Ричард Рорти релятивизм: найденное и сделанное1





Скачать 321.41 Kb.
НазваниеРичард Рорти релятивизм: найденное и сделанное1
страница1/2
Дата публикации06.07.2013
Размер321.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2





Ричард Рорти

РЕЛЯТИВИЗМ: НАЙДЕННОЕ И СДЕЛАННОЕ1.



Эпитет «релятивист» прилагается к философам, которые вместе с Ницше думают, что «,,Истина,,-это стремление к власти над множеством ощуще­ний»2. Этот эпитет прилагается также к тем, кто вместе с Уильямом Джемсом думает, что «„истин­ное" - это всего лишь орудие, которое мы использу­ем в процессе нашего мышления»,3 и еще к тем, кто вместе с Томасом Куном думает, что не следует считать науку неуклонным движением к верному пред­ставлению о мире как он есть сам по себе4. В более общем смысле, философов . называют «реляти­вистами», если они не принимают идущего от древ­них греков различения-между вещами как они есть сами по себе и их отношениями к другим вещам, особенно к человеческим потребностям и интересам.

Философы, которые, подобно мне, избегают та­кого различения, должны отказаться и от традици­онного философского проекта - найти нечто столь прочное и неизменное, что могло бы служить крите­рием для суждений о преходящих плодах наших пре­ходящих потребностей и интересов. Это означает, помимо всего прочего, что мы не можем использо­вать Кантово различение между «категорическим» и «гипотетическим» императивами5. Мы должны так­же отказаться от мысли, что существуют некие без­условные, транс-культурные моральные ценности, моральные нормы, коренящиеся в неизменной, вне-исторической человеческой природе. Это стремление отстраниться и от Платона и от Канта объединяет пост-ницшеанскую традицию в европейской фило­софии с прагматистской традицией в американской философии.

Философ, которым я больше всего восхищаюсь и учеником которого я прежде всего хотел бы себя считать, - это Джон Дьюи. Дьюи был одним из ос­нователей американского прагматизма. Это был мыслитель, который в течение шестидесяти лет ста­рался освободить нас от чар Платона и Канта. Дьюи часто обзывали релятивистом. Тем же эпитетом час­то клеймят и меня. Разумеется, мы, прагматисты, никогда сами себя не называем релятивистами. Обычно мы определяем себя путем отрицания. Мы называем себя «анти-платониками», или «анти­метафизиками», или «анти-фундаменталистами» («anti-foundationalists»). Подобным же образом, разумеется, наши оппоненты почти никогда не на­зывают себя «платониками», или «метафизиками», или «фундаменталистами» («fbundationalists»)6. Обычно они именуют себя защитниками здравого смысла или разума.

Как и следовало бы ожидать, каждая из сторон в этом споре стремится определить термины спора с выгодой для себя. Никто не хочет называться «пла­тоником», равно как «релятивистом» или «иррационалистом». Мы, так называемые «релятивисты», конечно же, не согласны считать себя врагами разу­ма и здравого смысла. Мы говорим, что мы все­го лишь критикуем некоторые устаревшие философ­ские - именно философские - догмы. Но, конечно, то, что мы называем «догмами», - это именно то, что наши оппоненты называют «здравым смыслом». Именно приверженность этим догмам они называют «рациональностью». И дискуссии между нами и на­шими оппонентами увязают, например, в вопросе о том, является ли известный лозунг: «истина - это соответствие существу реальности» - выражением здравого смысла или это всего лишь обрывок уста­ревшего жаргона платоников.

Иными словами, мы расходимся, среди прочего, в оценке и интерпретации этого лозунга. Наши оппо­ненты говорят, что этот лозунг воплощает в себе очевидную истину, которую философия должна ува­жать и защищать. А мы говорим, что он всего лишь формулирует один из возможных философских взглядов. Наши оппоненты говорят, что эта «корреспондентная» теория истины столь самоочевидна, что оспаривать ее - это просто извращение. А мы говорим, что эта теория едва ли вообще понятна, да к тому же не имеет какого-либо особого значе­ния; что это вообще не столько теория, сколько именно лозунг, который мы бездумно скандирова­ли на протяжении столетий. И мы, прагматисты, полагаем, что можно уже перестать скандировать этот лозунг, не опасаясь каких-либо вредных послед­ствий.

Эту проблемную ситуацию можно описать еще и иначе. Мы, так называемые «релятивисты», якобы утверждаем, что многое из того, что здравый смысл считает найденным или открытым, на самом деле является сделанным или придуманным. Так, напри­мер, наши оппоненты называют научные и мораль­ные истины «объективными», подразумевая под этим, что данные истины в некотором смысле суще­ствуют независимо от нас и только ждут, чтобы мы, люди, их познали и признали. Когда нашим оппо­нентам, платоникам или кантианцам, надоедает называть нас «релятивистами», они называют нас «субъективистами» или «социал-конструкционистами». По их мнению, мы утверждаем, будто мы обнаружили: то, что прежде считалось исходящим из внешнего мира, на самом деле исходит из нашего мира внутреннего. По их представлениям, мы будто бы говорим: то, что прежде считалось объективным, оказалось всего лишь субъективным.

Но мы, анти-платоники, не должны соглашаться с такими формулировками этих проблем. Если мы примем такие формулировки, то окажемся в очень сложной ситуации. Если мы наивно согласимся с различением «сделанного» и «найденного», наши оппоненты смогут задать нам весьма ехидные во­просы: «А как насчет самого этого удивительного факта, что прежде считавшееся объективным оказа­лось на самом деле субъективным? Вы шпили, откры­ли этот факт илисделали, выдумали его?»

Если мы станем утверждать, что мы открыли этот факт, т.е. если мы скажем: «То, что истина субъек­тивна, - это объективный факт», - мы окажемся в противоречии сами с собой. Если же мы скажем, что мы выдумали этот факт, то мы будем выглядеть до­вольно странно. Кто воспримет эту нашу выдумку всерьез? Если истины - всего лишь удобные фикции, то как обстоит дело с истинностью самого этого утверждения? Есть ли оно тоже всего лишь удобная фикция? Удобная для чего? Для кого?

Я полагаю, что мы, обвиняемые в релятивизме, должны перестать пользоваться такими различения-ми (оппозициями), как «найденное» и «сделанное», «обнаружение» и «выдумка», «объективное» и «субъективное». Мы не должны допускать, чтобы нас называли «субъективистами» или «социал-конструкционистами». Мы не можем формулировать на­ши взгляды, прибегая к различению внешнего и внутреннего, т.е. того, что существует вне нас, и то­го, что - внутри нас. Мы должны отвергнуть сло­варь, которым пользуются наши оппоненты, и не позволить им навязывать этот словарь нам. Это значит, я повторяю, что мы должны отстраниться от платонизма и метафизики - метафизики в том ши­роком смысле, в каком Хайдеггер говорил, что ме­тафизика и есть платонизм7. На то же самое указы­вал и Уайтхед, когда он говорил, что вся западная философия - это ряд примечаний к Платону8. Уайт­хед имел в виду, что мы называем некое рассуждение «философским», только если в нем присутствуют хотя бы некоторые из различении, введенных Пла­тоном.

Оппозиция «найденного» и «сделанного» («вы­думанного») - это вариант оппозиции «абсолют­ного» и «относительного», вариант различения меж­ду тем, что есть то, что оно есть, вне зависимости от каких-либо отношений к другим вещам, и тем, чья природа зависит от таких отношений. В резуль­тате многовекового развития это различение стало центром того, что Деррида называет «метафизикой присутствия», - поиском «полного присутствия без какой-либо примеси игры»9, поиском абсолюта без какой-либо примеси относительности. Так вот, если мы хотим отказаться от такой метафизики, мы должны перестать проводить различие между абсолютным и относительным. Мы, анти-пла-тоники, не можем позволить себе называться «ре­лятивистами», поскольку такое название выдает за решенный отнюдь еще не решенный - и очень важ­ный - вопрос, а именно вопрос о пригодности того словаря, который мы унаследовали от Платона и Аристотеля.

Наши оппоненты склонны утверждать, что отка­заться от этого словаря - значит отказаться от ра­циональности, что быть рациональным - это именно и значит уважать различения абсолютного и относи­тельного, найденного и сделанного, объекта и субъ­екта, безусловного и условного, реального и кажу­щегося. Мы, прагматисты, отвечаем, что если имен­но это и только это называть рациональностью, тогда мы, несомненно, иррационалисты. Но, конеч­но, мы тут же добавляем, что быть иррационалистом в этом смысле совсем не значит быть неспособным к какой-либо разумной аргументации. Мы, иррацио­налисты, не ведем себя как животные. Мы просто отказываемся вести разговор определенным обра­зом, отказываемся вести разговор по-платоновски. Наши взгляды, которые, мы надеемся, будут со вре­менем приняты и другими людьми, не могут быть сформулированы в платоновских терминах. Поэтому наши усилия по распространению наших взглядов должны состоять в постепенном внедрении новых способов говорить, а не в прямых спорах со старыми способами говорения.

Подведу итоги тому, что я уже сказал. Мы, праг­матисты, отвергаем обвинения в том, что мы якобы «релятивисты» или «иррационалисты», - отвергаем, говоря, что эти обвинения исходят из дистинкций, которые мы как раз и не признаем. Если уж мы должны как-то описать, определить себя, то, может быть, лучше всего было бы называть себя анти-дуалистами. Это не значит, конечно, что мы вообще против того, что Деррида называет «бинарными оппозициями»10. Мы вполне готовы согласиться, что такие оппозиции всегда будут по­лезны. Например, деление мира на «хороших Х-ов» и «плохих не-Х-ов» всегда будет необходимым инст­рументом исследования. Но мы против некоего кон­кретного набора оппозиций, платоновских оппози­ций. Мы не можем не признать, что эти оппозиции стали частью западного здравого смысла, но не счи­таем данный факт достаточным основанием для их сохранения.
***

До сих пор я говорил о «нас, так называемых релятивистах» и о «нас, анти-платониках». Теперь я должен говорить более конкретно и назвать некото­рые имена. Как я сказал в самом начале, та группа философов, которую я имею в виду, связана с тради­цией пост-ницшеанской европейской философии, а также с традицией пост-дарвиновской американской философии, с традицией прагматизма. Среди вели­ких имен первой традиции - Хайдеггер, Сартр, Га­дамер, Деррида, Фуко. Среди великих имен второй традиции - Джеме, Дьюи, Кун, Куайн, Патнэм, Дэ-видсон. Всех этих философов яростно обвиняли в релятивизме.

Обе традиции попытались поставить под сомне­ние кантовско-гегелевское различение субъекта и объекта, точнее говоря, те картезианские различе­ния, исходя из которых Кант и Гегель формулирова­ли свои проблемы, и те еще греческие различения, которые легли в основу философии Декарта. Самое важное, что объединяет великие имена обеих тради­ций и сами эти традиции, - это подозрительное от­ношение к одним и тем же греческим различениям (оппозициям), к тем различениям, которые делают возможными, естественными и почти неизбежными вопросы вроде: «Это найдено или сделано?» - «Это абсолютно или относительно?» - «Это реальное или кажущееся?»

Но прежде чем продолжить разговор о том, что объединяет эти две традиции, я должен сказать не­много о том, что их разделяет. Хотя европейская традиция многим обязана Дарвину (воздействие которого шло через Ницше и Маркса), европейские философы характерным образом проводили весьма жесткое различение между деятельностью ученого-эмпирика и деятельностью философа. Философы этой традиции часто пренебрежительно отзываются о «натурализме», «эмпиризме», «редукционизме». Они иногда осуждают современную англоязычную философию, не вникнув в нее, потому что думают, что она заражена названными болезнями.

Американская прагматистская традиция, напро­тив, ставит себе в заслугу то, что она сломала пере­городки между философией, наукой и политикой. Представители этой традиции часто называют себя «натуралистами», хотя и отказываются признавать себя «редукционистами» или «эмпириками». Их критика - как в адрес традиционного британского эмпиризма, так и в адрес сциентистского редукцио­низма, характерного для Венского кружка, - заклю­чается как раз в том, что обе названные традиции недостаточно «натуралистичны». На мой взгляд (быть может, окрашенный шовинизмом), мы, амери­канцы, более последовательны, чем европейцы. По­тому что американские философы осознали, что представление о некоей особой деятельности под названием «философия», автономной в рамках ос­тальной культуры, - такое представление оказывает­ся сомнительным, когда ставится под сомнение тот язык, тот словарь, который господствовал в этой деятельности. Когда исчезают платоновские дихо­томии, различие между философией и остальной культурой оказывается под угрозой.

Другое различие между двумя традициями за­ключается в том, что европейцы в свойственной им манере провозглашали тот или иной новый, пост­ницшеанский «метод», под знамена которого призы­вались все философы. Так, ранний Хайдеггер и ран­ний Сартр говорили о «феноменологической онто­логии», а поздний Хайдеггер о чем-то довольно та­инственном и чудесном, что называется «Мышле­нием» (Denken). У Гадамера - это «герменевтика», у Фуко - «археология знания» и «генеалогия». Только Деррида как будто избежал подобного соблазна. Его «грамматология» была скорее мимолетным капризом, причудой, нежели серьезной попыткой провоз­гласить некий новый философский метод или новую философскую стратегию.

В отличие от европейцев, американцы не очень увлекались провозглашением новых методов. Прав­да, Дьюи много говорил о привнесении в филосо­фию «научного метода», но он так никогда и не смог объяснить, в чем именно заключается этот метод и что именно он должен был добавить к традицион­ным добродетелям философа: любознательности, открытости и способности к диалогам. Джеме ино­гда говорил о «прагматическом методе», но это оз­начало в основном лишь настойчивое повторение анти-платоновского вопроса: «Имеют ли наши про­возглашенные теоретические расхождения какое-либо значение для нашей практики?» Подобное упорство было не столько применением некоего метода, сколько просто последовательным проведе­нием скептического подхода к традиционным фило­софским проблемам и вокабулам. Куайн, Патнэм и Дэвидсон - все трое - носят ярлык «аналитический философ», но никто из них не помышляет о себе как о приверженце метода под названием «концеп­туальный анализ» или еще какого-нибудь метода. Так называемый «пост-позитивистский» вариант аналитической философии, созданию которого спо­собствовали эти три философа, примечателен имен­но свободой от какого-либо методопоклонства (methodolatry).

Различные современные продолжатели прагматистской традиции не очень склонны настаивать ни на особой природе философии, ни на том, что филосо­фия якобы занимает выдающееся место в культуре в целом. Никто из этих продолжателей не считает, что философы размышляют или должны размышлять неким весьма особым образом, не так, как, напри­мер, физики или политики. Они, эти продолжатели, все согласны с Томасом Куном в том, что наука, как и политика, - это решение проблем11. О самих себе они были бы готовы сказать, что они решают фило­софские проблемы. Но главная проблема, которую они хотят разрешить, - это происхождение тех про­блем, которые завещаны нам философской традици­ей: почему, спрашивается, стандартные философские проблемы, известные нам по учебникам, столь интригующи и столь бесплодны? Почему философы - сегодня, как и во времена Цицерона - спорят, не приходя ни к каким бесспорным заключениям, ходят все по тем же диалектическим кругам, ни в чем не убеждая друг друга, но тем не менее привлекая к себе студентов?

Этот вопрос, вопрос о природе тех проблем, ко­торые мы получили в наследство от греков, Декарта, Канта и Гегеля, приводит нас обратно к различению «найденного» и «сделанного» («выдуманного»). На­званная философская традиция утверждает, что эти проблемы найдены (found), т.е. что на них неизбежно натыкается любой размышляющий ум. Традиция же прагматизма настаивает на том, что они, эти про­блемы, сделаны (made), что они скорее искусственны, чем естественны, и что они могут быть переделаны, сведены на нет (unmade), если использовать иной словарь, иной язык - не те, которыми пользовалась названная философская традиция. Но само это раз­личение «найденного» и «сделанного», «естествен­ного» и «искусственного», как я уже сказал, совсем не устраивает прагматистов. Поэтому, с их точки зрения, лучше просто сказать, что тот язык, на кото­ром сформулированы традиционные проблемы западной философии, был полезен в свое время, но уже перестал быть таковым. Подобная форму­лировка позволяет избежать утверждений, кото­рые могут быть поняты в том смысле, что, мол, традиция имела дело с проблемами, которых на самом деле нет и не было, а мы, прагматисты, об­ращаемся к проблемам, которые реально сущест­вуют.

Конечно же, мы, прагматисты, так сказать не можем. Потому что мы отвергаем различение «реальное»-«кажущееся», как и различение «найденное»-«сделанное». Мы надеемся заменить различе­ние «реальное»-«кажущееся» различением «более полезное»-«менее полезное». Поэтому мы говорим, что язык греческой метафизики и христианской тео­логии - язык, который использовала (говоря слова­ми Хайдеггера) «онто-теологическая традиция»12, -этот язык был полезен для целей наших предков, но у нас теперь другие цели, для которых нужен другой язык. Наши предки взбирались по лестнице, кото­рую мы теперь можем отбросить13. Но не потому, что мы достигли некой конечной точки, где можно почивать на лаврах, а именно потому, что у нас теперь иные проблемы, нежели те, что занимали на­ших предков.
* * *

До сих пор я описывал отношение прагматистов к их оппонентам и те трудности, с которыми они, т.е. прагматисты, сталкиваются, стараясь избежать ис­пользования тех терминов, которые бы вновь при­водили к тем же самым проблемам. Теперь я хотел бы описать несколько более подробно, как выглядит человеческое познание с точки зрения прагматизма, т.е. как оно выглядит, если не рассматривать его как попытку соотнестись с истинной сущностью реаль­ности, а начать рассматривать его как стремление обеспечить преходящие интересы и разрешить пре­ходящие проблемы.

Прагматисты надеются порвать с тем представ­лением (the picture), которое, по словам Витгенштей­на, «берет нас в плен»14, т.е. с картезианско-локковским представлением о сознании (a mind), стремящемся войти в контакт с внешней реально­стью. Поэтому прагматисты исходят из Дарвино-ва описания человеческих существ как неких живот­ных, которые стараются как можно лучше приспо­собиться к окружающей среде, совладать с нею, ста­раются создать такие инструменты, которые бы по­зволяли испытывать как можно больше удовольст­вий и как можно меньше страданий. Слова – это тоже инструменты, созданные этими умными жи­вотными.

Инструменты никак не могут лишить нас контак­та с реальностью. Что бы ни представлял из себя инструмент (будь это молоток, или ружье, или веро­вание, или некое утверждение), использование инст­румента - это часть взаимодействия организма с окружающей средой. Если мы будем рассматривать использование слов как использование неких инст­рументов для взаимодействия с окружающей средой, а не как попытки представить и обозначить некую истинную сущность этой среды, то мы таким обра­зом избавимся, отрешимся от вопроса, может ли человеческий разум войти в контакт с реально­стью, - вопроса, который задает эпистемологиче­ский скептик. Все организмы - человеческие или нечеловеческие - в одинаковой степени находятся в контакте с реальностью. Сама мысль о том, что некто может быть «вне контакта с реальностью», подразумевает не-дарвиновское, картезианское пред­ставление о сознании (a mind), которое каким-то образом освободилось от того причинно-следственного мира, в котором существует тело. Согласно картезианским взглядам, сознание - это некая сущность, чьи отношения с остальной Вселен­ной не причинно-следственны, а лишь репрезентационны (representational)15. Чтобы освободить наше мышление от остатков картезианства, чтобы стать вполне дарвинистами в нашем мышлении, мы долж­ны перестать относиться к словам как к репрезента­циям (образам) и рассматривать их как узловые пункты в той общей сети причинно-следственных связей, которая охватывает и организм и окружаю­щую среду.

Такой биологизирующий (biologistic) подход к языку и мышлению, подход, который с недавнего времени стал популярным благодаря работам Умберто Матураны и других16, позволяет нам отбросить представление о человеческом сознании как о некоем внутреннем пространстве, в котором располагается человеческая личность. Как утверждает американский философ Дэниел Дэннетт, именно подобное представление, именно этот «Картезианский Театр» , заставляет нас полагать, что есть такая большая философская и научная проблема - про­блема природы сознания или происхождения созна­ния17. Взамен этому «Картезианскому Театру» мы можем предложить иное представление о взрослом человеческом организме. Поведение такого орга­низма столь сложно, что его можно предсказать, лишь приписав организму некие интенциональные состояния - верования и желания. С данной точки зрения, верования и желания - это не какие-то до­языковые модусы сознания, которые могут быть выражены, а могут быть и не выразимы языком. Эти верования и желания не являются также именами для каких-либо нематериальных событий. Скорее их следует считать тем, что на философском жаргоне называется «фразовыми установками» («sentential attitudes»)18, т.е. установками, склонностями орга­низма (или компьютера) утверждать или отрицать определенные фразы (sentences). Приписывать веро­вания и желания существам, не владеющим языком (таким как собаки, младенцы и термостаты), - это значит, с точки зрения прагматистов, прибегать к метафоре.

Прагматисты дополняют этот биологизирующий подход определением верования, которое дал в свое время Чарльз Пирс: верование - это привычка дей­ствовать определенным образом19. Согласно этому определению, приписывать кому-либо какое-либо верование - это значит всего лишь утверждать, что данная личность будет склонна вести себя так же, как и я, если и когда я буду готов принимать истин­ность соответствующего утверждения (sentence). Мы приписываем верования таким объектам, которые высказывают утверждения (или по крайней мере могли бы это делать), но не камням и растениям. И это не потому, что названные объекты имеют некий особый орган или особую способность по имени «сознание» (consciousness), которой нет у камней и растений, но всего лишь потому, что поведение кам­ней и растений гораздо проще и может быть пред­сказано без того, чтобы приписывать им «фразовые установки».

С такой точки зрения, когда мы произносим фра­зу вроде «Я голоден», мы не выносим наружу то, что прежде было внутри нас, но просто помогаем окру­жающим предсказать наши последующие поступки. Подобные фразы - это не сообщения о событиях, происходящих в запечатанном внутреннем про­странстве человеческого сознания. Такие фразы - просто инструменты, координирующие наше пове­дение с поведением других. Это не значит, что мож­но «редуцировать» такие состояния сознания, как верования и желания, к состояниям физиологиче­ским и поведенческим. Мы всего лишь говорим, что нет смысла спрашивать, верно, ли данное верование отражает некую реальность, будь то реальность мен­тальная или реальность физическая. Для прагмати­стов это не просто дурной вопрос, но еще и причина пустой траты большого количества философской энергии.

Правильный вопрос звучит так: «Для каких целей было бы полезно придерживаться такого верова­ния?» Этот вопрос подобен другому: «Для каких целей было бы полезно загрузить эту программу в мой компьютер?» Согласно той точке зрения, кото­рую я излагаю, тело человека подобно компьютеру, его hardware, а верования и желания человека анало­гичны программному обеспечению компьютера, его software. Никого не волнует вопрос о том, верно или нет данное software отражает реальность. Важно то, способно ли данное software наиболее эффективно выполнить определенную задачу. Аналогичным образом прагматист полагает, что в случае наших верований следует спрашивать не о том, как они отражают реальность, но о том, представляют ли они собой наилучшие привычки поведения для удов­летворения наших желаний.

С такой точки зрения, утверждать, что данное верование, насколько мы можем судить, истинно, это, значит утверждать, что никакое другое веро­вание, насколько нам известно, не представля­ет лучшей привычки поведения. Когда мы гово­рим, что наши предки верили - и верили ошибочно - что Солнце вращается вокруг Земли, а мы верим правильно, что Земля вращается вокруг Солнца, мы утверждаем тем самым, что у нас есть инструмент лучше, чем у наших предков. Наши предки могли бы возразить, что их инструмент позволял им верить в буквальную истинность христианского Священ­ного писания, в то время как наши верования уже не дают такой возможности. На это, я полагаю, мы должны ответить, что выгоды современной ас­трономии и космонавтики перевешивают преимуще­ства христианского фундаментализма (fundamentalism).

Спор между нами и нашими предками должен идти не о том, кто из нас правильней понял Вселен­ную. Спор - о том, ради чего принимаются те или иные взгляды на движение небесных тел, о том, ка­кие цели достигаются при использовании тех или иных инструментов. Подтверждение истинности Священного писания - это одна цель, космические путешествия - другая.

Ту же мысль можно выразить и иначе, сказав, что мы, прагматисты, видим мало смысла в традицион­ной постановке задачи: искать истину ради нее са­мой. Мы не можем считать истину целью познания (inquiry)20. Задача познания - достигать согласия между людьми относительно того, что им следует делать; достигать консенсуса относительно тех це­лей, к которым следует стремиться, и тех средств, которыми следует пользоваться для достижения этих целей. Познавательные усилия, которые не приводят к координации поведения, - это вовсе и не познава­тельные усилия, это просто игра словами. Предла­гать определенную теорию микромира или опреде­ленную теорию о наилучшем распределении полно­мочий между ветвями власти - это значит предла­гать определенный план действий: как использовать имеющиеся у нас инструменты, чтобы двигать впе­ред технический или политический прогресс. Таким образом, для прагматистов нет резких водоразделов между естественными науками и науками общест­венными, между общественными науками и полити­кой, между политикой, философией, литературой. Все сферы культуры - это составляющие единого усилия сделать жизнь лучше. Нет и существенной разницы между теорией и практикой, потому что, с точки зрения прагматиста, любая так называемая «теория», если она не сводится к игре словами, все­гда и есть практика.

Такой подход к верованиям не как к отражениям (representations), а как к привычкам поведения, и такой подход к словам как к инструментам делают бессмысленным вопрос (о котором шла речь рань­ше): «Я открываю или выдумываю, нахожу или де­лаю?» Нет никакого смысла делить взаимодействие организма со средой подобным образом. Рассмот­рим такой пример. Мы обычно говорим, что бан­ковский счет - это скорее некая социальная конст­рукция, чем объект природного мира, в том время как жираф, напротив, скорее объект природного мира, чем социальная конструкция. Банковские сче­та делаются, создаются; жирафы находятся, обнару­живаются. В этом утверждении, верно то, что, не будь людей, жирафы все равно были бы, а банков­ских счетов не было бы. Но эта причинно-следственная независимость жирафов от людей не означает, что жирафы суть то, что они суть, вне вся­кой зависимости от человеческих потребностей и интересов.

Напротив, мы описываем жирафов определенным образом, как именно жирафов, исходя из наших потребностей и интересов. В нашем языке есть слово «жираф», потому что это отвечает нашим потребно­стям. То же самое относится и к таким словам, как «орган», «клетка», «атом» и так далее - т.е. к назва­ниям тех частей, из которых, так сказать, сделаны жирафы. Все описания, которые мы даем вещам, отвечают нашим потребностям. Прагматисты пола­гают, что нет смысла в утверждении, будто какие-то из этих описаний более истинны, более соответству­ют самой природе вещей. Граница между жирафом и окружающим воздухом достаточно ясна, если вы человек и заинтересованы в охотничьей добыче. Но если вы, например, говорящий муравей, или амеба, или космический путешественник, наблюдающий за Землей издалека, разница между «жирафом» и «не-жирафом» будет не столь ясна, и еще неизвестно, нужно ли вам будет в вашем языке слово «жираф». Говоря в более общей форме, отнюдь не очевидно, что какой-либо из миллионов способов описывать кусок пространственно-временного континуума, занимаемого тем, что мы называем «жирафом», -отнюдь не очевидно, что какой-то один из этих способов ближе, чем другие, к тому, как дело обсто­ит само по себе. Нам кажется бессмысленным спра­шивать, является ли жираф на самом деле сово­купностью атомов, или же совокупностью актуаль­ных и потенциальных человеческих ощущений, или чем-либо еще. Столь же бессмыслен, на наш взгляд, и такой вопрос: «Описываем ли мы жирафа так, как он есть на самом деле?» Что нам действи­тельно надо знать, так это то, не будет ли какое-либо из альтернативных описаний более полезно для на­ших целей.

Соотносительность описаний и целей (задач) - это главный довод прагматиста в защиту его анти-репрезентационного (anti-representational) представ­ления о знании, в защиту того мнения, что познава­тельные усилия имеют целью скорее нашу пользу, нежели точное описание вещей как они есть сами по себе. Поскольку любое верование должно быть сформулировано на каком-то языке и поскольку любой язык - это не попытка скопировать внешний мир, а скорее инструмент для взаимодействия с внешним миром, нет никакой возможности отделить «вклад в наше знание со стороны самого объекта» от «вклада в наше знание со стороны нашей субъектив­ности». И слова, которыми мы пользуемся, и наше стремление делать некоторые утверждения при по­мощи именно таких, а не иных слов, - все это ре­зультат фантастически сложных причинно-след­ственных взаимосвязей между человеческими орга­низмами и остальной Вселенной. Нет никакой возможности так разделить эту сеть причинно-след­ственных взаимосвязей, чтобы выявить соотношение субъективного и объективного в человеческих веро­ваниях. Нет никакой возможности, как говорил Вит­генштейн, проникнуть в зазор между языком и его объектом21, или, возвращаясь к примеру с жирафом, нет никакой возможности отделить жирафа самого по себе от нашего говорения о жирафах. Хилари Патнэм, ведущий современный прагматист, выра­зился так: «...элементы того, что мы называем „язы­ком" или „сознанием", так глубоко проникают в то, что мы называем „реальностью", что замысел пред­ставить нас самих как неких „картографов", изу­чающих нечто, „независимое от языка", - сам такой замысел изначально сомнителен»22.

Платоновская мечта о совершенном знании - это мечта об избавлении от всего, что исходит изнутри нас самих, и предельной открытости навстречу тому, что находится вне нас. Но само это различение внут­реннего и внешнего, как я уже сказал, оказывается невозможным, если и когда мы принимаем вышеиз­ложенную биологизирующую точку зрения. Если же платоник собирается настаивать на таком различе­нии, то он получит эпистемологию, которая не будет смыкаться с другими научными дисциплинами. Он получит теорию знания, которая как бы повернется спиной ко всей остальной науке. Знание станет чем-то сверхъестественным, чем-то вроде чуда23.
***

Мысль о том, что все наши слова, и поступки, и верования - это всего лишь способ удовлетворения человеческих потребностей и интересов, может пока­заться просто переформулировкой секуляризма эпо­хи Просвещения - т.е. иным способом выразить ту идею, что человеческие существа предоставлены самим себе и что нет никакого сверхъестественного света, который освещал бы им дорогу к Истине. Но Просвещение на место представления об этом сверхъестественном свете водрузило представление о квазибожественной способности под названи­ем «разум» («reason»). Именно это представление оспаривают американские прагматисты и пост­ницшеанские европейские философы. Причем в кри­тических рассуждениях этих философов об идее «разума» самыми шокирующими выглядят вовсе не их утверждения о науке: что естественные науки -это не попытка составить верное представление о реальности, а просто попытка совладать с реаль­ностью. Самое шокирующее - это их рассуждение об этике и морали: что моральный выбор - это не выбор между абсолютно правильным и абсолют­но ложным, а всегда лишь компромисс между кон­курирующими принципами (between competing goods).

Споры между фундаменталистами (foundationalists) и анти-фундаменталистами (anti-foundationalists) в области теории познания кажутся просто схоластическими дискуссиями, которые могут интересовать только профессоров философии. Но споры о природе морального выбора кажутся более важ­ными. От результатов этих споров зависят наши представления о самих себе. Поэтому мы не любим, когда нам говорят, что наш выбор - это всегда яко­бы выбор между альтернативными принципами (between alternative goods), а не между добром и злом. Когда профессора философии начинают утверждать, что нет ничего абсолютно правильного или абсо­лютно неправильного, то такой поворот темы реля­тивизма становится уже интересным для всех. Деба­ты между прагматистами и их оппонентами или между последователями Ницше и их оппонентами становятся уже слишком серьезными, чтобы их можно было оставить для забавы профессорам фи­лософии. В таких дебатах хочет принять участие каждый.

Вот почему философы вроде меня иногда подвер­гаются осуждению в журналах и газетах, которые скорее должны были бы игнорировать наше сущест­вование. Наши критики утверждают, что если моло­дежь не воспитывать в вере в моральные абсолюты и в объективную истину, то цивилизация погибнет;

если у молодого поколения не будет такой же при­верженности твердым моральным принципам, какая есть у нас, то борьба за свободу и достоинство чело­века будет проиграна. Когда мы, преподаватели философии, читаем в журнальных и газетных стать­ях подобную критику в наш адрес, мы понимаем ее в том смысле, что за нами признают огромное влияние на будущее человечества. Согласно авторам этих статей, чтобы изменить многовековой процесс раз­вития этики и нравственности, достаточно одного поколения, которое воспримет доктрины морального релятивизма, воспримет взгляды, общие для Ницше и Дьюи.

Дьюи и Ницше, разумеется, расходились во мне­ниях по многим вопросам. Счастливые, процветаю­щие массы, которыми Дьюи хотел бы населить соци­ал-демократическую утопию, для Ницше - «послед­ние люди»24, никчемные твари, не способные к вели­чию. Ницше был столь же инстинктивно анти­демократичен в области политики, сколь Дьюи был инстинктивно демократичен. Но эти два мыслителя согласны между собой не только по вопросу о при­роде знания, но и по вопросу о моральном выборе. Дьюи говорил, что всякое зло - это отвергнутое добро. Уильям Джеме говорил, что за каждой чело­веческой потребностью должно быть признано пра­во на удовлетворение и что единственным основани­ем для отрицания такого права может быть кон­фликт данной человеческой потребности с какой-либо иной25. Ницше бы с этим вполне согласился. Он бы, правда, сформулировал эту мысль в терминах соревнования между различными обладателями воли к власти, в то время как Джеме и Дьюи сочли бы слово «власть», с его садистскими обертонами, не­сколько неуместным, вводящим в заблуждение. Но все эти философы одинаковым образом критиковали Просвещение - и, в частности, Кантово стремление рассматривать моральные принципы как продукты некоей особой способности под названием «разум» («reason»). Они все считали, что это стремление – не вполне удачная попытка сохранить нечто вроде Бога в контексте секулярной, обмирщенной культуры.

Критики морального релятивизма думают, что если нет никакого абсолюта, если нет чего-то такого, чему свойственна божественная непримиримость по отношению к человеческим слабостям, то у нас не остается побудительных мотивов для борьбы со злом. Если зло - это всего лишь меньшее благо, если всякий моральный выбор - это всего лишь компро­мисс между конкурирующими принципами, тогда, считают критики морального релятивизма, нет ни­какого смысла в борьбе за добро. Тогда жизни тех, кто погиб, сопротивляясь несправедливости, были отданы впустую. Но для нас, прагматистов, борьба за добро составляет одно целое с борьбой за сущест­вование, так что нет резкой границы, разделяющей несправедливое и неблагоразумное, злое и неполез­ное. Для прагматистов важны поиски путей к уменьшению человеческого страдания и к увеличе­нию человеческого равенства, к увеличению воз­можностей для каждого ребенка начать жизнь с рав­ными шансами на счастье. Эта цель не написана на небесах, она не в большей мере продукт того, что Кант называл «чистым практическим разумом», нежели порожденье Божьей воли. Это цель, за кото­рую стоит умереть, но для этого ей не нужна никакая поддержка со стороны сверхъестественных сил.

Что касается того, что наши оппоненты называ­ют «твердыми моральными принципами», то праг­матисты считают их своего рода аббревиатурами прошлых поступков - некими краткими формули­ровками тех привычек наших предков, которыми мы больше всего восхищаемся. Так, например, принцип наибольшего счастья у Милля26 или категорический императив у Канта - это напоминания об опреде­ленных общественных обычаях, т.е. обычаях некото­рых областей христианского Запада, культуры, ко­торая, по крайней мере на словах, если не всегда на деле, была более эгалитарной, чем другие культуры и цивилизации. Христианская доктрина, гласящая, что все представители нашего биологического вида суть братья и сестры, - это религиозный способ вы­сказать то же самое, что Милль и Кант выразили в не-религиозных терминах, а именно: что соображе­ния семейного родства, соображения пола, расы, религии и т.д. не должны препятствовать нашим усилиям поступать с другими так, как мы хотели бы, чтобы они поступали с нами, - т.е. не должны ме­шать нам думать о других как о таких же людях, как и мы, заслуживающих такого же уважения, какого мы сами надеемся удостоиться.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ричард Рорти релятивизм: найденное и сделанное1 iconКраткое содержание: «И уже через минуту с галереи послышалось: Ричард...
Ричард Од… Окле… Одле… каррьяра! Короче — Ричард! Я, Рокэ, герцог Алва, принимаю вашу службу! Ик!
Ричард Рорти релятивизм: найденное и сделанное1 iconРичард Брэнсон
Сэр Ричард Брэнсон – уникальная личность. Человек-бренд, человек-шоу. Сложно даже представить, что он – не голливудский актер или...
Ричард Рорти релятивизм: найденное и сделанное1 iconРичард Флорида, «Креативный класс: люди, которые меняют будущее». М
Ричард Флорида, «Креативный класс: люди, которые меняют будущее». М.: Классика-xxi, 2005. (Richard Florida, “The Rise of The Creative...
Ричард Рорти релятивизм: найденное и сделанное1 iconКультурный релятивизм, лингвистическая относительность и пространственная семантика
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хочашевская основная общеобразовательная школа» Ядринского района Чувашской...
Ричард Рорти релятивизм: найденное и сделанное1 iconЛекция А. Ф. Филиппова
Перестал позже казаться «конечным словарем» термин Рорти («Философия зеркала природы»). В нем могли даваться объяснения, которые...
Ричард Рорти релятивизм: найденное и сделанное1 iconРеферат на тему: "Сравнительный анализ точек зрения на проблему истины...
В чем сущность сущности истины М. Хайдеггера или метафизическая простота абсолютных оснований. 16
Ричард Рорти релятивизм: найденное и сделанное1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В наше сегодняшнее путешествие мы отправимся на поезде. Как и в любое путешествие, нам нужно приобрести посадочный билет. Билетом...
Ричард Рорти релятивизм: найденное и сделанное1 iconРичард Брэнсон «Обнаженный бизнес»
Планирование составлено на основе Федеральный компонент государственного стандарта. М.: Дрофа, 2008
Ричард Рорти релятивизм: найденное и сделанное1 iconРичард Дэвис Бах, Чужой на Земле
Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 19 мая 2011 года №291
Ричард Рорти релятивизм: найденное и сделанное1 iconДмитрия Зимина "Династия"
Дбз Бог как иллюзия / Ричард Докинз; пер с англ. Н. Смелковой. М.: Издательство КоЛибри, 2о 560 с. Isbn 978-5-389-00334-7
Ричард Рорти релятивизм: найденное и сделанное1 iconРичард Бендлер, Джон Гриндер Из лягушек в принцы Вводный курс нлп тренинга
Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике
Ричард Рорти релятивизм: найденное и сделанное1 iconРичард Брэнсон к черту всё! Берись и делай!
Ульяновской области, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий
Ричард Рорти релятивизм: найденное и сделанное1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бейджент Майкл, Ричард Лей, Генри Линкольн Священная кровь и Священный Грааль rar
Ричард Рорти релятивизм: найденное и сделанное1 iconРеферат книги Р. Уолтера) (Москва, 1993)
Ричард Уолтер — профессор, заведующий кафедрой сценарного мастерства факультета театральных искусств (отделения кино и телевидения)...
Ричард Рорти релятивизм: найденное и сделанное1 iconРичард Шульце Здоровье и лечение с помощью здравого смысла. 20 шагов...
Европейский Суд по правам человека (Первая секция), заседая Палатой, в состав которой вошли
Ричард Рорти релятивизм: найденное и сделанное1 iconРичард Харрис Психология массовых коммуникаций
Настоящее рэ, объединенное с пс содержит сведения о назначении, принципе действия и технических характеристиках, а также сведения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск