Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 371.35 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации02.12.2013
Размер371.35 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3


ТЕМА ОСНОВЫ РЫНКА.

  1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНКА.

  2. НЕОБХОДИМОСТЬ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА.

  3. ФУНКЦИИ РЫНКА. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА.

  4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ РЫНКА (МОДЕЛЬ КРУГООБОРОТА).

  5. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ РЫНКА. СТРУКТУРА РЫНКА.

  6. СУЩНОСТЬ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

  1. МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

  2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.

  1. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ.

  2. ДОМОХОЗЯЙСТВА КАК СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНКА.

В современной экономической литературе нередко параллельно используются два понятия «товарное хозяйство» и «рыночное хозяйство». В принципе, здесь нет особого противоречия, поскольку рынок – неотъемлемый компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, равно как без рынка нет товарного производства, т.е. в данном случае одно предполагает другое.

черты рынка:

  • рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы. Развитой, классический рынок – это не бартер, не обмен по цепочке Т – Т, это бесконечная цепь товарно-денежного обращения по схеме: Т – Д – Т – Д и т.д. до бесконечности;

  • рынок предполагает наличие товарной массы;

  • рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок, определенных правилами рыночной игры;

  • при всей своей стихийности рынок подчиняется действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения;

  • в основе действий двух основных агентов рынка – продавцов (товаропроизводителей) и покупателей (потребителей) лежит личный экономический интерес;

  • предполагает полную материальную ответственность своих участников за результаты своей деятельности;

  • предполагает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни;

  • предполагает свободное рыночное ценообразование;

  • предполагает наличие развитой рыночной инфраструктуры;

  • предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством.

2. Необходимость и условия возникновения рынка.

Мы уже знаем, что рынок – это обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.

Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства. Среди этих причин: развитое общественное разделении труда, экономическая обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм собственности, тесная связь с мировой экономикой путем внешней торговли, потребность выхода национальной экономики в мировое экономическое пространство для ее дальнейшего роста. Отсюда вытекают и важнейшие исторические условия возникновения рынка.

Условия возникновения рынка.

Первое условие. Общественное разделение труда и специализация. ОРТ – это исторический процесс обособления, закрепления, видоизменения отдельных видов деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разных видов трудовой деятельности.

В основе экономического развития лежит естественное разделение труда – разделение функций, между людьми исходя из половозрастных, физических, физиологических и др. особенностей. Известны четыре ОРТ: отделение земледелия от скотоводства; отделение ремесла от с\х; выделение посредника купца, отделение от производства торгового капитала; выделение НИОКР (научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ). Помимо такого деления различают также профессиональное, межфирменное и внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное и международное разделение труда. Различают также разделение труда подетальное и поузловое, т. е. изготовление не готового до конца продукта, а его элементов.

В ходе разделения труда работники, предприятия и их подразделения, отрасли, регионы, страны ориентируются на производство ограниченного круга продуктов.

Базирующаяся на разделении труда ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и их элементов называется специализацией.

Специализация дает производителю немало преимуществ. Это объясняется принципом сравнительного преимущества, т. е. производить продукцию при относительно меньших издержках упущенных возможностей. Так, два производителя могут произвести обувь и одежду. Первый за неделю производит две пары обуви и четыре блузки. Второй — три пары обуви и девять блузок. Альтернативная стоимость пары обуви у первого производителя равна двум блузкам, а у второго - трем блузкам. Относительно меньшая альтернативная стоимость (издержки упущенных возможностей) производства обуви — у первого производителя. Следовательно, ему нужно специализироваться на производстве обуви, а второму на производстве блузок.

Второе условие — экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности.

Третье условие — разрешение проблемы трансакционных издержек — издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, расходы по измерению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т. д. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.

Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие — самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут ориентиры производителям для наиболее эффективных направлений их деятельности.
При рассмотрении рынка как системы экономических отношений логично выделить объекты и субъектов рынка (экономических агентов).

Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.

Субъектами рынка в самом общем виде являются все продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов1.

Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой – имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей (прежде всего путем потребления товаров и услуг).

Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли (максимального дохода). Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.

Государство – еще один участник модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов. Оно предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т. д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.

Кроме предоставления услуг, государство осуществляет различные денежные выплаты фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей – это государственные денежные выплаты на социальные нужды – пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей – это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.

Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов наглядно иллюстрирует взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений.

  1. ФУНКЦИИ РЫНКА. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА.

В экономической литературе выделяется несколько выполняемых рынком функций, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества.

  1. Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капиталы из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.

  2. Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

  3. Стимулирующая функция. Посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.

  4. Распределительная функция. Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.

  5. Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

  6. Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

  7. Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

В экономической литературе иногда выделяются и некоторые другие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий для эффективности кооперации труда.

Реализация отмеченных функций позволяет говорить о важной роли рынка в современной экономике. В конечном счете, как можно заключить из указанных выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.

Рынок как эффективный механизм координации деятельности экономических субъектов характеризуется следующими преимуществами:

    • эффективное распределение ресурсов;

    • возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках;

    • гибкая приспособляемость к изменениям конъюнктуры (высокая мобильность);

    • восприимчивость к достижениям НТП и оперативное их внедрение в производство;

    • свобода выбора и действий;

    • способность к удовлетворению разнообразных потребностей.

Вместе с тем рынок характеризуется и рядом негативных сторон:

  • не сохраняет невоспроизводимые ресурсов;

  • не сохраняет окружающую среду;

  • не регулирует мировые богатства и ресурсы (например, рыбные);

  • не создает коллективных товаров и услуг (образование, оборона, здравоохранение);

  • не гарантирует право на труд и доход (не перераспределяет доходы);

  • не обеспечивает фундаментальных исследований;

  • удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги, а не спрос на социально значимые товары;

  • подвержен нестабильности, периодическим спадам и подъемам.




  1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ РЫНКА (МОДЕЛЬ КРУГООБОРОТА).

Анализируя взаимодействие основных субъектов (экономических агентов), следует иметь, что их отношения не всегда имеют чисто рыночный характер.

Экономические агенты – это субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными агентами в рыночной экономической системе выступают «домохозяйство» и «фирмы»; в смешанной экономике – «домохозяйство», «фирмы», «государство».

Домохозяйства, выступая в роли продавцов, желают продать ресурсы, но по наивысшей цене. Фирмы, выступая в роли покупателей, желают купить ресурсы, но по наименьшей цене. Итогом столкновения личных интересов продавцов и покупателей выступает «компромиссная» рыночная цена ресурсов, удовлетворяющая интересы сторон. На ее основе происходит обмен денег на ресурсы. При этом денежные расходы фирм превращаются в денежные доходы домохозяйств в формах: ренты, процента, заработной платы, нормальной прибыли, т. е. в соответствии с поставленными на рынок ресурсами: земля, капитал, рабочая сила, предпринимательство.

Фирмы преобразуют ресурсы в широкий ассортимент благ и поставляют их на рынок товаров и услуг. Выступая в роли продавцов, они желают продать, но по максимально высокой цене. В свою очередь, домохозяйства появляются на рынке товаров и услуг в роли покупателей с желанием купить, но по низкой цене. Теперь уже на этом рынке происходит столкновение личных интересов сторон. В результате «торга», происходящего между продавцами и покупателями, формируются рыночные цены на товары и услуги. Факт передачи товаров покупателю, а денег – продавцу, подтверждает совпадение их интересов по цене объектов купли-продажи. При этом деньги из формы потребительских расходов домохозяйств превращаются в форму доходов фирм. Приобретенные экономические блага используются домохозяйствами для удовлетворения потребностей.

Рассмотренные процессы демонстрируют наличие двух встречных потоков – «поток благ» и «поток денег». Для экономической системы оба потока являются одновременными и бесконечно повторяемыми. Но именно потоком денег задается и обеспечивается поток, представляющий движение благ.

Эта же модель указывает на возможность определения объема национального производства как по величине расходов на производство благ, так и по величине доходов, полученных домохозяйствами за предоставленные ресурсы.

         В модели смешанной экономической системы увеличивается число потоков. Государство перераспределяет ресурсы, закупает их на рынке ресурсов и поставляет фирмам для производства «общественных товаров». Государство перераспределяет и блага, закупает их на рынке товаров и услуг и поставляет их беднейшим домохозяйствам. В свою очередь фирмы и домохозяйства перечисляют государству налоги со своих доходов (рис. 3.).



В процессе хозяйственной деятельности экономические агенты могут вступать в отношения производства, распределения, обмена и потребления как рыночных, так и нерыночных благ. Поэтому тех экономических субъектов, которые удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена и рыночных благ, называют рыночными агентами.

Соответственно, к нерыночным агентам относятся экономические субъекты, удовлетворяющие свои потребности с помощью властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов и, следовательно, нерыночных благ.

В чистом виде рыночным экономическим агентом являются фирмы, хотя и они пытаются прикрывать свои корыстные мотивы и интересы разговорами о миссии и т. п. На практике и домохозяйства, и государства также являются активными участниками рынка, выступают покупателями и продавцами, но их цели, как было сказано выше, носят специфический характер.

В наибольшей степени под понятие «нерыночные экономические агенты» подходят разнообразные некоммерческие организации. В промышленно развитых странах некоммерческий сектор является полноправным участником модели «государства благоденствия». Государство и бизнес не всегда оказываются в состоянии адекватно реагировать на изменения в обществе, и этот пробел восполняется развитием частных некоммерческих организаций, которые нередко оказываются более эффективными по сравнению с государственным аппаратом в оказании различных социальных услуг.

С учетом опыта промышленно развитых стран к нерыночным экономическим агентам можно отнести разнообразные внебюджетные фонды, ассоциации, взаимные общества, кооперативы и иные неприбыльные негосударственные организации, которые обычно обозначаются термином «социальная экономика».

Одной из наиболее характерных особенностей организации и функционирования экономических систем в современных условиях является высокий уровень развития рынка, рыночных отношений.

  1. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ РЫНКА. СТРУКТУРА РЫНКА.

Следует отметить, что понятия «рынок «и «рыночная экономика» не являются тождественными. Рыночная экономика предполагает высокий уровень развития рынка и ей характерны такие основные черты, как свобода предпринимательства (полная самостоятельность хозяйственной деятельности, экономическая ответственность и рационализм); свободное ценообразование (исключается государственное вмешательство в процесс установления цен на многие виды товаров, цены дают обширную оперативную информацию о спросе и предложении товаров, об издержках производства, о положении на рынках отдельных регионов, страны и мирового сообщества); конкуренция (регулирует цены и количество производимых товаров). В конечном итоге любой субъект, преследуя свои собственные интересы, более действенным образом служит интересам общества.

Современный рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все сферы экономики.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Можно назвать следующие признаки структуры рынка: тесные связи между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.

Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Он связан и с непроизводственной сферой и даже со сферой духовной (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). Все это обусловливает сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков.

В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них.

  1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынок товаров и услуг (потребительский рынок); рынок ценных бумаг; рынок труда (рынок рабочей силы); рынок валюты; рынок информации; рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.

  2. По товарным группам: рынки товаров производственного назначения; рынки потребительских товаров (например, продовольствия); рынки сырья и материалов и т.д.

  3. По географическому положению: местные (локальные) рынки; региональные рынки; национальный рынок; мировой рынок.

  4. По субъектам или их группам: рынок покупателей; рынок продавцов; рынок государственных учреждений; рынок промежуточных продавцов – посредников и др.

  5. По степени ограничения конкуренции: монопольный рынок; олигопольный рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.

  6. По уровню насыщения товарами и услугами: равновесный рынок; дефицитный рынок; избыточный рынок.

  7. По степени зрелости: неразвитый рынок; развитый рынок; формирующийся рынок.

  8. По соответствию законодательству: легальный (официальный) рынок; нелегальный, или теневой, рынок («черный» и «серый»).

  9. По характеру продаж: оптовый рынок; розничный рынок.

  10. По характеру ассортимента товаров: замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя; насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей; рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

  11. По отраслевому признаку: рынок автомобилей; рынок нефти; рынок компьютерной техники и т.д.

В рыночной структуре особо выделяют также несколько видов рынков.

  1. Рынки товаров и услуг, куда включаются рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.

  2. Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

  3. Финансовые рынки, т. е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

  4. Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

  5. Рынки рабочей силы (труда), представляющие собой экономическую форму движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).




  1. СУЩНОСТЬ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА.

В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты. Это происходит в процессе сегментации рынка – разделения потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (критериев).

Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.

Цивилизованный рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей его эффективное функционирование.

Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века). В 1940-е гг. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.

Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.

Рыночную инфраструктуру определяют по-разному:

как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка;

как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка;

как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

В целом инфраструктуру можно определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются: биржи, аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества; кредитная система, коммерческие банки, система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговая система; система страхования различных рисков и страховые компании; специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации; торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов и т.д.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

К основным функциям инфраструктуры рынка относят:

  1. облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций;

  2. повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

  3. организационное оформление рыночных отношений;

  4. облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности.

Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий (принципов):

    • свобода законной экономической (предпринимательской) деятельности всех участников общественного производства;

    • всеобщность рыночных отношений;

    • договорный характер экономических отношений;

    • равноправие экономических агентов;

    • определенный уровень экономической ответственности;

    • свободное рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения;

    • конкуренция, которая является основой рынка;

    • гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;

    • многообразие форм собственности;

    • устойчивые денежная и финансовая системы;

    • стабильная политическая обстановка.

В завершение отметим особенности современной рыночной экономики:

    • гибкое, адаптивное производство;

    • целевой функцией является не прибыль, а расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат;

    • насыщенность товарами и услугами;

    • изменение форм предпринимательской деятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса;

    • государственное регулирование и стимулирование конкуренции;

    • формирование нового типа трудовых отношений через участие в собственности, в управлении производством рабочих (рабочая акционерная собственность).

Таким образом, рыночная экономика представляет собой многосложную систему связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно принятые решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Основным источником информации, на основе которого выбирается тот или иной вариант экономического поведения, являются цены, уравновешивающие спрос и предложение.

Курс экономики в настоящее время является обязательным для студентов вузов, обучающихся техническим специальностям.

В системе гуманитарных и социально-экономических дисциплин «Экономика» занимает особе место ввиду важности выполняемых этой дисциплиной функций. Практика экономических преобразований, переход к рыночным отношениям, обеспечение интеграции экономики в систему всемирного хозяйства обусловливают необходимость формирования экономических знаний и овладения экономической культурой каждым образованным человеком. Курс экономики способствует приобретению этих знаний и формированию современного экономического мышления. Знание законов и принципов экономики позволяет специалистам и гражданам правильно оценивать сложные экономические процессы и принимать оптимальные хозяйственные решения.

Курс экономики включает два основных раздела: микроэкономику и макроэкономику.

Изучение микроэкономики дает возможность понять характер экономических взаимосвязей между человеком, фирмами и обществом, определить роль и место каждого экономического субъекта в происходящих процессах. Основы этих знаний помогают формировать чувство ответственности за принимаемые решения, поскольку позволяют оценивать возможные последствия принятых решений для самого экономического субъекта и для общества в целом.

Изучение макроэкономики позволяет формировать комплексное представление, о целостном механизме функционирования национального хозяйства, о проблемах экономического роста, инфляции, безработицы в обществе и путях их решения. Эти знания помогают осознанно воспринимать государственную политику, направленную на достижение макроэкономических целей.

Целью курса экономики является формирование у студентов экономического мировоззрения и логики социально-экономического мышления, расширение кругозора в области экономических знаний.

Задача курса состоит в приобретении студентами системных экономических знаний и в выработке умения воспользоваться ими в учебном процессе, научных изысканиях и в реальной хозяйственной жизни.
Цель данного методического руководства состоит в оказании помощи студенту в усвоении теоретического материала и приобретении навыков расчетно-графического анализа, систематизации и обобщении знаний по данному курсу при подготовке к семинарскому

занятию.

Основой для работы студента при подготовке к семинарскому занятию являются планы семинаров, которые включают по каждой теме две группы вопросов:

1) основные вопросы, являющиеся базовыми для усвоения темы;

2) вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ, позволяющие углубленно и проблемно изучать тему.

Кроме тем, выносимых на семинарские занятия, предложены темы, рекомендуемые для самостоятельного изучения студентами (СРС). Представленная тематика позволяет сохранить логику и целостность курса и может служить для студентов ориентиром при подготовке к зачётам и экзаменам.

К каждой теме указано рекомендуемое для изучения количество аудиторных часов. Вместе с тем последовательность, содержание тем и соответствующее им количество часов не являются жёстко установленными. Они могут изменяться в соответствии с методическими предпочтениями преподавателя, ведущего семинарские занятия, при строгом согласовании с преподавателем-лектором последовательности тем и основных форм работы семинара (теоретической и расчёт-но-графической). Допускается:

1) выборочное обсуждение вопросов на семинаре, в т.ч. отдельных из них в виде докладов и сообщений;

2) вынесение отдельных вопросов на контрольный опрос знаний (в форме проверочной работы);

3) обсуждение вопросов в процессе решения задач и выполнения графических работ;

4) включение дополнительных вопросов;

5) вынесение отдельных вопросов на самостоятельное изучение, в т.ч. в форме контрольного домашнего задания с последующей его проверкой преподавателем.

При этом должна быть обеспечена полнота охвата темы.

Таким образом, планы семинаров вместе с рекомендуемой к ним литературой и перечнем основных понятий могут служить руководством к самостоятельному изучению курса экономики студентами дневной, а также заочной форм обучения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск