Программа дисциплины Философия 1 для направления «Математика»





Скачать 413.81 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Философия 1 для направления «Математика»
страница1/4
Дата публикации17.10.2014
Размер413.81 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Философия > Программа дисциплины
  1   2   3   4


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии


Программа дисциплины Философия 1



для направления «Математика» (010100.62) подготовки бакалавра
Автор программы:

Михайловский А.В., к.ф.н., доцент кафедры истории философии

amichailowski@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры истории философии «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Руткевич А.М.
Рекомендована секцией УМС «Философия» «___»____________ 20 г

Председатель Кашников Б.Н.
Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Макарова И.В. ________________________ [подпись]

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1 Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 010100.62 – Математика, изучающих дисциплину «Философия 1».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом НИУ-ВШЭ http://www.hse.ru/standards/rup/archive/?fid=24278.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки «Математика» (010100.62).



2 Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Философия 1» являются ознакомление студентов с ключевыми моментами в развитии европейской философии эпохи Возрождения и Нового времени и их культурным и идейным подтекстом, изучение главных направлений и учений западноевропейской философии этого периода в ее связи с развитием математического естествознания, рассмотрение основных проблемных полей и методологических подходов.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:


    - Знать основные эпохи, направления и концепции в истории европейской философии эпохи Возрождения и Нового времени;

    - уметь свободно ориентироваться в основной проблематике и методологии великих философов XVII—XVIII веков;

- приобрести навыки и компетенции историко-философского и историко-культурного анализа и понимания философских текстов эпохи Возрождения и Нового времени;

- уметь анализировать специфику исторического контекста;

- уметь реконструировать философские дискуссии прошлого и соотносить с ними проблематику современной философии;

- быть способным раскрывать смысл той или иной философской теории и видеть пути ее дальнейшего развития.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общенаучная

ОНК-3

Обладание навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач

Чтение первоисточников и комментирующей ли литературы, выступления с докладами, решение задач, участие в дискуссиях, выступления с докладами, выполнение контрольных работ.

Инструментальная


ИК-1



Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности



Семинары, написание эссе, рефератов, доклад, дискуссия.

Социально-личностная


СЛК-1

Убедительно оформить

готовность к сотрудничеству с коллегами, умение работать в коллективе

Семинары, доклад, дискуссия

Социально-личностная

СЛК-2

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Семинары, доклад, дискуссия

Профессиональная

ПК-4


Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем истории зарубежной философии (античный и средневековый периоды)

Лекции, семинары, участие в дискуссиях, выступление с докладом, эссе/реферат, творческое задание

Профессиональная

ПК-11

    Знание различных методов научного и философского исследования и умение их использовать в профессиональной деятельности



Лекции, семинары, подготовка рефератов, доклады

Профессиональная

ПК-12

Владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями

Чтение первоисточников и комментирующей ли литературы

Профессиональная

ПК-13

Владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний

Доклады, презентации, дискуссии, конспекты, эссе/рефераты

Профессиональная

ПК-14

Способность реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на иностранном языке)

Семинарские занятия, конспекты, эссе/рефераты, чтение первоисточников и комментирующей ли литературы



4 Место дисциплины в структуре образовательной программы



Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин обеспечивающих подготовку по направлению «Математика».

Для специализации «Математика» настоящая дисциплина является курсом по выбору и образует часть философского цикла «Философия 1 и Философия 2».
5 Тематический план учебной дисциплины





Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Основные итоги поздней схоластики. Формирование философской мысли гуманизма и эпохи Возрождения.

6

1

1

0

4

2

Гражданский гуманизм эпохи Возрождения: К. Салютати и его школа.

6

1

1

0

4

3

Гражданский гуманизм эпохи Возрождения: Л. Бруни, П. Браччолини, Л. Б. Альберти.

6

1

1

0

4

4

Неоэпикуреизм Л. Валла.

5

1

1

0

3

5

Неоплатонизм эпохи Возрождения.

8

1

2

0

5

6

Аристотелизм эпохи Возрождения.

5

1

1

0

3

7

Политическая мысль эпохи Возрождения. Н. Макиавелли и Т. Мор.

7

2

2




3

8

Политическая теология протестантской Реформации: М. Лютер и Ж. Кальвин.

9

2

2

0

5

9

Скептическая философия эпохи Возрождения.

4

1

1

0

2

10

Европейская философия Нового времени: основные направления и тенденции развития.

7

2

2

0

3

11

Философия Френсиса Бэкона.

11

2

1

0

8

12

Философия Рене Декарта.

14

4

2

0

8

13

Окказионализм в философии Нового времени. Философия Н. Мальбранша.

7

1

1

0

5

14

Философия Томаса Гоббса.

9

1

2

0

6

15

Философия Бенедикта Спинозы.

11

1

2

0

8

16

Философия Г. В. фон Лейбница.

11

2

2

0

7

17

Философия Джона Локка.

10

2

2

0

6

18

Философия Джорджа Беркли.

9

1

1

0

7

19

Философия Дэвида Юма.

9

1

2

0

6

20

Философия Шотландской школы.

6

1

1

0

4

21

Основные характеристики философии Просвещения.

7

1

1

0

5

22

Философия И. Канта.

14

2

2

0

10




Итого

180

32

32

0

116



6 Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Контрольная работа

*










Письменная работа в форме теста
















Эссе




*







8-10 тыс. слов

Промежуточный

Зачет

*










Письменная работа с ответом на 2 вопроса (40 минут)

Итоговый

Экзамен

[Оставьте нужное]




*







Устный экзамен: 120 минут


6 Критерии оценки знаний, навыков
В ходе курса студенты должны подготовить две основные письменные работы — один конспект и один реферат. Эссе предполагает свободную (в стилистическом отношении) разработку какой-либо историко-философской темы на основании одного или нескольких источников и исследовательской литературы. Объем эссе (вместе с титульным листом, оглавлением и списком литературы) должен быть не менее 10 и не более 20 компьютерных страниц (12 кегль, полуторный интервал). Необходимо правильное оформление цитат и списка литературы. Антиплагиат: не менее 80% авторского текста
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: работа на семинарах (обсуждение и комментирование текстов, доклады, ответы на вопросы, диспуты и т.п.), 1 контрольная работа, 1 эссе, зачет, экзамен. Зачет проводится, как правило, в форме письменного ответа на вопросы по какому-то разделу курса. Итоговый экзамен проводится в устной форме.
Результирующая итоговая оценка по дисциплине (О результ. итог.) выводится с учетом оценки итогового контроля (О итог.контроль) и итоговой накопленной оценки (О итог.накоп.).
Дисциплина читается 2 модуля. Между 1 и 2 модулем проводится зачет. В конце 2 модуля проводится экзамен в форме устного ответа на вопросы по пройденному материалу.
1. Оценка текущего контроля (контрольная работа) учитывает результаты студента следующим образом:

Отекущий = 1·Од/з
2. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале включает в себя Отек. и О ауд (оценку за аудиторную работу студента). Под аудиторной работой подразумевается работа на семинарских занятиях, которая оценивается по активности студентов в дискуссиях, по правильности выполнения ими заданий на семинаре, по правильности их ответов на вопросы преподавателя. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.

Общая формула расчета накопленной оценки (О накоп.).

Онакоп=0,4 ·Отек+0,6·Оауд
3. Накопленная оценка за первый модуль (О накоп1) выставляется по 10-тибалльной системе.

5. Итоговая оценка 1 (Оитог1) выставляется по результату итогового контроля в форме зачета, который осуществляется в виде письменного ответа на вопросы по материалам курса. Оценка выставляется по десятибалльной системе.

6. Промежуточная оценка за первый модуль (Опромеж1) рассчитывается по формуле:

Опромеж1=0,4·Oит.контр.+0,6·Онакоп1.

7. Накопленная оценка за второй модуль (Онакоп2) рассчитывается по формуле:

Онакоп2=0,4 ·Отек+0,6·Оауд

9. Оценка накопленная итоговая (Онакоп. итог.) рассчитывается по следующей формуле:

Онакоп.итог = (Опромеж1 + Онакоп2)/2

10. Итоговая оценка за экзамен (Оитог.контр) выставляется по результатам устного собеседования по десятибалльной системе.

10. Результирующая итоговая оценка (Орезульт.итог) выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. О результ.итог. выставляется на основании Оценки итоговой накопленной и Оитог.контр.

Орезульт.итог.=0,4·Оит.конт+0,6·Онакоп.итог.
Способ округления результирующей итоговой оценки – арифметический.
7 Содержание дисциплины
Содержание дисциплины
Тема 1. Формирование философской мысли гуманизма

и эпохи Возрождения
Историографическое значение термина «гуманизм». Историографическое значение термина «Возрождение». Хронологические рамки и основные характеристики эпохи Возрождения. Итоги развития схоластической философии. Новые тенденции в европейской философии позднего средневековья (номинализм, немецкий мистицизм, дискуссии о соотношении духовной и светской властей). Упадок университетов в качестве центров производства и трансляции знания и зарождение гуманистического движения в Италии. От университетского преподавателя к гуманисту: появление нового типа европейского интеллектуала. Процесс национализации европейских университетов («великий раскол» западной Церкви, возвышение светской власти, трения на национальной почве) и создание предпосылок для формирования национальных философий народов Европы. «Мумификация» классической латыни и проблема формирования национальных литературных и философских языков.

Протогуманизм Ф. Петрарки (1304—1374). Поворот от природы к духу как предпосылка переоценки значения гуманитарных наук. Возрождение studia humanitatis как средства воспитания человеческого духа с опорой на классическое наследие древних. Единство философии и риторики в протогуманизме Петрарки. Философия как самопознание человеческого духа. Значение общественного бытия человека для его совершенствования. Проблема связи свободных искусств (artes liberales) и гражданской жизни. Значимость деятельной жизни (vita activa) в свете учения Аристотеля о трех образах жизни человека. Полемика против естественных наук. Формирование предпосылок для зарождения политического гуманизма во Флоренции.
Литература:
Основная:


Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения / пер. с итал. М.: Прогресс, 1986. С. 34—40.

Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Мысль, 1980. Гл. 1.

Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003. http://www.koob.ru/le_goff/intellektuali_v_srednie_veka
Дополнительная:
Стам С. М. (Отв. ред.). Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Ч. II. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1988.

Брагина Л. М. (Отв. ред.). Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М.: Изд-во МГУ, 1985.

Брагина Л. М. (Отв. ред.). Гуманистическая мысль итальянского Возрождения. М: Наука, 2004.
Тема 2. Гражданский гуманизм эпохи Возрождения:

К. Салютати и его школа
Рождение новой гуманистической концепции культуры и образования во Флоренции на рубеже XIV—XV вв. Гражданский гуманизм и прославление идеала деятельной жизни. Критика школьного идеала философии и поворот к морально-практической философии. Колюччо Салютати (1331—1406) как основатель движения гражданского («политического») гуманизма во Флоренции. Тезис Салютати о примате воли над разумом. Флоренция как наследница Римской республики и хранительница духа республиканской свободы. Критика естественных наук и медицины в трактате Салютати «О значении юриспруденции и медицины».
Основная:
Салютати К. Инвектива против Антонио Лоски из Виченцы [1403] // Брагина Л. М. (Отв. ред.). Гуманистическая мысль итальянского Возрождения. М. : Наука, 2004. С. 126—137.
Дополнительная:
Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. М.: Высшая школа, 1977. С. 75—90, 98—114.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986. С. 34—58.
Тема 3. Этико-политический гуманизм Кватроченто:

Л. Бруни, П. Браччолини, Л. Б. Альберти, Д. Манетти
Два типа гуманизма XV в.: 1) «классицистская» форма гуманизма, ориентированная на реформу грамматики и стиля в опоре на античные образцы (Э. Барбаро и др.) и 2) этико-политический гуманизм К. Салютати и его школы. Этико-политическая ориентация гуманистов Кватроченто: от созерцательного — к практическому образу жизни. Культура и гражданская жизнь свободного республиканского общества как определяющие области интереса гуманистов Кватроченто. Триумф этико-политической ориентации в гражданском гуманизме. Леонардо Бруни (1374—1444) и расширение программы studia humanitatis в качестве программы гуманитарного образования, рассчитанной на изучение древней мудрости с целью возрождения и обновления гражданской культуры. Новая гуманистическая культура как основа жизни свободного республиканского общества. Образование в гуманистическом духе как лучшее средство воспитания всесторонне развитой личности. Триумф этико-политической ориентации флорентийского гуманизма: учение о человеке как об общественном животном, значение семьи, приоритет воли над рассудком и практического образа жизни — над «созерцательным» или «теоретическим». Этическая доктрина Бруни как синтез учения Аристотеля и христианства. Полемика против естественных наук. Этика и политика как центральные дисциплины гуманистического образования. Этика как учение о человеческом благе и добродетелях как способах его достижения. Переход от этики к политике. Человек как недостаточное существо, восполняющее свое несовершенство за счет гражданской жизни в обществе. Наука об общем благе и его хранителе — государстве — как наука, наиболее подходящая для человека. Центральная роль общего блага в этике Бруни и проблема участия в политической жизни как гарантии сохранения республиканской свободы. Проблема согласования языческих и христианских добродетелей в гуманизме Бруни.

Поджо Браччолини (1380—1459) и вопрос о ценности земных благ. Приумножение традиции этико-политического гуманизма в сочинениях Браччолини: приоритет жизни деятельной над жизнью созерцательной, роль классической литературы в воспитании человека и гражданина, слава и благородство как плоды индивидуальной добродетели. Вопрос о соотношении доблести и фортуны (судьбы) в жизни человека. Диалог «О жадности» и апология богатства как основы процветания государства. Богатство как следствие естественной страсти корыстолюбия и как знак божественного расположения. Диалог «О благородстве» и проблема оправдания сословного строения общества. Нравственное совершенство и личные заслуги как определяющие принципы социальной дифференциации.

Леон Батиста Альберти (1404—1472). Морально-практическая ориентация философии и критика школьной метафизики и теологии. Апология деятельной жизни и образ человека как homo faber. Взгляды Альберти на исскуство: концепции «порядка» и «пропорции». Проблема соотношения «судьбы» и «добродетели» в морально-практической философии Альберти.
Основная:

Бруни Л. А. Введение в науку о морали [1421—1424] // Брагина Л. М. (Ред.). Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М.: Изд-во МГУ, 1985. С. 49—67.

Браччолини П. Застольный спор о жадности [1428—1429] // Брагина Л. М. (Ред.). Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М.: Изд-во МГУ, 1985. С. 72—107.
Дополнительная:
Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. М.: Высшая школа, 1977. С. 98—136, 152—203.

*Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986. С. 64—90.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье. СПб.: Петрополис, 1997. С. 241—247.
Тема 4. Возрожденческий неоэпикуреизм

Лоренцо Валла
Обращение Валла к риторике в целях исследования языка в структурном и историческом аспектах. Значение риторики для юридической, педагогической и политической практики. Филология на службе у политики: критика подложности так называемой Дарственной грамоты императора Константина («Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина», 1440). Текстологическая критика Нового Завета («Сопоставление Нового завета»). Критика усилий средневековой схоластики по синтезу теологии и философии, знания и веры, Откровения и разума и переоценка раннехристианских авторов — Иеронима, Августина и Лактанция, избегавших «смешанных» форм мышления. Критика традиционной логики (диалектики) в работе «Пересмотр всей диалектики» (1439). Переоценка основоположений морально-практической философии средневековья в сочинениях «Об истинном и ложном благе» (1431) и «О свободе воли» (1439). Спор о добродетели в сочинении «Об истинном и ложном благе» и вопрос о «неоэпикуреизме» Валла. Проблема примирения божественного провидения и человеческой свободы в диалоге «О свободе воли». Фидеизм Валла как ответ на вопрос о взаимоотношении божественного провидения.
Основная:
Валла Л. О свободе воли [1438/1442] // Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Мысль, 1989. С. 267—290. http://anthropology.rchgi.spb.ru/valla/valla_s.htm.
Дополнительная:
*Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. М.: Высшая школа, 1977. С. 136—150.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье. СПб.: Петрополис, 1997. С. 241—247.

Ревякина Н. В. Творческий путь Лоренцо Валлы и его философское наследие // Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Мысль, 1989. С. 6—64.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Философия 1 для направления «Математика» iconПрограмма дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная...
Программа дисциплины Философия 1 для направления «Математика» iconПрограмма дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Программа дисциплины Философия 1 для направления «Математика» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
Программа дисциплины Философия 1 для направления «Математика» iconПрограмма дисциплины «современная философия» для направления 41. 04. 04 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Современная философия» истудентов направления 41. 04. 04 «Политология»...
Программа дисциплины Философия 1 для направления «Математика» iconПрограмма дисциплины "Философия" для направления 030200. 62 "
Программа дисциплины "Философия" для направления 030200. 62 – "Политология" специализаций "Политический анализ" и "Политическое управление"...
Программа дисциплины Философия 1 для направления «Математика» iconПрограмма дисциплины Физическая культура для направления 030100. 62 Философия (бакалавр)
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для...
Программа дисциплины Философия 1 для направления «Математика» iconПрограмма дисциплины «Дискретная математика» для направления 010500....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки
Программа дисциплины Философия 1 для направления «Математика» iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Программа дисциплины Философия 1 для направления «Математика» iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Программа дисциплины Философия 1 для направления «Математика» iconПрограмма дисциплины Философия Индии для направления 030100. 62 Философия...
Программа дисциплины Философия Индии для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра
Программа дисциплины Философия 1 для направления «Математика» iconПрограмма дисциплины «Дополнительные главы динамических систем» для...
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Программа дисциплины Философия 1 для направления «Математика» iconПрограмма дисциплины «Модели корпусной лингвистики» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 68 "Прикладная...
Программа дисциплины Философия 1 для направления «Математика» iconПрограмма дисциплины геополитика: история и современность для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия...
Программа дисциплины Философия 1 для направления «Математика» iconПрограмма дисциплины «История» для направления 231300. 62 и 230700....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 231300....
Программа дисциплины Философия 1 для направления «Математика» iconРабочая программа философия код дисциплины по учебному плану б2 «Философия»...
В результате изучения дисциплины, студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями
Программа дисциплины Философия 1 для направления «Математика» iconПрограмма дисциплины «Философия»  для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных асси­стентов и студентов направления подготовки 080100....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск