Философия складывания





НазваниеФилософия складывания
страница1/6
Дата публикации08.07.2014
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6
Цветок со скрученными лепестками. МК от Галины Galina_RGV, стр. 94 или 93




http://forum.say7.info/topic30457-2325.html

. Наш цветок готов!




Впервые канзаши появились приблизительно четыреста лет назад, когда в Японии изменился стиль женской прически. От традиционного стиля тарэгами (длинные ниспадающие волосы), женщины перешли к так называемому стилю нихонгами, в котором волосы собирались в разнообразные причудливые формы и укладывались с помощью гребней канзаши и шпилек канзаши. В последнее время элементы канзаши используются также для украшения заколок.


Философия складывания


Суббота, Январь 30th, 2010

Оригами в его классическом варианте (только квадрат, никаких надрезов) не случайно родилось в Древней Японии. Это занятие органично вписывалось в систему восточных взглядов на мир, присущих философии дзен-буддизма. Эта философия практикует выработку взгляда на природу как на гармоничное единство, где привычные для европейца противоречивые части и составляющие неразрывно слиты в единое целое. В этом, вероятно, истоки иероглифической письменности, в которой каждый вписанный в квадратную рамку знак означает целостный символ. Пошаговая система записей в оригами очень напоминает это картиночное письмо, понятное практически без слов. Описать с помощью привычного европейцам буквенного текста процесс складывания молено, но сделать это намного сложнее, чем с помощью картинок.

Квадрат в качестве рамки для иероглифов-символов и как основа для складывания фигурок выбран не случайно. На Востоке он является не просто геометрической фигурой, а важным мировоззренческим символом. В Древнем Китае квадрат олицетворял смыкающуюся с космосом землю, пределы которой были необозримы. Необъятность Вселенной, в основе которой лежит квадрат, блестяще подчеркнута в афоризме Лао-цзы: «У великого квадрата нет углов». Таким образом, в дзен-буддизме квадрат является воплощением Вселенной с ее пустотой космоса и в то же время бесконечными возможностями созидания. Именно поэтому в квадрат вписаны все мандалы — священные буддийские изображения. Родившиеся на востоке игры — шахматы, го, танграм — также имеют квадратные очертания. Они как бы отражают игру, которая происходит во Вселенной. Таким образом, выбор квадрата как основы для оригами, был далеко не случаен. Плодотворное развитие игры с этой формой лишний раз подчеркивает, что в геометрии квадрата действительно кроются гораздо большие возможности чем, например, в круге или треугольнике.

Для средневекового европейца квадрат, вероятно, казался слишком простой фигурой, чтобы заняться его пристальным изучением. Объемные тела, сферы, находящие свое воплощение и в архитектуре, и в космологии — для европейцев представляли явно больший интерес. На Востоке квадрат был одновременно символом плодотворной пустоты, скрывающей в себе задатки всех возможных к воплощению форм. Такая точка зрения, кстати, очень близка представлениям современной физики. Ученые считают, что все частицы (основы материального мира) порождаются, в конечном счете, вакуумом, то есть «пустотой» в обыденном представлении. Поэтому попытки извлечь разнообразные формы из обыкновенного квадрата бумаги для последователя дзен-буддизма воспринимались совершенно естественно. Более того, обратимость этих форм, возможность вернуться к исходному квадрату и превратить его в иную фигурку более чем наглядно иллюстрировала взгляд дзен-буддистов на взаимопроникновение земных форм бытия. Такой взгляд поддерживает современная экология, описывающая круговорот молекул в биосистемах, когда исходная масса вещества принимает те или иные живые формы. Замечательно по этому поводу заметил Виктор Бескровных в своем философском эссе «Оригами в поисках смысла»: «Буддийская пустота уничтожает границы между предметами, а не разделяет их, как привычная нам западная. Вещи, люди, деревья, дела, которые нас окружают, есть на самом деле лишь застывшие в форме проявления Пустоты. Истину в них еще надо суметь заметить. О методе, позволяющем это сделать,— чуть позже. Пока важно отметить одно: все, что нас окружает,— это лишь проявления Пустоты, единой и неделимой. Можно даже сказать, что все предметы и вещи — это лишь одежда, одетая на Пустоту, и можно лишь догадываться, что там, под покрывалом, скрыто, да легко и ошибиться. С таких позиций уже нетрудно взять квадрат — символ Пустоты и попытаться превратить его во множество форм, как это делает «настоящая» Пустота, не так ли? Тут и заключается одна из главных причин появления оригами именно на Востоке. Казалось бы, какая пропасть между абстрактными философскими моделями мира и моделями из квадрата бумаги, но — нет, связь существует. Если вещи находятся скорее в состоянии взаимопроникновения, чем противостояния, если любые явления легко переходят друг в друга, если все связано со всем, то что, как не квадрат, основа Вселенной, должен также уметь перетекать в тысячи форм? Отсюда и запрет надрезать его. Надрез нарушает Единое».

Оказывается, складывая оригами, мы постоянно иллюстрируем этим процессом знаменитое высказывание дзен-буддизма: «В мире постоянны только перемены». Оригами — это не скульптура, где от куска материала отнимается все лишнее, чтобы выявить рожденную в голове художника форму. Искусству складывания вовсе не нужны математические знаки, коль скоро оно занимается трансформациями исходной формы, не отнимая и не прибавляя к ней ничего. Более того, в отличие от той же скульптуры, где податливая глина вытерпит любую прихоть ваятеля, оригами позволяет извлекать из квадрата только те формы, существование которых в принципе возможно. Таким образом, каждый раз извлекая из бумажного листа новую фигурку, мы по сути даже не творим, а лишь позволяем проявиться тому, что заранее предсущество-вало в Пустоте листа.

Нередко европейцы задаются вопросом — что же делать с готовыми оригами? Предпринимаются попытки сделать бумажные фигурки более долговечными, например воплотить в более стойком по отношению ко времени материале или заключить в пластиковый куб. Такие усилия органично соответствуют западному взгляду на вещи с его ориентацией на конечный результат. Последователь же дзен-буддизма знает о том, что нет конечных пунктов жизни, а есть только вечно текущий процесс, поймать и остановить который невозможно. Поэтому в оригами для него главное — само складывание, а не конечный результат.

http://virezki.ru/2/129/

Оригами | No Comments »

Упаковка

Среда, Январь 27th, 2010

Культура упаковки в Японии развита больше, чем в любой другой стране. Причем эта культура имеет многовековые корни. Ни в одной стране мира ритуал подношения не разработан с такой тщательностью, как в Японии. Такой простой и хрупкий материал, как бумага скрывает в себе огромный потенциал и может нести различную символическую нагрузку. Существуют десятки вариантов церемониального складывания бумаги. Оригами это больше, чем рукоделие, больше, чем народный промысел. Это один из способов познания себя и окружающего мира и отражение постулатов философии дзен. Помимо всего прочего, фигурка оригами — это знак, а знак, визуальный символ имеет колоссальное значение в современном мире. Мышление человека сегодня вынужденно работать в стремительном режиме, поэтому информация, поглощаемая нами, лучше усваивается, если ей присущи такие черты, как лаконичность, точность. Оригами распространяется и в западном мире, впитывая в себя новые традиции и транслируя во вне ценности японской культуры.

Больше, чем упаковка

Для японца, пожалуй, важнее не что дарить, а как дарить. Любой россиянин, побывавший в Японии, с недоумением следит за тем, как продавцы упаковывают купленный им
товар сначала в элегантную коробочку, потом в один-два слоя бумаги, перевязывают ленточкой и в заключение укладывают в фирменный пакет с ручками. То же, но гораздо более захватывающе происходит, если они услышат от вас слово «презенто» (т. е. подарок). Тут движения упаковщика начинают походить на мановения рук фокусника. Бумажная обертка складывается хитроумными загибами, напоминающими об искусстве оригами, ленточка вывязывается особым бантом. Да и вообще ритуал дарения, включающий в себя и умение красиво упаковать дар, гораздо ближе к искусству, чем просто к местной традиции» (VIII).

Японцы, для которых превалирует эстетическая сторона жизни, для которых красота «би» является важнейшим аспектом, уделяют большое внимание упаковке как внешнему признаку вещи. Даже если Вы в японском универмаге купите какую-нибудь безделушку за пару долларов, Вам придется прождать минут пять, пока ее будут упаковывать, мастерски укладывать сначала в один бумажный пакет, затем в другой, при этом Вам предложат бесчисленное количество разных вариантов дизайна и цвета. Например, «в Японии существует традиция упаковки подарка для торжества справа налево, а последовательность действий слева направо — это траурное оформление. Понимаете, правильно упаковать — это все равно, что подобрать духи...» (ХI)

«А как тут упаковывают шоколадные конфеты? Открываешь одну коробочку — внутри пакетик — внутри пакетика еще коробочка — внутри коробочки еще пакетик, а в нем, наконец, три маленьких конфетки, каждая в отдельном фантике… Сразу видно изобретателей матрешки» (IX).

«Упаковка подарка по-японски называется цуцуми. Произошло это слово от глагола «цуцусиму», означающего «быть осмотрительным, почтительным». Смысл обертки подарка издавна заключался не только в функции придания подношению дополнительной декоративности, но и в выражении глубокого почтения, демонстрируемого ритуальным предохранением дара от грязи и скверны окружающего мира. Таким образом, упаковка дара носила не только материальное, но и духовное, даже сакральное значение. Иными словами, упаковка важна не менее самого подарка.

Оригами как ритуал

При всем разнообразии возможных вариантов упаковки подарка, должны соблюдаться жесткие предписания, выработанные в течение веков. Важны цвет, качество и рисунок бумаги, технология заворачивания вещи, подбор соответствующей случаю цветной ленты и форма ее узла. Так, красно-белая ленточка используется в случае преподнесения подарка по благоприятному случаю, черно-белая — для выражения сочувствия и скорби… Для каждого повода уместен свой вариант бумаги (VIII).

Важны были не только разнообразные оттенки цветов бумаги, но и те хитроумные способы, которыми она складывалась. В древности процесс осуществления складок на бумаге обозначал общение с богами. Соответственно, каждая складка, принимавшая ту или иную форму, имела свое сакральное значение. Одни обозначали выражение почтения, другие — благое пожелание, мольбу о долголетии и т. д. Иногда было достаточно положить на какой-то предмет искусства лист белой бумаги, сложенный вдвое, и подношение сразу обретало ритуальный характер. Складывание бумаги являлось в значительной мере формализованным актом, происходившим по нормам собственного этикета. В процессе осуществления складки, человек должен был своими губами зажать другой, менее ценный лист чистой бумаги, чтобы не осквернить производимой божественной бумажной складки своим «вульгарным» дыханием. «Существовали десятки вариантов церемониального складывания бумаги. Например, к свадебным подаркам прикрепляли изображения бабочек, сложенные из белой бумаги. Они символизировали неразрывную связь молодоженов с их богами-покровителями. Подобные бумажные символы доверялось изготавливать лишь известным мастерам. В средние века этой технологией владели два семейства — Есида и Мацуура, тесно связанные с Великим синтоистским святилищем в Исэ. Позднее сформировалась школа Огасавара, мастера которой умели складывать бумагу 65-ю способами, в зависимости от вкладываемого в подарок смысла. Эта школа определяла правила этикета при дворе сегунов с XIII по XIX век. Существовало несколько учебников ритуального складывания бумаги, составленных по рекомендациям школы Огасавара. Другая знаменитая школа этикета, уходящая корнями в эпоху Муромати(1333-1573), обладала умением складывать бумагу, художественно заворачивая ею подарки, 17-ю различными способами. Мастера этой школы особенно ценились, когда нужно было красиво и со значением упаковать подарок к свадьбе или празднику совершеннолетия. При этом очень важно было не только правильно сложить бумагу, но и закрепить ее специальной бумажной тесемкой, завязанной церемониальным узлом.

Надо отметить, что первоначальный этикет обращения с бумагой, почерпнутый из «китайских церемоний», со временем претерпел радикальные изменения, утратив континентальные корни и приобретя сугубо национальный характер. Письменные указания подчиненным или приказы военачальникам стали заворачивать в бумагу так, что по отдельным характерным чертам можно было определить ранг, как автора письма, так и адресата. Со временем особую манеру складывания конвертов переняли женщины, отправлявшие стихотворные любовные послания своим избранникам. Это искусство получило название ори-ками (сложенная бумага). Затем по мере усложнения методики складывания это название было вытеснено другими: ори-ката (способ складывания) или ори-гата (сложенная форма). Иногда бумагу не только складывали, но и надрезали особым способом, превращая ее в подобие декоративного кружева. Эта техника называлась кири-ками (вырезанная бумага). И лишь после 1880 года в обиходе появилось слово оригами, хорошо известное ныне не только в Японии, но и в других странах и обозначающее искусство складывания фигурок из бумажного листа» (XII).

Носи — уже в XIX веке в Японии было принято делать подношения богам в виде тонких длинных полосок высушенного китового мяса или рыбы, завернутых в чистую белую и красную бумагу. Эти необычные упаковки назывались «носи». Такой вид подношений р таким оформлением символизировал чистоту помыслов дарящего.

Санбо — бумажные коробочки , которые использовались в ритуалах в синтоистских храмах. В них помещали кусочки рыбы и овощей, которые преднозначались в дар богам.

Коробочка «дзунако» — одна из классических фигур оригами. Когда-то в похожие коробочки — «санбо» складывали подношения богам. Сложив такую коробочку из плотной цветной бумаги (лучше — двухцветной), вы получите красивое и удобное хранилище для разных мелочей.

http://virezki.ru/2/134/

Posted in Оригами | No Comments »

Какую бумагу лучше использовать

Понедельник, Январь 25th, 2010

В этой статье мы поговорим о том, какую бумагу лучше использовать для оригами. О преимуществах и недостатках разных видов бумаги. А для того, чтобы продемонстрировать, что из этой бумаги можно складывать оригами буду приводить по одной фотографии фигурки, которая была сложена из данного вида бумаги. Надеюсь фигурки вам понравятся.

Во-первых, есть специальные наборы бумаги для оригами. Это квадратные листы бумаги, как правило не очень большого формата. Со стороной сантиметров 15 - 20. Они могут иметь самую разную окраску. Это может быть пестрая раскраска, или два разных цвета с разных сторон квадрата. Или просто квадратный лист бумаги, окрашенный одинаково с двух сторон.

Такая бумага достаточно легко складывается, хорошо держит складки. В качестве примера использования бумаги, окрашенной в два цвета я привожу фотографию попугая.

Можно использовать и односторонне цветную бумагу. Например, эта птица сделана именно из такой бумаги.

Однако, специальной бумагой для оригами далеко не исчерпывается все виды бумаги, из которой можно делать фигурки оригами. Примером необычной бумаги, про которую вполне можно и не догадаться, что из нее можно делать оригами является обычная салфетка. Тем не менее, розу, придуманную японским мастером оригами Кавасаки, я сделал именно из салфетки.

Конечно складывать такую бумагу сложнее, чем специальную бумагу для оригами. Ведь салфетку проще нечаянно порвать. Да и складки она почти "не запоминает". А это очень важно при складывании. В результате не запоминания складок намеченную ранее складку довольно трудно потом найти, чтобы использовать, кроме того со временем фигурка начинает сама по себе раскладываться.

Однако для этой розы больше всего подошла именно салфетка. Те же качества бумаги, которые мешали складыванию (а именно - мягкость складок) позволяют розе выглядеть нежно. И результат явно стоит затраченных трудов.

Еще одна необычная бумага для оригами это обычная оберточная бумага Craft. В нее заворачивают стекла при продаже, в ней на почту развозят газеты. Эта бумага - результат вторичной переработки макулатуры.

Но как ни странно - это очень хорошая бумага для оригами. В отличии от салфеток она плотная, но вместе с тем и достаточно тонкая, чтобы ее было легко складывать, не утомляя пальцы. Кроме того она не рвется. В этом плане она даже лучше, чем специальные наборы бумаги для оригами. Есть у нее и еще одно преимущество - ее размер совершенно не ограничивается десятью - двадцатью сантиметрами. Можно раздобыть квадрат со стороной хоть метр.

У этой бумаги я знаю только один недостаток - ей, конечно, не хватает раскраски. Но для той вазы, которая на фотографии цвет глины вполне идет.

Для оригами можно использовать и обычную офисную бумагу. Это самая доступная бумага, которая скорее всего есть почти у всех на работе. Как правило все начинают погружение в мир оригами с нее. Я по крайней мере начинал именно так.

Она вполне подходит для складывания, хорошо держит складки, достаточно прочная. Один недостаток - на работе только одного цвета - белого. Не для всех фигурок этот цвет подходит. Но для лебедя вполне неплох.

Часто в тех же канцтоварах, где продают обычную офисную бумагу, продают и окрашенную бумагу той же плотности. Так что, на самом деле, и с раскраской офисной бумаги тоже нет проблем.

Еще один доступный вид бумаги - это так называемая "бумага для уроков труда". Ее продают практически во всех канцтоварах.

Но эта бумага не очень подходит для складывания. Дело в том, то она слишком легко рвется, подсыхает и становится ломкой. Кроме того, на складках у нее пропадает цвет - получаются белые полоски. А еще - обычно ее не очень хорошо раскрашивают. Да и складки плохо держит.

Тем не менее, несмотря на все недостатки и ей найдется место в оригами. У нее есть и преимущество - она очень тонкая. Это позволяет складывать сложные фигурки с большим количеством складок. Например, это позволило мне сложить вот такого лося. Если бы я делал его из другой бумаги, скорее всего рога бы не удались.

Когда фигурка очень сложная, в ней много складок, то обычно не хватает размеров обычной бумаги, приходится искать бумагу побольше. Такую бумагу тоже можно найти. Например этот трехголовый дракон сделан из немецкой бумаги ватманского формата.

Получается, что для оригами подходит совершенно любая бумага. Искусство состоит в том, чтобы под ту фигурку, которую вы хотите сейчас сложить найти подходящую бумагу.

http://www.origami-do.ru/PAPER/ABC/properpaper.htm

Posted in Оригами | No Comments »

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философия складывания icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Философия складывания icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Философия складывания iconПроцесс складывания государства в произведении С. П. Толстова «По...

Философия складывания iconУчитель истории и обществознания моу «Хвастовичская сош»
Создать условия для усвоения учащимися понимания исторической роли Ивана III в процессе складывания рцг
Философия складывания iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом...
Философия складывания iconРеферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля
Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого
Философия складывания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России
Философия складывания iconТемы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе...
Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997
Философия складывания iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Философия складывания iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Философия складывания iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Философия складывания iconФилософия и основные формообразования культуры: наука, искусство,...
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия
Философия складывания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня мы продолжим знакомство с древним японским искусством складывания бумаги – оригами. На уроке мы сделаем японского журавлика...
Философия складывания iconПрограмма итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия»
«История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»...
Философия складывания iconПрограмма курса философии планы семинарских занятий Методические...
Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От...
Философия складывания iconПояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки»
Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск