Курс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов





Скачать 106.15 Kb.
НазваниеКурс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов
Дата публикации15.10.2014
Размер106.15 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Философия > Реферат
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Курс

«Философия образования»
Вопросы к зачету

Примерные темы рефератов

Методические рекомендации по написанию реферата

Вопросы для самоконтроля

Вопросы к зачету
1. Философия науки как область теоретической мысли: дисциплинарный статус (понятие), предмет, история, основные направления, наиболее яркие представители.

2. Философия образования. Ее дисциплинарный статус, история, проблемы, представители. Соотношение предметов педагогики и философии образования.

3. Новейшие трансформации в воспитательно-образовательной сфере. Особенности эволюции системы образования в современном мире и в нашей стране, актуальные проблемы.

4. Идеал образованности, его истоки, классические образцы, современное выражение. Соотношение понятий «ученость», «профессионализм», «образованность», «интеллигентность», «интеллектуальность».

5. Роль фундаментально-теоретических и философских знаний в процессе проектирования образовательных стратегий и индивидуальных образовательных маршрутов.

6. Знание как ценность. Наука в системе жизненных ценностей. Этос науки, или совокупность моральных норм, определяющих поведение ученого, учителя, ученика.

7. Знание как ценность. Возникновение науки и основные эпохи в ее истории. Мотивация научно-познавательной деятельности.

8. Донаучное знание, преднаука и наука (в собственном смысле слова). Наука и обыденное знание. Миф и научное знание.

9. Наука и образование в античную эпоху. Социально-исторические условия возникновения науки, ее особенности, концепции, представители.

10. Наука и образование в Средние века. Особенности средневековой науки, ее место в культурном универсуме, важнейшие достижения.

11. Наука Нового времени. Ее особенности, предпосылки, родоначальники. Формирование идеалов математического и опытного знания. Наука и образование в Новое время.

12. Современный этап развития науки. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки.

13. Наука в современном обществе. Роль науки в становлении и развитии техногенной цивилизации.

14. Наука, ее функции и аспекты: система знаний, исследовательская деятельность, социальный институт, сфера производства.

15. Наука как социальный институт. Научные сообщества и их история. Наука и государство. Наука и гражданское общество.

16. Традиции отечественной науки. Особенности ее развития, основные периоды, выдающиеся представители.

17. Взаимодействие образования и науки в истории нашей страны. Особенности возникновения и становления Академии наук, университетов, научных институтов.

18. Наука и ненаучное знание. Взаимодействие науки с другими формами духовной культуры. Соотношение понятий «вненаучное знание», «альтернативная наука», «паранаука», «квазинаука», «псевдонаука», «лженаука», «антинаука».

19. Формирование и смена научных теорий. Интерналистская и экстерналистская модели развития науки. Их ограниченности. Кумулятивистская и некумулятивистская (парадигмалистская) модели развития науки. Их ограниченности.

20. Научно-техническая революция. Ее предпосылки, содержание, социальные последствия. Наука и техническое творчество.

21. Научно-технический прогресс и прогресс социальный. Концепция информационного общества. Его особенности, факторы становления, воздействие на личность.

22. Техника как реализация сущностных сил человека и как фактор отчуждения. Машинное производство и образ жизни. Компьютеризация и ее последствия.

23. Современный экологический кризис как кризис цивилизационный: истоки и тенденции. Концепция устойчивого развития. Экологизация современной науки. Экологическая этика, глубинная экология, экологический императив. Экологическое образование.

24. Глобальный эволюционизм. Эволюционно-синергетическая парадигма в современной науке.

25. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции. Технологический детерминизм, технофобия, технократизм.

26. Феномен глобализации. Роль науки и образования в процессах глобализации. «Цивилизационные разломы» и интегративные процессы.

27. Различные подходы к определению понятия информации. Проблема реальности в информатике. Информатизация и проблема искусственного интеллекта.

28. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. Телеологическая и деонтологическая (утилитаристская) теории об основаниях морали.

29. Герменевтика – теория толкования текстов и особое философское направление.

30. Феномен игры и его значение в развитии культуры, искусства, философии, науки, образования.
Примерные темы рефератов

1. Особенности становления и развития науки (научного сообщества, научного знания, физики, химии, биологии, экологии, социологии...) в России.

2. Отечественные философы и ученые о науке, о ее роли в жизни человека и общества (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, А.А. Любищев, И.Т. Фролов, Л.Н. Косарева, В.С. Степин...).

3. Осмысление особенностей научного знания в трудах классиков философии и науки (Аристотель, Декарт, Кант, Маркс, Гуссерль, Вебер...).

4. Античная наука. Ее особенности, проблемы, выдающиеся представители, актуальность поставленных вопросов.

5. Взаимодействие научных и теологических представлений в лоне христианского мировоззрения (Средние века, Новое время, современность).

6. Взаимодействие научных и теологических представлений в лоне мусульманского мировоззрения (Средние века, Новое время, современность).

7. Идеал научного знания в творчестве родоначальников науки Нового времени и в творчестве современных ученых и философов.

8. Государственное регулирование науки (прошлое и настоящее; проблемы приоритетности и финансирования; проблемы секретности и закрытости исследований...).

9. Научное сообщество и правящие элиты: от древности – до наших дней.

10. Наука в условиях “расколотого общества”. История и дальнейшие возможности использования достижений науки (физики, химии, биологии...) во вред человеку.

11. Углубление представлений об интеллектуальной собственности, о ее сущности и необходимости ее защиты.

12. Роль вненаучных (паранаучных) представлений в становлении и развитии химических (биологических, физических, астрономических, математических...) знаний.

13. Этапы математизации физического знания: феноменологический, модельный, фундаментально-теоретический.

14. История языка математики (история математической символики).

15. История математических сообществ.

16. Проблема соотношения арифметики и геометрии.

17. Механическая, электромагнитная и квантово-релятивистская картины мира как ступени прогресса физического знания.

18. Категория вероятности в классической и в современной физике.

19. Концепция детерминизма и ее роль в физическом познании.

20. Становление синергетики. Концепция самоорганизации.

21. Частицы и поля как фундаментальные абстракции, проблема их онтологического статуса.

22. Концептуальные системы химии и их эволюция (учение о химическом элементе, структурная химия, кинетические теории).

23. Новая эпоха великих астрономических открытий.

24. Эволюционные процессы во Вселенной (теория расширяющейся Вселенной, теория горячей Вселенной...).

25. Антропный космологический принцип.

26. Русский космизм и его роль в развитии отечественной науки.

27. Развитие представлений о биосфере.

28. Эволюционные идеи в биологии: история и актуальные проблемы.

29. Идеи Ф. Ницше и современные биополитические концепции.

30. Сущность живого и проблема его происхождения.

31. Экологизация современной науки.

32. Проблемы биоэтики (моральность экспериментов на человеке; эвтаназия; трансплантация органов и тканей; клонирование, суррогатное материнство, репродуктивные технологии; аборт; социальная справедливость в области здравоохранения...).

33. Значение географической среды (геополитических факторов) в истории России.

34. Развитие представлений о норме, здоровье и болезни.

35. Взаимодействие биологических и социальных концепций.

36. Социальное и биологическое в человеке: единство и конфликт.

37. Задача освоения новых территорий и развитие отечественной науки: история и современность.

38. Современные научные концепции сознания.

39. Становление ключевых понятий психологии.

40. Становление ключевых понятий информатики (информация, гипертекст, виртуальная реальность).

41. Феминистические теории о человеке и обществе.

42. Закономерности и исторические этапы развития техники.

43. Научно-техническая революция. Ее предпосылки, содержание, социальные последствия.

44. Информационное общество. Его сущность, особенности, предпосылки.

45. Философия и наука о необходимости установления нового мирового порядка (основные сценарии развития человечества; глобальные проблемы современности; феномен глобализации; цивилизационные разломы; концепция устойчивого развития).

46. Концепция государственного социализма, ее история и значение для судеб цивилизации.

47. Сферы зарождения инженерного знания Нового времени: фортификация, артиллерия, строительство гидросооружений.

48. Жизнь и творчество В.Г. Шухова – гения инженерно-технической мысли ХХ века.

49. Жизнь и творчество репрессированных советских ученых.

50. Трагические судьбы российских педагогов (Гаюи, Гугель, Пирогов, Лесгафт, Макаренко…).

51. Педагог и государство: драматическая история взаимоотношений (Сократ, Квинтиллиан, Витторио да Фельтре, Макаренко…).

52. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки.

53. Феномен зависимости от Интернета.

54. Всемирная паутина: история и современность.

55. Образовательный потенциал Интернета.

56. Единство научно-исследовательской и педагогической деятельности.

57. Система образования в условиях глобализации.

58. Значение авторитета в образовательно-воспитательном процессе.

59. Философские аспекты образовательно-воспитательного процесса.

60. Перспективы отечественной системы образования.

Методические рекомендации по написанию реферата

Тема должна быть раскрыта в соответствии с некоторым планом, очерчивающим узловые проблемы выбранной темы. План должен включать не менее трех пунктов (каждый пункт может быть разбит на подпункты), а также Введение (в котором необходимо пояснить, почему вы выбрали данную тему, поставить проблему, показать ее актуальность), Заключение (выводы или хотя бы резюме) и библиографический список. Объем текста – один печатный лист, примерно 16 страниц (1,5 интервала, шрифт 14).

При выборе, при уточнении темы реферата можно взять за основу одну из следующих сюжетных линий:

история науки в целом (например, «История эксперимента от античности до наших дней»; «История критериев истинности знания»; «Приборы в научном познании», «Символы и их значение в развитии науки: от древности – до наших дней»),

история науки на том или ином этапе ее эволюции, в том или ином регионе и т.п. (например, «Наука в Древнем Китае»; «История биологии в Швеции», «Отечественная наука во время Второй Мировой войны»),

характеристика некоторой научной дисциплины в целом (например, «Важнейшие вехи в истории минералогии», «Революции в химии»),

характеристика отдельной теоретической концепции (какой-либо программы, идеи, теории, гипотезы, методологии),

анализ решения (обсуждения) той или иной теоретической или практической проблемы (например, «Манхэттенский проект, его значение, предыстория, последствия»),

творчество того или иного выдающегося ученого (с элементами биографического повествования или без них),

характеристика научного сообщества, школы, академии (например, «Важнейшие события в истории Санкт-Петербургской Академии наук», «Становление археологического сообщества в России и СССР»),

характеристика взаимодействия какой-либо научной дисциплины с другими научными дисциплинами, с вненаучными формами знания или практики (например, «Астрология и ее роль в развитии астрономии», «Игровая деятельность и возникновение науки»).
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите имена четырех педагогов, оказавших, по мнению экспертов ЮНЕСКО, наибольшее влияние на педагогическую мысль в ХХ веке.

2. Что означает слово «пайдейя»? В чем актуальность данного понятия?

3. Перечислите важнейшие проблемы из области философии образования.

4. Перечислите важнейшие проблемы из области философии науки.

5. Перечислите признаки, свидетельствующие о появлении преднауки.

6. Древние египтяне и вавилоняне доказательством теорем не занимались (хотя многие соотношения были им известны). Почему?

7. Сравните преднаучное знание с научным. Как изменяются с возникновением науки предмет познания, стратегия, цель, мотивы познавательной деятельности?

8. Вспомните особенности античной науки. В чем именно проявились такие ее особенности, как созерцательность и умозрительность?

9. Вспомните мировоззренческие и методологические достижения средневековой научной мысли. Охарактеризуйте процесс накопления элементов научно-рационалистического мировоззрения в истории христианской культуры.

10. Кто считается автором гелиоцентрической системы мира (Новое Время)? Назовите имена крупнейших астрономов или космологов ХХ века.

11. Кто признаётся автором закона всемирного тяготения? Назовите имена крупнейших математиков ХХ века.

12. Кто считается автором (основным автором) учения о происхождении видов путем естественного отбора? Назовите имена крупнейших биологов ХХ века.

13. Вспомните основные вехи в развитии эволюционных представлений от античности до наших дней, назовите несколько знаковых имен, идей, теорий. Что понимается под глобальным эволюционизмом?

14. Кто обычно рассматривается в качестве родоначальника социологии? Назовите имена крупнейших социологов или историков ХХ века.

15. Сравните особенности классической и неклассической науки. Обратите внимание на то, как изменяются объект исследований, субъект, методы и средства, цели и ценности, характер научной деятельности, социальный статус ученого и т.д.

16. Сравните особенности неклассической и постнеклассической науки. Обратите внимание на то, как изменяются объект исследований, субъект, методы и средства, цели и ценности, характер научной деятельности, социальный статус ученого и т.д.

17. Охарактеризуйте науку как многогранный феномен. Назовите важнейшие аспекты (стороны, элементы) науки.

18. Охарактеризуйте научное знание, его особенности, структуру (уровни), отличия от знания обыденного.

19. Какая из установок в большей степени отвечает духу позитивизма: интернализм или экстернализм? Кумулятивизм или парадигмализм?

20. Каковы достоинства и недостатки натуралистической и антинатуралистической программ в социально-гуманитарных науках? Соотнесите понятия “биологизаторство” и “натуралистическая программа”.

21. Укажите достоинства и недостатки антропного принципа (можно сравнить слабую, сильную, финалистскую и некоторые другие формулировки данного принципа).

22. Что понимается под глобальными проблемами? Почему они возникают и каковы пути их решения? Является ли научно-технический прогресс достаточным условием для решения этих проблем в будущем?

23. Что понимается под сциентизмом? Под антисциентизмом?

24. Каким образом меняется характер научной деятельности в результате внедрения дорогостоящих приборных комплексов?

25. Каким образом меняется характер научной деятельности в результате ее компьютеризации?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов iconПрограмма по дисциплине «Философия»
Представлены темы лекций и краткое содержание, вопросы к семинарским занятиям, основная и дополнительная литература, примерные вопросы...
Курс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов iconПрограмма курса по дисциплине “Криминология” содержит тематику курса...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Курс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов iconВопросы к кандидатскому экзамену по дисииплине история и философия...
Примерные вопросы к кандидатскому экзамену по дисииплине история и философия науки
Курс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов iconПримерные темы рефератов для аспирантов по курсу
Кафедра гуманитарных наук сгму просит Вас ознакомиться с примерной тематикой рефератов, предлагаемой аспирантам, готовящимся к сдаче...
Курс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов iconГеография
Учебно – методический комплекс включает тематический план дисциплины, краткое содержание материала, темы семинарских и практических...
Курс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов iconТесты для текущего контроля знаний. 25 11. 2 Примерные вопросы к...
Дисциплина входит в перечень дисциплин профессионального цикла фгос впо (Б. 3), в вариативную часть. Дисциплина имеет предшествующие...
Курс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов iconПримерные темы рефератов для аспирантов по курсу «История и философия науки»
Философско-методологические аспекты формирования концепции развития национальной экономики
Курс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов icon23-25 апреля 2013 года
Методические указания предназначены для студентов специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена структура дисциплины,...
Курс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов iconУчебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) Юриспруденция Красноярск 2006
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета очно-заочной и заочной форм обучения. Наряду с темами...
Курс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов iconКонтрольные вопросы по каждой теме, а также два блока примерных тестовых...
П 42 Криминология: Учеб пособие / Юж. Рос гос техн ун-т. – Новочеркасск: юргту, 2011. – 159 с
Курс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов iconБиоэнергетика
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена...
Курс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов iconСоловых Надежда Николаевна Кафедра «Микроэкономика»
Методические указания предназначены для студентов специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена структура дисциплины,...
Курс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов iconКонкурс печатных, видео- и интернет-материалов
Методические указания предназначены для студентов специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена структура дисциплины,...
Курс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов iconБиохимия мембран
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена...
Курс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов iconБиохимия мембран
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена...
Курс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов iconТемы рефератов по курсу вопросы к зачету
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск