Скачать 133.41 Kb.
|
АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ Наименование дисциплины: «Философия» Рекомендуется для направления подготовки «Юриспруденция», «Архитектура» Квалификации (степени) выпускника: бакалавр 1. Цели и задачи дисциплины: - познакомить студента с основами философской теории, ввести в проблематику данной науки;
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина является базовым курсом гуманитарного, социального и экономического цикла. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Студент по направлению подготовки «Юрист», «Архитектор» с квалификацией бакалавр по итогам изучения курса должен обладать следующими компетенциями: Уметь: - определять основные философские понятия и оперировать ими;
Владеть: - понятийно-категориальным аппаратом философской науки; методами философии и умением применять их в анализе конкретной социальной ситуации;
4. Содержание дисциплины. Программа курса включает 10 тем, список литературы, перечень примерных вопросов к экзамену. . Содержание разделов дисциплины III семестр. Раздел I Что такое философия? Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Структура и уровни. Исторические типы мировоззрения. Философское мировоззрение. Природа философских проблем. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Познаваемость мира. Предмет философии, его изменение в ходе исторического развития. Метод философии. Диалектика и метафизика. Философия в системе культуры. Функции философии. Философия и наука. Специфика и структура философского знания. Философия и право. Раздел II История философии: мыслители и школы. 2.1.Философская мысль Древней Греции и Рима. Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Предфилософия. Особенности генезиса философии на Западе. Взаимоотношения восточной и западной философских культур. Генезис античной философии. Периодизация. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Проблема поиска единого первоначала: Милетская школа, Гераклит, Пифагорейский союз, Элейская школа. Анаксагор и Демокрит о множественном бытии. Перемещение интереса от природы к человеку. Софисты о человеке, как главном предмете исследования. Проблема человека и общества, нравственных и правовых норм. Становление античной диалектики. Этический антропологизм Сократа. Теория "идей" Платона. Энциклопедическая философская система Аристотеля. Учение о материи и форме. Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Атомистика Эпикура. Пантеизм стоиков. Теория познания скептиков. Учение Плотина о едином. 2.2.Философская мысль средневековья. Христианское вероучение, как теоретический источник средневековой философии. Возникновение и развитие христианской философии. Формирование философской терминологии и специфических философских проблем. Патристика, сущность и основные проблемы. Аврелий Августин, как крупнейший философ периода патристики. Ранняя схоластика, ее специфика. Проблема разума и веры. Спор о природе общих понятий: реализм и номинализм. Период расцвета схоластики. Фома Аквинский как систематизатор схоластики. 2.3.Философия Возрождения. Характерные черты эпохи Возрождения, их отражение в философской мысли. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Философские идеи в трудах естествоиспытателей. Гелиоцентризм. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм. Диалектика Н.Кузанского. Б. Телезио о природе. Гилозоизм Дж. Бруно, учение о бесконечности вселенной. Социально-политические учения. Утопии: Т.Мор и Т. Кампанелла. 2.4.Философия Нового времени. Развитие капиталистического способа производства и другие социально-экономические условия, обусловившие появление новых исторических форм материализма и идеализма. Научная революция XVII в. и философия. Характерные черты философии Нового времени. Механицизм. Метафизика. Проблема поиска универсального метода научного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Эмпиризм, сенсуализм и рационализм. Индукция и дедукция. Учение о субстанции. Плюрализм, монизм, дуализм (П. Гассенди, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Р. Декарт) Гносеологическая ориентация английской философии 17-18 вв. Сенсуализм, эмпиризм (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).Субъективный идеализм. Агностицизм. 2.5.Классическая немецкая философия. Своеобразие «философской революции» в Германии. Основные представители, характерные черты. Трансцендентальный идеализм И. Канта. Агностицизм. Диалектический идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Система «абсолютного идеализма». Историзм. «Младогегельянцы» и «старогегельянцы». Антропологический материализм Л. Фейербаха. Основные положения «философии будущего». 2.6.Возникновение и развитие марксистской философии. Социально-исторические условия возникновения марксистской философии. Естественнонаучные предпосылки. Теоретические источники. Основные этапы формирования и развития философии марксизма. Главные идеи и принципы нового философского мировоззрения. Разработка К. Марксом и Ф. Энгельсом основ диалектико-материалистического понимания природы и общества. Диалектика как «алгебра революции». Сущность материалистического понимания истории. Концепция социально-исторической практики. Исторические предпосылки распространения марксизма в России. Г.В. Плеханов - теоретик и пропагандист марксистской философии. Развитие марксистской философии В.И. Лениным в новых исторических условиях. «Материализм и эмпириокритицизм». Применение диалектики к решению практических задач революционного переустройства общества. Учение о классах, государстве. Теория социалистической революции. Марксистско-ленинская философия в послеленинский период. Перестройка философии в свете нового мышления. Философское обоснование новых форм государственности. 2.7.Русская философия XIX-XX вв. Традиции и особенности русской философии XIX-XX вв. Борьба двух тенденций: буржуазно-либеральной и революционно-демократической. Реакционная религиозно-мистическая сущность философии «официальной народности» (С.С. Уваров, М.П.Погодка, СП. Шевырев). Триада: «православие, самодержавие, народность». Панславизм. Опыт Запада и тема судеб России. Славянофилы и западники. Революционно-демократическая мысль в России. Философия революционных демократов. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский). Философия народников (П.Л. Лавров, П.Н.Ткачев, М. Бакунин). Религиозно-философское направление . Философия всеединства B.C. Соловьева. Учение о Софии. Развитие его идей в творчестве С. Булгакова и П. Флоренского. Н.А. Бердяев о свободе. Русский космизм о единстве человека и космоса, о безграничных возможностях человечества. Вклад русской философской мысли в мировую культуру. 2.8.Философия XX в. Сущность и характерные черты современной идеалистической философии. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии. Многообразие направлений, школ и концепций. Становление новой картины мира и философия XX века. Общая характеристика позитивизма и этапы его эволюции. Прагматизм. Отношение к разуму науке в философии XX в. Борьба рационализма и иррационализма. Философия жизни. Интуитивизм. Фрейдизм. Культ научно-технического разума и его противники. Сциентизм и антисциентизм. Концепции индустриального и постиндустриального общества. Технократические и антитехнократические утопии. Человек в мире и мир человека: экзистенциализм, персонализм, философская антропология. Существование человека и его сущность. Проблема жизни и смерти. Феноменология Э.Гуссерля. Герменевтика, ее основные идеи и исторические источники. Философский структурализм. Эволюция религиозной философии в XX в. Неотомизм: принципы и современное состояние. Тенденции и перспективы развития философии. Философский диалог материалистических и идеалистических направлений. Раздел III Философия: основные понятия и проблемы. 3.1.Учение о бытии. Виды бытия. Мифологическая, религиозная, научная «картины» мира. Философское осмысление бытия. Проблема субстанции. Материалистический и идеалистический монизм, дуализм, плюрализм. Категория бытия: ее смысл и специфика. Бытие и небытие. Основные формы бытия. Специфика человеческого бытия. Материальные и духовные аспекты человеческой жизни. Понятие материального и идеального. Природа идеального бытия. Его формы. Формирование научно-философского понятия материи, его сущность. Современная наука о формах и строении материи. Основные формы существования материи. Понятия пространства и времени, их свойства. Движение, как способ существования материи. Движение и покой. Движение и развитие. Основные формы движения, их качественное своеобразие и взаимосвязь. 3.2.Диалектическое миропонимание. Универсальные связи бытия. Диалектика, как учение об универсальных связях, изменении, развитии и как метод мышления. Диалектика и ее альтернативы. Универсальные связи бытия. Принципы и категории диалектики. Структурные связи. Часть и целое. Форма и содержание. Элементы и структура. Понятие системы. Типы систем. Связи детерминации. Причинные связи. Случайность и необходимость. Возможность и действительность. Детерминизм. Понятие закона. Типы законов. Закон и закономерность. Основные законы диалектики. Понятие развития. Прогресс и регресс. Формы прогрессивного развития. Принципы историзма. Критерии прогресса. 3.3.Природа и общество. Понятие природы. Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь. Жизнь как земной и космический феномен. Биосфера, уровни ее организации. Человек как природное существо. Естественные предпосылки антропогенеза. Человек в природе: «включенность» и «противостояние». Преобразование природы - способ человеческого существования в мире. Окружающая среда, ее структура. «Естественная» и «искусственная» среда обитания. Понятие ноосферы. Диалектическая взаимосвязь природы и общества. Основные исторические этапы и тенденции взаимодействия. Познавательные, технические, философские, ценностные аспекты отношения людей к природе. Жизнь как ценность. Противоречия в системе «общество- природа» в современную эпоху. Проблема гармонизации. Современный этап мирового цивилизационного развития. Проблемы и перспективы. Человечество перед лицом глобальных проблем современности (экологическая, демографическая, сырьевая, энергетическая и др.), их иерархия. Необходимость решения глобальных проблем для выживания человечества в условиях взаимосвязанного и целостного мира. «Сценарии» будущего: русский космизм, пределы роста, гипотеза ноосферы, информационное общество и другие. 3.4. Личность и общество. Мыслители прошлого о возникновении и структуре общества. Общество как социальный способ бытия человека, совместная жизнедеятельность людей. Общественные отношения, их уровни. Соотношение общественного бытия и общественного сознание. Структура общественного сознания и его элементы. Уровни и формы общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Общество, как сложная система, его подсистемы. Политика и власть. Философские концепции государства. Понятие правового государства и гражданского общества. Исторический характер общественной жизни. Проблема направленности исторического процесса, его закономерности. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Единство и многообразие мировой истории. Понятие общественно-экономической формации, ее структура. Понятие цивилизации. Теория мировых цивилизаций. Цивилизация и культура. Историческое своеобразие русской культуры. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. Проблема человека в философии. Концепция антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке. Природа, сущность, предназначение человека. Тело и душа человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Проблема смысла жизни. Человек и общество. Соотнесенность понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность. Роль социальной среды в формировании личности. Личность как объект и субъект общественной жизни. Роль личности в истории. Необходимость и свобода. Свобода и ответственность. Нравственный долг. Права и обязанности. 3.5. Познание. Научное познание. Познание как социально опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Единство познания и практики. Субъект и объект познания. Соотношение чувственного и рационального в познании. Формы чувственного познания. Формы мышления. Проблема истины. Объективность. Диалектика абсолютной и относительной истины. Критерии истины, ее конкретность. Практика как основной и всеобщий критерий истины. Научное познание - высшая форма познавательной деятельности. Специфические признаки научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания, их различия по предмету, методам и формам знания. Специфика социального познания. Превращение науки в непосредственную производительную силу. Наука как социальный институт. 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: Основная литература. Учебники и учебные пособия. 1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М.: Проспект,2010. 2.Алексеев П.В. История философии: Учебник . М.: ТК Велби. Проспект, 2006. З.Ильин В.В. Философия в схемах и комментариях: Учебное пособие. СПб. Питер,2008. 4.История философии: Учебник. Под ред. Бессонова Б.Н. М.: Высшее образование, 2009. 5.Канке В.А. Философия для юристов: Учебник для вузов. М.: Омега -Л, 2009. 6. Кириллов В.И. Философия . 4.2.Основные проблемы философии: Учебное пособие для вузов. М.: Юрист,2006. 7. Краткий философский словарь. Алексеев А.П., Васильев Г.Г. М.: РГ-Пресс, 2010.
10.Словарь философских терминов. М.: Инфра-м, 2010. 11.Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики,2006. 12.Современная западная философия. Словарь. М., 1998. 13.Философия. \Под ред В.Д.Губина. Т.Ю.Сидориной. М..2004. 14.Философия: Учебник. Под ред. ЛавриненкоВ И., Ратникова В.П. М.: Юрист, 2008. 15.Философия.\ Под ред. Зотова А.Ф. М.: Академический проект, 2009. 16.Философия: Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2008. 17.Философия: Учебник для вузов. Под ред. Миронова В.В.М.: Норма, 2009. 18.Философия: Учеб. пособие. Под ред. проф. В.И. Кириллова, проф. А.Н. Чумакова. М., 2005. 19.Философия:справочник. Р-н-Д: Феникс,2008. 20.Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М,2007. 21.Философская энциклопедия. В 5 т. М., 1961-1971. 22.Фирсов А.В. История философии для студентов вузов. Р-н-Д: Феникс, 2009. 23.Хрестоматия по философии. Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. М.: Проспект, 2006. Дополнительная литература. Монографии. 1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2003. 2.Блинников Л.В. Великие философы: Слов.- справ. Для студентов вузов. М., 1999. З.Вернадский В.И.Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.1978. 4.Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности, М., 19909. 5.3еньковский В.В. История русской философии. В 2 т. т. (4 книгах) Л., 1991. 6.Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М., 1994. 7.Зотов А.Ф. Современная западная философия. М.: Проспект, 2010. 8.История философии: Запад -Россия -Восток. В. 3 кн. М., 1995-1998. 9.История философии в кратком изложении. М., 1994 10.Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов. Р-н-Д: Феникс, 2006. 11.Лосский Н.О. История русской философии. М.,1997. 12.Немировская Л.З. Философия: Учебное пособие. М., 1996. Никифоров А.Л.Философия науки: история и методология, М.,1998. 13.Орлов.СВ. История философии. СПб.: Питер, 2006. 14.Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебный заведений . М.: Владос,2003. 15.Степин В.С.Философия науки. Общие проблемы, М.,2004. 16.Современная философия науки: Хрестоматия.\Сост. А.А.Печенкин.М.,1996. 17.Соколов В.В. Введение в классическую философию .М., 1999. 18.Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1996. 19.Социальная философия/ под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1995. 20.Философия и методология науки. \ Под ред. В.И. Купцова. М.,1996. 21.Фирсов А.В. История философии для студентов вузов. Р-н-Д: Феникс, 2009. 22.Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для студентов вузов. М., 1999. 23.Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник. М.: Экзамен, 2005. Разработчик:
|
Аннотация программы наименование дисциплины: «Прокурорский надзор».... Целью данного курса является обеспечение студентов-юристов более глубокими и обстоятельными знаниями по законодательству о прокурорском... | Программа дисциплины «Уголовная политология» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» Программа предназначена для преподавателей и ассистентов-аспирантов, ведущих данную дисциплину, студентов направления подготовки... | ||
Примерная программа наименование дисциплины философия рекомендуется... Дисциплина «Философия» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин | Примерная программа наименование дисциплины «философия» Рекомендуется... Дать студентам глубокие и разносторонние знания по истории философии и теоретическим аспектам современной философии | ||
Примерная программа наименование дисциплины: "Философия" Рекомендуется... О знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение... | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской... | ||
Учебной дисциплины наименование дисциплины биология рекомендуется для направления подготовки Земли для обеспечения систем охраны биоразнообразия и управления биологическими процессами | Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки Ввести студентов в Мир географии, относящейся к системам естественных и общественных наук | ||
Примерной программы наименование дисциплины: История зарубежной социологии... Целью дисциплины является ознакомление с историей социологии как науки, основными фигурами и направлениями в социологической мысли... | Программа дисциплины «История политической и правовой мысли зарубежных... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 68 “Юриспруденция”... | ||
Аннотация примерной программы дисциплины «Информационные технологии... Студенты должны уметь находить оптимальные применения инфокоммуникационным технологиям в задачах связи и иметь навыки расчета параметров... | Рабочая программа Наименование дисциплины прямой маркетинг рекомендуется... Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 10 | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины Экономика Рекомендуется... Основная цель изучения дисциплины Экономика формирование у студентов научного экономического мышления | ||
Учебной дисциплины наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется... Впо и типовой рабочей программы по ландшафтному дизайну. Она содержит разделы, посвященные стилю, пространственной структуре и композиционным... | Примерная программа наименование дисциплины виноградарство рекомендуется... Цель дисциплины формирование знаний и умений по биологии, экологии, технологии, основам ампелографии и селекции винограда |