину. Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» iconДля всех форм обучения Красноярск сфу 2012
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину. Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» iconУчебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной...
Ч 44 Чепукова А. Б. История экономических учений. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину. Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» iconУчебно-методическое пособие предназначено для студентов специальностей...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальностей 270102 «Промышленное и гражданское строительство», 270100...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину. Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» iconУчебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной...
Ч 44 Чепукова А. Б история экономики. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину. Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» iconКак форма самостоятельной
Методическое пособие предназначено для студентов экономического факультета всех форм обучения и разработано в помощь студенту в процессе...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину. Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» iconЛ. А. Николаева гигиеническая оценка микробного загрязнения воздуха помещений
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину «гигиена»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину. Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» iconРоссийской Федерации Российский химико-технологический университет...
...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину. Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину. Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину. Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Физическая культура является компонентом общекультурной подготовки специалиста и входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину. Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Физическая культура является компонентом общекультурной подготовки специалиста и входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск