Скачать 68.09 Kb.
|
Пермский край МАОУ «Гимназия №2» г.Перми Аптракова Елена Александровна (учитель русского языка и литературы) Тема: « Путешествие по России » (по произведению А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву») Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Цели урока: - обобщение знаний учащихся по произведению А.Н.Радищева и включение экономического аспекта на уроке; -развитие экономического мышления через анализ, обобщения, сравнения; -на примере литературных персонажей, событий общественной жизни воспитать чувство патриотизма, ответственности перед обществом. Оформление урока: - портрет А.Н.Радищева, под ним слова А.С.Пушкина «Человек с духом необыкновенным, с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарской совестливостью…»; -портрет Екатерины 11; -карта Российской империи во 11 половине ХУ111 века; -таблица А.Маслоу «Иерархия человеческих потребностей»; -столбики-указатели; -музыка: концерт №4 фо минор А.Вивальди. ПЛАН УРОКА
а) непроизводительные силы: –бесправное существование (люди-товар) –беззаконие –лишение прав и жизни; б) способы лишения жизни: -пополнение казны за счет отнятых средств; -рекрутские наборы; -налогообложение. в) словарная работа: виды налогов; г) казенные и помещичьи крестьяне; д) человек и его права; е) возможность удовлетворения человеческих потребностей (таблица) ж) роль государства.
ХОД УРОКА
Ученица рассказывает о времени правления Екатерины11: «Годы царствования Екатерины 11 – это время расцвета абсолютизма. Недаром дворяне назвали это время «золотым веком». Для них это действительно было золотое время, когда привилегии помещиков и крепостной гнет достигли наивысшего развития. Императрица на только усилила власть помещиков над крестьянами, но и старалась умножить число богатых дворян. С этой целью она стала раздавать дворянам казенные земли и государственных крестьян, положение которых политически было абсолютно бесправным. Но в переписке с европейскими философами Екатерина 11 рисовала Россию обителью благоденствия и тишины. «Лучше судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной», - писала Екатерина 11. Ученик зачитывает из книги Радищева: «Жестокосердный помещик! Посмотри на крестьян, тебе подвластных. Не ты ли родишь их в болезни и горести, обложил сверх всех полевых работ оброком? Не ты ли не сотканное еще полотно определяешь себе в пользу? Ты собираешь и то, что тебе не надобно, несмотря на то, что неприкрытая нагота твоих крестьян тебе в обвинение будет». Ученица: «Все сие клонится к возмущению крестьян противу помещиков, войск противу начальства»; «помещиков сочинитель казнит»; «царям грозится плахою»; «Тут рассеивание заразы французской, отвращение от начальства.Сей бунтовщик хуже Пугачева». Вступительное слово учителя. Так отозвалась Екатерина 11 о книге « Путешествие из Петербурга в Москву », о книге замечательного писателя-революционера Александра Николаевича Радищева, которого А.С.Пушкин назвал человеком «с духом необыкновенным, с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарской совестливостью ». В своей книге Радищев подверг глубокому анализу и гневному обличению все стороны общественной, экономической и политической жизни крепостнической России. Сегодня, завершая работу над произведением, мы постараемся проанализировать причины экономического упадка крепостнической России. Посмотрим, насколько актуально произведение, написанное более 200-х лет назад. Поговорим о дне сегодняшнем, о закономерностях экономического развития общества, о социально-экономических изменениях, которые в нем произошли. ??? На предыдущих уроках мы увидели, что Радищев показал быт и нравы различных слоев общества. Каких же? - придворное и поместное дворянство,
ВЫВОД: Радищеву потребовалось высокое мужество, чтобы открыто заявить о пороках такого общества, осудить его законы, систему правления. Начиная разговор об экономической системе крепостнической России, хочется привести слова шотландского экономиста Адама Смита: «Государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот представляют собою непроизводительных работников. Они являются слугами общества и содержатся на часть годового продукта труда остального населения…» ??? Кто же тогда является производительными силами, каково их положение, и какова роль государства в содержании этих сил? Рассмотрим на примерах. Главными производительными силами, несомненно, является народ. Каково его положение в государстве?
??? Какие же это способы лишения жизни?
Ученица рассказывает о видах налогов в крепостной России. ??? Какой вид более продуктивный и почему? (Оброк, так если мужик не полениться, то себе что-то и останется «Вышний Волочок»). Таким образом, Радищев в главе «Любани» выдвигает экономический аргумент: « Крепостное право невыгодно с народнохозяйственной точки зрения, т.к. уменьшает количество материальных благ, добываемых трудом народа; подневольный труд на барина менее эффективен, чем труд свободный, когда человек работает на себя». «Какая польза государству, что несколько тысяч четвертей в год более родится хлеба, если те, кои его производят, считаются наравне с волом, определенным тяжкую вздирати борозду? Может ли государство, где две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы, называться блаженным?» ??? Можно ли назвать блаженным гражданское положение крестьянина в России? Радищев, однако, отмечает, что есть и прогрессивный момент в положении крестьян. Так он размышляет о казенных и помещичьих крестьянах. В чем выгодность их положения? казенные помещичьи
Так Радищев ставит перед нами новую проблему: человек и его права в государстве. ??? Что он говорит о праве естественном и праве народном? («Новгород») «Ибо гражданин, становяся гражданином, не перестает быть человеком, коего первая обязанность, из сложения его происходящая, есть собственная сохранность, защита, благосостояние. Но он кладет оным преграду, становится послушен велениям себе подобного, словом, становится гражданином. Какия же ради вины обуздывает он свои хотения? Почто поставляет над собою власть? Для своея пользы, скажет рассудок; для воея пользы, скажет внутреннее чувствование; для своея пользы, скажет мудрое законоположение. Против врага своего он защиты и мщения ищет в законе. Если закон или не в силах его заступить, или того не хочет, тогда пользуется гражданин природным правом защищения, сохранности, благосостояния». Говоря об этом, хочется привести таблицу «Иерархия человеческих потребностей», предложенная А.Маслоу. ??? Каков уровень потребностей человека в крепостнической России? Первые две ступени. На вершину поднимаются лишь одиночки. В чем причина? Крепостное право ограничивает возможности человека, не дает свободы и права. Что главное? Свобода. Заключительное слово. Актуальность произведения. Сегодня, в наше нелегкое время мы с вами тоже находимся в зависимости от государства, являясь гражданами. Имея свободу выбора, слова и т.д. все ли мы поднялись на вершину? Почему? В чем причина? Очень многое зависит от самого человека. Имея права, не всегда можем ими пользоваться, приходится бороться за свои права. Как у Радищева: «Член общества тогда известен правительству, его охраняющему, когда нарушает закон, когда становится злодеем». Получается, что в книге, написанной более 200 лет назад, мы находим те же проблемы, что волнуют нас сегодня. ??? Что еще мы получили в наследство от крепостнической России? Гл. «София»: - поборы на дорогах, - взяточничество. Гл. «Спасская полесть»:
Гл. «Выезд», гл. «Тосна», гл. «Любани»:
Гл. «Новгород»:
Да, многое описанное в книге А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» можно увидеть и в наши дни. Думаю, что итогом изучения этого произведения и размышлений о дне сегодняшнем будут ваши домашние сочинения-размышления на тему: «Путешествуя по…(улице, городу, России)». Начиная путешествие, Радищев писал: « Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уезвленна стала». Оглянитесь вокруг, что из увиденного возмущает вашу душу, что волнует, что хотелось бы изменить? Заканчивая разговор, мне бы хотелось еще раз открыть книгу и зачитать слова, обращенные через столетия к нам: «…сей день да будет знаменитейшим в летописях наших… Не медлите, возлюбленные мои. Время летит: дни наши переходят в недействии. Да не скончаема жизни нашея… Да не воспользуется тем потомство наше, да не пожнет венца нашего и с презрением о нас да не скажет: они были». |
Разработка урока с применением икт по теме «Золотое кольцо России» Родины, непременно отправляются в путешествие по Золотому кольцу России. Вот и мы сегодня совершим путешествие с целью узнать новое... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Урок-путешествие. Защита проектно –исследовательских работ по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю» | ||
Урок №25, тема «музыкальное путешествие в италию» Вход в класс – звучит музыкальная заставка из «Путешествие вокруг земного шара» Вадима Поповича и «Песня Индийского гостя» из оперы... | Урок-путешествие по теме: «Интеллектуальный символ России» Мбоу мамлейская оош состоялось очередное заседание районного методического объединения школьных библиотекарей. Тема заседания: «Информационная... | ||
Урок-путешествие Цели: систематизировать и обобщить знания о материках по плану ... | Урок-игра «Путешествие по литературным местам России» России, связанных с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя | ||
Конспект занятия из курса «Развивающие игры». 1 класс. Тема: «Путешествие «Москва Лондон Москва» План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя | Урок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России» Основные понятия: Золотое кольцо России, «жемчужина» Золотого кольца России, памятник древнерусской архитектуры, промысел, корень... | ||
Урок «Путешествие в сказку» Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей» Учитель: Мы проведем сегодня путешествие в сказку. Но эта сказка плохо заканчивается. Я хочу, чтобы вы изменили ее ход и сделали... | Конспект открытого мероприятия в группе продленного дня Тема: «Путешествие... Тема: №5 «Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях техногенного характера» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель. Наше путешествие продолжается, и мы сегодня отправимся в музыкальную страну, которая называется Балет. Тема нашего урока... | Урок-путешествие по окружающему миру в 3-м классе по теме "Золотое кольцо России" Цель урока познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями | ||
Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику» Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook | «И вижу я себя ребенком…». Тема детства в стихотворении Н. А. Некрасова... «И вижу я себя ребенком…». Тема детства в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». (Урок-путешествие) | ||
Ход урока: Слайд №1 ... | Конспект урока «Что такое горизонт. Как определяют стороны горизонта.... Тема: «Что такое горизонт. Как определяют стороны горизонта. Путешествие с компасом». Это шестой урок в разделе «Ориентирование в... |