Скачать 44.56 Kb.
|
СИНОНИМЫ (Урок-игра). Цель: дать учащимся понятие о том, как используются синонимы в речи; способствовать выработке навыка употребления уч – ся синонимов в собственной речи; обобщить и повторить изученное о синонимах; способствовать развитию творческих способностей уч – ся; привить интересы к лексике. Оборудование: таблицы, раздаточный материал, оборудование для игр и т.д. Слова – синонимы Всегда близки по смыслу, Разнятся лишь оттенками подчас. Родимый край – Отечество – отчизна. Как много в них священного для нас! ХОД УРОКА.
2 или 3 команды, выбор названия, (« Победа», « Виктория», « Триумф»), командира.
Однажды с дома на проспекте исчезла буква « у». На крыше осталось « Дом игр - шки». - Где буква? Куда запропастилась? – строго спросил Дом. - Слышите, буквы, отвечайте, где она? - Удалилась, - вздохнуло «Д». - Усохла, - сказало «О». - Умчалась,- промычало «М». - Улизнула, - пропищало первое «И». - Угасла, - гаркнуло «Г». - Ушла,- прошептало «Ш». - Ускакала, - крикнуло «К». - Увильнула,- хихикнуло второе «И». А буква убежала не одна, она сманила своих сестёр с других надписей. И чтобы никто не смог их изловить, они стали невидимками – по – тухли. 3.Игра «4-й лишний». А) красный, багряный, фиолетовый, огненный; Б) идти, лететь, бежать, плавать; В) всадник, наездник, человек, конный; Г) фиолетовый, цветной, лиловый, сиреневый. 4. Докажите, почему эти слова не являются синонимами: день – ночь, брать – отдавать, темнота – страшно, друг – верный. 5. Заменить слова синонимами из 4 букв: приятель – друг, солдат – воин, боец, работа – труд, дело, шагать – идти, печаль – горе, красный – алый, родник – ключ, противник – враг. 6. Записать тексты, найти синонимы: А) Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару. Б) Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зелёный. Значит, дуб выносливый, Значит, закалённый. 7. Какая пара слов не имеет сходства по значению: А) преграда – помеха, привлекать – манить, скука – горе, склон – откос. Б) польза – выгода, одолеть – сломить, пленять – восхищать, серый – печальный, пауза – перерыв. 8. Игра « Найди друзей» аккуратный опрятный алый красный скакать прыгать азбука алфавит пламя огонь озорник шалун кавалерия конница качать шатать кидать бросать гигант великан шторм буря метель вьюга
Незнайка исчез (скрылся) Дверь неожиданно раскрылась (отворилась) Незнайка вбежал (влетел) в комнату У Пончика был таинственный (загадочный) вид.
Косой - (заяц), косолапый - (медведь), серый — (волк, заяц), сохатый — (лось), трудолюбивый - (муравей).
храбреца — (орёл), задиру — (петух), хитреца - (лиса), увальня - (медведь, тюлень), безбилетника — (заяц).
А) Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Б) Женя грохала в дверь кулаками и ногой, пока не выглянула соседка. В) Через несколько мгновений 5человек ломились в дверь Герасима. Г) Женя бухнула кастрюлю с молоком на примус.
Кто быстрее заменит все слова в предложении, кроме служебных, синонимами? 1.Доктор прописал пациенту инъекции. ( Врач назначил больному уколы). 2.Разъярённая вьюга замела тропинки. ( Сильная метель занесла дорожки). 3. Шофёр вновь стал внимательно всматриваться во мрак. ( Водитель опять начал пристально вглядываться в темноту). 4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания. ( Часовой, (сторож) схоронился от дождя под крышей дома).
Я шёл зимою вдоль болота В галошах, шляпе и в очках. Вдруг по реке пронёсся кто — то На металлических крючках.
1.Работа — (труд, дело, служба, занятие) 2.Сражаться — (драться, бороться, воевать, биться) 3.Блестеть — (сиять, искриться, светиться, лучиться, сверкать)
Шёл дождь, когда ребята шли из школы и заметили чужого человека, который быстро шёл к станции, оглядываясь назад. Скорый поезд с невероятной скоростью промчался мимо станции. Лодочник медленно работал вёслами, и лодка медленно плыла по реке.
Уже (темнело, смеркалось, вечерело), когда Герасим (вернулся, возвращался, шёл обратно). По его (усталому, измученному, истомлённому) виду, по неверной (походке, шагу, поступи), по запылённому (костюму, платью, одежде) его можно было (думать, предполагать, предугадать), что он успел обежать пол — Москвы. Он (стал, остановился, задержался) (возле, против, напротив) (господских, барских, помещичьих) окон, (осмотрел, оглядел, окинул) крыльцо, на котором столпилось человек семь. (Прислуги, челяди, дворовых), отвернулся и промычал ещё раз: «Муму!» Проверить, какие слова употреблены И. С. Тургеневым в данных предложениях (рассказ « Муму»). III. Подведение итогов. Формулировка о роли синонимов в речи: Синонимы помогают точно и образно выразить мысль. Они служат средством связи предложений в тексте. Чем больше человек знает синонимов, тем точнее он выражает свою мысль. |
Реферат Тема «Электронная коммерция в Казахстане» Прежде чем говорить об электронной коммерции в Казахстане нам необходимо дать определение этому понятию в целом. Что же такое «электронная... | Урок русского языка в 3 классе тема: синонимы «синоним», его назначением; учить находить и выделять синонимы в группе слов, подбирать синонимы, редактировать текст, используя... | ||
Праздник мне понравился. Мы разукрашивали красивый плакат. У нас... Мы разукрашивали красивый плакат. У нас было четыре команды. Конкурсы были интересные. В них я узнал очень много интересного. Например,... | Методические материалы по курсу. Самостоятельная работа студентов по темам Тема Дать определение понятия «средневековье» и «средневековая литература»; дать периодизацию средневековой литературы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи | Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы» На уроке осуществляется обобщение материала об изученных словах, развивается логическое мышление и умение видеть и употреблять в... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Как писал Ролан Барт, словесный текст — это всего лишь пространство, где свободно вспыхивают языковые огни Точное определение, несмотря... | ||
Требования к современному уроку Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе,... | Урок по теме: «Введение в раздел Сергей Есенин «Поёт зима, аукает…», «Пороша» Цели ... | ||
План реферата: Определение термина и эпидемиология. Формы бесплодия Бесплодный брак, супружество, в котором беременность не наступает в течение одного года регулярной половой жизни без применения противозачаточных... | Отчет по правам доступа. Завершите определение термина «Личный помощник-... Изучить «Руководство пользователя DocsVision 1» (Разделы: Платформа; Делопроизводство) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Наглядно демонстрационное пособие справочник паронимов Наглядно демонстрационное... Синонимы – это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению. Например: бросить-кинуть, многозначность-полисемия,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Эмиль Золя дал очень образное и точное определение жизненной позиции каждого истинного педагога. Не останавливаться на достигнутом,... | Конкурсы, фестивали военной песни Конкурсы и тематические выставки картин, посвященных 65-й годовщине Великой Отечественной Войны |