Скачать 413.81 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии Программа дисциплины Философия 1для направления «Математика» (010100.62) подготовки бакалавра Автор программы: Михайловский А.В., к.ф.н., доцент кафедры истории философии amichailowski@hse.ru Одобрена на заседании кафедры истории философии «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Руткевич А.М. Рекомендована секцией УМС «Философия» «___»____________ 20 г Председатель Кашников Б.Н. Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г. Ученый секретарь Макарова И.В. ________________________ [подпись] Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 010100.62 – Математика, изучающих дисциплину «Философия 1». Программа разработана в соответствии с:
2 Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Философия 1» являются ознакомление студентов с ключевыми моментами в развитии европейской философии эпохи Возрождения и Нового времени и их культурным и идейным подтекстом, изучение главных направлений и учений западноевропейской философии этого периода в ее связи с развитием математического естествознания, рассмотрение основных проблемных полей и методологических подходов. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: - Знать основные эпохи, направления и концепции в истории европейской философии эпохи Возрождения и Нового времени; - уметь свободно ориентироваться в основной проблематике и методологии великих философов XVII—XVIII веков; - приобрести навыки и компетенции историко-философского и историко-культурного анализа и понимания философских текстов эпохи Возрождения и Нового времени; - уметь анализировать специфику исторического контекста; - уметь реконструировать философские дискуссии прошлого и соотносить с ними проблематику современной философии; - быть способным раскрывать смысл той или иной философской теории и видеть пути ее дальнейшего развития. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4 Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин обеспечивающих подготовку по направлению «Математика». Для специализации «Математика» настоящая дисциплина является курсом по выбору и образует часть философского цикла «Философия 1 и Философия 2». 5 Тематический план учебной дисциплины
6 Формы контроля знаний студентов
6 Критерии оценки знаний, навыков В ходе курса студенты должны подготовить две основные письменные работы — один конспект и один реферат. Эссе предполагает свободную (в стилистическом отношении) разработку какой-либо историко-философской темы на основании одного или нескольких источников и исследовательской литературы. Объем эссе (вместе с титульным листом, оглавлением и списком литературы) должен быть не менее 10 и не более 20 компьютерных страниц (12 кегль, полуторный интервал). Необходимо правильное оформление цитат и списка литературы. Антиплагиат: не менее 80% авторского текста Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: работа на семинарах (обсуждение и комментирование текстов, доклады, ответы на вопросы, диспуты и т.п.), 1 контрольная работа, 1 эссе, зачет, экзамен. Зачет проводится, как правило, в форме письменного ответа на вопросы по какому-то разделу курса. Итоговый экзамен проводится в устной форме. Результирующая итоговая оценка по дисциплине (О результ. итог.) выводится с учетом оценки итогового контроля (О итог.контроль) и итоговой накопленной оценки (О итог.накоп.). Дисциплина читается 2 модуля. Между 1 и 2 модулем проводится зачет. В конце 2 модуля проводится экзамен в форме устного ответа на вопросы по пройденному материалу. 1. Оценка текущего контроля (контрольная работа) учитывает результаты студента следующим образом: Отекущий = 1·Од/з 2. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале включает в себя Отек. и О ауд (оценку за аудиторную работу студента). Под аудиторной работой подразумевается работа на семинарских занятиях, которая оценивается по активности студентов в дискуссиях, по правильности выполнения ими заданий на семинаре, по правильности их ответов на вопросы преподавателя. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Общая формула расчета накопленной оценки (О накоп.). Онакоп=0,4 ·Отек+0,6·Оауд 3. Накопленная оценка за первый модуль (О накоп1) выставляется по 10-тибалльной системе. 5. Итоговая оценка 1 (Оитог1) выставляется по результату итогового контроля в форме зачета, который осуществляется в виде письменного ответа на вопросы по материалам курса. Оценка выставляется по десятибалльной системе. 6. Промежуточная оценка за первый модуль (Опромеж1) рассчитывается по формуле: Опромеж1=0,4·Oит.контр.+0,6·Онакоп1. 7. Накопленная оценка за второй модуль (Онакоп2) рассчитывается по формуле: Онакоп2=0,4 ·Отек+0,6·Оауд 9. Оценка накопленная итоговая (Онакоп. итог.) рассчитывается по следующей формуле: Онакоп.итог = (Опромеж1 + Онакоп2)/2 10. Итоговая оценка за экзамен (Оитог.контр) выставляется по результатам устного собеседования по десятибалльной системе. 10. Результирующая итоговая оценка (Орезульт.итог) выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. О результ.итог. выставляется на основании Оценки итоговой накопленной и Оитог.контр. Орезульт.итог.=0,4·Оит.конт+0,6·Онакоп.итог. Способ округления результирующей итоговой оценки – арифметический. 7 Содержание дисциплины Содержание дисциплины Тема 1. Формирование философской мысли гуманизма и эпохи Возрождения Историографическое значение термина «гуманизм». Историографическое значение термина «Возрождение». Хронологические рамки и основные характеристики эпохи Возрождения. Итоги развития схоластической философии. Новые тенденции в европейской философии позднего средневековья (номинализм, немецкий мистицизм, дискуссии о соотношении духовной и светской властей). Упадок университетов в качестве центров производства и трансляции знания и зарождение гуманистического движения в Италии. От университетского преподавателя к гуманисту: появление нового типа европейского интеллектуала. Процесс национализации европейских университетов («великий раскол» западной Церкви, возвышение светской власти, трения на национальной почве) и создание предпосылок для формирования национальных философий народов Европы. «Мумификация» классической латыни и проблема формирования национальных литературных и философских языков. Протогуманизм Ф. Петрарки (1304—1374). Поворот от природы к духу как предпосылка переоценки значения гуманитарных наук. Возрождение studia humanitatis как средства воспитания человеческого духа с опорой на классическое наследие древних. Единство философии и риторики в протогуманизме Петрарки. Философия как самопознание человеческого духа. Значение общественного бытия человека для его совершенствования. Проблема связи свободных искусств (artes liberales) и гражданской жизни. Значимость деятельной жизни (vita activa) в свете учения Аристотеля о трех образах жизни человека. Полемика против естественных наук. Формирование предпосылок для зарождения политического гуманизма во Флоренции. Литература: Основная: Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения / пер. с итал. М.: Прогресс, 1986. С. 34—40. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Мысль, 1980. Гл. 1. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003. http://www.koob.ru/le_goff/intellektuali_v_srednie_veka Дополнительная: Стам С. М. (Отв. ред.). Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Ч. II. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1988. Брагина Л. М. (Отв. ред.). Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М.: Изд-во МГУ, 1985. Брагина Л. М. (Отв. ред.). Гуманистическая мысль итальянского Возрождения. М: Наука, 2004. Тема 2. Гражданский гуманизм эпохи Возрождения: К. Салютати и его школа Рождение новой гуманистической концепции культуры и образования во Флоренции на рубеже XIV—XV вв. Гражданский гуманизм и прославление идеала деятельной жизни. Критика школьного идеала философии и поворот к морально-практической философии. Колюччо Салютати (1331—1406) как основатель движения гражданского («политического») гуманизма во Флоренции. Тезис Салютати о примате воли над разумом. Флоренция как наследница Римской республики и хранительница духа республиканской свободы. Критика естественных наук и медицины в трактате Салютати «О значении юриспруденции и медицины». Основная: Салютати К. Инвектива против Антонио Лоски из Виченцы [1403] // Брагина Л. М. (Отв. ред.). Гуманистическая мысль итальянского Возрождения. М. : Наука, 2004. С. 126—137. Дополнительная: Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. М.: Высшая школа, 1977. С. 75—90, 98—114. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986. С. 34—58. Тема 3. Этико-политический гуманизм Кватроченто: Л. Бруни, П. Браччолини, Л. Б. Альберти, Д. Манетти Два типа гуманизма XV в.: 1) «классицистская» форма гуманизма, ориентированная на реформу грамматики и стиля в опоре на античные образцы (Э. Барбаро и др.) и 2) этико-политический гуманизм К. Салютати и его школы. Этико-политическая ориентация гуманистов Кватроченто: от созерцательного — к практическому образу жизни. Культура и гражданская жизнь свободного республиканского общества как определяющие области интереса гуманистов Кватроченто. Триумф этико-политической ориентации в гражданском гуманизме. Леонардо Бруни (1374—1444) и расширение программы studia humanitatis в качестве программы гуманитарного образования, рассчитанной на изучение древней мудрости с целью возрождения и обновления гражданской культуры. Новая гуманистическая культура как основа жизни свободного республиканского общества. Образование в гуманистическом духе как лучшее средство воспитания всесторонне развитой личности. Триумф этико-политической ориентации флорентийского гуманизма: учение о человеке как об общественном животном, значение семьи, приоритет воли над рассудком и практического образа жизни — над «созерцательным» или «теоретическим». Этическая доктрина Бруни как синтез учения Аристотеля и христианства. Полемика против естественных наук. Этика и политика как центральные дисциплины гуманистического образования. Этика как учение о человеческом благе и добродетелях как способах его достижения. Переход от этики к политике. Человек как недостаточное существо, восполняющее свое несовершенство за счет гражданской жизни в обществе. Наука об общем благе и его хранителе — государстве — как наука, наиболее подходящая для человека. Центральная роль общего блага в этике Бруни и проблема участия в политической жизни как гарантии сохранения республиканской свободы. Проблема согласования языческих и христианских добродетелей в гуманизме Бруни. Поджо Браччолини (1380—1459) и вопрос о ценности земных благ. Приумножение традиции этико-политического гуманизма в сочинениях Браччолини: приоритет жизни деятельной над жизнью созерцательной, роль классической литературы в воспитании человека и гражданина, слава и благородство как плоды индивидуальной добродетели. Вопрос о соотношении доблести и фортуны (судьбы) в жизни человека. Диалог «О жадности» и апология богатства как основы процветания государства. Богатство как следствие естественной страсти корыстолюбия и как знак божественного расположения. Диалог «О благородстве» и проблема оправдания сословного строения общества. Нравственное совершенство и личные заслуги как определяющие принципы социальной дифференциации. Леон Батиста Альберти (1404—1472). Морально-практическая ориентация философии и критика школьной метафизики и теологии. Апология деятельной жизни и образ человека как homo faber. Взгляды Альберти на исскуство: концепции «порядка» и «пропорции». Проблема соотношения «судьбы» и «добродетели» в морально-практической философии Альберти. Основная: Бруни Л. А. Введение в науку о морали [1421—1424] // Брагина Л. М. (Ред.). Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М.: Изд-во МГУ, 1985. С. 49—67. Браччолини П. Застольный спор о жадности [1428—1429] // Брагина Л. М. (Ред.). Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М.: Изд-во МГУ, 1985. С. 72—107. Дополнительная: Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. М.: Высшая школа, 1977. С. 98—136, 152—203. *Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986. С. 64—90. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье. СПб.: Петрополис, 1997. С. 241—247. Тема 4. Возрожденческий неоэпикуреизм Лоренцо Валла Обращение Валла к риторике в целях исследования языка в структурном и историческом аспектах. Значение риторики для юридической, педагогической и политической практики. Филология на службе у политики: критика подложности так называемой Дарственной грамоты императора Константина («Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина», 1440). Текстологическая критика Нового Завета («Сопоставление Нового завета»). Критика усилий средневековой схоластики по синтезу теологии и философии, знания и веры, Откровения и разума и переоценка раннехристианских авторов — Иеронима, Августина и Лактанция, избегавших «смешанных» форм мышления. Критика традиционной логики (диалектики) в работе «Пересмотр всей диалектики» (1439). Переоценка основоположений морально-практической философии средневековья в сочинениях «Об истинном и ложном благе» (1431) и «О свободе воли» (1439). Спор о добродетели в сочинении «Об истинном и ложном благе» и вопрос о «неоэпикуреизме» Валла. Проблема примирения божественного провидения и человеческой свободы в диалоге «О свободе воли». Фидеизм Валла как ответ на вопрос о взаимоотношении божественного провидения. Основная: Валла Л. О свободе воли [1438/1442] // Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Мысль, 1989. С. 267—290. http://anthropology.rchgi.spb.ru/valla/valla_s.htm. Дополнительная: *Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. М.: Высшая школа, 1977. С. 136—150. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье. СПб.: Петрополис, 1997. С. 241—247. Ревякина Н. В. Творческий путь Лоренцо Валлы и его философское наследие // Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Мысль, 1989. С. 6—64. |
Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная... | Программа дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | Программа дисциплины «современная философия» для направления 41. 04. 04 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Современная философия» истудентов направления 41. 04. 04 «Политология»... | ||
Программа дисциплины "Философия" для направления 030200. 62 " Программа дисциплины "Философия" для направления 030200. 62 – "Политология" специализаций "Политический анализ" и "Политическое управление"... | Программа дисциплины Физическая культура для направления 030100. 62 Философия (бакалавр) Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | ||
Программа дисциплины «Дискретная математика» для направления 010500.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки | Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | ||
Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | Программа дисциплины Философия Индии для направления 030100. 62 Философия... Программа дисциплины Философия Индии для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра | ||
Программа дисциплины «Дополнительные главы динамических систем» для... Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | Программа дисциплины «Модели корпусной лингвистики» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 68 "Прикладная... | ||
Программа дисциплины геополитика: история и современность для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия... | Программа дисциплины «История» для направления 231300. 62 и 230700.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 231300.... | ||
Рабочая программа философия код дисциплины по учебному плану б2 «Философия»... В результате изучения дисциплины, студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями | Программа дисциплины «Философия» для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... |