I Организационный момент.
|
Звучит песня «Улыбка»
| -Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла, ведь все на земле начинается с улыбки.
| Ребята, я неспроста начала урок с этой песни, как вы думаете почему?
|
|
II.Проверка домашнего задания предыдущая тема «Золотое правило нравственности»
|
| -Как звучит основное правило нравственности?
«Не делай другим того, что сам считаешь злом»
|
|
|
III. Актуализация знаний.
|
| -А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?
| Работа по карточкам
|
|
1. Введение в тему.
|
Прослушивание фонограммы рассказа «Косточка»
| Прослушивание фонограммы Л. Н. Толстого «Косточка». Обсуждение фонограммы.
- Почему мальчик заплакал? А мог ли он как-то исправить ситуацию? - О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке?
| - Потому что ему стало стыдно.
Учащиеся предлагают варианты.
-О чувстве стыда.
|
|
Тема и цель.
| -На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение, раскроем смысл этих слов.
Выберите смайлики, связанные с темой нашего занятия. Почему вы выбрали именно эти изображения.
|
|
|
2. Стыд и вина.
|
| 1.Продолжите фразу «Стыд - это …» 2.Посмотрите, как авторы учебника объясняют, что такое стыд? СТЫД – осознание вины за свой проступок 3.-Что может вызвать у человека чувство стыда? (Ответить на данный вопрос нам помогут ситуации, которые мы сегодня рассмотрим)
| Работа в парах.
Самостоятельная работа.
|
|
Просмотр видеосюжета.
| Видео сюжет
Кто из персонажей испытывает чувство стыда?
Что стало причиной этого чувства?
Понял ли сын свою ошибку?
Как сын попросил прощения у отца?
Всегда ли прощения просят на словах?
|
| ПРОСМОТР
«ПРИТЧА ВОРОБЕЙ»
|
Работа с репродукцией Ф. Решетникова «Опять двойка».
| - Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины А.Ф.Решетникова чувства каждого героя.
-Что выражает взгляд матери? - Что выражает взгляд сестры? Как она учится? - Что можете сказать о младшем брате? - Кто является главным героем?
- Какие чувства испытывает мальчик?
- Как вы думаете, почему? - Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?
- Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.
-Какие поступки вызывают чувство стыда?
- Испытывали ли вы похожие чувства и при каких ситуациях?
|
- На стуле сидит мама с грустным лицом.
- Осуждающим взглядом смотрит сестра.
-На трехколесном велосипеде едет младший брат, смотрит на старшего ехидным взглядом.
-Мальчик
-Стыд, вину, огорчение, обиду.
-Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки — причина двойки.
- Серые, тёмные, мрачные.
-Когда сделаешь что-то плохое.
- Да комментирование нескольких детских ситуаций)….
|
|
Работа над рассказом В.А. Сухомлинского «Стыд перед соловушкой»
| Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.
Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида, очарованные прекрасной песней, сидели, боясь пошевелиться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля.
— Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно… стыдно перед соловушкой, —
тихо ответила Лида. А как бы вы поступили в такой ситуации?
Какая из девочек вам потупила правильно? Почему?
|
|
Скажите, пожалуйста, стыд и вина это одно и тоже?
В чём сходство, а в чём различие?
- В каких ситуациях люди испытывают чувство вины? (обидел маму, друга, что-то не выполнил)
Прочитаем в учебнике.
Вывод: Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность перед собой.
|
| Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность перед собой.
|
|
|
3. Физкультминутка.
|
4. Извинения.
|
Практикум-игра «Лукошко ситуаций».
| В этой корзине много ситуаций. Мы попробуем найти выход из них.
|
|
|
| 1 ситуация. Макар в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул Макара.
2 ситуация. Свете в автобусе подружка случайно наступила на ногу и пошла дальше. Света обозвала подругу.
3 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается.
4 ситуация. Виктор забыл поздравить дедушку с днем рождения и вспомнил об этом только на следующее утро.
5 ситуация. Валентина нечаянно разбила красивую вазу в гостях у одноклассницы.
|
|
| Вспомните сюжет видеоролика, который мы смотрели в начале урока, Каким образом сын попросил прощение у отца?
«Оживите картину». Что может сказать или сделать мальчик с картины Ф.Решетникова, чтобы избавиться от чувства вины?
|
|
|
Как следует извиняться.
| - Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.
- Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.
говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ».
- Будьте искренними.
Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.
|
|
|
Иры
| 1.Игра «Доскажи словечко»
-Легче на душе становится, когда тебя ….
-Прощение дает нам свободу от чувства…
-Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к урокам 2. Работа в группах. Составление пословиц и объяснение их.
-Доброму человеку бывает стыдно
-Стыд и честь — как платье: чем больше потрёпаны
-Стыд перед людьми — хорошее чувство
-Когда человек краснеет
-Нет стыда признаться человеку
|
…прощают …вины
…обмануть родителей, обидеть младшего, затеять ссору
-но лучше всего стыд перед самим собой
-начинается его более благородное я
-в своей ошибке
-даже перед собакой
-тем беспечнее к ним относишься
|
|
Извинение – это признак силы, также
как и умение прощать.
Как называют качество характера человека, который может простить, забыть обиды?
|
| Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души.
Если гениальность – величие ума, то великодушие – гениальность души. Эдуард Севрус
|
|
|
5. Рефлексия
|
Продолжите фразу «Сегодняшнее занятие научило меня …».
|
|
|
|