Программы для подготовки к кандидатскому экзамену Под общей ред. А. Ф. Степанищева





НазваниеПрограммы для подготовки к кандидатскому экзамену Под общей ред. А. Ф. Степанищева
страница1/12
Дата публикации29.11.2014
Размер1.94 Mb.
ТипПрограммы для подготовки
100-bal.ru > Философия > Программы для подготовки
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Программы для подготовки

к кандидатскому экзамену

Под общей ред. А.Ф.Степанищева

Брянск

Издательство БГТУ

2006

УДК 1/14

ББК 87

М 59

История и философия науки. Программы для подготовки

к кандидатскому экзамену / под общ. ред. А.Ф.Степанищева. - Брянск: БГТУ, 2006. - 172с.


Сборник включает программы по философии и истории науки. По общим проблемам философии науки и по философским проблемам соответствующих научных отраслей аспиранты и соискатели сдают экзамен. Допуском к экзамену служит зачтенный научным руководителем реферат по истории развития изучаемой отрасли научного знания. Программы по философским проблемам отраслей науки и истории развития этих отраслей подобраны в соответствии со специальностями, по которым в университете открыта аспирантура.

Редактор издательства Т.И.Королева

Компьютерный набор С.А.Иванова

Темплан 2006 г., п. 25


Подписано в печать 02.05.06. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Офсетная печать.Усл.печ.л.9,99.Уч.-изд.л.9,99.Тираж 50экз.Заказ

Издательство Брянского государственного технического университета. 241035, Брянск, бульвар 50-летия Октября, 7, БГТУ. 54-90-49

Лаборатория оперативной полиграфии БГТУ, ул. Харьковская, 9

Брянский государственный

технический университет, 2006

От составителя

Начиная с 2006 года вместо экзамена по философии аспиранты и соискатели сдают экзамен по философии науки. Для допуска к экзамену аспиранты и соискатели пишут рефераты по истории изучаемой науки. Рефераты проверяются научными руководителями. Собственно же экзамен по философии науки включает два вопроса по философии науки и один вопрос по философии изучаемой научной дисциплины.

Этим и обусловлена структура предлагаемого сборника программ под общим названием «История и философия науки». В него включены программы как по философии науки, так и по современным проблемам философии тех отраслей научного знания, по которым в университете открыта аспирантура. Наряду с этим в сборнике представлены программы по истории развития данных отраслей науки и примерная тематика рефератов.

Названные программы подготовлены специалистами ведущих университетских и научных центров и изданы Министерством образования и науки РФ в 2004 году. За прошедшие два года в научных и философских изданиях опубликован ряд новых работ, в том числе и в БГТУ, которые составитель счел возможным включить в предлагаемый сборник.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Введение

Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначена для аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей. Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, и получение представления о тенденциях исторического развития науки.

Программа разработана Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов из МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ и ряда других университетов. Программа одобрена экспертным советом по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии.

1. Предмет и основные концепции современной

философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

3. Возникновение науки и основные стадии

ее исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек - творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами - алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

4. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической загруженности факта.

Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.

5. Динамика науки как процесс порождения

нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

6. Научные традиции и научные революции.

Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

7. Особенности современного этапа развития науки.

Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этноса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б.Калликот, О.Леопольд, Р.Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

8. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XYIIв.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.


Рекомендуемая литература



Основная



  1. Кохановский, В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методология социального познания): учеб. пособие для аспирантов/ В.П.Кохановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 320с.

  2. Кохановский, В.П. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов/ В.П.Кохановский. Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 608с.

  3. Лебедев, С.А. Философия науки: Словарь основных терминов/ С.А.Лебедев. - М.: Академический Проект, 2004. - 320с.

  4. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие/ Л.А.Микешина. - М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. - 464с.

  5. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учеб. для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ под общ. ред. д-ра филос. наук. проф. В.В.Миронова. - М.: Гардарики, 2006. - 639с.

  6. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ В.С.Степин. - М.: Гардарики, 2006. - 384с.

  7. Философия науки: учеб. пособие для вузов/ под ред. С.А.Лебедева. - М.: Академический Проект; Трикста, 2004. - 736с.

  8. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия/ отв. ред.-сост. Л.А.Микешина. - М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. - 992с.



Дополнительная



  1. Вебер, М. Избранные произведения/ М. Вебер. - М., 1990.

  2. Вернадский, В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление/ В.И. Вернадский. - М., 1978.

  3. Дергачева Е.А. Техногенное общество и противоречивая природа его рациональности: монография/ Е.А.Дергачева. - Брянск: БГТУ, 2005.

  4. Кун, Т. Структура научных революций/ Т. Кун. - М., 2001.

  5. Философия и методология науки/ под ред. В.И. Купцова. - М., 1996.

  6. Разум и экзистенция/ под ред. И.Т. Касавина, В.Н. Поруса. - СПб.: 1999.

  7. Лекторский, В.А. Эпистемология классическая и неклассическая / В.А. Лекторский. - М., 2000.

  8. Малкей, М. Наука и социология знания/ М. Малкей. - М., 1983.

  9. Мамчур, Е А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания/ Е.А. Мамчур. - М., 1987.

  10. Моисеев, Н.Н. Современный рационализм/ Н.Н. Моисеев. - М., 1995.

  11. Никифоров, А.Л. Философия науки: история и методология / А.Л.Никифоров. - М., 1998.

  12. Поппер, К. Логика и рост научного знания/ К.Поппер. - М., 1983.

  13. Пригожин, И. Порядок из хаоса/ И. Пригожин, И. Стенгерс. - М., 1986.

  14. Современная философия науки: хрестоматия/ сост. А.А. Печенкин. - М., 1996.

  15. Попкова, Н.В. Техногенное развитие и техносферизация планеты: монография/ Н.В.Попкова. - М.: ИФРАН, 2004.

  16. Степин, B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция/ В.С.Степин. - М., 2000.


  1. Степин, B.C. Философия науки и техники/ В.С. Степин, В.Т. Горохов, М.Л. Розов. - М., 1991.

  2. Степанищев, А.Ф. Становление постнеклассической философии в аспекте концепции детерминизма: монография/ А.Ф.Степанищев. - Брянск: БГТУ, 2004. - 240с.

  3. Принципы историографии естествознания. XX век/ отв. ред. И.С. Тимофеев. - М., 2001.

  4. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки/ П. Фейерабенд. - М., 1986.

  5. Хюбнер, К. Истина мифа/ К. Хюбнер. - М., 1996.


РАЗДЕЛ 2. Современные философские проблемы областей научного знания

1. Философские проблемы естествознания

Введение

Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначена для аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей, относящихся к блоку наук о природе. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, и получение представления о тенденциях исторического развития данного направления научного знания. Соискатели и аспиранты, сдающие этот экзамен, должны освоить содержание тех разделов, которые относятся к отрасли наук их специализации. Лица, специализирующиеся в области ветеринарии и сельскохозяйственных наук, изучают раздел «Философские проблемы биологии и экологии» как отражающие существенные аспекты философии их научной специализации. Соискатели и аспиранты, специализирующиеся в области фармацевтических наук, изучают раздел «Философские проблемы медицины» или «Философские проблемы химии», в зависимости от отрасли наук, по которой они проводят исследования.

Программа разработана Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов из МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, ИЛЕиТ, ММА и ряда других университетов. Программа одобрена экспертным советом по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии.
1.1. Ф и л о с о ф с к и е п р о б л е м ы ф и з и к и

1.1.1. Место физики в системе наук

Естественные науки и культура. Естествознание и развитие техники. Естествознание и социальная жизнь общества. Физика как фундамент естествознания. Онтологические, эпистемологические и методологические основания фундаментальности физики. Специфика методов физического познания. Связь проблемы фундаментальности физики с оппозицией редукционизм - антиредукционизм. Анализ различных трактовок редукционизма.

Физика и синтез естественно-научного и гуманитарного знания. Роль синергетики в этом синтезе.

1.1.2. Онтологические проблемы физики

Понятие онтологии физического знания. Онтологический статус физической картины мира. Эволюция физической картины мира и изменение онтологии физического знания. Механическая, электромагнитная и современная квантово-релятивистская картины мира как этапы развития физического познания.

Частицы и поля как фундаментальные абстракции современной физической картины мира и проблема их онтологического статуса. Онтологический статус виртуальных частиц. Проблемы классификации фундаментальных частиц. Типы взаимодействий в физике и природа взаимодействий. Стандартная модель фундаментальных частиц и взаимодействий и ее концептуальные трудности. Физический вакуум и поиски новой онтологии. Стратегия поисков фундаментальных объектов и идеи бутстрапа. Теория струн и «теория всего» (TOE) и проблемы их обоснования.

1.1.3. Проблемы пространства и времени

Проблема пространства и времени в классической механике. Роль коперниканской системы мира в становлении галилей-ньютоновских представлений о пространстве. Понятие инерциальной системы и принцип инерции Галилея. Принцип относительности Галилея, преобразования Галилея и понятие ковариантности законов механики. Понятие абсолютного пространства. Философские и религиозные предпосылки концепции абсолютного пространства и проблема ее онтологического статуса.

Теоретические, экспериментальные и методологические предпосылки изменения галилей-ньютоновских представлений о пространстве и времени в связи с переходом от механической к электромагнитной картине мира.

Специальная и общая теории относительности (СТО и ОТО)

А.Эйнштейна как современные концепции пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Статус реляционной концепции пространства и времени в СТО. Понятие о едином пространственно-временном континууме

Г.Минковского. Релятивистские эффекты сокращения длин, замедления времени и зависимости массы от скорости в инерциальных системах отсчета. Анализ роли наблюдателя в релятивистской физике.

Теоретические, методологические и эстетические предпосылки возникновения ОТО. Роль принципа эквивалентности инерционной и гравитационной масс в ОТО. Статус субстанциальной и реляционной концепций пространства-времени в ОТО. Проблема взаимоотношения пространственно-временного континуума и гравитационного поля. Пространство-время и вакуум.

Концепция геометризации физики на современном этапе. Понятие калибровочных полей. Интерпретация взаимодействий в рамках теории калибровочных полей. Топологические свойства пространства-времени и фундаментальные физические взаимодействия.

1.1.4. Проблемы детерминизма

Концепция детерминизма и ее роль в физическом познании. Детерминизм и причинность. Дискуссии в философии науки по поводу характера причинных связей. Критика Д. Юмом принципа причинности как порождающей связи. Причинность и закон. Противопоставление причинности и закона в работах О. Конта. Критика концепции Конта в работах Б. Рассела, Р. Карнапа, К. Поппера. Идея существования двух уровней причинных связей: наглядная и теоретическая причинность.

Причинность и целесообразность. Телеология и телеономизм. Причинное и функциональное объяснение. Вклад дарвинизма и кибернетики в демистификацию понятия цели. Понятие цели в синергетике.

Понятие светового конуса и релятивистская причинность. Проблемы детерминизма в классической физике. Концепция однозначного (жесткого) детерминизма. Статистические закономерности и вероятностные распределения в классической физике. Вероятностный характер закономерностей микромира. Статус вероятности в классической и квантовой физике. Концепция вероятностной причинности. Попперовская концепция предрасположенностей и дилемма детерминизм-индетерминизм. Дискуссии по проблемам скрытых параметров и полноты квантовой механики. Философский смысл концепции дополнительности Н. Бора и принципа неопределенности В. Гейзенберга.

Изменение представлений о характере физических законов в связи с концепцией «Большого взрыва» в космологии и с формированием синергетики. Причинность в открытых неравновесных динамических системах.

1.1.5. Познание сложных систем и физика

Системные идеи в физике. Представление о физических объектах как системах. Три типа систем: простые механические системы; системы с обратной связью; системы с саморазвитием (самоорганизующиеся системы).

Противоречие между классической термодинамикой и эволюционной биологией и концепция самоорганизации. Термодинамика открытых неравновесных систем И. Пригожина. Статус понятия времени в механических системах и системах с саморазвитием. Необратимость законов природы и «стрела времени». Синергетика как один из источников эволюционных идей в физике. Детерминированный хаос и эволюционные проблемы.

1.1.6. Проблема объективности в современной физике

Квантовая механика и постмодернистское отрицание истины в науке. Неоднозначность термина «объективность» знания: объективность как «объектность» описания (описание реальности без отсылки к наблюдателю) и объективность в смысле адекватности теоретического описания действительности.

Проблематичность достижения «объектности» описания и реализуемость получения знания, адекватного действительности.

Трудности достижения объективно истинного знания. «Недоопределенность» теории эмпирическими данными и внеэмпирические критерии оценки теорий. «Теоретическая нагруженность» экспериментальных данных и теоретически нейтральный язык наблюдения.

Роль социальных факторов в достижении истинного знания. Критическая традиция в научном сообществе и условие достижения объективно истинного знания (К. Поппер).

1.1.7. Физика, математика и компьютерные науки

Роль математики в развитии физики. Математика как язык физики. Математические методы и формирование научного знания. Три этапа математизации знания: феноменологический, модельный, фундаментально-теоретический.

«Коэволюция» вычислительных средств и научных методов.

Понятие информации: генезис и современные подходы. Материя, энергия, информация как фундаментальные категории современной науки. Проблема включаемости понятия информации в физическую картину мира. Связь информации с понятием энтропии. Проблема описания информационно открытых систем. Квантовые корреляции и информация.

Р.Фейнман о возможности моделирования физики на компьютерах. Ограничения на моделирование квантовых систем с помощью классического компьютера. Понятие квантового компьютера. Вычислительные машины и принцип Черча-Тьюринга. Квантовая теория сложности. Связи между принципом Черча-Тьюринга и разделами физики.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программы для подготовки к кандидатскому экзамену Под общей ред. А. Ф. Степанищева iconВопросы для подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История...
Учебник. Фионова Л. А., Трунова Л. Б., Карпачева Т. В. Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы...
Программы для подготовки к кандидатскому экзамену Под общей ред. А. Ф. Степанищева iconРеферат на право получения допуска к кандидатскому экзамену по языку...
Требования к реферату по курсу подготовки к кандидатскому экзамену по иностранному языку в рэу им. Г. В. Плеханова
Программы для подготовки к кандидатскому экзамену Под общей ред. А. Ф. Степанищева iconДопуск к кандидатскому экзамену «История и философия науки». Требования...
Аспирантам и соискателям для получения допуска к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки» необходимо
Программы для подготовки к кандидатскому экзамену Под общей ред. А. Ф. Степанищева iconДопуск к кандидатскому экзамену «История и философия науки». Требования...
Аспирантам и соискателям для получения допуска к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки» необходимо
Программы для подготовки к кандидатскому экзамену Под общей ред. А. Ф. Степанищева iconВопросы для подготовки к кандидатскому экзамену
Анализ и синтез, индукция и дедукция, их значение в исследовании экономических процессов
Программы для подготовки к кандидатскому экзамену Под общей ред. А. Ф. Степанищева iconМетодические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для...
История и философия науки : методические указания для подготовки к кандидат­скому экзамену для аспирантов и соискателей / Воронеж,...
Программы для подготовки к кандидатскому экзамену Под общей ред. А. Ф. Степанищева iconЛитература для подготовки к кандидатскому экзамену по истории и философии науки
Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. Соч.: В 7 тт. Т. М., 199б
Программы для подготовки к кандидатскому экзамену Под общей ред. А. Ф. Степанищева iconПрограмма вступительного экзамена по направлению подготовки Направление...
Строительные материалы. Под общей ред. В. Г. Микульского и Г. П. Сахарова М.; Изд-во асв, 2007
Программы для подготовки к кандидатскому экзамену Под общей ред. А. Ф. Степанищева iconПримерные вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История...
Оформление результатов учебной и научной работы (реферат, курсовая работа, дипломная работа, научная статья, доклад, диссертация)...
Программы для подготовки к кандидатскому экзамену Под общей ред. А. Ф. Степанищева iconРабочая программа по историческому краеведению 5 класс
Курганской области», а также краеведческого блока регионального компонента рбуп для образовательных учреждений Курганской области,...
Программы для подготовки к кандидатскому экзамену Под общей ред. А. Ф. Степанищева iconВопросы к кандидатскому экзамену по специальности 08. 00. 05. Эко
Программа предназначена для подготовки к сдаче экзаменов кандидатского минимума аспирантами и соискателями кафедр «Системный анализ...
Программы для подготовки к кандидатскому экзамену Под общей ред. А. Ф. Степанищева iconВопросы для подготовки к кандидатскому экзамену «история и философия...
Показатели внутриглазного давления новорождённого ребёнка, обусловленные морфологическими особенностями дренажной системы глаза в...
Программы для подготовки к кандидатскому экзамену Под общей ред. А. Ф. Степанищева iconБилеты к экзамену по биологии
Защита растений от вредителей: Учебник для вузов / под ред. В. В. Исаичева. М.: Колос, 2002. 472с с ил
Программы для подготовки к кандидатскому экзамену Под общей ред. А. Ф. Степанищева iconРабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература....
Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных...
Программы для подготовки к кандидатскому экзамену Под общей ред. А. Ф. Степанищева iconВ. П. Кохановский Кохановский В. П., Лешкевнч Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б
Книга предназначена для аспирантов и соискателей мо­лодых ученых, занимающихся разными специальностями как в области естественных,...
Программы для подготовки к кандидатскому экзамену Под общей ред. А. Ф. Степанищева icon«Рассмотрено» «Согласовано»
Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск