РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт математики, естественных наук и информационных технологий Кафедра философии
С.А. Симонов
ФИЛОСОФИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 021300.62 «Картография и геоинформатика», очная форма обучения (профиль подготовки: картография, геоинформатика).
Тюменский государственный университет
2011
Симонов С.А. Философия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021300.62 «Картография и геоинформатика», очная форма обучения (профиль подготовки: картография, геоиформатика). Тюмень, 2011, 24 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Философия [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой философии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: М. Н. Щербинин, заведующий кафедрой философии ИГН, доктор философских наук, профессор
© Тюменский государственный университет, 2011.
© Симонов С.А. 2011. Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины
Цели дисциплины:
осмысление современности, стимулирование студента к осознанному и ответственному соучастию в общем диалоге по поводу творчества социальной культуры и цивилизации;
углубление процесса самопознания, раскрывающего архитектонику души, мысли и действия;
формирование целостного восприятия истории, социума, внеисторичности и внесоциальности;
формирование культуры научного мышления.
Задачи дисциплины:
изучение важнейших понятий, принципов философии и философской аргументации;
анализ исторических форм философии и раскрытие общих механизмов ее развития;
выявление наиболее значимых социокультурных феноменов, закономерностей и их осмысление;
формирование понимания насущных проблем, стоящих перед индивидом, обществом и государством;
способствование образованию целостного системного представления о мире и месте человека в нем;
обнаружение на уровне понятийного мышления связи вечных проблем человека, его культуры и истории с личными смыслами, с профессиональными задачами и проблемами;
развитие способности самостоятельного мышления, способного решать общественные, индивидуальные и профессиональные проблемы на основе философской традиции и с ориентацией на личностный смысл.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина в философии относится к циклу Б1. Гуманитарный, социальный, экономический цикл - базовая часть.
Она логически и отчасти содержательно - методически взаимосвязана с дисциплинами данного цикла: историей, русским языком и культурой речи, социологией, экономикой.
Для успешного освоения данной дисциплины необходимо изучение предшествующих дисциплин: русский язык и культура речи, история.
Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:
- следовать этическим нормам в отношении людей и в отношении к природе, иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и здоровья человека - ОК1.
- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности -ОК5.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: предмет философии, основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи;
иметь представление об основных закономерностях функционирования природы, общества и мышления;
мировоззренческие и методологические основы профессионального мышления;
роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности.
ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития природы, общества и мышления;
понимать характерные особенности современного этапа развития философии;
применять философские принципы и законы, формы и методы познания в профессиональной деятельности;
находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию, полученную из различных источников.
навыками философского анализа различных типов мировоззрения, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, научно-философского и практически-философского анализа;
навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;
навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствиями с нормами этикета;
культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и путей ее достижения.
Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 3 Форма промежуточной аттестации - экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.
Тематический план.
Таблица 1.
Тематический план
№
|
Тема
| недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Итого количество баллов
| Лекции
| Семинарские (практические) занятия
| Самостоятельная работа
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
| Модуль 1
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Философия, ее предмет и функции
| 1
| 2
| 2
| 4
| 8
| 0-5
| 2.
| Философия Древнего Востока
| 2
| 2
| 2
| 4
| 8
| 0-5
| 3.
| Античная философия
| 3
| 2
| 2
| 4
| 8
| 0-5
| 4.
| Средневековая философия
| 4
| 2
| 2
| 4
| 8
| 0-5
| 5.
| Философия Возрождения
| 5
| 2
| 2
| 4
| 8
| 0-5
| 6.
| Философия Нового времени
| 6
| 2
| 2
| 4
| 8
| 0-5
|
| Всего
| 1-6
| 12
| 12
| 24
| 48
| 0-30
|
| Модуль 2
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Немецкая классическая философия
| 7
| 2
| 2
| 4
| 8
| 0-5
| 2.
| Русская философия
| 8
| 2
| 2
| 4
| 8
| 0-5
| 3.
| Европейская философия XIX века
| 9
| 2
| 2
| 4
| 8
| 0-5
| 4.
| Европейская философия XX века
| 10
| 2
| 2
| 4
| 8
| 0-5
| 5.
| Основы онтологии
| 11
| 2
| 2
| 4
| 8
| 0-5
| 6.
| Основы гносеологии
| 12
| 2
| 2
| 4
| 8
| 0-5
|
| Всего
| 7-12
| 12
| 12
| 24
| 48
| 0-30
|
| Модуль 3
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Философия науки
| 13
| 2
| 2
| 4
| 8
| 0-6
| 2.
| Философская антропология
| 14
| 2
| 2
| 4
| 8
| 0-6
| 3.
| Этика как раздел философского знания
| 15
| 2
| 2
| 4
| 8
| 0-7
| 4.
| Эстетика как раздел философского знания
| 16
| 2
| 2
| 4
| 8
| 0-7
| 5.
| Социальная философия
| 17
| 2
| 2
| 4
| 8
| 0-7
| 6.
| Философия культуры
| 18
| 2
| 2
| 4
| 8
| 0-7
|
| Всего
| 13-18
| 12
| 12
| 24
| 48
| 0-40
|
| Итого (часов, баллов):
| 1-18
| 36
| 36
| 72
| 144
| 0 – 100
|
Таблица 2.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы
| Устный опрос
| Письменные работы
| Итого количество баллов
| доклад
| собеседование
| ответ на семинаре
| терминологический диктант
| контрольная работа
| тест
| реферат
| эссе
| Модуль 1
| 1.
| -
| -
| 0-3
| -
| -
| 0-2
| -
| -
| 0-5
| 2.
| 0-3
| -
| 0-1
| -
| -
| 0-1
| -
| -
| 0-5
| 3.
| -
| -
| 0-2
| 0-2
| -
| 0-1
| -
| -
| 0-5
| 4.
| -
| 0-2
| 0-2
| -
| -
| 0-1
| -
| -
| 0-5
| 5.
| -
| -
| 0-2
| -
| 0-2
| 0-1
| -
| -
| 0-5
| 6.
| -
| -
| 0-2
| -
| -
| 0-1
| 0-2
| -
| 0-5
| Всего
| 0-3
| 0-2
| 0-12
| 0-2
| 0-2
| 0-7
| 0-2
| -
| 0-30
| Модуль 2
| 1.
| 0-3
| -
| 0-1
| -
| -
| 0-1
| -
| -
| 0-5
| 2.
| -
| -
| 0-3
| -
| -
| 0-2
| -
| -
| 0-5
| 3.
| -
| -
| 0-2
| 0-2
| -
| 0-1
| -
| -
| 0-5
| 4.
| -
| 0-2
| 0-2
| -
| -
| 0-1
| -
| -
| 0-5
| 5.
| -
| -
| 0-2
| -
| 0-2
| 0-1
| -
| -
| 0-5
| 6.
| -
| -
| 0-2
| -
| -
| 0-1
| 0-2
| -
| 0-5
| Всего
| 0-3
| 0-2
| 0-12
| 0-2
| 0-2
| 0-7
| 0-2
| -
| 0-30
| Модуль 3
| 1.
| 0-3
| -
| 0-2
| -
| -
| 0-1
| -
| -
| 0-6
| 2.
| -
| -
| 0-3
| -
| -
| 0-3
| -
| -
| 0-6
| 3.
| -
| -
| 0-3
| 0-3
| -
| 0-1
| -
| -
| 0-7
| 4.
| -
| 0-3
| 0-3
| -
| -
| 0-1
| -
| -
| 0-7
| 5.
| -
| -
| 0-3
| -
| 0-3
| 0-1
| -
| -
| 0-7
| 6.
| -
| -
| 0-3
| -
| -
| 0-1
| 0-3
| -
| 0-7
| Всего
| 0-3
| 0-3
| 0-17
| 0-3
| 0-3
| 0-8
| 0-3
| -
| 0-40
| Итого
| 0-9
| 0-7
| 0-38
| 0-7
| 0-7
| 0-18
| 0-7
| -
| 0 – 100
|
Таблица 3.
Планирование самостоятельной работы студентов
№
| Модули и темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объем часов
| Кол-во баллов
| обязательные
| дополнительные
| Модуль 1. Генезис современного философского мышления
| работа с литературой, источниками; подготовка к ролевым и деловым играм
|
| 1-6
| 6
| 0-13
| 1.1
| Философия, ее предмет и функции
| самостоятельное изучение заданного материала, подготовка эссе
|
| 1
| 1
2
| 0-2
0-2
| 1.2
| Философия Древнего Востока
| подготовка доклада
|
| 2
| 3
| 0-3
| 1.3
| Античная философия
| подготовка терминов к диктанту
|
| 3
| 3
| 0-2
| 1.4
| Средневековая философия
| подготовка к собеседованию, самостоятельное изучение заданного материала
|
| 4
| 2
1
| 0-2
0-2
| 1.5
| Философия Возрождения
| подготовка к контрольной работе
|
| 5
| 3
| 0-2
| 1.6
| Философия Нового времени
| написание реферата
| проработка лекций, самоконтроль и взаимоконтроль выполненных занятий
| 6
| 3
| 0-2
|
| Всего по модулю 1:
| 24
| 0-30
| Модуль 2. Современное философское мышление и его основные разделы
| работа с литературой, источниками; подготовка к ролевым и деловым играм
|
| 7-12
| 6
| 0-13
| 2.1
| Немецкая классическая философия
| подготовка доклада
|
| 7
| 3
| 0-3
| 2.2
| Русская философия
| самостоятельное изучение заданного материала, подготовка эссе
|
| 8
| 1
2
| 0-2
0-2
| 2.3.
| Европейская философия XIX века
| подготовка терминов к диктанту
|
| 9
| 3
| 0-2
| 2.4
| Европейская философия XX века
| подготовка к собеседованию, самостоятельное изучение заданного материала
|
| 10
| 2
1
| 0-2
0-2
| 2.5
| Основы онтологии
| подготовка к контрольной работе
|
| 11
| 3
| 0-2
| 2.6
| Основы гносеологии
| написание реферата
| проработка лекций, самоконтроль и взаимоконтроль выполненных занятий
| 12
| 3
| 0-2
|
| Всего по модулю 2:
| 24
| 0-30
| Модуль 3. Прикладная философия
| работа с литературой, источниками; подготовка к ролевым и деловым играм
|
| 13-18
| 6
| 0-17
| 3.1
| Философия науки
| подготовка доклада
|
| 13
| 3
| 0-3
| 3.2
| Философская антропология
| самостоятельное изучение заданного материала, подготовка эссе
|
| 14
| 1
2
| 0-2
0-3
| 3.3
| Этика как раздел философского знания
| подготовка терминов к диктанту
|
| 15
| 3
| 0-3
| 3.4
| Эстетика как раздел философского знания
| подготовка к собеседованию, самостоятельное изучение заданного материала
|
| 16
| 2
1
| 0-3
0-3
| 3.5
| Социальная философия
| подготовка к контрольной работе
|
| 17
| 3
| 0-3
| 3.6
| Философия культуры
| написание реферата
| проработка лекций, самоконтроль и взаимоконтроль выполненных занятий
| 18
| 3
| 0-3
|
| Всего по модулю 3:
| 24
| 0-40
|
| ИТОГО:
| 72
| 0-100
|
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| 1.
| Социология
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
| +
| +
| 2.
| Экономика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание дисциплины.
Модуль 1. Генезис современного философского мышления
|