Работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, работа в паре, групповая работа





Скачать 65.75 Kb.
НазваниеРабота с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, работа в паре, групповая работа
Дата публикации21.08.2014
Размер65.75 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Философия > Самостоятельная работа
Стыд, вина и извинение.

Цель: Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развить нравственные ценности учащихся.
Задачи:


1. Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

2. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.



Виды деятельности: Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, работа в паре, групповая работа.


I Организационный момент.

Звучит песня «Улыбка»


-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла, ведь все на земле начинается с улыбки.


Ребята, я неспроста начала урок с этой песни, как вы думаете почему?




II.Проверка домашнего задания предыдущая тема «Золотое правило нравственности»




-Как звучит основное правило нравственности?

«Не делай другим того, что сам считаешь злом»






III. Актуализация знаний.





-А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?


Работа по карточкам



1. Введение в тему.

Прослушивание фонограммы рассказа «Косточка»

  1. Прослушивание фонограммы Л. Н. Толстого «Косточка». Обсуждение фонограммы.

- Почему мальчик заплакал?
А мог ли он как-то исправить ситуацию?
- О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке?

- Потому что ему стало стыдно.

Учащиеся предлагают варианты.

-О чувстве стыда.



Тема и цель.

-На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение, раскроем смысл этих слов.

Выберите смайлики, связанные с темой нашего занятия. Почему вы выбрали именно эти изображения.








2. Стыд и вина.




1.Продолжите фразу «Стыд - это …»
2.Посмотрите, как авторы учебника объясняют, что такое стыд? СТЫД – осознание вины за свой проступок
3.-Что может вызвать у человека чувство стыда? (Ответить на данный вопрос нам помогут ситуации, которые мы сегодня рассмотрим)

Работа в парах.

Самостоятельная работа.






Просмотр видеосюжета.

Видео сюжет

Кто из персонажей испытывает чувство стыда?

Что стало причиной этого чувства?

Понял ли сын свою ошибку?

Как сын попросил прощения у отца?

Всегда ли прощения просят на словах?





ПРОСМОТР

«ПРИТЧА ВОРОБЕЙ»

Работа с репродукцией Ф. Решетникова «Опять двойка».

- Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины А.Ф.Решетникова чувства каждого героя.

-Что выражает взгляд матери?
- Что выражает взгляд сестры? Как она учится?
- Что можете сказать о младшем брате?
- Кто является главным героем?

- Какие чувства испытывает мальчик?

- Как вы думаете, почему?
- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?

- Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.

-Какие поступки вызывают чувство стыда?

- Испытывали ли вы похожие чувства и при каких ситуациях?


- На стуле сидит мама с грустным лицом.

- Осуждающим взглядом смотрит сестра.

-На трехколесном велосипеде едет младший брат, смотрит на старшего ехидным взглядом.

-Мальчик

-Стыд, вину, огорчение, обиду.

-Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки — причина двойки.

- Серые, тёмные, мрачные.


-Когда сделаешь что-то плохое.

- Да комментирование нескольких детских ситуаций)….



Работа над рассказом В.А. Сухомлинского «Стыд перед соловушкой»

Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.

Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида, очарованные прекрасной песней, сидели, боясь пошевелиться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

— Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля. 

— Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно… стыдно перед соловушкой, —

тихо ответила Лида.
А как бы вы поступили в такой ситуации?

Какая из девочек вам потупила правильно? Почему?





Скажите, пожалуйста, стыд и вина это одно и тоже?

В чём сходство, а в чём различие?

- В каких ситуациях люди испытывают чувство вины? (обидел маму, друга, что-то не выполнил)

Прочитаем в учебнике.

Вывод: Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность перед собой.




Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность перед собой.






3. Физкультминутка.

4. Извинения.

Практикум-игра «Лукошко ситуаций».

В этой корзине много ситуаций. Мы попробуем найти выход из них.









1 ситуация. Макар в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул Макара.

2 ситуация. Свете в автобусе подружка случайно наступила на ногу и пошла дальше. Света обозвала подругу.

3 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается.

4 ситуация. Виктор забыл поздравить дедушку с днем рождения и вспомнил об этом только на следующее утро.

5 ситуация. Валентина нечаянно разбила красивую вазу в гостях у одноклассницы.







Вспомните сюжет видеоролика, который мы смотрели в начале урока, Каким образом сын попросил прощение у отца?

«Оживите картину». Что может сказать или сделать мальчик с картины Ф.Решетникова, чтобы избавиться от чувства вины?







Как следует извиняться.


- Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.

- Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.

говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ».

- Будьте искренними.

Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.







Иры

1.Игра «Доскажи словечко»

-Легче на душе становится, когда тебя ….

-Прощение дает нам свободу от чувства…

-Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к урокам
2. Работа в группах. Составление пословиц и объяснение их.

-Доброму человеку бывает стыдно

-Стыд и честь — как платье: чем больше потрёпаны

-Стыд перед людьми — хорошее чувство

-Когда человек краснеет

-Нет стыда признаться человеку



прощают
вины


обмануть родителей, обидеть младшего, затеять ссору

-но лучше всего стыд перед  самим  собой

-начинается его более благородное я

-в своей ошибке

-даже перед собакой

-тем беспечнее к ним относишься


безымянный

безымянный

Извинение – это признак силы, также

как и умение прощать.

Как называют качество характера человека, который может простить, забыть обиды?




Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души.

Если гениальность – величие ума, то великодушие – гениальность души. Эдуард Севрус








5. Рефлексия


Продолжите фразу «Сегодняшнее занятие научило меня …».










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, работа в паре, групповая работа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа...
Работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, работа в паре, групповая работа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа обучающихся, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, участие в учебной...
Работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, работа в паре, групповая работа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проблемный диалог, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, работа с учебником, фронтальная работа, использование...
Работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, работа в паре, групповая работа iconТема : «Дикие животные»
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре
Работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, работа в паре, групповая работа iconПутешествие по весеннему лесу
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре
Работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, работа в паре, групповая работа iconТема: «Домашние животные»
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре
Работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, работа в паре, групповая работа iconТема: «Дикие животные». Задачи
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре
Работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, работа в паре, групповая работа iconКонспект непосредственно образовательной деятельности
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре
Работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, работа в паре, групповая работа iconЦели: Узнать о птицах,их разнообразии
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре
Работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, работа в паре, групповая работа iconТема «Птицы изобретатели» Цель
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре
Работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, работа в паре, групповая работа iconДетский сад №2348 «Утверждаю»
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре
Работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, работа в паре, групповая работа iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по оо «Познание»
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре
Работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, работа в паре, групповая работа iconКонспект занятия по теме «Перелетные птицы»
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре
Работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, работа в паре, групповая работа iconКонспект итогового занятия «Весенняя викторина»
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре
Работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, работа в паре, групповая работа iconКонспект занятия в средней группе "Зимующие птицы"
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре
Работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, работа в паре, групповая работа iconКонспект игры занятия в средней группе «зима весна»
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск