Федеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический университет





НазваниеФедеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический университет
страница1/14
Дата публикации14.10.2013
Размер1.79 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии
Одобрено
учебно-методическим советом факультета управления


СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

Специальности: 080502 Экономика и управление на предприятии

080507 Менеджмент организации

080111 Маркетинг

032401 Реклама

080301 Коммерция (торговое дело)

080401 Товароведение и экспертиза товаров

080102 Мировая экономика

080505 Управление персоналом
Москва

2007

Авторы-составители:

В.Л. Гречихина, кандидат социологических наук, доцент

В.П. Потапов, доктор социологических наук, профессор

Учебно-методический комплекс по социологии составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020300 «Социология» второго поколения.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.
Ответственный редактор:

В.П. Тоцкий, доктор политических наук, профессор

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2007

СОДЕРЖАНИЕ
Инновационные технологии, используемые в преподавании
курса «Социология» 4

I. Цели и задачи дисциплины 4

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 5

III. Объем дисциплины 7

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 7

3.2. Распределения часов по темам и видам учебной работы 8

IV. Содержание курса 11

V. Темы практических и семинарских занятий 17

VI. Задания для самостоятельной работы студентов 31

VII. Темы контрольных работ и методические указания
по выполнению практических заданий 57

VIII. Вопросы для подготовки к экзамену или зачету 65

IX. Учебно-методическое обеспечение 67

9.1. Литература 67

9.2. Методическое обеспечение дисциплины 69

9.3. Материально-техническое
и информационное обеспечение дисциплины 69

9.4. Глоссарий 69

Инновационные технологии, используемые
в преподавании курса «Социология»


Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или рефератов по предложенной тематике (семинары 1 и 4).

Метод кейс-стади – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент должен самостоятельно принимать решение и обосновать его (практические занятия 5, 6, 7 и 8).

Метод проектов – это комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого-либо продукта или явления. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения (самостоятельная работа студентов при проведении собственного конкретного социологического исследования, работа в рамках научного кружка).

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (самостоятельная работа студентов) (семинары 2 и 3).
I. Цели и задачи дисциплины

К числу наиболее актуальных проблем современности относится познание и преобразование общества. Необходимость разработки учебно-методического комплекса по социологии обусловлена потребностью подготовки высококвалифицированного специалиста, профессионально владеющего знаниями, умениями и навыками социологического подхода к явлениям общественной жизни, способного эффективно организовывать торгово-экономическую деятельность.

Целью настоящего курса является формирование у студентов теоретических представлений о закономерностях становления, функционирования и развития общества, способности правильно анализировать и точно оценивать сложные процессы социальной действительности, выработка навыков уверенного ориентирования в системе жизненных ценностей и практических умений сбора, обработки и обобщения социологической информации в профессиональной деятельности.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

– освоение студентами теоретико-методологических подходов, основных понятий и категорий социологической науки;

– овладение важнейшими приемами социологического изучения социальной действительности;

– формирование представлений о факторах, темпах и тенденциях изменений в общественном развитии.
II. Требования к уровню освоения дисциплины

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как социальная философия, политология, культурология, экономическая теория, менеджмент, маркетинг, социальная психология, статистика и др.

Особенность изучения данного курса состоит в тесном соединении теории с практикой в процессе индивидуального консультирования преподавателем каждого студента при разработке программы конкретного социологического исследования.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий, выполнение контрольных работ и тестовых заданий, написание рефератов. Особое место в учебном процессе отводится самостоятельной работе студентов по разработке программы социологического исследования одной из социально-экономических проблем.

В результате изучения курса «Социология» студент должен:

– иметь представление об особенностях предмета социологии и основных этапах ее развития;

– знать законы и категории социологии, владеть основными методами сбора, обработки и анализа социологической информации,

– усвоить принципы организации социологических исследований в торгово-экономической деятельности;

– уметь формулировать проблему, цель и задачи социологического исследования;

– приобрести навыки использования материалов социологических исследований на практике.

Курс «Социология» общим объемом 102 часа (из них 51 час аудиторных занятий) изучается в течение одного семестра. Курс завершается экзаменом (зачетом). При этом к экзамену (зачету) студент должен продемонстрировать знание основных теоретических положений социологии и представить программу собственного социологического исследования по самостоятельно выбранной теме.

III. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы




Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная


№№ семестров

3; 4

3; 4

3; 4

Аудиторные занятия

51

34

12

Лекции

34

18

10

Семинары

17

16

2

Самостоятельная работа


51


68


90

Всего часов на дисциплину


102


102


102

Текущий контроль







Контр. работа – 3

Виды итогового контроля

Зачет – 3; 4

Экзамен – 3; 4

Экзамен – 3; 4

Экзамен – 3

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения – очная

Название разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий


Аудиторные занятия, из них

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Раздел 1. Теоретические основы социологии

Тема 1. Объект и предмет социологии


8


2


2


4

Тема 2. Основные этапы становления и развития социологической мысли



12



2



2



8

Тема 3. Общество как система


8


4


2


2

Тема 4. Российское общество сегодня: социологический анализ



6



2







4

Раздел 2. Методологические вопросы социологии

Тема 5. Общественное мнение как институт социальной регуляции и форма массового сознания


4


2





2

Тема 6. Социологические исследования как инструмент познания и преобразования общественных отношений



8



2



2



4

Тема 7. Принципы разработки программы соц. исследования



8



2



2



4

Тема 8. Логический анализ основных понятий соц. исследования


4



2





2

Тема 9. Выдвижение гипотез в процессе соц. исследования


4


2





2

Тема 10. Проектирование выборочной совокупности

4

2



2

Раздел 3. Методические проблемы социологии

Тема 11. Инструментарий соц. исследования

8

2

2

4

Тема 12. Методы сбора первичной эмпирической информации: социологический опрос



9



2



2



5

Тема 13. Методы сбора первичной эмпирической информации: анализ документов


4


2





2



Тема 14. Методы сбора первичной эмпирической информации: наблюдение и эксперимент



4



2







2

Тема 15. Обработка, анализ, обобщение и отображение социологической информации


7


2


3


2

Тема 16. Использование результатов социологических исследований на практике


4


2





2

ИТОГО:

102

34

17

51


Форма обучения – очно-заочная


Название разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий


Аудиторные занятия, из них

Самостоятельная работа

Лекции

семинары

Раздел 1. Теоретические основы социологии

Тема 1. Объект и предмет социологии


8


2


2


4

Тема 2. Основные этапы становления и развития социологической мысли



12



2



2



8

Тема 3. Общество как система


8


2


2


4

Тема 4. Российское общество сегодня: социологический анализ



8



2



2



4

Раздел 2. Методологические вопросы социологии

Тема 5. Общественное мнение как институт социальной регуляции и форма массового сознания


4








4

Тема 6. Социологические исследования как инструмент познания и преобразования общественных отношений



8



2



2



4

Тема 7. Принципы разработки программы соц. исследования



8



2



2



4

Тема 8. Логический анализ основных понятий соц. исследования


4



2





2

Тема 9. Выдвижение гипотез в процессе соц. исследования


4








4

Тема 10. Проектирование выборочной совокупности

4





4



Раздел 3. Методические проблемы социологии

Тема 11. Инструментарий соц. исследования

8



2

6

Тема 12. Методы сбора первичной эмпирической информации: социологический опрос



10



2



2



6

Тема 13. Методы сбора первичной эмпирической информации: анализ документов


4








4

Тема 14. Методы сбора первичной эмпирической информации: наблюдение и эксперимент



4











4

Тема 15. Обработка, анализ, обобщение и отображение социологической информации


4








4

Тема 16. Использование результатов социологических исследований на практике


4


2





2

ИТОГО:

102

18

16

68


Форма обучения – заочная


Название разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, из них

Самостоятельная работа

Лекции

семинары

Раздел 1. Теоретические основы социологии

Тема 1. Объект и предмет социологии


8


2




6

Тема 2. Основные этапы становления и развития социологической мысли



12



2







10

Тема 3. Общество как система


8


2





6

Тема 4. Российское общество сегодня: социологический анализ



8



2







6

Раздел 2. Методологические вопросы социологии

Тема 5. Общественное мнение как институт социальной регуляции и форма массового сознания


4








4

Тема 6. Социологические исследования как инструмент познания и преобразования общественных отношений



8



2



2



4



Тема 7. Принципы разработки программы соц. исследования



8











8

Тема 8. Логический анализ основных понятий соц. исследования


4









4

Тема 9. Выдвижение гипотез в процессе соц. исследования


4








4

Тема 10. Проектирование выборочной совокупности

4





4

Раздел 3. Методические проблемы социологии

Тема 11. Инструментарий соц. исследования

8





8

Тема 12. Методы сбора первичной эмпирической информации: социологический опрос



10











10

Тема 13. Методы сбора первичной эмпирической информации: анализ документов


4








4

Тема 14. Методы сбора первичной эмпирической информации: наблюдение и эксперимент.



4











4

Тема 15. Обработка, анализ, обобщение и отображение социологической информации


4








4

Тема 16. Использование результатов социологических исследований на практике


4








4

ИТОГО:

102

10

2

90


IV. Содержание курса

Раздел 1. Теоретические основы социологии

Тема 1. Объект и предмет социологии (2 часа)

Социология как наука и учебная дисциплина. Объект общественных наук и специфика предмета социологии. Место социологии в системе наук об обществе. Отличие предмета социологии от предметов других наук об обществе. Многообразие и эволюция подходов к определению предмета социологии в отечественной и зарубежной социологии.

Структура (уровни) социологического знания. Типы социологических теорий. Основные функции социологии. Методы исследования социальных наук. Специфика исследовательского метода социологии. Основные законы и категории социологии. Понятие социального и его роль в социологическом знании. Социология в современной России: актуальные задачи.

Тема 2. Основные этапы становления и развития социологической мысли (2 часа)

Донаучные этапы развития социологии: античность, средневековье и новое время. О. Конт и Г. Спенсер – основоположники социологии как самостоятельной науки.

«Социологизм» Э. Дюркгейма. «Понимающая» социология М. Вебера. Социология марксизма. Основные школы и направления современной зарубежной социологии.

Социологическая мысль в России в XIX веке: субъективистское, марксистское и психологическое направления. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского. Интегральная социология П.А. Сорокина. Исторические судьбы отечественной социологии в XX веке.
Тема 3. Общество как система (4 часа)

Общество и природа. Естественные и исторические условия жизнедеятельности общества. Понятие социальной системы. Типы социальных систем.

Структурный анализ общества как социальной системы. Социальные действия, связи и взаимодействия. Социальные группы и общности. Социальная стратификация. Социальные институты и организации. Культура, социальные ценности и нормы. Личность в структуре общества. Проблема типизации обществ.

Функциональный аспект анализа общества как социальной системы. Социальная жизнь. Культура и общественная жизнь. Социализация и институционализация. Социальная мобильность. Девиантное поведение и аномия. Социальный контроль.

Динамический аспект анализа общества. Социальные изменения и социальное развитие. Причины и факторы социальных изменений. Социальная эволюция и социальная революция. Прогресс и регресс. Критерии общественного прогресса. Показатели развития человеческого потенциала.
Тема 4. Российское общество сегодня: социологический анализ (2 часа)

Тенденции изменения социальной структуры российского общества с развитием рыночных отношений. Влияние приватизации на экономическую стратификацию. Измерение стратификации, неравенства и бедности. Абсолютная и относительная бедность. Нищета. Обездоленность и депривация. Уровень жизни. Социальная стратификация в СССР и России.

Демографические, социально-классовые, территориально-поселенческие, социально-профессиональные, этнонациональные и конфессиональные аспекты социальной структуры российского общества. Социальная дифференциация и социальная поляризация населения страны. Социальная мобильность в СССР и России. Миграция населения.

Рост бюрократии, ослабление социального контроля и увеличение количества правонарушений. Усиление зависимости властных структур от капитала. Перспективы выхода России из системного кризиса.
Раздел 2. Методологические вопросы социологии

Тема 5. Общественное мнение как институт социальной регуляции и форма массового сознания (2 часа)

Сущность понятия «общественное мнение». Общественное мнение как определенное состояние общественного сознания. Структура общественного мнения. Особенности объекта общественного мнения. Функции общественного мнения.

Механизм формирования и выражения общественного мнения. Процесс монополизации средств массовой информации и его социальные последствия. Возможности манипулирования общественным мнением с помощью средств массовой информации.
Тема 6. Социологические исследования как инструмент познания и преобразования общественных отношений (2 часа)

Социологическое исследование как важнейший источник социальной информации. Сущность и характеристика основных элементов социологического исследования. Функции социологического исследования, их специфика и проявление.

Этапы социологического исследования. Результаты социологического исследования – научная основа социального управления, прогнозирования и проектирования. Основные направления социологических исследований в России. Современные мировые социологические центры.
Тема 7. Принципы разработки программы
социологического исследования (2 часа)

Понятие программы социологического исследования. Функции программы. Структура и характеристика основных частей программы.

Основные элементы методологического раздела программы. Формулировка проблемы исследования и описание проблемной ситуации. Определение цели исследования. Типы целей. Задачи социологического исследования и их классификация. Объект и предмет социологического исследования. Системный анализ объекта. Выявление содержания основных понятий исследования.

Методический и процедурный разделы программы конкретно-социологического исследования. Стратегический (принципиальный) план исследования и его типы. Обоснование методов сбора, обработки и анализа социологической информации. Характеристика рабочего плана исследования и его структурных элементов. Сетевой график.
Тема 8. Логический анализ основных понятий
социологического исследования (2 часа)


Интерпретация и операционализация – методологические процедуры логического анализа основных понятий социологического исследования. Понятийные аппарат исследования, отражение в нем сущности проблемы и предмета исследования. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Познавательный характер интерпретации. Интерпретация как выявление интересующих социолога сторон и свойств предмета изучения. Зависимость интерпретации от уровня теоретической подготовки социального опыта и идейно-нравственной позиции социолога.

Операционализация понятий – продолжение и детализация интерпретации основных понятий, их «расчленение» на составляющие элементы, получение более простых понятий, поддающихся социологическому «замеру». Операционализация основных понятий в разработке методик, инструментария и документов сбора первичной социологической информации. Зависимость операционализации от целевой направленности исследования, особенностей изучаемой проблемы, сформулированных гипотез и характера используемых понятий. Уровни и виды операционализации.
Тема 9. Выдвижение гипотез в процессе социологического исследования
(2 часа)

Общая характеристика и место гипотез в социологическом исследовании. Гипотеза как главный методологический инструмент, организующий процесс исследования и подчиняющий его определенной внутренней логике. Научная обоснованность гипотез. Особенности выдвижения гипотез. Взаимосвязь гипотез и задач исследования.

Классификация гипотез: основные и неосновные, первичные и вторичные, описательные и объяснительные, гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Пути и средства проверки гипотез. Требования, предъявляемые к эмпирической проверке гипотез.
Тема 10. Проектирование выборочной совокупности (2 часа)

Выборка в социологическом исследовании. Сплошные и несплошные социологические исследования. Основные понятия выборочного метода. Типологизация выборки. Основы типологизации. Простая случайная выборка: ее сущность и специфика применения. Систематическая выборка. Серийная выборка, ее организация. Квотная выборка.

Многоступенчатые и многофазные способы формирования выборочной совокупности. Решение прямых и обратных задач репрезентативности. Ошибки выборки: случайные и систематические. Их источники и способы устранения.
Раздел 3. Методические проблемы социологии

Тема 11. Инструментарий социологического исследования (2 часа)

Формирование информационных носителей социологического исследования. Требования к содержанию информационных носителей – документов, созданных специально для проверки гипотез конкретно-социологического исследования. Основные виды информационных носителей.

Понятие измерения в социологии. Измерение как познавательная операция. Уровни измерения. Шкалирование как метод измерения социальных характеристик. Виды шкал и правила их построения. Номинальная, порядковая и интервальная шкалы. Валидность, полнота, чувствительность, точность и надежность шкал. Процедура кодирования информационных носителей. Порядковая и позиционная система кодирования. Технология кодирования открытых вопросов.
Тема 12. Методы сбора первичной эмпирической информации: социологический опрос (2 часа)

Метод опроса в социологическом исследовании. Общая характеристика опроса как наиболее распространенного метода получения первичной социологической информации. Его преимущества и недостатки. Виды опросов. Техника составления опросных документов, их обусловленность программой исследования.

Анкетирование. Разновидности и особенности метода анкетирования в социологическом исследовании. Техника составления анкеты. Органическая связь вопросов анкеты с гипотезами исследования. Классификация вопросов анкеты. Организация и проведение анкетирования, техника распространения и возврата анкет. Типичные ошибки в анкетировании и способы их устранения. Почтовый опрос как разновидность анкетирования. Его особенности и недостатки. Опрос через прессу (размещение анкеты в газете, журнале, сети Интернет) как разновидность почтового опроса.

Интервью в социологическом исследовании: его специфика и виды. Соотношение анкетирования и интервьюирования в социологическом исследовании, сочетание их с другими методами сбора первичной информации.

Экспертный опрос или метод экспертных оценок: его особенности и функции. Сопоставление результатов опроса экспертов с результатами массового опроса, с данными, полученными другими методами социологического исследования.
Тема 13. Методы сбора первичной эмпирической информации:
анализ документов (2 часа)


Анализ документов и его методы. Понятие документа в социологии. Документы как важный источник социологической информации. Классификация документов в социологии. Оценка предварительной пригодности документов (критика источника).

Характеристика традиционного (классического) и формализованного методов анализа документов. Виды традиционного анализа. Внешний анализ документа. Внутренний анализ документа. Недостатки традиционного метода.

Особенности формализованного анализа документальных источников. Сущность контент-анализа. Способы его осуществления. Выбор единиц анализа и единиц счета. Кодировочный бланк. Проблема достоверности и надежности документальной информации. Выборка документов. Достоинства и недостатки контент-анализа.
Тема 14. Методы сбора первичной эмпирической информации: наблюдение и эксперимент (2 часа)

Метод наблюдения в социологическом исследовании. Особенности научного наблюдения. Объект, предмет и условия наблюдения. Классификация видов наблюдения. Этапы, процедура, выбор признаков и единиц социологического наблюдения. Способы регистрации результатов наблюдения, специфика их обработки и интерпретации.

Эксперимент в социологии. Основные черты социального эксперимента. Проблема границ и возможностей постановки эксперимента в конкретных социологических исследованиях. Нормативные требования к социальному эксперименту. Классификация социальных экспериментов. Основные элементы структуры социального эксперимента.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический университет iconФедеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический...
При ответе на вопросы теста по менеджменту пометьте один или несколько правильных ответов, означающий, что вы согласны либо не согласны...
Федеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (ргтэу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Наименование дисциплины Внешнеторговые переговоры на иностранном языке (английский)
Федеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Запишите, что среди множественных уродств встречаются … (Симметричные и асимметричные)
Федеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Менеджмент по профилю «Менеджмент на предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса»
Федеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Менеджмент по профилю «Менеджмент на предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса»
Федеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Федеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Страноведение как учебная дисциплина является неотъемлемой составной частью теоретической подготовки специалистов в области мировой...
Федеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Страноведение как учебная дисциплина является неотъемлемой составной частью теоретической подготовки специалистов в области мировой...
Федеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
География как учебная дисциплина является неотъемлемой составной частью теоретической подготовки специалистов в области мировой экономики...
Федеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Страноведение как учебная дисциплина является неотъемлемой составной частью теоретической подготовки специалистов в области мировой...
Федеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
Модуль Содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности за рубежом
Федеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический университет iconМетодические указания по выполнению контрольных работ
Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал
Федеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Федеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Пк-9 – сформированная способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать...
Федеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический университет iconПрограмма дисциплины "Международная экономика" для направления
Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск