Скачать 181.26 Kb.
|
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Философия» (наименование по рабочему учебному плану) Специальность: 210601 «Радиоэлектронные системы и комплексы» Профиль подготовки: «Радиолокационные системы и комплексы» Квалификация (степень) выпускника: специалист Форма обучения: очная Составитель: проф. М.И. Микешин Санкт-Петербург 2012 1. Цели и задачи дисциплины: Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога. Цель курса — сформировать целостные представления о рождении и развитии философского знания, а также о современных философских проблемах природы, человека и общества. Курс излагает основы современной научно-философской картины мира, рассматривает сущность и смысл человеческой жизни, многообразные формы знания, современные социальные проблемы, формы и методы научного познания, взаимоотношение биологического, социального и духовного в человеке, отношение человека к природе, условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы и культуры; общий ход исторического процесса, проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации. Курс вводит в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, вырабатывает навыки работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Курс «Философия» входит в состав базовой части гуманитарных, социальных и экономических дисциплин цикла подготовки бакалавров по специальности «Радиолокационные системы и комплексы» и изучается студентами профиля подготовки «Радиолокационные системы и комплексы» в течение 1 семестра (1 курс). Для освоения курса «Философии» обучающийся должен обладать устойчивыми знаниями по гуманитарным дисциплинам в рамках школьной программы, специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются. Данная дисциплина не является предшествующей для каких-либо специальных дисциплин. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ОК-12, ОК-13, ОК-14, ОК-16, ОК-17, ОК-18, ОК-19, ОК-20. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития. Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать различные философские подходы для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений. Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения. Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами Данная дисциплина не является предшествующей для каких-либо специальных дисциплин. Знания, навыки и умения, приобретенные студентом при успешном освоении курса философии послужат необходимой мировоззренческой и методологической базой при изучении всех дисциплин гуманитарного, естественнонаучного и технического циклов. 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум: не предусмотрен. 7. Практические занятия (семинары):
8. Примерная тематика рефератов: Освоение данной дисциплины предполагает выполнение творческой работы (реферата, презентации) следующей примерной тематики: Философия, ее содержание и характер проблем. Роль философии в мировоззренческих исканиях прошлого и настоящего. Мировоззрение как способ духовно-практического самоопределения человека в мире. Уровни и компоненты мировоззрения, его основные исторические формы. Возникновение античной философии: натурфилософия Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена. Диалектическая философия Гераклита. Философские воззрения Пифагора и пифагорейцев. Элейская античная философия: проблемы бытия и движения (Парменид, Зенон). Натурфилософские идеи Эмпедокла и Анаксагора. Философия греческого атомизма: Демокрит, Эпикур. Античная философия: от космоса к человеку и обществу (софисты, Сократ). Философское учение Платона. Философская система Аристотеля: учение о природе, логика, этика, политика. Греческие философы эпохи эллинизма в поисках нравственных ориентиров и смысла жизни: киники, стоики, эпикурейцы. Средневековая западноевропейская философия: учения о Боге, природе, человеке. Теологизм и схоластика средневекового философского мышления. Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, свободомыслие. Новые системы Вселенной. Философия Ф. Бэкона: «очищение» разума от «идолов» познания, обоснование методологии нового экспериментального естествознания. Философия Р. Декарта: поиск путей получения достоверного научного знания; идея универсального научного метода. Философия XVII в.: человек в природе и обществе (Б. Спиноза, Б. Паскаль, Т. Гоббс). Философия эпохи Просвещения (XVIII в.): свободомыслие, скептицизм, атеизм; философия природы (Вольтер, французские энциклопедисты). Просветители XVIII в. о человеке, его познавательных способностях, воспитании и социальных правах (Д. Локк, Д. Юм, Ж.-Ж. Руссо). Философия И. Канта: теория познания, нравственная философия. Диалектическая философия Г. Гегеля: логика, философия природы, философия духа. Проблема исторической необходимости и свободы. Гражданское общество. Философия К. Маркса: диалектика и материалистическое миропонимание. Социальная философия марксизма: исторические судьбы теории и практики. Русская философия: взгляды на природу и человека. Религиозные искания русских мыслителей (В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Л.Н. Толстой Ф.М. Достоевский). Русский кос-мизм. Социально-политические идеи и концепции русских философов. Славянофилы и западники о путях исторического развития России (П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков, А.И. Герцен). «Философия жизни» как осмысление нерационального в человеческом опыте с позиций философского иррационализма: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Философские идеи психоанализа З. Фрейда: рационалистическое осмысление сознания и бессознательного в человеческой психике и деятельности. Философия позитивизма: поиск современных научно-рационалистических концепций познания природы, общества и человека. Эволюция позитивистских идей (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Мах, Б. Рассел). Философия экзистенциализма: постановка и осмысление духовно-экзистенциальных и ценностных аспектов и проблем человеческого бытия (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Философское понимание бытия: природные, социальные, духовные аспекты. Современная научно-философская трактовка материи. Бытие как совокупность процессов. Современные представления об изменении (движении), многообразии и взаимосвязи его форм. Пространственно-временная организованность бытия. Современные представления о пространстве и времени, об особенностях пространственно-временных отношений в природных, социальных и психических процессах. Единство и многообразие бытия: диалектика единого и многого, общего и отдельного. Целостность и системная организованность бытия: форма и содержание, часть и целое, элементы и структура, простое и сложное. Системы и их типы. Взаимодействия и их различные типы в системах бытия: необходимое и случайное, причины и следствия, возможное и действительное. Уровни бытия: видимость и явление, внешнее и внутреннее, явление и сущность, их взаимоотношения. Закономерный характер бытия. Понятие закона, многообразие и основные типы закономерностей. Роль вероятностных представлений о современном миропонимании. Качественные и количественные характеристики бытия. Понятия качества, количества, меры. Прерывность и непрерывность в структурах и процессах бытия. Противоречивость бытия: единство бытия и небытия, устойчивого и изменчивого, абсолютного и относительного в природных и духовных явлениях. Процессы развития. Прогрессивные, регрессивные и иные тенденции развития. Диалектические отрицания и синтезы в развитии. Проблема критериев прогресса. Природа как предмет философского осмысления. Современные философские представления о Вселенной. Проблема жизни и ее включенности в космические и геологические процессы. Происхождение человека как результат биологической и социокультурной эволюции. Возникновение и сущность человеческого сознания. Человек как предмет осмысления в современной философии. Личность, биологические и социальные основы ее формирования. Личность в обществе, проблемы ее свободы и ответственности. Экзистенциальные и ценностные аспекты человеческого бытия: проблемы судьбы, жизни и смерти, добра и зла, одиночества, любви, счастья, смысла жизни. Общество и природа. Экологические и демографические факторы общественной жизни. Проблемы и перспективы человечества перед глобальными проблемами современности. Общество как саморазвивающаяся система. Основные современные теоретические модели жизни общества. Объективное и субъективное в истории. Основные сферы жизни общества и их взаимоотношения. Материальные, информационные, организационные и духовные факторы социального бытия. Развитие общества: единство и разнообразие, необратимость, цикличность и поступательность исторического процесса. Проблема смысла истории. Критерии социального прогресса. Познание как проблема философии. Биологические и социальные основы познавательных процессов. Отражение, информация, знание. Чувственное и рациональное в индивидуальной познавательной деятельности, их взаимосвязь и социокультурная обусловленность. Интуиция и логика. Познание в системе культуры. Многообразие знания: донаучные и вненаучные формы знания, их отношение к науке, сравнительные возможности. Научное познание, его уровни, методы и результаты. Роль научной рациональности в современном миропонимании и человеческой жизни. Проблема познаваемости мира: соотношение знания и реальности, знания и незнания. Истина, ее многомерность и критерии. Заблуждения, их истоки и возможности преодоления. Культура, ценности, духовность. Культура и цивилизация, проблема разнообразия и взаимоотношения типов культур. Человек в мире культуры. Мораль и нравственные ценности как элементы культуры, их сущность и компоненты. Эстетическое освоение человеком мира. Искусство как специфическая форма выражения эстетических ценностей культуры. Религия, ее роль в духовно-ценностной ориентации человека в мире. Современные религиозно-философские проблемы соотношения религиозности и нравственности, религии и науки, веры и знания. Философские проблемы технических и горно-геологических наук (место и роль в системе наук, эпистемологические проблемы конкретных наук, экологические и социальные проблемы). 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.: Логос, 2011. 375 с. Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. 432 с. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. 560 с. б) дополнительная литература Гуревич П.С. Философский словарь. М.: Олимп, 1997. 320 с. Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов. СПб.: Питер, 2009. 256 с. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. М.: Инфра-М, 2009. 731 с. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М.: Мысль, 2010. Русская философия: Энциклопедия / Под ред. М.А. Маслина. М.: Алгоритм, 2007. 736 с. Философия: энциклопедический словарь / Под. ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2009. 1072 с. в) программное обеспечение: не предусмотрено. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: Электронные конспекты лекций, методические материалы и коллекции презентаций кафедры философии Горного университета. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru «Энциклопедии и словари» http://enc-dic.com Библиотека Гумер — гуманитарные науки http://www.gumer.info Другие ресурсы Интернет. 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Специализированные аудитории, используемые при проведении лекционных занятий, оснащены мультимедийными проекторами и комплектом аппаратуры, позволяющей демонстрировать текстовые и графические материалы в проходящем и отраженном свете. Специализированные стенды, выполненные на кафедре философии НМСУ «Горный». _____________________________________________________________________________ Разработчики: Кафедра философии НМСУ «Горный» проф. М.И. Микешин |
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество» | Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Данное постановление в районной газете «Северный край» и разместить на официальном сайте Администрации района | ||
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е.... | Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от... | ||
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и... | Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и... | ||
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо | Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Г 52 Теоретическая механика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов 2 курса заочной формы обучения... | ||
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Л. К. Коростелёва Фармацевтическая технология: Методические указания, программа и контрольные задания для студентов заочного отделения... | Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Настоящие Правила разработаны в соответствии с Положением о научно-технической библиотеке (нтб) фгбоу впо юргту(нпи) (далее юргту(нпи),... | ||
Программа учебной дисциплины «гидравлика и аэромеханика» Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации | Программа учебной дисциплины «металлургическая гидроаппаратура» Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации | ||
Программа учебной дисциплины «металлургия редких металлов» Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации | Программа учебной дисциплины «методы контроля и анализа веществ» Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации | ||
Программа учебной дисциплины «история развития горного дела и металлургии» Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации | Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... России к постиндустриальному этапу развития, необходимых для развития профессиональных компетенций студентов |