Скачать 52.56 Kb.
|
Сидоркина Лиана Владимировна Учитель русского языка и литературы МБОУ «Большелумарская ООШ» Новоторъяльского района Русский язык. 5 класс Тема урока: Глагол, он действовать привык! Цель: сформировать понятие о глаголе как части речи, дать понятие о грамматических категориях глагола. Задачи: 1. Обучающая: Изучение теории. 2.Развивающая: Совершенствование речевых навыков учащихся . 3.Воспитывающая: воспитание чувства прекрасного через изучение глагола.
1. Учитель. Не успели мы вжиться в волшебные слова – прилагательные, как наступило время вплотную заняться другой интересной частью речи… Какой? Я прочту стихи, а вы скажите, какую часть речи в строках Николая Алексеевича Некрасова можно считать символом весеннего обновления природы. Идёт-гудёт Зелёный Шум, Зелёный шум, весенний шум! Играючи, расходится Вдруг ветер верховой: Качнёт кусты ольховые, Подымет пыль цветочную, Как облако: всё зелено, - И воздух, и вода! Учитель читает фрагмент стихотворения Некрасова, выделяя голосом первый, ликующий двойной глагол идёт-гудёт и другие глаголы. (Дети скажут: глагол).
Но нужно увидеть, как поэт записал два глагола, чтобы обнаружить особый поэтический смысл в их соседстве. 2. Запись текста, анализ. Знаки учитель, по мере записи, назовёт сам, но потом задаст вопросы по осмыслению. Выразительно прочитаем стихи Некрасова. 1 круг вопросов и заданий.
Найдите во втором предложении глагол с обобщающим значением, при котором однородные глаголы раскрывают смысл. (Расходится: качнёт, подымет). Найдите сравнительный оборот, выделите его запятыми. 2 круг вопросов и заданий. Вглядитесь в первые строки. Какой вопрос, связанный с правописанием, вы хотите задать учителю? (Почему Зелёный Шум – оба слова написаны с прописной буквы?) Учитель. Некрасов использовал ставшее крылатым народное выражение, которое обозначает пробуждение природы весной – примечание поэта к стихотворению. Пишем с прописной буквы, так как это символ пробуждения и буйства природы весной.
3. А что такое глагол? Что он обозначает? К чему относится в предложении? (Действие! Отвечает на вопросы что делать? и что сделать?) Найдём все глаголы в этом отрывке. Каким членом предложения они являются? Подчёркиваем подлежащие и сказуемые. Попутно: что значит ветер расходится? (От расшалился до стал сильным, стал стихией и потом качнёт, подымет пыль). 4. Играючи является глаголом? (Почти. Это его особая форма – деепричастие от глагола играть.) Не об этом ли сказал другой поэт, нашего времени: Он энергичен, многолик, Глагол, он действовать привык. (Л. Татьяничева). Объявление темы урока и запись. II. Движение темы. 1. Расскажите всё о глаголе (создайте его морфологический портрет). Запись: А рядом новой зеленью Лепечут песню новую И липа бледнолистая, И белая берёзонька С зелёною косой! Проверим знаки, выпишем глагол лепечут и выслушаем детей, а потом запишем: что делают? Значит, это глагол, обозначающий действие. Лепечут – это метафорический глагол, так как невнятно и нежно обычно лепечут дети; стоит в настоящем времени, 3 лице, мн. ч., I спр., поэтому окончание –ут. 2. Глагол и наша речь. Как «работает» глагол? Учитель. Русский художник Аркадий Рылов назвал свою весеннюю картину «Зелёный шум». (Репродукция картины). У художника говорят о себе предметы, изображённые на картине, и краски – поэт пишет словами. Давайте озвучим картину глаголами, передадим жизнь, изображённую на полотне, и посмотрим, как «работает» глагол. Учитель называет существительное, дети придумывают яркие, экспрессивные глаголы. Деревья качаются, трепещут, гнутся, жмутся (друг к другу). Река разлилась, захватила (берега), плещет, несёт, синеет. Ветер буйствует, клонит. Парусники белеют, идут, борются (с волнами), мелькают, купаются (как уточки). Паруса надулись, распрямились, шествуют, напрягаются. Дали голубеют, манят, тревожат. Художник мечтает, мыслит, наслаждается, воображает, радуется. Работа должна быть искромётной, интересной; дети могут приводить словосочетания, чтобы прояснить смысл глагола, но пишем без зависимых слов, оставляя их «за кадром». На каждый описываемый предмет вызываем к доске ученика, ибо это не что иное, как словарная работа, детские глаголы «перемежаем» со своими, интересными с точки зрения правописания. Вывод. Так что же умеет делать глагол? Он умеет:
3. А вот звуки леса, реки, ветра в картине трудно передать, но мы можем увидеть, вернее, услышать эти звуки в рассказе Бианки «Лесной оркестр» (учитель читает текст). В мае все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеет. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжанье, и урчанье, и кваканье. Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.
Описательные Глаголы звучания существительные Пение, свист, лай, кашель, Скрипят, барабанят, свистят. вой, уханье, жужжанье, урчанье, кваканье. Интересен синтаксис миниатюры: 2-е предложение с однородными членами – все звуки как бы слились в могучий весенний шум, а 2-й абзац состоит из простых предложений, кратких, лаконичных, разделяющих всех лесных «солистов». III. Подытожим урок. Учитель. Поздравляю учеников-тружеников с весной и новой темой – «Глагол». |
Конспект урока литературы. Фио автора Кордова Светлана Владимировна... Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского | Урок русского языка 7 класс Тема: «Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий» ... | ||
Урока литературы 9 класс, тема: классицизм Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, моу сош №48 г. Калининград, учитель русского языка и литературы) | «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | ||
Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» О. В. Коновалова, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области | Конспект урока Тема урока и №п/п: «Правописание буквы ы-и после Ц»,... Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | ||
Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы... «икт на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества преподавания предметов» | Методическая разработка урока русского языка 8 класс Учебник «Русский... Учитель начальных классов мбоу «Гимназия №3» г. Белгорода Подважук Антонина Станиславовна | ||
Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Учитель: Ашуркина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «оош №6» | ||
План урока русского языка с использованием икт форма Автор : Учитель русского языка и литературы Янгильдинской оош мухамедзянова Халида Киямутдиновна | Конспект урока " Русский литературный язык и его стили". (9 класс)... Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому... | ||
Урока, № урока по теме Урок семинар в 9 классе Подобина В. М. учитель русского языка и литературы мбоу петропавловская сош павинского района | Отчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс.... Хлебинская, Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобрзовательных учреждений/Г. Ф. Хлебинская. – М. Олма... | ||
Разработка урока Выполнила учитель русского языка и литературы мбоу «Тюльганская сош№1» ... | Конспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка |