Правительство Российской Федерации





НазваниеПравительство Российской Федерации
страница1/3
Дата публикации05.09.2013
Размер0.62 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики
Кафедра мировой экономики


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



На тему «Вывоз капитала за рубеж как механизм разрешения внешних дисбалансов китайской экономики в 1990-2000-е гг.»

Студент группы №461

Цуркан Макар Сергеевич
Руководитель ВКР

доцент, кандидат экономических наук

Мозиас Пётр Михайлович


Москва, 2013

Оглавление



Введение 3
Глава 1. Причины вывоза капитала из КНР 6
1.1. Счета платёжного баланса и их взаимосвязь с показателями системы национальных счетов 6

1.2. Внутренние и внешние дисбалансы китайской экономики 13

1.3. Мотивы вывоза капитала из Китая 19

Глава 2. Механизмы вывоза капитала из КНР 22
2.1. Этапы вывоза капитала из КНР 22

2.2. Анализ факторов, влияющих на объём китайских инвестиций за границей 28

2.3. Структура зарубежных инвестиций КНР 33

2.4. Проблемы и перспективы китайских инвесторов за рубежом 38

Глава 3. Сравнение вывоза капитала из КНР и РФ 42
3.1. Причины вывоза капитала из РФ 42

3.2. Структура зарубежных инвестиций РФ 44

3.3. Перспективы вывоза капитала из РФ и возможное заимствование опыта КНР 48
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложения 58

Введение
Роль КНР в мировой экономике постоянно усиливается. В последние 20 лет её ВВП рос в среднем на 10,8% в год, а её доля в мировом экспорте товаров в 2012 году составила 11,1%1. Но такое стремительное развитие не проходит без проблем. Экономике Китая свойственны определённые макро- и внешнеэкономические дисбалансы, в результате которых национальная монетарная политика во многом утратила свою самостоятельность и способность противостоять инфляции. Одним из способов смягчения этих дисбалансов стали меры, стимулирующие вывоз капитала за рубеж, которые китайское руководство проводит с 1999 года. С тех пор компании из КНР укрепляют своё присутствие на зарубежных рынках, а в СМИ всё чаще можно встретить новости о сделках, осуществляемых китайскими предприятиями, что нередко вызывает обеспокоенность у правительств тех стран, чьи фирмы поглощаются в результате этих сделок.

В последние десятилетия масштабы вывоза капитала из РФ тоже растут, и во многом это отражает диспропорции, свойственные российской экономике, - её избыточную экспортную ориентацию, приводящую к перенакоплению валютных резервов, результатом чего является поддержание инфляционного давления. Хотя зачастую в России отток инвестиций считают негативным явлением, опыт Китая показывает, что стимулирование вывоза капитала за рубеж может оказать благоприятное влияние на экономику, в которой имеет место значительный профицит текущего счёта.

Причины вывоза капитала тщательно изучались многими учёными, наиболее выдающимися из которых являются Р. Вернон, Дж. Даннинг, С. Хаймер. Этот вопрос также в целом довольно проработан отечественными учёными, среди которых особо выделяются А. В. Кузнецов, В. П. Оболенский, Т. Г. Терентьева, которые рассматривают вывоз капитала из КНР и РФ. Такие китайские экономисты, как Ло Ядун, Чжан Синьлэ и Чэн Энь в своих работах описывают факторы, определяющие объёмы потоков прямых инвестиций из КНР.

Объектом данного исследования является вывоз капитала из КНР, а предметом – роль вывоза капитала в разрешении внешнеэкономических дисбалансов. Целью работы является анализ прямых инвестиций, осуществляемых китайскими и российскими компаниями за рубежом, оценка влияния оттока капитала на смягчение внешнеэкономических дисбалансов. Она достигается посредством выполнения следующих задач:

  • исследовать систему макро-дисбалансов, свойственных современной экономике Китая, и роль вывоза капитала в их преодолении;

  • рассмотреть макро- и микроэкономические причины вывоза капитала из КНР;

  • проанализировать механизм вывоза капитала из Китая и его структуру;

  • сравнить прямые инвестиции, осуществляемые китайскими и российскими инвесторами за рубежом;

  • сделать выводы о возможности применения опыта КНР в условиях российской экономики.

В первой главе рассмотрены причины вывоза капитала из КНР и с использованием модели IS-LM-BP описано его влияние на экономику. Вторая глава посвящена детальному рассмотрению механизма вывоза капитала из КНР на разных этапах, анализу факторов, влияющих на распределение инвестиций по странам, описанию отраслевой структуры прямых инвестиций из КНР, их проблем и перспектив. Наконец, в третьей главе проведено сравнение вывоза капитала, проводимого российскими и китайскими компаниями, и сделаны выводы о перспективах обмена опытом в данной сфере.

При написании работы использовались материалы специализированных экономических журналов: «Мировая экономика и международные отношения», «Проблемы Дальнего Востока», «Journal of World Business», «Harvard Business Review», «Journal of Asian Economics», «China Economic Review». Помимо них, в исследовании даются ссылки на деловую прессу: «РБК», «Эксперт», «Financial Times», «Forbes», «Fortune Magazine», «The Economist», «The Wall Street Journal». Для написания работы было изучено множество докладов, составленных такими авторитетными компаниями и агентствами, как Ernst&Young, Euromonitor, International Trade Center, The Economist Intelligence Unit. Также в исследовании использовались статистические базы Всемирного банка, Государственной администрации валютного контроля КНР, Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международного валютного фонда, Министерства коммерции КНР, Национального статистического бюро КНР, Федеральной службы государственной статистики РФ, Центрального Банка РФ.


Глава 1. Причины вывоза капитала из КНР


    1. Счета платежного баланса и их взаимосвязь с показателями системы национальных счетов


До XVIII века среди экономических доктрин наибольшую поддержку получали идеи меркантилизма, практические рекомендации которых сводились к применению значительных протекционистских мер и поддержанию активного торгового баланса – ситуации, при которой экспорт страны выше её импорта. Однако позже внешнеэкономические связи между странами стали укрепляться, и по мере роста обмена товарами, услугами и капиталом возникла необходимость отслеживания платёжеспособности страны и степени её участия в мировой экономике. Инструментом, позволяющим определить финансовое положение страны и её вовлечённость в экономическое взаимодействие с другими государствами, является платёжный баланс.

Платёжный баланс – это система статистических показателей, характеризующих все денежные операции между резидентами страны и нерезидентами в течение определённого периода времени. В развитых странах информация по платёжному балансу предоставляется органами общенационального уровня (министерствами или центральными банками) ежеквартально2. В основе этой системы лежит принцип двойной записи, согласно которому каждая операция одновременно отражается по дебету и кредиту. Операции, связанные с поступлением иностранной валюты резидентам страны, отражаются со знаком «+», в то время как отток валюты отражается со знаком «-». Платёжный баланс состоит из четырёх разделов3:

  1. Счёт текущих операций;

  2. Счёт операций с капиталом;

  3. Финансовый счёт;

  4. Чистые ошибки и пропуски.

Счёт текущих операций отражает экспорт и импорт товаров и услуг, чистые факторные доходы, полученные резидентами от нерезидентов, и текущие трансферты. Счёт операций с капиталом показывает капитальные трансферты, приобретение и продажу нефинансовых активов. Зачастую он объединяется с финансовым счётом, который отражает покупку и продажу финансовых активов, в счёт движения капитала, при этом изменение в золотовалютных резервах страны выделяется как отдельная статья. К золотовалютным резервам относят иностранную валюту, запасы золота, долговые ценные бумаги, выпущенные нерезидентами, специальные права заимствования и другие резервные активы4. Для целей данной работы используется классификация, согласно которой платёжный баланс состоит из счёта текущих операций, счёта движения капитала, изменения золотовалютных резервов и чистых ошибок и пропусков.

Составляющие платёжного баланса находятся в непосредственной связи с показателями другой важной статистической системы – системы национальных счетов (СНС). Она позволяет оценить процессы, протекающие внутри экономики, и измерить объём её производства. Важнейшими показателями системы национальных счетов являются конечное потребление, валовые частные инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт, которые в сумме позволяют рассчитать валовой внутренний продукт страны.

Платёжный баланс связан с системой национальных счетов через счета «остального мира», под которым в СНС подразумеваются все нерезиденты. Ввиду того, что обе системы придерживаются одинаковых принципов и методологий, у них совпадают такие показатели, как экспорт и импорт товаров и услуг, баланс счёта операций с капиталом, чистое кредитование (заимствование)5. Однако платёжный баланс более подробно раскрывает внешнеэкономические операции резидентов страны с нерезидентами: например, он показывает, инвестиции какого рода были произведены резидентами и нерезидентами и насколько поменялась каждая составляющая резервов Центрального банка в отчётном периоде. Таким образом, можно утверждать, что платёжный баланс не просто включает в себя часть счетов СНС, а является важным незаменимым статистическим инструментом.

Источник: Melvin M., Norrbin S. Op. cit. P.248.

Рисунок 1. Кривая IS в системе координат Y-i
Наиболее наглядной иллюстрацией взаимосвязи показателей платёжного баланса и СНС является модель IS-LM-BP, разработанная Робертом Манделлом6 и Маркусом Флемингом7 независимо друг от друга. Она показывает связь между обменным курсом, процентной ставкой и выпуском малой открытой экономики в краткосрочном периоде.

Кривая IS (Investment - Saving) характеризует равновесия на товарном рынке, то есть все возможные комбинации процентных ставок и выпуска, при которых совокупный выпуск равен совокупным расходам:


Формула 1. Кривая IS






Источник: Melvin M., Norrbin S. Op. cit. P.248.



Источник: Melvin M., Norrbin S. Op. cit. P.250.

Рисунок 2. Кривая LM в системе координат Y-i

где Y – совокупный выпуск, i – процентная ставка, С – потребительские расходы, I – частные инвестиции, G – государственные расходы и NX – чистый экспорт. Так как сокращение процентной ставки стимулирует рост инвестиций, то кривая IS имеет отрицательный наклон в системе координат (см. рис. 1), где по оси абсцисс отложен совокупный выпуск (Y), а по оси ординат – процентная ставка (i).

Кривая LM (Liquidity – Money) обозначает равновесия на денежном рынке, то есть ситуации, при которых спрос на деньги равняется денежному предложению:


Формула 2. Кривая LM






Источник: Melvin M., Norrbin S. Op. cit. P.250.



где Y- совокупный выпуск, i – процентная ставка, – реальное денежное предложение, а – реальный спрос на деньги. Ввиду того, что рост выпуска влечёт за собой увеличение спроса на деньги и подталкивает к росту процентные ставки, кривая LM имеет положительный наклон в системе координат Y-i (см. рис. 2).

Источник: Melvin M., Norrbin S. Op. cit. P.253.

Рисунок 3. Кривая BP в системе координат Y-i


Наконец, кривая BP (Balance of Payments) изображает равновесия платёжного баланса страны, то есть ситуации, при которых сумма сальдо счета текущих операций, сальдо счёта движения капитала и изменения золотовалютных запасов страны равна нулю (предполагается, что нет ошибок и пропусков в сборе данных):


Формула 3. Кривая BP





Источник: Melvin M., Norrbin S. Op. cit. P.253.


где ∆CA – сальдо счёта текущих операций, ∆CF – сальдо счёта движения капитала, ∆FER – изменение золотовалютных резервов страны. В своей работе Манделл сделал предположение о совершенной мобильности капитала, которая означала, что «все ценные бумаги в системе – совершенные субституты»8. В этой ситуации капитал может свободно перетекать из ценных бумаг одной страны в ценные бумаги другой, и такое перемещение не связано с какими-либо издержками. Так как в модели рассматривается малая экономика, то при совершенной мобильности капитала процентная ставка внутри страны должна равняться мировой процентной ставке, то есть являться экзогенной переменной. Поэтому в системе координат Y-i кривая BP горизонтальна (см. рис. 3).

Источник: Melvin M., Norrbin S. Op. cit. P.254-258.

Рисунок 4. Эффективность монетарной и фискальной политики при фиксированном и плавающем курсе
В своих работах Манделл и Флеминг рассматривали как экономику с плавающим валютным курсом, так и ситуацию фиксированного обменного курса. При этом они пришли к выводу, что монетарная политика может быть эффективна только в случае плавающего курса, когда рост денежной массы приводит к удешевлению экспортных товаров страны и росту выпуска, а фискальная политика – при фиксированном курсе, когда рост государственных расходов увеличивает предложение денег и стимулирует рост выпуска (см. рис. 4).

Однако данные выводы не подойдут для экономики Китая ввиду того, что предпосылки, на которых они базируются, отличны от действительной ситуации в КНР. Чтобы использовать модель Манделла-Флеминга для рассмотрения китайской экономики, необходимо учесть размер экономики Китая, а также институциональные факторы, приводящие к определённым внешним экономическим дисбалансам.


    1. Внутренние и внешние дисбалансы китайской экономики


Экономике КНР свойственны определённые внутренние структурные особенности. Одной из них являются низкие затраты на рабочую силу, главной причиной которых являются институциональные ограничения на рост крестьянских доходов. Волостные и поселковые предприятия, которые являются основными источниками спроса на труд в неразвитых регионах КНР, постепенно закрываются9, но вместе с этим правительство, опасаясь роста социальной напряжённости, сохраняет ограничения на миграцию сельских жителей в развитые города10, где заработные платы выше.

Помимо этого, в КНР неразвита сфера социального страхования: например, в 2011 г. пенсионная система покрывала лишь 55% взрослого населения11. Показатели неравномерности распределения доходов среди китайского населения высоки: в 2012 году коэффициент Джини составил 0,47412. Отсутствие развитого социального обеспечения и низкие доходы вызывают другой внутренний дисбаланс - высокую норму сбережения: в 2011 г. сбережения составляли 53% от ВВП или около 3,9 трлн. долл. США13. При этом в последние 20 лет сбережения домохозяйств сохранялись примерно на одном и том же уровне (20% от ВВП), а сбережения государства росли из-за профицита бюджета. В то же время росли и сбережения предприятий, которые предпочитают не перераспределять прибыль, а сберегать её и инвестировать в новые проекты (см. рис. 5). Такая ситуация значительно ограничивает возможности сбыта продукции на внутреннем рынке и рост экономики за счёт потребления.

Источник: Национальное статистическое бюро КНР. http://www.stats.gov.cn/

Рисунок 5. Норма сбережения в КНР в 1992-2008 гг. (% от ВВП)

Одновременно с этим Китаю свойственна проблема «мягких бюджетных ограничений», впервые сформулированная Яношем Корнаи14. Ввиду того, что в случае неудачных проектов государственные компании могут рассчитывать на поддержку со стороны государства, их спрос на инвестиции не ограничен существующими рисками. Кроме того, чиновники заинтересованы в том, чтобы у предприятий, находящихся в сфере их ответственности, были высокие показатели деятельности. Поэтому местные власти способствуют выдаче государственными банками кредитов таким компаниям, не имея при этом точного представления о ситуации на предприятиях из-за асимметрии информации. В результате зачастую инвестиции оказываются неэффективными и приводят к образованию «плохих долгов» в банковском секторе.

Указанные выше структурные особенности китайской экономики имеют и внешнеэкономическое преломление. Во-первых, низкие затраты на рабочую силу стимулируют развитие трудоёмких производств, но вместе с недостаточным внутренним спросом они вызывают преобладание экспорта над импортом, что ведёт к профициту счёта текущих операций. Ситуация положительного сальдо текущего счёта наблюдается в Китае с 1994 года15, и немалую роль в этом играет регулирование обменного курса юаня, который в последние годы укрепляется16, но тем не менее всё так же признаётся заниженным17.

Во-вторых, высокая норма сбережений и «мягкие бюджетные ограничения» создают предпосылки для огромного объёма инвестиций в экономике. Вместе с политикой по привлечению иностранного капитала и ограничению его перемещения18 эта ситуация приводит к профициту счёта движения капитала. Приток капитала в КНР был выше оттока из неё всё время с 1993 года, за исключением 1998 года19, на который пришёлся разгар Азиатского финансового кризиса.

Чтобы понять, к чему приводит одновременный профицит счёта текущих операций и счёта движения капитала, можно использовать модель Манделла-Флеминга, но в модифицированном виде. Допущения о совершенной мобильности капитала и малой экономике неприменимы в случае с КНР: её ВВП является вторым по величине в мире20, а ограничения на движение капитала всё ещё значительны21. Поэтому в модифицированной версии модели Манделла-Флеминга кривая BP будет иметь положительный наклон, тем самым иллюстрируя способность китайской экономики влиять на процентную ставку в мире и несовершенную мобильность капитала в КНР22. Кроме того, для рассмотрения экономики КНР уместнее использовать случай фиксированного валютного курса, так как Народный банк Китая контролирует изменения курса юаня23.

Рисунок 6. Влияние роста инвестиций и экспорта на равновесие в экономике КНР

Источник: Wang P. The Economics of Foreign Exchange and Global Finance. Berlin: Springer, 2009. P. 162.

Предположим, что в китайской экономике происходит очередное увеличение объёма инвестиций и экспорта при указанных выше условиях. Это будет означать рост расходов и сдвиг кривой IS вправо, при этом равновесие переместится из точки А в точку B (см. рис. 6). Однако в точке B не будет достигаться внешнее равновесие: одновременно наблюдается положительное сальдо счёта текущих операций и счёта движения капитала. Как покупатели экспортной продукции, так и инвесторы, переносящие капитал в китайскую экономику, предъявляют спрос на юань, в результате чего на валюту КНР оказывается давление в сторону ревальвации. Так как Народный банк Китая не позволяет курсу юаня меняться свободно, то чтобы удовлетворить возникший спрос он проводит валютные интервенции, покупая иностранную валюту и тем самым увеличивая свои золотовалютные резервы. В свою очередь, это приводит к увеличению денежной массы, и кривая LM сдвигается вправо, а равновесие оказывается в точке C.

В связи с этим возникает вопрос о жизнеспособности такой модели роста. Дополнительный объём денежной массы, которую выпускает Народный банк Китая, постоянно «разогревает» экономику, провоцируя инфляцию и новые инвестиции, из-за чего весь описанный выше процесс повторяется вновь и вновь. В результате именно инвестиции играют ключевую роль в экономике КНР: например, в 2001-2011 гг. их доля в ВВП составляла 41-49%24. При этом монетарная политика оказывается зависимой от внешних факторов и теряет свою способность бороться с ростом цен за счёт ужесточающих мер, в результате чего инфляция становится трудно прогнозируемой. Можно сказать, что для стабильного развития в долгосрочной перспективе китайской экономике необходимо переходить к более оптимальному сочетанию трёх «двигателей» роста: экспорта, инвестиций и потребления25.

Одной из мер, к которой китайское правительство уже успело прибегнуть для смягчения внешних дисбалансов экономики, стало стимулирование вывоза капитала за рубеж. Польза от такой политики вполне очевидна: за счёт увеличения инвестирования за рубеж сокращается положительное сальдо счёта движения капитала, а вместе с этим ослабевает давление на юань в сторону ревальвации. Это, в свою очередь, означает, что объёмы валютных интервенций, проводимых Центральным банком для поддержания курса юаня, сокращаются, а монетарная политика становится более независимой. В модели IS-LM-BP для китайской экономики такие меры приводили бы к сдвигу кривой BP влево, то есть при определённых условиях общего равновесия можно было бы достичь без вмешательства на денежном рынке (см. рис. 7).

Источник: Wang P. The Economics of Foreign Exchange and Global Finance. Berlin: Springer, 2009. P. 163.
Рисунок 7. Влияние роста инвестиций, экспорта и вывоза капитала на равновесие в экономике КНР
Но подобная мера не смогла бы стать эффективной, если бы у китайских компаний не было объективных причин для инвестирования за рубеж. Рассмотрим, какие мотивы подталкивают экономических агентов в КНР к вывозу капитала за границу.


    1. Мотивы вывоза капитала из КНР


У компаний КНР есть целый ряд мотивов для осуществления инвестиций за рубежом, которые условно можно отнести к микро- и макроуровню. Если микроэкономические причины обусловлены главной целью всех коммерческих предприятий - максимизацией прибыли, то макроэкономические причины связаны с особенностями экономики страны.

К микроэкономическим мотивам можно отнести высокую конкуренцию между компаниями в Китае. Вступление КНР в ВТО и глобализация усложняют положение китайских компаний на внутреннем рынке, где постепенно укрепляют свои позиции транснациональные корпорации. Обладая большими ресурсами по сравнению с китайскими предприятиями, иностранные ТНК имеют значительные возможности для вытеснения китайских конкурентов, что подталкивает компании из Китая к поиску способов сохранения своего положения на рынке. Одним из них является экономия от масштаба, которая достигается благодаря расширению рынков сбыта за границей.

Из роста конкуренции на национальном рынке вытекает другой мотив для вывоза капитала - потребность китайских компаний в новых технологиях. КНР пока не располагает технологиями, которые могли бы помочь её компаниям соперничать с иностранными конкурентами из более развитых стран, поэтому китайские фирмы отправляются искать технологии за рубеж.

Наконец, важной микроэкономической причиной является наличие стран с более низкой стоимостью факторов производства. Постепенно КНР теряет своё преимущество в стоимости рабочей силы, на что компании отвечают переносом производства в такие развивающиеся страны Азии, как Вьетнам, Шри-Ланка и т.д.26

Макроэкономические причины также играют значительную роль в осуществлении китайскими компаниями инвестиций за рубежом. Около 82% всего объёма нефинансовых прямых зарубежных инвестиций из КНР осуществляются государственными корпорациями27, которые также являются самыми крупными китайскими инвесторами за границей28. Вероятно, что такое распределение частично является следствием «мягких бюджетных ограничений», о которых было сказано ранее. В стремлении увеличить финансовые показатели государственных компаний их менеджеры инвестируют не только в КНР, но и за рубежом.

Ещё одним мотивом для вывоза капитала на макроуровне является “сырьевой голод” Китая. С 2009 года КНР стала чистым импортёром угля, а более 50% нефти, потребляемой в стране, доставляется из-за рубежа29. Наблюдается чёткая тенденция к усилению зависимости Китая от импортных энергоресурсов, что, по подсчётам Я. Бергера, к 2020 году может вылиться в 20-процентную долю импорта в потреблении энергии30. Для дальнейшего роста китайской экономике необходимы новые источники природных ресурсов, поэтому многие компании, особенно государственные31, стремятся за рубеж.

Другим важным фактором является относительно узкий внутренний спрос в КНР. Как уже было сказано выше, крайне высокая норма сбережений, свойственная китайской экономике, ограничивает возможность наращивания сбыта продукции на внутреннем рынке, что в условиях перепроизводства подталкивает компании к выходу на внешние рынки.

Наконец, в последние годы значимым стимулом для вывоза капитала за границу стал мировой кризис, разразившийся в 2008 году. Рыночная стоимость многих зарубежных компаний заметно упала, а некоторые из них обанкротились, чем и воспользовались китайские инвесторы. Этот факт, в частности, подтверждается резким изменением объёма китайских прямых инвестиций за рубеж в 2008 году (см. рис. 8).

Рисунок 8. Объём прямых зарубежных инвестиций КНР в 1982-2012 гг. (млрд. долл. США)

Источники: Министерство коммерции КНР. http://www.mofcom.gov.cn/

UNCTAD Statistics. http://unctad.org/en/Pages/Home.aspx

Таким образом, одновременное положительное сальдо двух счетов платёжного баланса КНР и вытекающие из этой ситуации последствия можно описать с помощью модифицированного варианта модели Манделла-Флеминга. Частично ослабить внешнеэкономические дисбалансы мог бы вывоз капитала за рубеж, к которому китайские компании подталкивает ряд микроэкономических и макроэкономических мотивов. Рассмотрим, как руководство КНР использовало эти мотивы для проведения политики урегулирования внешнеэкономических дисбалансов страны.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации iconПравительство российской федерации постановление
В соответствии со статьей 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации п о с т а...
Правительство Российской Федерации iconПравительство российской федерации постановление от 8 апреля 2000...
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Правительство...
Правительство Российской Федерации iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации iconРезолюция XV cъезда Коммунистической партии Российской Федерации
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Правительство Российской Федерации iconОб утверждении правил продажи отдельных видов
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,...
Правительство Российской Федерации icon"О порядке награждения граждан нагрудным знаком "Почетный донор России"...
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, n 28, ст. 1064; Собрание...
Правительство Российской Федерации iconО правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей
...
Правительство Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 8...
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Правительство Российской Федерации iconПостановление От 15 мая 2010 г n 337 о министерстве образования и...
Во исполнение пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 271 "Вопросы Министерства образования и науки Российской...
Правительство Российской Федерации iconУдк 37. 026. 1 Иерархия основных категорий
Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий...
Правительство Российской Федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации министерство транспорта...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации iconСтатья 2 Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:...
Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, именуемые
Правительство Российской Федерации iconПравительство российской федерации постановление о внесении изменений...
«О правилах дорожного движения» Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, №47, ст. 4531; Собрание законодательства...
Правительство Российской Федерации iconМетодические указания к выполнению реферата по дисциплине «введение в специальность»
Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий...
Правительство Российской Федерации iconМинистерство образо вания и науки российской федерации федеральное...
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"...
Правительство Российской Федерации iconУтверждена решением комиссии по мониторингу достижения в Волгоградской...
В соответствии со статьей 88 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск