Статья из рубрики «Шпаргалка для родителей», газета «Химчанка»№26 от 23. 12. 2009 г





Скачать 70.61 Kb.
НазваниеСтатья из рубрики «Шпаргалка для родителей», газета «Химчанка»№26 от 23. 12. 2009 г
Дата публикации29.06.2014
Размер70.61 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Философия > Статья
Статья из рубрики «Шпаргалка для родителей», газета «Химчанка»№ 26 от 23.12.2009 г.

Автор учитель русского языка и литературы Чуваева С.В.


“Стараться оставить после себя больше знаний и счастья, чем их было раньше, улучшать и умножать полученное нами наследство- вот над чем мы должны трудиться…»

Д. Дидро

«Самые лучшие наши дела те, которые совершаются по доброй воле и в соответствии с природными склонностями.»

Ш Монтескье

«Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим, как человек к человеку.»

Ф.М.Достоевский

«Человечность всегда и везде… есть высшая добродетель, высшее достоинство человека, потому что без нее человек есть только животное, тем более отвратительное, что вопреки здравому смыслу, будучи внутри животным, снаружи имеет форму человека…»

В.Г.Белинский


«Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим ты более всего можешь быть полезен обществу.»

Л.Н.Толстой

«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле . Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего- люди. Из них на первом месте- родители и педагоги.»

Макаренко
«Возбудите в человеке искренний интерес ко всему полезному, высшему и нравственному- и вы можете быть спокойны, что он сохранит навсегда человеческое достоинство. В этом и должна состоять цель воспитания и учения.»

Ушинский


« Прежде всех ваших дел позаботьтесь о наставлении детей.»

Иоанн Златоуст

Есть в нашей жизни истины, которые давно уже считаются непреложными. Время весьма доказательно: меняемся мы , меняется жизнь, но одно остается неизменным- законы человеческого общежития, открытые нашими мудрыми предшественниками и вполне исчерпывающе изложенные в Нагорной проповеди ( см. Евангелие от Матфея). Так зачем же изобретать колесо? Может быть, имеет смысл обернуться, прислушаться , присмотреться, вдуматься , понять, почувствовать или продолжить самостоятельный жадный поиск ответов на вопросы, настырно шагая по уже проторенному пути? А вопросы все те же : о самоценности человеческой личности и месте человека в мире, об ответственности за воспитание этой самой личности, маленького человека, который в будущем сам станет нести ответственность и воспитывать.

Кто из нас не мечтает, чтобы его ребенок вырос самым умным, красивым, сильным, добрым, чтобы окружающие уважали и ценили его за прекрасные человеческие качества, ум, трудолюбие. Каким вырастет ребенок, во многом зависит от семьи, в которой он получает первые уроки доброты. Слово, улыбка, взгляд, жест близкого человека, его отношение к другим близким людям, его поступки и суждения, отношения с окружающими – все остро воспринимается и подхватывается в пору, когда малыш осваивает мир. Ребенок подрастает, и круг его общения с миром взрослых и детей значительно расширяется, он становится членом маленького детского коллектива- группы детского сада, класса музыкальной школы, детской творческой студии и др. По достижении шестилетнего-семилетнего возраста вчерашний малыш-несмышленыш становится школьником, начинается самый ответственный период в его жизни- период взросления, сотворения и формирования личности, в котором принимают участие не только учителя и родители , ребенок творит себя сам. Конечно, он подражает учителю, маме, спортивному тренеру, любимому актеру, но при этом остается самим собой и в этом его подражании все равно огромен элемент творчества, собственного видения. Школа, класс- все это вносит и в быт и в бытие не только ребенка, но и семьи принципиальную новизну. Теперь очень многое будет зависеть от личности учителя, его профессионализма, его человеческих качеств, умения раскрыть и развить природные, индивидуальные, богатейшие возможности, заключенные в каждом ребенке , этот нескончаемый поток фантазии и неподдельной искренности. Современная действительность с ее большими достижениями в экономической и духовной сфере требует от учителя гибкости мышления, постоянного поиска новых подходов к воспитанию ребенка.

Каковы же, на мой взгляд, приоритетные составляющие профессионализма современного педагога ? Духовность и искренняя любовь к детям. Невозможно учить и воспитывать, не испытывая искреннего интереса к личности ребенка, невозможно быть услышанным, если сам не умеешь слушать, невозможно быть понятым, если сам не стремишься понять. Дети, как животные , ( простите за сравнение, я имею ввиду, что дети еще настолько чисты душой, не научились изощренно лгать и лицемерить в отличие от взрослых) прекрасно чувствуют фальшь. Авторитетным ваше слово станет для ребенка только тогда, когда он поверит в вашу искренность. Нередко учитель, прекрасно знающий свой предмет, обладающий фундаментальными знаниями, эрудированный, не может добиться от учащихся желаемых результатов - качественного усвоения знаний. Почему? Почему его уроки ребята посещают так неохотно, « из-под палки»?

- Я не обязана любить своих учеников, я их обязана научить. Я вообще не люблю детей,»- слышу я от учительницы.

На мой взгляд, ответ вполне очевиден, проблема не в ленивых, несносных, невоспитанных, безответственных, разболтанных детях ( со слов учителя), а в самом учителе. Хочется спросить, а не ошиблись ли Вы в выборе профессии, ведь это действительно мучение- заниматься нелюбимым делом. Да и работа с детьми, будь то детский сад или школа,- не самый легкий способ зарабатывать деньги, если именно это является основной определяющей в жизни. В школе работают не ради денег, а получают зарплату за труд, сопряженный с огромной самоотдачей. Поэтому я заговорила о духовности, что подразумевает способность учителя к сопереживанию, умение понять и принять ребенка таким, каков он есть, в некотором смысле готовность жертвовать собственными интересами, способность быть добрым ( но не добреньким), умение быть тактичным и последовательным в своих требованиях, быть мягким ( но не мягкотелым) и объективным. Моя дорогая тетя, Анна Ефимовна Иванова, всю свою жизнь проработавшая учительницей в сельской школе, замечательный педагог и прекрасный человек, во многом определивший и мой выбор профессии, говорила : «Берегите детские нервы.». Самое главное в отношениях учитель-ученик, считала она, - искреннее уважение к маленькому человеку, к его переживаниям, чувствам, стремление понять мотивы его поступков . Обидеть ребенка легко, недоверием, неоправданной грубостью или просто от того, что у вас плохое настроение и не ладятся домашние дела, тем более, что ответить-то он вам не вправе, а как потом смотреть в глаза, полные обиды? Благо, дети легко прощают, они не злопамятны, нет в них еще коварства. Я тоже была ребенком и прекрасно усвоила, что незаслуженная обида порождает нелюбовь и недоверие, если учитель не задумывается над этими вопросами, он может легко «потерять лицо», т. е. уважение, авторитет в глазах ученика; такому учителю не захочется подражать, такого учителя не захочется слушать, не захочется ему верить. На уроки к такому учителю идещь как на каторгу, от звонка до звонка, лишь бы не спросили, да и желание учить предмет отсутствует, ничего не получается, не понял, но лишний раз спросить постесняешься, чтоб избежать нелестных комментариев в свой адрес. И каков же результат на выходе?

В фильме «Доживем до понедельника» ученица написала в своем сочинении : «Счастье- это когда тебя понимают.» Действительно, как просто можно сказать о многом и значительном. Легко и комфортно с человеком, способным понять, поддержать, помочь, каждая встреча с которым- радость, наполненная победами и открытиями. Такого человека мы называем духовным. А что значит это слово в нашем контексте? С точки зрения этимологии ( от греч. etymon- «истина»)- « это способность что-то воспринимать, познавать, ощущать, понимать…» (канд экономических наук Дружников П.Д.). В словаре Д.Н.Ушакова мы читаем: « духовность- это отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.». Словарь русского языка Академии наук СССР трактует духовность как «… духовную, интеллектуальную природу, сущность человека, противополагаемую его физической сущности, стремление к совершенствованию и высоте духа…».

Духовность – величина, определяющая качества между понятиями и функциями такими, как хорошо и плохо, полезно и вредно, красиво и некрасиво, чисто и грязно, порядочно и подло и т.д.

Духовность, а вернее высокодуховность – это все, что приближается к лучшему, новому, к совершенному. Все низкодуховное тянет назад к "отцам", к прошлому, устарелому, тормозящему развитие. А насколько мы сами духовны – это определяют помыслы, желания и дела человека. В них, и только в них проявляются все те величины, функции, действия, которые и определяют качественно - духовный потенциал в человеке – нашу духовность.

Гуманистические идеи активно проникают сегодня в умы учителей-

практиков, в той или иной степени влияют на устои межличностных отно-

шений в массовой школе. Суть новой гуманистической концепции образо-

вания : «…Цель образования и предмет обучения – сам человек». Учитель должен подвести ученика к осознанию высших ценностей, способствовать его духовному росту, раскрытию собственной идентичности. Это педагогическая задача высшего ранга, она под силу только духовно зрелому педагогу, имеющему с учеником глубокие личностные отношения.
В.М. Бехтерев исследовал рефлекторную деятельность высшей нервной системы не животных, а человека. Он сознательно стремился создать на основе этих рефлектологических исследований подлинно научную, объективную антропологическую базу общественных наук, в частности – педагогики. Задачи созданного им психоневрологического института заключались по преимуществу в понимании того, «что такое человек, как и по каким законам развивается его психика, как ее оберегать от ненормальных уклонений в этом развитии, лучше использовать школьный возраст для его образования, лучше направить его воспитание, как следует ограждать сложившуюся личность от упадка интеллекта и нравственности».

Разрешить самые актуальные вопросы общественной жизни, как пока-

зал В.М. Бехтерев, можно, только познав человека в его проявлениях ума,

чувства и воли, в его идеалах истины, добра и красоты, познав дитя в его

первых проявлениях привязанности к семье, матери, чтобы дать ему все, в

чем нуждается его младенческая душа; познав юношу в его стремлениях к

свету и правде, чтобы помочь ему в создании нравственных идеалов.
Что есть духовность?
Синтез совершенства,
Стремленье духа к новой высоте.
Путь к Богу –
Утверждает духовенство,
Мудрец ответит просто – путь к себе,
Поэт с художником подскажут –
Вдохновенье,
Певец и композитор – песнь души,
Политик – совесть,
Физик – убежденье,
И все они по-своему правы.
Духовность – это творчества начало,
Полет души, что в высь устремлена,
В которой звонкой песней зазвучала
Космической гармонии струна.
Духовность не имеет постулатов,
В ней Дух Святой,
Лишь с нею мы богаты.

О. Рубежов




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья из рубрики «Шпаргалка для родителей», газета «Химчанка»№26 от 23. 12. 2009 г iconIi «Неделя подростка»: осуществление комплекса организационных мер...
Газета «Молва», 11 июня 2013 г. – информация о детях, находящихся в соп, статья «Дети своих родителей». Информационный региональный...
Статья из рубрики «Шпаргалка для родителей», газета «Химчанка»№26 от 23. 12. 2009 г iconИнформационный бюллетень 31 августа 2009 года
Статья Председателя Правительства России В. В. Путина «Страницы истории – повод для взаимных претензий или основа для примирения...
Статья из рубрики «Шпаргалка для родителей», газета «Химчанка»№26 от 23. 12. 2009 г iconПриказ №13065. Российская газета, 2009, №15) (с изменением, внесенным...
Российская газета, 2009, №15) (с изменением, внесенным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 января...
Статья из рубрики «Шпаргалка для родителей», газета «Химчанка»№26 от 23. 12. 2009 г iconГазета «голос бэлць» Предновогодние поездки
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся
Статья из рубрики «Шпаргалка для родителей», газета «Химчанка»№26 от 23. 12. 2009 г iconРеферат служит для целей информации об изобретении и представляет...
Описание начинается с названия изобретения. В случае установления рубрики действующей редакции Международной патентной классификации...
Статья из рубрики «Шпаргалка для родителей», газета «Химчанка»№26 от 23. 12. 2009 г iconСтатья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает...
Данная статья предполагает наказание в виде предупреждения либо административного штрафа в размере от 100 руб до 3-х тыс руб
Статья из рубрики «Шпаргалка для родителей», газета «Химчанка»№26 от 23. 12. 2009 г iconКонкурсе; инновационных
Издается с октября 1992 года. Газета учащихся, учителей и родителей воткнского лицея
Статья из рубрики «Шпаргалка для родителей», газета «Химчанка»№26 от 23. 12. 2009 г iconЗакон российской федерации о безопасности 2 Раздел I. Общие положения...
Статья 14. Состав Совета безопасности Российской Федерации и порядок его формирования 5
Статья из рубрики «Шпаргалка для родителей», газета «Химчанка»№26 от 23. 12. 2009 г iconЕжемесячная газета для родителей
«птенцов», и ребята, которые еще только через год или два пойдут в школу, пришли посмотреть на своих друзей, и, конечно же, они –...
Статья из рубрики «Шпаргалка для родителей», газета «Химчанка»№26 от 23. 12. 2009 г iconЕжемесячная газета мбоу лежневской средней общеобразовательной школы №11
Первый осенний день – День знаний – прошел торжественно. Учащихся, педагогов, родителей поздравляли руководители района, а также...
Статья из рубрики «Шпаргалка для родителей», газета «Химчанка»№26 от 23. 12. 2009 г icon«Газета. Ru», которую лучше было бы назвать «Газета. Вру», взялась...
«Обманутые дольщики – это болезнь», пишет Реалист в «Газете. Ru». И с этим нельзя не согласиться, только не болезнь самих граждан,...
Статья из рубрики «Шпаргалка для родителей», газета «Химчанка»№26 от 23. 12. 2009 г iconУрок для родителей по математике. 1 класс. Тема: «Счет предметов»
Цель: познакомить родителей с особенностями программы обучения детей, проконсультировать родителей об оказании помощи первоклассникам...
Статья из рубрики «Шпаргалка для родителей», газета «Химчанка»№26 от 23. 12. 2009 г iconКак написать реферат Несколько не
Клише: «Материалом для написания реферата послужили например: статья «…» на сайте …, книга «…» автора …, статья … в журнале …»
Статья из рубрики «Шпаргалка для родителей», газета «Химчанка»№26 от 23. 12. 2009 г iconВзаимодействие госдумы с федеральными органами 8
Газета, павликова ольга, 13. 02. 2009, №025, Стр. 2 12 под какой залог проще всего получить кредит? 13
Статья из рубрики «Шпаргалка для родителей», газета «Химчанка»№26 от 23. 12. 2009 г iconШпаргалка по мастерству актера, Новосибирское государственное театральное...
Шпаргалка по мастерству актера, Новосибирское государственное театральное училище, 2002
Статья из рубрики «Шпаргалка для родителей», газета «Химчанка»№26 от 23. 12. 2009 г icon© 2007 «рефераты для журфаковцев» http :// journref. Narod. Ru газета «Британский союзник»
Британии. Газета начала выходить в Куйбышеве, куда осенью 1941 года были эвакуированы из Москвы некоторые наши наркоматы, в том числе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск