ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
СОГЛАСОВАНО
___________________
Руководитель ООП
по направлению 210100
декан ЭФ проф. В.А. Шпенст
| УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой философии
профессор
____________ Б.Я. Пукшанский
«___» ___________ 2012 г.
| Рабочая программа учебной дисциплины
«ФИЛОСОФИЯ» Направление подготовки бакалавра 210100–электроника и наноэлектроника
Профиль промышленная электроника Квалификация выпускника: бакалавр Форма обучения:очная Санкт-Петербург
2012 Цели и задачи дисциплины:
Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания;
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Цель курса — сформировать целостные представления о рождении и развитии философского знания, а также о современных философских проблемах природы, человека и общества. Курс излагает основы современной научно-философской картины мира, рассматривает сущность и смысл человеческой жизни, многообразные формы знания, современные социальные проблемы, формы и методы научного познания, взаимоотношение биологического, социального и духовного в человеке, отношение человека к природе, условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы и культуры; общий ход исторического процесса, проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации. Курс вводит в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, вырабатывает навыки работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
— дисциплина цикла ГСЭ базовая часть;
— специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента предусматриваются уровнем общего среднего образования;
— является предшествующей для определенных общеобразовательных и специальных дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
— способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук (ОК-1);
— способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-2);
— способности выбирать, оценивать и следовать этическим и правовым нормам (ОК-5);
— толерантности (ОК-7);
— способности критически переосмысливать социальный опыт (ОК-6).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития (ОК-1).
Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать различные философские подходы для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений (ОК-6).
Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения (ОК-5, ОК-6).
Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера (ОК-5, ОК-20).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 1
| 2
| Аудиторные занятия (всего)
| 68
| 68
|
| В том числе:
|
|
|
| Лекции
| 19
| 19
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 19
| 19
|
| Семинары (С)
|
| 34
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| —
| —
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 70
| 70
|
| В том числе:
|
|
|
| Творческая работа (эссе, реферат, презентация)
| 14
| 14
|
| Другие виды самостоятельной работы
| 26
| 26
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
| экзамен
|
| Общая трудоемкость час.
зач. ед.
| 108
| 108
|
| 3,0
| —
|
|
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
| 1
| Философия, ее предмет и место в культуре
| Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
| 2
| Философская онтология
| Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.
| 3
| Философия человека и общества
| Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
| 4
| Философия ценностей
| Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
| 5
| Философия познания
| Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык.
| 6
| Философия науки
| Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
| 7
| Философия глобальных проблем
| Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Теории глобализации. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
| 8
| Философские проблемы горно-геологических наук
| Место и роль горно-геологических наук в системе наук, эпистемологические проблемы конкретных наук, экологические и социальные проблемы в горно-геологических науках. Философские проблемы инженерной деятельности.
|
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Данная дисциплина связана с целым рядом общеобразовательных и специальных дисциплин. Знания, навыки и умения, приобретенные студентом при успешном освоении курса философии послужат необходимой мировоззренческой и методологической базой при изучении всех дисциплин гуманитарного, естественнонаучного и технического циклов.
№
п/п
| Наименование обеспе-
чиваемых (последую-щих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1.
| История России
| +
| +
| +
| +
|
| +
| +
| +
| 2.
| Социология
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 3.
| Культурология
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 4.
| Культура речи и деловое общение
| +
|
| +
| +
| +
|
|
|
| 5.
| Экономическая теория
| +
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 6.
| Математика
| +
| +
|
|
| +
| +
| +
| +
| 7.
| Маркетинг
| +
|
| +
| +
|
|
| +
|
| 8.
| Математика
| +
| +
|
|
| +
| +
| +
| +
| 9.
| Информатика
| +
| +
|
|
| +
| +
| +
| +
| 10.
| Экология
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 11.
| Правоведения
| +
|
| +
| +
|
|
| +
|
|
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий № п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Л
| С
| СРС
| Всего
| 1
| Философия, ее предмет и место в культуре
| 4
| 4
| 4
| 12
| 2
| Философская онтология
| 4
| 4
| 4
| 12
| 3
| Философия человека и общества
| 6
| 6
| 4
| 16
| 4
| Философия ценностей
| 4
| 4
| 2
| 10
| 5
| Философия познания
| 4
| 4
| 4
| 12
| 6
| Философия науки
| 6
| 4
| 2
| 12
| 7
| Философия глобальных проблем
| 4
| 4
| 2
| 10
| 8
| Философские проблемы горно-геологических наук
| 2
| 4
| 4
| 10
|
| Творческая работа (эссе, реферат, презентация)
| —
| —
| 14
| 14
|
| Всего час.
| 34
| 34
| 40
| 108
|
6. Лабораторный практикум
Лабораторный практикум по данной дисциплине не предусматривается.
7. Семинары
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Тематика семинаров
| Трудоемкость (час.)
| 1
| 1
| Философия Сократа и софистов
| 4
| 2
| 2
| Философия Платона и Аристотеля
| 4
| 3
| 3
| Философские проблемы в теориях З. Фрейда и Э. Фромма
| 4
| 4
| 4
| Философия Ф. Ницше
| 4
| 5
| 5
| Философия Р. Декарта
| 4
| 6
| 5
| Философия И. Канта
| 4
| 7
| 6
| Философия науки Т. Куна
| 4
| 8
| 7
| Теория общества К. Маркса
| 3
| 9
| 8
| Техника, инженер и общество
| 3
|
| Всего | 34
|
8. Примерная тематика творческих работ
Освоение данной дисциплины предполагает выполнение творческой работы (эссе, реферата, презентации) следующей примерной тематики:
Философия, ее содержание и характер проблем. Роль философии в мировоззренческих исканиях прошлого и настоящего.
Мировоззрение как способ духовно-практического самоопределения человека в мире. Уровни и компоненты мировоззрения, его основные исторические формы.
Возникновение античной философии: натурфилософия Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена.
Диалектическая философия Гераклита.
Философские воззрения Пифагора и пифагорейцев.
Элейская античная философия: проблемы бытия и движения (Парменид, Зенон).
Натурфилософские идеи Эмпедокла и Анаксагора.
Философия греческого атомизма: Демокрит, Эпикур.
Античная философия: от космоса к человеку и обществу (софисты, Сократ).
Философское учение Платона.
Философская система Аристотеля: учение о природе, логика, этика, политика.
Греческие философы эпохи эллинизма в поисках нравственных ориентиров и смысла жизни: киники, стоики, эпикурейцы.
Средневековая западно-европейская философия: учения о Боге, природе, человеке. Теологизм и схоластика средневекового философского мышления.
Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, свободомыслие. Новые системы Вселенной.
Философия Ф. Бэкона: «очищение» разума от «идолов» познания, обоснование методологии нового экспериментального естествознания.
Философия Р. Декарта: поиск путей получения достоверного научного знания; идея универсального научного метода.
Философия XVII в.: человек в природе и обществе (Б. Спиноза, Б. Паскаль, Т. Гоббс).
Философия эпохи Просвещения (XVIII в.): свободомыслие, скептицизм, атеизм; философия природы (Вольтер, французские энциклопедисты).
Просветители XVIII в. о человеке, его познавательных способностях, воспитании и социальных правах (Д. Локк, Д. Юм, Ж.-Ж. Руссо).
Философия И. Канта: теория познания, нравственная философия.
Диалектическая философия Г. Гегеля: логика, философия природы, философия духа. Проблема исторической необходимости и свободы. Гражданское общество.
Философия К. Маркса: диалектика и материалистическое миропонимание. Социальная философия марксизма: исторические судьбы теории и практики.
Русская философия: взгляды на природу и человека. Религиозные искания русских мыслителей (В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Л.Н. Толстой Ф.М. Достоевский). Русский космизм.
Социально-политические идеи и концепции русских философов. Славянофилы и западники о путях исторического развития России (П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков, А.И. Герцен).
«Философия жизни» как осмысление нерационального в человеческом опыте с позиций философского иррационализма: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.
Философские идеи психоанализа З. Фрейда: рационалистическое осмысление сознания и бессознательного в человеческой психике и деятельности.
Философия позитивизма: поиск современных научно-рационалистических концепций познания природы, общества и человека. Эволюция позитивистских идей (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Мах, Б. Рассел).
Философия экзистенциализма: постановка и осмысление духовно-экзистенциальных и ценностных аспектов и проблем человеческого бытия (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).
Философское понимание бытия: природные, социальные, духовные аспекты. Современная научно-философская трактовка материи.
Бытие как совокупность процессов. Современные представления об изменении (движении), многообразии и взаимосвязи его форм.
Пространственно-временная организованность бытия. Современные представления о пространстве и времени, об особенностях пространственно-временных отношений в природных, социальных и психических процессах.
Единство и многообразие бытия: диалектика единого и многого, общего и отдельного.
Целостность и системная организованность бытия: форма и содержание, часть и целое, элементы и структура, простое и сложное. Системы и их типы.
Взаимодействия и их различные типы в системах бытия: необходимое и случайное, причины и следствия, возможное и действительное.
Уровни бытия: видимость и явление, внешнее и внутреннее, явление и сущность, их взаимоотношения.
Закономерный характер бытия. Понятие закона, многообразие и основные типы закономерностей. Роль вероятностных представлений о современном миропонимании.
Качественные и количественные характеристики бытия. Понятия качества, количества, меры. Прерывность и непрерывность в структурах и процессах бытия.
Противоречивость бытия: единство бытия и небытия, устойчивого и изменчивого, абсолютного и относительного в природных и духовных явлениях.
Процессы развития. Прогрессивные, регрессивные и иные тенденции развития. Диалектические отрицания и синтезы в развитии. Проблема критериев прогресса.
Природа как предмет философского осмысления. Современные философские представления о Вселенной. Проблема жизни и ее включенности в космические и геологические процессы.
Происхождение человека как результат биологической и социокультурной эволюции. Возникновение и сущность человеческого сознания.
Человек как предмет осмысления в современной философии. Личность, биологические и социальные основы ее формирования. Личность в обществе, проблемы ее свободы и ответственности.
Экзистенциальные и ценностные аспекты человеческого бытия: проблемы судьбы, жизни и смерти, добра и зла, одиночества, любви, счастья, смысла жизни.
Общество и природа. Экологические и демографические факторы общественной жизни. Проблемы и перспективы человечества перед глобальными проблемами современности.
Общество как саморазвивающаяся система. Основные современные теоретические модели жизни общества. Объективное и субъективное в истории.
Основные сферы жизни общества и их взаимоотношения. Материальные, информационные, организационные и духовные факторы социального бытия.
Развитие общества: единство и разнообразие, необратимость, цикличность и поступательность исторического процесса. Проблема смысла истории. Критерии социального прогресса.
Познание как проблема философии. Биологические и социальные основы познавательных процессов. Отражение, информация, знание.
Чувственное и рациональное в индивидуальной познавательной деятельности, их взаимосвязь и социокультурная обусловленность. Интуиция и логика.
Познание в системе культуры. Многообразие знания: донаучные и вненаучные формы знания, их отношение к науке, сравнительные возможности.
Научное познание, его уровни, методы и результаты. Роль научной рациональности в современном миропонимании и человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира: соотношение знания и реальности, знания и незнания. Истина, ее многомерность и критерии. Заблуждения, их истоки и возможности преодоления.
Культура, ценности, духовность. Культура и цивилизация, проблема разнообразия и взаимоотношения типов культур. Человек в мире культуры.
Мораль и нравственные ценности как элементы культуры, их сущность и компоненты.
Эстетическое освоение человеком мира. Искусство как специфическая форма выражения эстетических ценностей культуры.
Религия, ее роль в духовно-ценностной ориентации человека в мире. Современные религиозно-философские проблемы соотношения религиозности и нравственности, религии и науки, веры и знания.
Философские проблемы горно-геологических наук (место и роль в системе наук, эпистемологические проблемы конкретных наук, экологические и социальные проблемы).
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.: Логос, 2011. 375 с.
Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. 432 с.
Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. 560 с.
б) дополнительная литература
Гуревич П.С. Философский словарь. М.: Олимп, 1997. 320 с.
Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов. СПб.: Питер, 2009. 256 с.
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. М.: Инфра-М, 2009. 731 с.
Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М.: Мысль, 2010.
Русская философия: Энциклопедия / Под ред. М.А. Маслина. М.: Алгоритм, 2007. 736 с.
Философия: энциклопедический словарь / Под. ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2009. 1072 с.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Электронные конспекты лекций, методические материалы и коллекции презентаций кафедры философии СПГГИ.
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru
«Энциклопедии и словари» http://enc-dic.com
Библиотека Гумер — гуманитарные науки http://www.gumer.info 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Специализированные стенды, выполненные на кафедре философии Горного университета. 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
1) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов (классических и современных);
2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов различных социально и личностно значимых проблем;
3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;
4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем.
Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных философов (либо их разделы). Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных историческим типам философии, другим разделам курса.
Навыки критического отношения к философской аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той или иной философской позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.
Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты могут заранее распределяться по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе, реферат, презентация) представляет собой оригинальное произведение объемом примерно 16 страниц текста (или слайдов), посвященное какой-либо значимой классической либо современной философской проблеме. Большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, опросы студентов, творческая работа, ответы на вопросы олимпиады, итоговое испытание. Итоговым испытанием является тестовый экзамен. Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании (интернет-экзамене), так и оригинальной авторской форме с вариантами ответов.
Разработчики:
НМСУ «Горный»
|
| Зав. кафедрой философии
| ______________
| Б.Я. Пукшанский
| (место работы)
|
| (занимаемая должность)
| (подпись)
| (инициалы, фамилия)
| НМСУ «Горный»
|
| Проф. кафедры философии
| ______________
| М.И. Микешин
| (место работы)
|
| (занимаемая должность)
| (подпись)
| (инициалы, фамилия)
|
Эксперты:
|
|
| _____________
|
| (место работы)
|
| (занимаемая должность)
| (подпись)
| (инициалы, фамилия)
|
|
|
| _____________
|
| (место работы)
|
| (занимаемая должность)
| (подпись)
| (инициалы, фамилия)
|
|