Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
| Истории, философии, культурологии
К.и.н., доцент
Никифоров Ю.А.
| Ярыгин Д.В.
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № от 2013
|
Рабочая программа по дисциплине
«Философские проблемы естествознания» для направления подготовки 020400 Биология
магистерская программа Нейробиология
(квалификация (степень) «Магистр»)
Составители:
канд. филос н.,доц. Смирнов Д.В.
Москва-2013 1. Пояснительная записка Изучение дисциплины «Философские проблемы естествознания» направлено формирование у магистранта, будущего ученого-естествоиспытателя, целостного мировоззрения на основе выявления глубинных связей философии и естественных наук.
Философские проблемы естествознания – это комплексные проблемы современной науки, имеющие и философские, и естественнонаучные аспекты. Это проблемы, носящие мировоззренческий характер и потому нуждающиеся в философском анализе, в интерпретации с позиций философского знания. К таким проблемам, прежде всего, следует отнести проблемы единства и целостности мира, самоорганизации и развития материи, возникновения жизни и разума во Вселенной, статуса человека в системе природы, места человеческого сознания в структуре мира, познавательных возможностей человека. К ним относятся также проблемы взаимодействия человека и общества с природой, социального и научно-технического прогресса, перспектив развития человеческой цивилизации, глобальные проблемы современности. Очевидно, что предметное поле курса «Философские проблемы естествознания» представляет собой взаимосвязь общенаучной, общекультурной и специально-научной областей знания, что определяет общие границы информационной составляющей данной учебной дисциплины и дает возможность представить содержание курса как реализацию интегративно-проблемного подхода.
Философское осмысление проблем естественнонаучного знания на основании комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подходов позволяют раскрыть системную сложность, целостность мира и его познания. Цель:
сформировать целостное философски осмысленное понимание современной естественнонаучной картины мира.
Задачи:
1) показать взаимную необходимость естественнонаучного и философского подходов к исследованию окружающего мира; 2) раскрыть роль научных революций в человеческой культуре и представить естествознание как историко-культурное явление; 3) рассмотреть содержание и ценность различных методологических подходов,наиболее актуальных для современного естествознания (системный, синергетический, экологический, антропный, аксиологический); 4) определить естественнонаучный и философский смысл категорий пространство и время,детерминизм, хаос, норма, реальность, бытие и др.; 5) поставить проблему отношения человек-мир в контексте естественнонаучного и философского осмысления; 6) сформировать навыки самостоятельного анализа онтологических и теоретико-познавательных проблем естествознания.
Требования к уровню освоения дисциплины
В результате освоения лекционного материала, практических и семинарских занятий, а также удовлетворительных оценок промежуточного (выполнение контрольных заданий, выступление на практических занятиях, подготовка докладов и презентаций) и итогового (экзамен) контроля студенты обязаны:
Знать: основные идеи, составляющие базис современного естествознания, общие проблемы, имеющие пограничный характер и обсуждаемые как специалистами в области философии, так и в области естествознания, историю развития естественнонаучных представлений, методологическую основу науки и основные философские проблемы конкретных отраслей естествознания.
Уметь: ориентироваться в современном массиве естественнонаучных знаний и самостоятельно выделять основные мировоззренческие, методологические и социальные проблемы, с которыми он может соприкоснуться в процессе практической деятельности.
Владеть способами применения полученных знаний о структуре и функциях научного и технического знания, о месте естествознания в своей профессиональной области; отличать идеологические, политические, религиозные построения от научных концепций. Объем в ЗЕ:2 кредита Время изучения:
очная форма обучения: курс 2 семестр 3
очно-заочная форма обучения: курс 2 семестр 3-4 Взаимосвязь с другими модулями:
Дисциплина «Философские проблемы естествознания» синтезирует знания студентов, полученные в результате усвоения общих естественнонаучных дисциплин (физика, химия, биология, геология), гуманитарного блока (философия, культурология, история) и дисциплин специализации по направлению «Биология», рассматривая общее проблемное поле всех ранее пройденных дисциплин.
Групповая принадлежность ОМ: общекультурный
Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий Модуль направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1. Способен к творчеству (креативность) и системному мышлению;
ОК-2. Способен к инновационной деятельности Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
выработать у студента способность оценивать под углом зрения философского анализа познавательные и практические проблемы, относящиеся к сфере его профессиональной компетенции . Формы освоения ОМ:
традиционные (лекции, семинары, контрольные работы и т.д.) и активные формы (проблемные лекции, дискуссионные группы, круглый стол);
новые (инновационные) формы с использованием информационных технологий/ технических средств (мультимедийные лекции, презентационные семинары);
семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
самостоятельная работа студентов, в которую входит самостоятельное освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних заданий, подготовка к рубежному (текущему) и итоговому контролю и т.п. Формы контрольных и учебных заданий:
1 уровень сложности:тесты с закрытой формой задания; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности;
2 уровень сложности:реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; структурирование проблемы;
3 уровень сложности:эссе, проект.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
70/30 % Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Раздел
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
| ОК-1. Способен к творчеству (креативность) и системному мышлению
| Раздел 1.Сущность и типы философских проблем естествознания
| Конспекты, презентации
|
Задания
2 и 3 уровня сложности:
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
написание эссе, рефератов, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских занятиях
| ОК-2. Способен к инновационной деятельности
| Раздел 2.Проблемы исторических реконструкций естествознания и этапы изменения его содержания
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| написание эссе, рефератов, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских занятиях
| ОК-1. Способен к творчеству (креативность) и системному мышлению
| Раздел 3.Методологические проблемы естествознания
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| написание эссе, рефератов, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских занятиях
| ОК-2. Способен к инновационной деятельности
| Раздел 4.Социальные проблемы естествознания
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| написание эссе, рефератов,аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских занятиях
| ОК-1. Способен к творчеству (креативность) и системному мышлению
| Раздел 5.Специальные проблемы отраслей естествознания
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| написание эссе, рефератов, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских занятиях
|
Объем модуля и виды учебной работы Очная форма обучения набор 2013 г.
Факультет / Направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
|
|
|
| Аудитор.
| Самост. работа
|
| Экологии и естественных наук/ Биология
| Философские проблемы естествознания
|
Лекции
|
4
|
26
|
3-й
| Практические/семинарские
| 6
|
|
3-й
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
|
|
36
|
3-й
| Общий объем часов по дисциплине: 72
| 10
| 62
|
|
|