Скачать 43.27 Kb.
|
Наказание Раскольникова «Я себя убил, а не старушонку…» «ПиН»: - Преступление – 1-я часть - Наказание – со 2-й по 6-ю часть: 1) физическое (каторга, болезнь); 2) моральное (муки совести) Состояние Раскольникова
Т.О., Достоевский детально прослеживает крушение теории своего героя: Я себя убил, а не старушонку!» - нравственное падение, и обратной дороги нет. Достоевский убежден, и убеждает читателя в том, что если честный человек идет на преступление (ради чужого страдания), он неизбежно принесет боль себе и другим. Стоит разрешить себе «кровь по совести», и кровь польется потоком. Убив старушонку, Раскольников, вынужден убить ее сестру Лизавету. Автор показывает, как одно преступление неизбежно влечет за собой другое. Теория, которая должна была вывести Раскольникова из жизненного тупика - завела его в беспросветный тупик. Ни одна цель не может быть оправдана, если в результате решения ее: «прольется хоть одна слезинка замученного ребенка». Каждый имеет право на жизнь, в том числе и мерзкая старушонка. На каторге Раскольников начинает понимать порочность и ошибочность своих взглядов. Главным другом стала для него Соня, которая помогла ему осознать, что именно сейчас у него начинается новая чистая жизнь. Переломным моментом является сон о «моровой язве», которой поражены люди, считающие себя избранными, а на самом деле, лишившиеся рассудка и погрязшие в грехах и насилии. Соня, поехавшая за Раскольниковым, помогает осознать ему, что только сейчас жизнь у героя и начинается - новая и светлая. Герой начинает понимать слова следователя Порфирия Петровича: «Стань солнцем, и все тебя увидят». Вопросы к зачету по роману «ПиН»: 1. * Какие события предшествуют преступлению? Как они влияют на Раскольникова? 2. *Какое значение имеет в романе история семьи Мармеладовых? Как знакомство с Мармеладовым повлияло на Раскольникова? 3. **Социальная обусловленность поведения и теории Раскольникова. 4. **Как и где в романе осуждается теория Раскольникова? 5. *Как понимают исключительность, гениальность герои романа (Раскольников, Лужин, Свидригайлов). 6. **Смысл и значение трех снов Раскольникова в романе (как они связаны с особенностями внутренней композиции). 7. *В чем для Достоевского и его героя Раскольникова заключается наказание за преступление? 8. ***Можно ли согласиться с убеждениями героя (Раскольникова), связанными с «согласием на всеобщее счастье ценой жизни одного никчемного человека»? Как на этот вопрос отвечает сам автор романа? 9. *Раскройте суть образа А.И.Свидригайлова. В чем его сходство и различие с Раскольниковым? 10. *Что такое эпилог? В чем значение эпилога в романе «Преступление и наказание»? 11. Изложите суть теории Раскольникова, когда и как произошло ее крушение? 12. *Образ Сони Мармеладовой. Ее роль в духовном возрождении Раскольникова. 13. ***Как философские взгляды Достоевского отразились в его романе «Преступление и наказание»? 14. ***Проблема добра и зла в романе «Преступление и наказание». 15. ***Проблема преступлений в романе «Преступление и наказание». Кто является преступником в романе, только ли Раскольников? 16. ***«Боль о человеке» в произведениях Достоевского (христианская проблематика и идеи гуманизма). 17. **Назовите и прокомментируйте причины преступления Раскольникова. 19. *Письмо матери к Раскольникову. Его роль в романе «Преступление и наказание». 20. *Образ П.П.Лужина в романе «Преступление и наказание». Его сходство и различие с Раскольниковым. 21. ***Проблема правды и истины в романах Достоевского. 22. ***В эпилоге романа есть слова, обращенные к Раскольникову: «Стань солнцем, и все тебя увидят». В чем их смысл? Как они соотносятся с теорией и жизнью Раскольникова? 23. **Может ли что-то оправдать действия и мысли Раскольникова? 24. *Смысл названия романа «Преступление и наказание». 25. **Актуально ли творчество Достоевского в наши дни? Какие нравственные уроки вы извлекли из творчества Достоевского? 26. ***Возможна ли «кровь по совести»? Есть ли в жизни цели, оправдывающие любые средства? Прокомментируйте слова Достоевского: «Ни одна великая цель не может быть таковой, если в результате достижения ее прольётся хотя бы одна слезинка одного замученного ребенка». 27. ***В чем философский смысл убийства Раскольниковым кроткой и «вечно беременной» Лизаветы (сестры старухи-процентщицы)? Как это соотносится с философией Достоевского? 28. ***Как отражены христианские проблемы в романе «Преступление и наказание» (и в целом, в творчестве) Достоевского? Примечание: Здания, отмеченные одной звездочкой (*) - на оценку «3»; Задания с двумя звездочками (**) - на «4»; Задания с тремя звездочками (***) _ повышенной сложности - на «5»/ «4». |
Рефератов по дисциплине «Литература» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В рамках работы над проектом по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание» учащиеся выясняют, кто такие «двойники» Раскольникова... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приложение: конспект урока по литературе в 10 классе. Защита проекта «Опровержение теории Родиона Раскольникова» по роману Ф. М.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Суровая правда в изображении безысходности жизни «маленького человека» в безжалостном... | ||
Тесты по роману «Преступление и наказание» 17 Фёдор Михайлович Достоевский и его роман «Преступление и наказание». Учебное пособие по литературе 19 века. // Фгбоу спо «бгуор»,... | Наказание: с пользой и без унижения «нельзя так делать»; не заправил кровать жестоко наказали. Если же за плохие поступки наказание и вовсе не следует, то ребенок дезориентирован:... | ||
Тесты Верховская М. В. 10 кл. 10 кл. 8 кл. Мхк по всем темам Литература... Литература – «Роман Достоевского Преступление и наказание»: общая характеристика» | План. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания... Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание... | ||
Мкоу чухломская сош имени А. А. Яковлева Образ лестницы в романе... «Преступление и наказание». В качестве эпиграфа я взяла высказывание исследователя М. М. Бахтина: «Верх, низ, лестница, порог, прихожая,... | Ховард Зер Восстановительное правосудие: Новый взгляд на преступление... Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание: Пер с анг./Общ ред. Л. М. Карнозовой. Коммент. Л. М. Карнозовой... | ||
Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману... Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» | Урок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская... Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Отражение библейской легенды о Содоме и Гоморре в художественном... Тема: Отражение библейской легенды о Содоме и Гоморре в художественном пространстве Петербурга (Роман Преступление и наказание).... | ||
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (роман). Многие герои... | Реферат группы «Литераторы» Особую роль в стилистике романа играет фразеология. В тексте произведения встречается 454 употребления фе (фразеологических единиц),... |