Рабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания» для направления подготовки 020400 Биология





Скачать 338.95 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания» для направления подготовки 020400 Биология
страница1/4
Дата публикации07.12.2014
Размер338.95 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Истории, философии, культурологии

К.и.н., доцент

Никифоров Ю.А.

Ярыгин Д.В.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № от 2013





Рабочая программа по дисциплине

«Философские проблемы естествознания»
для направления подготовки 020400 Биология

магистерская программа Нейробиология

(квалификация (степень) «Магистр»)

Составители:

канд. филос н.,доц. Смирнов Д.В.

Москва-2013
1. Пояснительная записка
Изучение дисциплины «Философские проблемы естествознания» направлено формирование у магистранта, будущего ученого-естествоиспытателя, целостного мировоззрения на основе выявления глубинных связей философии и естественных наук.

Философские проблемы естествознания – это комплексные проблемы современной науки, имеющие и философские, и естественнонаучные аспекты. Это проблемы, носящие мировоззренческий характер и потому нуждающиеся в философском анализе, в интерпретации с позиций философского знания. К таким проблемам, прежде всего, следует отнести проблемы единства и целостности мира, самоорганизации и развития материи, возникновения жизни и разума во Вселенной, статуса человека в системе природы, места человеческого сознания в структуре мира, познавательных возможностей человека. К ним относятся также проблемы взаимодействия человека и общества с природой, социального и научно-технического прогресса, перспектив развития человеческой цивилизации, глобальные проблемы современности. 
Очевидно, что предметное поле курса «Философские проблемы естествознания» представляет собой взаимосвязь общенаучной, общекультурной и специально-научной областей знания, что определяет общие границы информационной составляющей данной учебной дисциплины и дает возможность представить содержание курса как реализацию интегративно-проблемного подхода.

Философское осмысление проблем естественнонаучного знания на основании комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подходов позволяют раскрыть системную сложность, целостность мира и его познания.
Цель:

сформировать целостное философски осмысленное понимание современной естественнонаучной картины мира.

Задачи:

1) показать взаимную необходимость естественнонаучного и философского подходов к исследованию окружающего мира; 
2) раскрыть роль научных революций в человеческой культуре и представить естествознание как историко-культурное явление; 
3) рассмотреть содержание и ценность различных методологических подходов,наиболее актуальных для современного естествознания (системный, синергетический, экологический, антропный, аксиологический); 
4) определить естественнонаучный и философский смысл категорий пространство и время,детерминизм, хаос, норма, реальность, бытие и др.; 
5) поставить проблему отношения человек-мир в контексте естественнонаучного и философского осмысления; 
6) сформировать навыки самостоятельного анализа онтологических и теоретико-познавательных проблем естествознания.

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения лекционного материала, практических и семинарских занятий, а также удовлетворительных оценок промежуточного (выполнение контрольных заданий, выступление на практических занятиях, подготовка докладов и презентаций) и итогового (экзамен) контроля студенты обязаны:

Знать: основные идеи, составляющие базис современного естествознания, общие проблемы, имеющие пограничный характер и обсуждаемые как специалистами в области философии, так и в области естествознания, историю развития естественнонаучных представлений, методологическую основу науки и основные философские проблемы конкретных отраслей естествознания.

Уметь: ориентироваться в современном массиве естественнонаучных знаний и самостоятельно выделять основные мировоззренческие, методологические и социальные проблемы, с которыми он может соприкоснуться в процессе практической деятельности.

Владеть способами применения полученных знаний о структуре и функциях научного и технического знания, о месте естествознания в своей профессиональной области; отличать идеологические, политические, религиозные построения от научных концепций.
Объем в ЗЕ:2 кредита
Время изучения:

очная форма обучения: курс 2 семестр 3

очно-заочная форма обучения: курс 2 семестр 3-4
Взаимосвязь с другими модулями:

Дисциплина «Философские проблемы естествознания» синтезирует знания студентов, полученные в результате усвоения общих естественнонаучных дисциплин (физика, химия, биология, геология), гуманитарного блока (философия, культурология, история) и дисциплин специализации по направлению «Биология», рассматривая общее проблемное поле всех ранее пройденных дисциплин.


Групповая принадлежность ОМ: общекультурный

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий
Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-1. Способен к творчеству (креативность) и системному мышлению;

ОК-2. Способен к инновационной деятельности
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

выработать у студента способность оценивать под углом зрения философского анализа познавательные и практические проблемы, относящиеся к сфере его профессиональной компетенции .
Формы освоения ОМ:

 традиционные (лекции, семинары, контрольные работы и т.д.) и активные формы (проблемные лекции, дискуссионные группы, круглый стол);

 новые (инновационные) формы с использованием информационных технологий/ технических средств (мультимедийные лекции, презентационные семинары);

 семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

 самостоятельная работа студентов, в которую входит самостоятельное освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних заданий, подготовка к рубежному (текущему) и итоговому контролю и т.п.
Формы контрольных и учебных заданий:

1 уровень сложности:тесты с закрытой формой задания; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности;

2 уровень сложности:реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; структурирование проблемы;

3 уровень сложности:эссе, проект.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 %
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Раздел

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ОК-1. Способен к творчеству (креативность) и системному мышлению

Раздел 1.Сущность и типы философских проблем естествознания


Конспекты, презентации


Задания

2 и 3 уровня сложности:


Задания 2 и 3 уровня сложности


написание эссе, рефератов, аннотаций, конспектов

устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских занятиях


ОК-2. Способен к инновационной деятельности


Раздел 2.Проблемы исторических реконструкций естествознания и этапы изменения его содержания

Конспекты, презентации

Задания

2 и 3 уровня сложности

Задания 2 и 3 уровня сложности

написание эссе, рефератов, аннотаций, конспектов

устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских занятиях

ОК-1. Способен к творчеству (креативность) и системному мышлению

Раздел 3.Методологические проблемы естествознания

Конспекты, презентации

Задания

2 и 3 уровня сложности

Задания 2 и 3 уровня сложности

написание эссе, рефератов, аннотаций, конспектов

устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских занятиях

ОК-2. Способен к инновационной деятельности


Раздел 4.Социальные проблемы естествознания

Конспекты, презентации

Задания

2 и 3 уровня сложности

Задания 2 и 3 уровня сложности

написание эссе, рефератов,аннотаций, конспектов

устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских занятиях


ОК-1. Способен к творчеству (креативность) и системному мышлению

Раздел 5.Специальные проблемы отраслей естествознания

Конспекты, презентации

Задания

2 и 3 уровня сложности

Задания 2 и 3 уровня сложности

написание эссе, рефератов, аннотаций, конспектов

устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских занятиях



Объем модуля и виды учебной работы
Очная форма обучения набор 2013 г.



Факультет / Направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр







Аудитор.


Самост. работа



Экологии и естественных наук/ Биология



Философские проблемы естествознания


Лекции


4


26


3-й

Практические/семинарские

6





3-й

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен





36



3-й

Общий объем часов по дисциплине: 72

10

62




  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания» для направления подготовки 020400 Биология iconРабочая учебная программа дисциплины молекулярная биология для направления 020400. 62 «Биология»
Фгос впо по направлению подготовки 020400 «Биология», Утвержденным приказом Минобрнауки России от 04. 02. 10 г. №101
Рабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания» для направления подготовки 020400 Биология iconРабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники...
Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» изучается магистрами и предусматривает систематизацию знаний о методологических...
Рабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания» для направления подготовки 020400 Биология iconРабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естественнонаучных...
Настоящий курс «Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» включен в программу подготовки в рамках вузовского...
Рабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания» для направления подготовки 020400 Биология iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Рабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания» для направления подготовки 020400 Биология iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Рабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания» для направления подготовки 020400 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Рабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания» для направления подготовки 020400 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федченко Е. А. Проблемы познаваемости истории растительного мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Рабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания» для направления подготовки 020400 Биология iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «Русский язык»
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400....
Рабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания» для направления подготовки 020400 Биология iconРабочая программа по дисциплине Биологическая статистика /сост. М....
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины, входящей в математический и естественнонаучный цикл, вариативная часть,...
Рабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания» для направления подготовки 020400 Биология iconРабочая программа учебной дисциплины б в. 17. Современые аспекты...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Рабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания» для направления подготовки 020400 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология
Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Рабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания» для направления подготовки 020400 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Рабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания» для направления подготовки 020400 Биология iconРабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники»
«философские проблемы науки и техники» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности...
Рабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания» для направления подготовки 020400 Биология iconРабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники»
«философские проблемы науки и техники» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности...
Рабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания» для направления подготовки 020400 Биология iconРабочая программа по дисциплине «философия» для направления подготовки
От обучающихся требуется не только понимание различных представлений о разделах философии, но и умение и распознавать важнейшие философские...
Рабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания» для направления подготовки 020400 Биология iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа 020400....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск