Программа дисциплины «Общая социология»





Скачать 129.54 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Общая социология»
Дата публикации03.08.2013
Размер129.54 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет экономики

Программа дисциплины

«Общая социология»

Для направления 080100.62 –Экономика

подготовки бакалавра

Автор программы: Ионин Л.Г. профессор, д.ф.н., ioninlg@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры экономической методологии и истории «___» ___________

Зав.кафедрой В.С.Автономов ______________
Рекомендована секцией УМС Экономическая теория «____» ________________ 201__г.

Председатель О.И.Ананьин ________________
Утверждена УС факультета экономики «___»_______________ 201__г.

Ученый секретарь Т.В. Коссова _______________













Москва, 2010
Пояснительная записка

Программа относится к курсу «общая социология» для подготовки бакалавров, обучающимся по специальностям экономического цикла на факультете экономики ГУ ВШЭ.
Задачи курса

В соответствии с поставленной целью данный курс решает следующие задачи:

  • Первичное ознакомление студентов с характером работы социологов, с требованиями, предъявляемыми рынком труда к профессиональным знаниям и навыкам социологов;

  • Введение студентов в круг базовых понятий социологии, знакомство с различными теоретическими подходами к изучению общества и методами социологоческих исследований;

  • Формирование у студентов системного представления о природе, закономерностях и тенденциях развития современного общества;

  • Выработка у студентов первичных навыков работы с социологическими текстами и данными.

Требования к студентам

  • Дисциплина предназначена для студентов 1-го курса факультета экономики. Для успешного освоения материала курса студенты должны владеть базовыми знаниями в области обществознания, истории России и всемирной истории в объеме федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Формы контроля

  • Текущий контроль: осуществляется на семинарах в форме оценки ответов студентов на вопросы по изучаемым произведениям и оценки выполнения студентами текущих проверочных работ. Текущий контроль включает в себя оценку за домашнее задание (эссе), выполняемое студентами в индивидуальном формате.

  • Итоговый контроль – зачет.

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • работа на семинарах

  • домашнее задание (эссе)

  • контрольная работа

  • зачет

Алгоритм формирования оценки:

  • вес работы на семинарах – W работа на семинарах = 0,3

  • вес оценки за домашнее задание – W домашнее задание = 0,1

  • вес оценки за контрольную работу – W контрольная работа = 0,2

  • вес ответа на зачете – W ответ на зачете = 0,4

Результирующая оценка в десятибалльной шкале (О рез) есть взвешенная сумма четырех оценок - за работу на семинарах (О работа на семинарах), домашнее задание (О домашнее задание), контрольную работу (О контрольная работа) и ответ на зачете (О ответ на зачете): О рез = (W работа на семинарах х О работа на семинарах) + (W домашнее задание х О домашнее задание) + (W контрольная работа х О контрольная работа) + (W ответ на экзамене х О ответ на зачете)

Оценка в 5-балльной и 10-балльной шкале выставляется в ведомость и зачетную книжку студента.

Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной системе


По десятибалльной шкале

По пятибалльной шкале

  1. весьма неудовлетворительно

  2. очень плохо

  3. плохо

2- неудовлетворительно

  1. удовлетворительно

  2. весьма удовлетворительно

3- удовлетворительно

  1. хорошо

  2. очень хорошо

4- хорошо

  1. почти отлично

  2. отлично

  3. блестяще

5- отлично

Базовые учебники

  • Базовый источник – учебник «Социология» Автор С.С.Фролов. М.: «Просвещение», 2004.

  • Можно использовать также Э. Гидденс. Социология. М., 2000 (и др. издания),

  • Общая социология. Под ред. А.Г. Эфендиева. М. 2000,

  • Штомпка П. Социология: Анализ современных обществ. М., 2005.


Дополнительная литература


  • Т. Шибутани. Социальная психология. М.: ЮНИТИ, 2005.

  • Антология русской классической социологии. М. 1995.

  • Американская социологическая мысль. М. 1994.

  • Социология в России. М., 1998.

  • Вебер М. Избранные произведения. М. 1990


Следует учитывать, что в этих учебниках отсутствует полное раскрытие всех тем, которые разбираются в лекционном курсе. Отсюда следует необходимость постоянной работы в лекционной аудитории и на семинарах.

СМОТРЕТЬ В БИБЛИОТЕКЕ новые поступающие УЧЕБНИКИ И ИСТОЧНИКИ

Обязательно использовать сайт: Экосман и имеющиеся там материалы.

На семинарских занятиях будут обязательно использоваться дополнительные источники.

Тематический план курса


Тема

Всего часов
Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинарские и практические занятия

Тема 1

Знание об обществе: социологическая перспектива



Лекция 1

Что изучает социология

2

2









Лекция 2

Элементы истории социологии

2

2







Тема 2.

Индивидуум и общество



Лекция 3

Культура и общество

4

2

2






Лекция 4

Интеракции, институции и общество

4

2

2






Лекция 5

Социализация

4

2

2




Тема 3

Различия и неравенства



Лекция 6

Социальная структура и социальное неравенство

4

2

2






Лекция 7

Группы, меньшинства, организации

4

2

2




Тема 4

Общественные институты



Лекция 8

Семья в современом обществе

4

2

2






Лекция 9

Экономика и социология

4

2

2






Лекция 10

Политика в современном обществе

4

2

2




Тема 5

Социальное изменение и глобализация



Лекция 11

Социальные процессы в современном мире

2

2









Лекция 12

Социология о современном российском обществе

2

2







ИТОГО

40

24

16





Содержание программы

Тема 1

Знание об обществе: социологическая перспектива
Лекция 1

Что изучает социология
Основные характеристики, признаки, критерии социологического знания. Что объединяет социологию с другими науками, в том числе с естественными. Особенности социологии как гуманитарного знания, отличающие ее от естественных наук. Парадигмы и их роль в развитии социологии. Четыре функции социологии как науки: описание, объяснение, предсказание социальных процессов, социальная технология.

Структура социологического знания. Макросоциология и микросоциология; теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология; общая социология и частные социологии.
Лекция 2

Элементы истории социологии
Формирование идеи общества. Формирование идеи социального закона как естественного закона в применении к обществу. Законы онтологические (законы сущего) и законы деонтологические (законы должного); их соотношение и связь в истории европейской мысли. Влияние идеи естественного закона на понимание структуры и развития общества.

Формирование идеи прогресса. Четыре теории, оценивающие направленность и содержание общественного развития: теории прогресса, регресса, циклического развития (круговорота) и маятникового развития. Становление и развитие рационалистической теории прогресса. Ее значение для возникновения социологии и последующая критика.

Формирование идеи метода и ее значение для возникновения социологии.
Тема 2.

Индивидуум и общество
Лекция 3

Культура и общество.
Человеческая природа и культура. Биологическая наследственность и культурная, генетическая программа поведения и культурная. Общества животных и общества людей. Культура и социальная система.

Элементы культуры. Символические и знаковые элементы. Язык и знаки. Культурные образцы. Культура и социальная регуляция поведения. Нормы и ценности. Понятие аномии. Традиция и обычай. Обычное право. Религиозные, нравственные и юридические нормы.

Культура и субкультура. Субкультуры различных социальных групп.

Традиционная, элитарная и массовая культура.
Лекция 4

Интеракции, институции и общество
Понятие социальных институтов. Институты и социальные функции. Явные и латентные функции институтов. Социальные действия и институты. Процессы институционализации. Институты и отклоняющееся поведение. Виды социальных институтов.
Лекция 5

Социализация
Содержание процесса социализации. Этапы социализации. Становление Я и интериоризация социальных норм. Личность и социальные роли. Агенты социализации. Референтные группы. Значение социализации для общества и индивида.

Биографические исследования.

Социальное отклонение и преступность.
Тема 3

Различия и неравенства
Лекция 6

Социальная структура и социальное неравенство
Равенство как идеал и как реальность. Природа социального неравенства и его виды. Понятие социальной дифференциации и стратификации.

Касты, сословия, слои, классы. Критерии классового деления. Классовый конфликт и классовое сотрудничество. Неклассовые формы неравенства и социального конфликта.

Социальная мобильность. Горизонтальная и вертикальная мобильность.

Возможно ли равенство и неизбежно ли неравенство.
Лекция 7

Группы, меньшинства, организации
Природа групп. Типы групп. Групповые стереотипы и предрассудки.

Сущность социальной организации. Формальная организация и ее структура. Иерархия, лидерство, коммуникация в организациях. Бюрократия и ее роль в социальной системе.

Понятие общины и общин. Территориальные общности. Урбанизация и рурализация.

Этничность и нация Социальное значение половых, возрастных, расовых и этнических различий. Понятие меньшинства. Этноцентризм.

Пол и общество. Возрастание роли гендера. Сексуальные меньшинства.
Тема 4

Институты общества
Лекция 8

Семья в современом обществе
Семья как социальный институт. Брак. Супружество, родительство, детство. Эволюция семьи. Типы семьи. Социальные функции семьи. Брак и развод. Семья в современных обществах.

Религия как социальный институт. Структура и социальные функции религии. Религиозные общины, группы и организации. Религия в современных обществах.
Лекция 9

Экономика и социология
Экономика как социальный институт. Связь с другими институтами. Явные и латентные функции экономических явлений. Социальные аспекты производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Экономика и социальная дифференциация. Капитализм и социализм как экономические системы. Социальное значение труда и удовлетворенность трудом. Профессия и престиж профессии. Профессиональные группы.
Лекция 10

Политика в современном обществе
Политика как социальный институт. Политика и типы власти. Теория элит. Формы правления. Структура и функции политики. Политическая власть, политические движения, политические партии.

Право как социальный институт. Правовые нормы и санкции. Социальные функции права. Мораль и право. Право и преступность.

Средства массовой коммуникации и их роль в современном обществе.
Часть 5

Социальное изменение и глобализация
Лекция 11

Социальные процессы в современном мире
Социальные процессы. Обмен, сотрудничество, конкуренция. Конфликт и пути разрешения конфликтов.

Сущность и типы социальных изменений. Источники и агенты изменений. Традиции и инновации в обществе. Традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества.

Природа социальных движений. Институты и социальные движения. Типы социальных движений.

Характер и значимость современных социальных проблем. Хозяйство и труд. Техника и общество. Государство, демократия и война. Глобальная интеграция и глобальное неравенство. Демографические процессы, миграции.
Лекция 12

Социология о современном российском обществе
Теории модернизации и постмодернизации. Россия, глобализация, "мировая система". Традиционалистские теории социального устройства. Понятие переходного общества. Проблемы социальной дезорганизации. Понятие аномии и его роль. Особенности современной преступности.

Исследования в области социальных движений, безработицы, конфликтов, отклоняющегося поведения, вынужденной миграции, социальных проблем инвалидов, общественного мнения, политического лидерства, электорального поведения, маркетинга, рекламы. Формирование программ социального переустройства.


Подпись: Л.Ионин


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Общая социология» iconРабочая программа дисциплины «социология коммуникаций»
«Социология». Теоретической базой для основания дисциплины являются знания студентов, полученные в результате изучения дисциплин:...
Программа дисциплины «Общая социология» iconПрограмма дисциплины «Социология, модуль I. Общая социология» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...
Программа дисциплины «Общая социология» iconПрограмма дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано...
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Общая социология» iconПримерной программы наименование дисциплины: Современные социологические...
«Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,...
Программа дисциплины «Общая социология» iconНедели семестра
...
Программа дисциплины «Общая социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа дисциплины «Общая социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа дисциплины «Общая социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа дисциплины «Общая социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа дисциплины «Общая социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа дисциплины «Общая социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа дисциплины «Общая социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа дисциплины «Общая социология» iconПрограмма дисциплины Общая социология
Требования к студентам: студент, приступающий к изучению данной дисциплины, должен обладать знаниями в области социологии и других...
Программа дисциплины «Общая социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа дисциплины «Общая социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология потребления» по специальности 040201 «Социология»
Программа дисциплины «Общая социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология моды» по специальности 040201 «Социология»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск