Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени





Скачать 62.42 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени
Дата публикации08.09.2014
Размер62.42 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Урок русского языка в 9 классе
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени.
Цели: - углублять знания о видах сложных предложений, средствах связи в них;

- развивать умение анализировать структуру предложения, выполнять графический и словесный синтаксический анализ предложений;

- учить выполнять тестовые задания разной структуры и разного содержания;

- предупреждать и речевые и грамматические ошибки, учить их исправлять;

- формировать аналитические способности, умение графически изображать теоретический материал, иллюстрировать его необходимыми языковыми примерами;

- повторять орфографические и пунктуационные правила;

- обобщать представления о тексте как единице языка;

- воспитывать самостоятельность, стремление к самосовершенствованию.
Оборудование: - карточки с тестовыми заданиями,

- заготовки схем и заданий на доске

Ход урока

І. Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение сложноподчиненных предложений, обобщим знания об их строении и средствах связи, а также убедимся в важности установления смысловых отношений между частями сложноподчиненных предложений. Как всегда, мы будем работать с текстом и совершенствовать нашу речь, предупреждая и исправляя возможные ошибки.
ІІ.Актуализация знаний и умений

На этом этапе одновременно по разным заданиям работают все учащиеся.
1. Редакторская работа (учащийся выполняет работу на закрытой части доски)

А) обнаружение ошибки в каждом предложении;

Б) запись предложения в исправленном виде;

В) подготовка устного пояснения о виде и сути ошибки:

В кабинете был стол, на котором лежала книга, которую наш герой читал уже два года.

Переводя текст, должен учитываться стиль речи.

Когда приезжает ревизор, то чиновники любопытничают.
2. Составление схем обобщающего характера и рассуждений по ним с иллюстрированием предложениями-примерами



Работа выполняется двумя учащимися на доске. (готовые схемы – приложение)
3. Выполнение тестового задания по вариантам:

- Найдите понятия, графически изображения, которые обязательны (1 вариант)/ не обязательны (2 вариант) для сложноподчиненных предложений:

А) выполнение задания своего варианта;

Б) выполнение задания соседнего варианта;

В) работа в паре по определению соответствий в ответах;

Г) блиц-опрос с пояснением по выбору правильного ответа


1) интонационная связь

4) ( ), [ ]

7) сочинительная связь

2) союзные слова

5) [ ], [ ] : [ ]

8) указательные слова

3) части равноправны

6) [ , ( ), ]

9) вопрос от донной части к другой


4. Работа с текстом.

- Прочитайте данные предложения. Можно ли их назвать текстом? Почему?

А) групповая работа по определению последовательности предложений.
1. Наверное сказка родилась вместе с огнем.

2. Много-много веков назад люди не умели ни читать ни писать но уже тогда они рассказывали друг другу сказки.

3. Глядя на золотисто-алое пламя чья-то бабушка впервые рассказала внукам какую-нибудь историю ставшую первой сказкой.

4. Можно сказать что сказка это первая прапрабабушка всех наших повестей рассказов и даже романов которые пишут для взрослых.
Б) групповая работа по характеристике текста (стиль, тип, средства связи, тема, основная мысль);

В) анализ 1-2 ответов характеристик текста.

Г) решение математической задачи на пунктуационном материале:
Найдите среди данных предложений сложноподчиненное и определите сумму данных слагаемых:

Количество частей предложения + количество знаков препинания.

Д) Называние знаков препинания (с лаконичным пояснением) во всех предложениях текста.
5. Коллективная проверка редакторской работы.
ІІІ. Объяснение нового материала.

1. Слушание и анализ ответов учащихся, готовивших схемы.

2. Беседа-погружение в тему:

- Можно ли утверждать, что, выучив 2 из 3 типов придаточных, мы познакомились с большей разновидностью сложноподчиненных предложений?

- Какой вид придаточных мы еще не изучали?

- Назовите вопросы обстоятельства.

- Могут ли придаточные, отвечающие на такие разные вопросы, быть похожими?
3. Самостоятельная работа с учебником в парах

А) анализ обобщающих схем «Виды придаточных обстоятельственных»;

Б) чтение теоретического материала по теме «Придаточные места и времени»

В) составление сравнительной схемы

Придаточные места и времени



похожи различны

местоположением вопросами

возможностью использования указательных слов средства связи (союзы-союзные слова)
ІУ. Закрепление знаний, умений и навыков

1. Определение типа придаточного в данных предложениях

А) Мы не знали, где остановиться на ночлег.

Б) деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

В) Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно отдохнуть.

- Можно ли тип придаточного определять по союзу?

- Почему важно правильно поставить вопрос к придаточному?
Следующие два вида заданий выполняются одновременно.

2. Выполнение полного синтаксического анализа данных предложений тремя учащимися на доске.

3. Диктант с самопроверкой (текст диктанта – стихотворение А.Ахматовой «Музыка» из упражнения № 105 учебника. Учебники у учащихся закрыты)

А) подбор заголовка после чтения стихотворения учителем

- О чем стихотворение?

- Как поэт сумел сказать о музыке, не называя ее?

- Каким образом поэт показал роль музыки в жизни человека?

Б) диктант и его самопроверка по учебнику;

В) пояснение учителем правил, на которые учащиеся допустили ошибки.
4. Коллективная проверка выполненного полного синтаксического анализа учащимся, работавшими у доски.

5. Решение тестовых заданий (задания даны на карточках, выполняются по вариантам) (Приложение 2)

6. Сравнение с ключом ответов (Приложение 3)

7. Обобщающая беседа

- Как определить вид придаточного?

- Какие значения есть у придаточных обстоятельственных?

- Что отличает придаточные места и времени? Чем они похожи?
Домашнее задание:

читать теоретический материал параграфа 20, выписать из произведений художественной литературы 2 предложения изученных конструкций и выполнить их полный синтаксический анализ.


Приложение 1
















Приложение 2

1 вариант

Прочитайте предложения и выполните задания.
А. Снова цветут при дорогах ромашки, тихие ивы стоят у реки.
Б. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
В. Куда иголка, туда и нитка.
Г. В этой части заповедника, где от жары высыхали водоемы увядали и диковинные растения
.
1.
Найдите предложение, не являющееся сложноподчиненным.
2. Найдите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное стоит в середине главного.
3. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным места.
4. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

2 вариант

Прочитайте предложения и выполните задания.
А. Куда ни обращаю взор, везде синеет синий бор.
Б. Голицыно, где мы проводили лето встретило нас разноголосым ребячьим смехом.
В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
Г. Она вдруг прыгнула, запела и скрылась, как птичка, испугавшаяся шума
.
1.
Найдите предложение, не являющееся сложноподчиненным.
2. Найдите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное стоит в середине главного.
3. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным места.
4. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой

Приложение 2
1А 2Г 3В 4Г 1Г 2Б 3А 4Б

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени iconУрок русского языка в 9 классе Тема: «Сложноподчиненные предложения...
Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами...
Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени icon«Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места»
Повторить опознавательные признаки спп, сведения об спп с придаточными определительными и изъяснительными
Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени iconТема: Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени
Спп с придаточной места и времени, правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях, отличать придаточные места от придаточной...
Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени iconУрок русского языка Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»
Зачитывание выписанных в тетради примеров спп с придаточными определительными и изъяснительными. Работа учащегося у доски по карточке....
Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени icon«Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»
Цель: 1 Систематизировать знания по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»
Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени iconУрок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения...
Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными». Закрепление
Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени iconУрок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения...
Цели: продолжить углубление понятия о сложносочинённых предложениях с придаточными определительными
Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени iconУрок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения...
Методы: поисковый, репродуктивный (составление кластера), используя знания, полученные ранее и на уроке
Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. (1-ый урок)
Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени iconУрок русского языка 9 класс Тема урока: Закрепление по теме «Сложноподчиненные предложения»
Обучающие: закрепление умений находить придаточные предложения в спп, определять их вид, правильно расставлять знаки препинания;...
Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени iconУрок по теме “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными”...
Педагогическая мастерская по типу “Технология развития критического мышления через чтение и письмо”
Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени iconРазработка урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Неклюдовская основная общеобразовательная школа
Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени iconТема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» Цели: Обучающие
Развивающие: -развивать умение определять придаточные определитель- ные; -развивать навыки исследовательской деятельности
Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени iconУрок тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными места
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с спп. Сядьте прямо, поднимите головки, улыбнитесь солнцу, сегодняшнему дню и настройтесь...
Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени iconУрок русского языка в 9 классе. Тема урока Сложноподчиненные предложения с разными видами связи
На базе школы прошли заседания рмо учителей русского языка и литературы и рмо учителей географии и биологии
Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени iconУрок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск