Рабочая программа по дисциплине «Коранистика»





Скачать 355.22 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Коранистика»
страница1/2
Дата публикации21.12.2014
Размер355.22 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

Факультет истории, социологии и международных отношений

Кафедра философии
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,

качеству образования –

главный проректор КубГУ

А.Г. Иванов________________

«____» _____________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Коранистика»
Направление подготовки – «Теология» (бакалавриат)
Код дисциплины по учебному плану – 033400.62
Квалификация – бакалавр

Форма обучения – дневная

Семестр – 7,8


Лекции – 46 часов
Практические занятия – 56 часов
Самостоятельная работа – 102 часа

Экзамен
Всего – 204 часа (5,7 зачётных единиц)



Краснодар 2013

Рабочая программа для направления подготовки «Теология» составлена

кандидатом философских наук, старшим преподавателем кафедры философии Болотовой Е. А. на основании типовой (примерной) учебной программы и учебного плана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта III поколения высшего профессионального образования по направлению подготовки 033400 – Теология, основной образовательной программы подготовки бакалавра «Теология» и квалификационной характеристикой выпускника.
Рецензенты:

Кандидат философских наук, преподаватель

Краснодарского политехнического университета И.А. Чистилина

Кандидат философских наук, преподаватель

Кубанского государственного университета В.И. Овдиенко
Программа рассмотрена на заседании:
Кафедры философии КубГУ

«31» августа 2013г., протокол № 1
Заведующий кафедрой,

доктор философских наук, профессор ____________________ Бойко П.Е.

Председатель Учебно-методической комиссии ФИСМО,

доктор исторических наук, профессор __________________ Вартаньян Э.Г.
Структура и содержание рабочей программы
1. Цели и задачи дисциплины «Коранистика», ее место в учебном процессе.


  1. Цели изучения курса «Коранистика».

  1. Задачи дисциплины.

  1. Место дисциплины в структуре ООП.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины.


2. Объем дисциплины и виды учебной работы.

3. Содержание дисциплины.


    1. Содержание разделов дисциплины.

    2. Объём дисциплины и виды учебной работы.

    3. Разделы дисциплин и виды занятий.


4. Содержание материала учебной дисциплины.
4.1. Программа курса.

    1. Наименование тем лекций их содержание, трудоемкость.

    2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.


5. Тематический план и виды самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов.
6. Перечень наглядных материалов, технических средств обучения и контроля.

7. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний (фонд оценочных средств).

8. Вопросы к экзамену по курсу.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «Коранистика», ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ:


    1. Цель изучения дисциплины.

Основной целью курса являются изучение истории и теоретических принципов толкования текста Священного Корана, формирование представлений об истории его ниспослания и кодификации.
1.2. Задачи дисциплины:
Основными задачами данного курса являются:

  1. изучение Корана, его словарных и терминологических значений;

  2. ознакомление с кораническими науками, возникновением, историей и целью их изучения;

  3. освоение традиций толкования и разъяснения текста Священного Корана - отдельных слов, словосочетаний, аятов и сур с лексической, грамматической, историко-географической и смысловой сторон.


1.3. Место дисциплины в структуре ООП.

Код УП ООП – СД.Ф.2.1

Коды формируемых компетенций− ОК-1; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ПК-11; ПК-12; ПК-13.

Дисциплина «Коранистика» относится к общенаучному циклу ФГОС ВПО III поколения, по направлению «Теология» (бакалавриат).
1.4. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.

1. Общекультурные компетенции (ОК):

- владение культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-1);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-3);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 4);

- способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5).

2. Профессиональные компетенции (ПК):

- знание различных методов научного и философского исследования и умение их использовать в профессиональной деятельности (ПК-11);

- владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12);

- владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний (ПК-13).
В результате освоения дисциплины «Коранистика» необходимо:

ЗНАТЬ:

  • историю сложения и структуру Корана;

  • лингвистические особенности Корана;

- историю возникновения, содержание и теоретические основания коранических наук;

- толкование и разъяснение текста Священного Корана - отдельных слов, словосочетаний, аятов и сур с лексической, грамматической, историко-географической и смысловой сторон в традициях ханафитского и шафиитского мазхабов.
УМЕТЬ:

- характеризовать с научно-парадигмальных позиций основные теологические идеи, их место и значение в жизни общества как целостной системы;

- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию теологической информации по определенной теме из оригинальных текстов;

- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных методик толкования Корана;

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия Корана;

- участвовать в дискуссиях по актуальным теологическим проблемам;

- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- оценивать различные суждения о предписаниях Корана с точки зрения традиционных представлений ханафитского и шафиитского мазхабов;

- подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по теологической проблематике;
ВЛАДЕТЬ:

- базовыми понятиями и концепциями коранических наук;

- навыками работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач;

- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.

В рамках учебного процесса взаимосвязаны три вида учебной нагрузки, которые и входят в понятие общей трудоемкости изучения дисциплины:

  • аудиторная работа в виде лекций;

  • практические занятия;

- самостоятельная работа студентов;

- контактные часы, в рамках которых преподаватель, с одной стороны, оказывает индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой стороны, осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий.

Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.

Организационные мероприятия, обеспечивающие развитие навыков самостоятельной работы студента, воспитание их творческой активности и инициативы, а также, в целом, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студентов, должны основываться на следующих предпосылках:

Самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;

Самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется государственным образовательным стандартом, действующими учебными планами по реализуемым отдельным образовательным программам различных форм обучения, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием основной литературы: учебников, учебных пособий и методических руководств, и дополнительной литературой.

В ходе самостоятельной работы студент может:

- освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.);

- применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения, (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, «кейс стади», письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.);

- применение полученных знаний и умений для формирования собственной позиции, теории, модели.

Таким образом, общая схема освоения студентами предлагаемого курса включает в себя 4 базовых уровня:

1) обучение как получение знаний, когда студент «знает о»;

2) формирование в процессе обучения понимания студентом предмета изучения. Студент «знает как», т.е. может сопоставить различные идеи, имеет представление о тенденции развития, взаимоотношениях идей, может соотнести эти идеи со своими собственными представлениями;

3) умение применить изученные идеи, умение при необходимости их моделировать в соответствии с собственным контекстом и находить наиболее уместные решения. Студент «умеет применить свое знание как»;

4) обучение как развитие личности – наиболее софистический образ обучения, при котором обучающийся осознает себя частью изучаемого ими мира, в котором они собираются действовать. В этом случае предполагается, что обучающийся будет менять свой контекст, вырабатывать собственные теории и модели.
2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Таблица 1

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

VII сем

VIII сем

Аудиторные занятия (всего)

74

56

46

В том числе:










Лекции

46

28

18

Практические занятия (ПЗ)










Семинары (С)

28

28

28

Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа

102

62

40

В том числе:










Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Эссе

20

1010




Вид итоговой аттестации экзамен










Общая трудоемкость 204 часы










5,7 зачетные единицы











3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Содержание разделов дисциплины
Таблица 2

п/п


Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела


1

2

3

1

История сложения и структура Корана


1. Коран как исторический источник и литературный памятник.

Содержание Корана: полемика, легенды, притчи, эпические сказания; основы вероучения, догматики, культа; правовые и этико-моральные установления. Отражение в Коране идеологических, социальных, экономических и этико-моральных проблем эпохи. Историческая основа коранических сказаний. Проблема «внешних влияний». Коран и культура Передней Азии в древности и раннем средневековье и многовековой процесс адаптации этой культуры в Аравии.  Коран и словесность доисламской Аравии. Проблема языка Корана, его форма и стилевые особенности.
2. Илм ал-Кур’ан ва-т-тафсир и религиозно-политическая история средневекового арабо-мусульманского общества

Возникновение ‘илм ал-кур ан ва-т-тафсир внутри нерасчлененного комплекса дисциплин. Суннитский тафсир и шиитский та’вил. Тенденциозность подбора материалов. Соперничество двух этнополитических союзов — кахтанидов и аднанидов. Му‘тазилитский та’вил. Исма‘илитский та’вил. Суфийский та’вил. Полемика о сотворенности и несотворенности Корана и причины ее возникновения. Тафсиры ат-Табари (838—923), ат-Туси (ум. 1067), аз-Замахшари (1075—1144), ар-Рази (1149—1209), ал-Байдави (ум. 1292). Ал-Джалалайн. Тафсир С.Кутба.
3. К истории сложения канона

Писание Корана при жизни пророка ислама. Первые писари Откровения в Мекке и Медине. Сбор и сведение Корана при жизни пророка, доводы сторонников и противников.

Сбор и составление Корана после кончины пророка ислама. Кодификация текста Корана. Семь групп вариантов коранического текста. Канонизация правил рецитации Корана.
4. История текста Корана

Новые коранические почерки: «восточный куфи» и курсивный насхи. Стиль хиджази, рукописи Аббасидской традиции. Материалы, используемые для фиксации проповедей пророка Мухаммада. Датирование списков рукописей Корана. Особенность почерков ранних списков.

2

Лингвистические особенности Корана

5. Неповторимость Корана.

Понятие и’джаз в Коране. Развитие представлений о и’джазе. Стилистические аспекты и’джаза. Содержательные аспекты и’джаза.
6. Стиль Корана.

Коран и доисламская аравийская словесность. Стилистический образ Клрана. Особенности коранического стиля. Язык Корана как эталон арабской грамматики.
7. Лексика Корана.

Новые Гариб ал-Кур’ан – наука о коранической ссемантике. Лексика Корана: фонетические и семантические особенности. Полисемия и синонимия в Коране. Заимствованные слова в Коране.
8. Риторика в Коране.

Прямое и переносное значение аятов. Лексические средства выражения в Коране. Синтаксические средства выражения в Коране. Риторические аргументы в Коране.

3.

Особенности содержания Корана.

9. Притчи в Коране.

Место амсал в арабской словесности. Коранические амсал: определение и значение. Ясные амсал в Коране. Скрытые и афористичные амсал.
10. Рассказы в Коране.

Коранические рассказы: определение и значение. Особенности коранических рассказов. Виды рассказов в Коране. Проблема исторической достиверности коранических рассказов.
11. Клятвы в Коране.

Клятвы в доисламском обществе и монотеистических традициях. Знаение клятв и их истолкование. Виды и грамматические особенности клятв в Коране.
12. Причины ниспослания аятов и сур.

Становление и развитие науки об асбаб ан-нузул. Причины ниспослания аятов и сур: определение и виды. Особенности преданий о причинах ниспослания. Значение науки о причинах ниспослания.
13. Ясные и неочевидные аяты.

Деление аятов на ясные и неочевидные по смыслу. Взгляды улемов на возможность толкования неочевидного по смыслу. Разновидности неочевидного по смыслу. Причины ниспослания неочевидных аятов.
14. Буквенные зачины сур.

Зачины сур: значение и виды. Особенности буквенных зачинов. О смысловых значениях буквенных зачинов. Варианты истолкования буквенных зачинов.
15. Отмена Коранических аятов и заповедей.

Отмена заповедей в исламе и других религиозных системах. Суть разногласий относительно отмены заповедей Корана. Условия отмены коранических заповедей. Виды отмены аятов и заповедей.


4.

Тафсир и переводы Корана.

16. Тафсир и его значение.

Значение тафсира для понимания Корана. Становление и развитие науки о тафсире. Тафсир и та вил: определение и различия. Явный и скрытый смысл в Коране.
17. Источники тафсира.

Текст Корана как важнейший источник тафсира. Хадисы пророка как откровение об откровении. Вклад сподвижников и таби в истолкование Корана. Роль умозаключений в истолковании Корана.
18. Виды тафсиров.

Тафсиры на основе предания. Тафсиры на основе умозаключения. Мутазилитские и шиитские тафсиры. Суфийские тафсиры.
19. Тафсир на современном этапе.

Основные тенденции развития тафсира в XX веке. Литературно-публицистические тафсиры. Научные тафсиры. Модернистские тафсиры.
20. Переводы Корана.

Перевод Корана как разновидность тафсира. Переводы Корана на язык мусульманских народов. Переводы Корана на европейские языки. Переводы Корана на русский язык.
21. Коран в художественной и философской литературе.

Влияние Корана на арабскую словесность. Коран в персидской литературе. Коран в европейской литературе. Коран в творчестве русских поэтов и мыслителей.


3.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами

Таблица 3


п/п

Наименование обеспечиваемых

(последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

1

Средневековая философия

+




+

+

2

Культурология

+

+




+

3

История ислама

+

+




+


3.3. Разделы дисциплин и виды занятий

Таблица 4


п/п

Наименование раздела дисциплины

Л


ЛЗ

С

ПЗ


СРС


Всего часов

1

История сложения и структура Корана

8








10


20


38


2

Лингвистические особенности Корана

8








10


20


38


3

Особенности содержания Корана

14







16


30


60


4

Тафсир и переводы Корана

16







20

32

68

Итого:

46








56


102


204



4. СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Программа курса.

РАЗДЕЛ 1. История сложения и структура Корана.

Содержание Корана: полемика, легенды, притчи, эпические сказания; основы вероучения, догматики, культа; правовые и этико-моральные установления. Отражение в Коране идеологических, социальных, экономических и этико-моральных проблем эпохи. Историческая основа коранических сказаний. Проблема «внешних влияний». Коран и культура Передней Азии в древности и раннем средневековье и многовековой процесс адаптации этой культуры в Аравии.  Коран и словесность доисламской Аравии. Проблема языка Корана, его форма и стилевые особенности.

Возникновение ‘илм ал-кур ан ва-т-тафсир внутри нерасчлененного комплекса дисциплин. Суннитский тафсир и шиитский та’вил. Тенденциозность подбора материалов. Соперничество двух этнополитических союзов — кахтанидов и аднанидов. Му‘тазилитский та’вил. Исма‘илитский та’вил. Суфийский та’вил. Полемика о сотворенности и несотворенности Корана и причины ее возникновения. Тафсиры ат-Табари (838—923), ат-Туси (ум. 1067), аз-Замахшари (1075—1144), ар-Рази (1149—1209), ал-Байдави (ум. 1292). Ал-Джалалайн. Тафсир С.Кутба.

Писание Корана при жизни пророка ислама. Первые писари Откровения в Мекке и Медине. Был ли Коран собран и сведен воедино при жизни пророка? Доводы сторонников и противников.

Сбор и составление Корана после кончины пророка ислама. Кодификация текста Корана. Семь групп вариантов коранического текста. Канонизация правил рецитации Корана.

Новые коранические почерки: «восточный куфи» и курсивный насхи. Стиль хиджази, рукописи Аббасидской традиции. Материалы, используемые для фиксации проповедей пророка Мухаммада. Датирование списков рукописей Корана. Особенность почерков ранних списков.
РАЗДЕЛ 2. Лингвистические особенности Корана.

Понятие и’джаз в Коране. Развитие представлений о и’джазе. Стилистические аспекты и’джаза. Содержательные аспекты и’джаза.

Коран и доисламская аравийская словесность. Стилистический образ Корана. Особенности коранического стиля. Язык Корана как эталон арабской грамматики.

Гариб ал-Кур’ан – наука о коранической семантике. Лексика Корана: фонетические и семантические особенности. Полисемия и синонимия в Коране. Заимствованные слова в Коране.

Прямое и переносное значение аятов. Лексические средства выражения в Коране. Синтаксические средства выражения в Коране. Риторические аргументы в Коране.
РАЗДЕЛ 3. Особенности содержания Корана.

Притчи в Коране. Место амсал в арабской словесности. Коранические амсал: определение и значение. Ясные амсал в Коране. Скрытые и афористичные амсал.

Коранические рассказы: определение и значение. Особенности коранических рассказов. Виды рассказов в Коране. Проблема исторической достиверности коранических рассказов.

Клятвы в доисламском обществе и монотеистических традициях. Знаение клятв и их истолкование. Виды и грамматические особенности клятв в Коране.

Причины ниспослания аятов и сур. Становление и развитие науки об асбабан-нузул. Причины ниспослания аятов и сур: определение и виды. Особенности преданий о причинах ниспослания. Значение науки о причинах ниспослания.

Деление аятов на ясные и неочевидные по смыслу. Взгляды улемов на возможность толкования неочевидного по смыслу. Разновидности неочевидного по смыслу. Причины ниспослания неочевидных аятов.

Зачины сур: значение и виды. Особенности буквенных зачинов. О смысловых значениях буквенных зачинов. Варианты истолкования буквенных зачинов.

Отмена заповедей в исламе и других религиозных системах. Суть разногласий относительно отмены заповедей Корана. Условия отмены коранических заповедей. Виды отмены аятов и заповедей.
РАЗДЕЛ 4. Тафсир и переводы Корана.

Тафсир и его значение. Значение тафсира для понимания Корана. Становление и развитие науки о тафсире. Тафсир и та вил: определение и различия. Явный и скрытый смысл в Коране.

Источники тафсира. Текст Корана как важнейший источник тафсира. Хадисы пророка как откровение об откровении. Вклад сподвижников и таби в истолкование Корана. Роль умозаключений в истолковании Корана.

Виды тафсиров. Тафсиры на основе предания. Тафсиры на основе умозаключения. Мутазилитские и шиитские тафсиры. Суфийские тафсиры.

Тафсир на современном этапе. Основные тенденции развития тафсира в XX веке. Литературно-публицистические тафсиры. Научные тафсиры. Модернистские тафсиры.

Переводы Корана. Перевод Корана как разновидность тафсира. Переводы Корана на язык мусульманских народов. Переводы Корана на европейские языки. Переводы Корана на русский язык.

Коран в художественной и философской литературе. Влияние Корана на арабскую словесность. Коран в персидской литературе. Коран в европейской литературе. Коран в творчестве русских поэтов и мыслителей.

.
4.2. Наименования тем лекций и семинаров, их содержание, трудоемкость

Таблица 5

4.2.1. ЛЕКЦИИ



Наименование раздела

Название лекции и их основные вопросы

Цели лекции

Трудоем-кость

(час)

Семестр

1

2

3

4

5

6

1.

История сложения и структура Корана

1. Коран как исторический источник и литературный памятник.

2. Илм ал-Кур’ан ва-т-тафсир и религиозно-политическая история средневекового арабо-мусульманского общества.

3. К истории сложения канона.

4. История текста Корана.

Дать характеристику религиозно-политической жизни арабов в период их знакомства с Кораном. Проследить основные этапы и общие закономерности сложения канона. Проанализировать структуру Корана.

8

VII

2.

Лингвистические особенности Корана

1. Неповторимость Корана.

2. Стиль Корана.

3. Лексика Корана.

4. Риторика в Коране.


Рассмотреть основные лингвистические особенности текста Корана. Проанализировать основные языковые приемы, используемые в Коране. Рассмотреть риторические особенности Корана.

8

VIi

3.

Особенности содержания Корана

1. Притчи в Коране.

2. Рассказы в Коране.

3. Клятвы в Коране.

4. Причины ниспослания аятов и сур.

5. Ясные и неочевидные аяты.

6. Буквенные зачины сур.

7. Отмена Коранических аятов и заповедей.


Определить основное художественные формы выражения мысли в Коране. Рассмотреть систему принципов и категорий, характеризующих текст Корана. Выяснить проблему скрытых значений в Коране.

14

VIi-VIII

4.

Тафсир и переводы Корана

1. Тафсир и его значение.

2. Источники тафсира.

3. Виды тафсиров.

4. Тафсир на современном этапе.

5. Переводы Корана.

6. Коран в художественной и философской литературе.


Дать характеристику понятия тафсир. Рассмотреть виды тафсира, его основные принципы. Проанализировать особенности тафира в разных школах ислама. Выявить проблемы, связанные с переводом Корана. Проследить влияние Корана на культуру.

16

VIIi


Таблица 6

4.2.2. Практические занятия



Наименование раздела

Название семинара и их основные вопросы

Цели практического занятия

Трудоем-кость

(час)

Семестр

1

2

3

4

5

6

1.

История сложения и структура Корана

1. Коран как исторический источник и литературный памятник.

2. Илм ал-Кур’ан ва-т-тафсир и религиозно-политическая история средневекового арабо-мусульманского общества.

3. К истории сложения канона.

4. История текста Корана.

Дать характеристику религиозно-политической жизни арабов в период их знакомства с Кораном. Проследить основные этапы и общие закономерности сложения канона. Проанализировать структуру Корана.

10

VII

2.

Лингвистические особенности Корана

1. Неповторимость Корана.

2. Стиль Корана.

3. Лексика Корана.

4. Риторика в Коране.


Рассмотреть основные лингвистические особенности текста Корана. Проанализировать основные языковые приемы, используемые в Коране. Рассмотреть риторические особенности Корана.

10

VIi

3.

Особенности содержания Корана

1. Притчи в Коране.

2. Рассказы в Коране.

3. Клятвы в Коране.

4. Причины ниспослания аятов и сур.

5. Ясные и неочевидные аяты.

6. Буквенные зачины сур.

7. Отмена Коранических аятов и заповедей.


Определить основное художественные формы выражения мысли в Коране. Рассмотреть систему принципов и категорий, характеризующих текст Корана. Выяснить проблему скрытых значений в Коране.

16

VIi-VIII

4.

Тафсир и переводы Корана

1. Тафсир и его значение.

2. Источники тафсира.

3. Виды тафсиров.

4. Тафсир на современном этапе.

5. Переводы Корана.

6. Коран в художественной и философской литературе.


Дать характеристику понятия тафсир. Рассмотреть виды тафсира, его основные принципы. Проанализировать особенности тафира в разных школах ислама. Выявить проблемы, связанные с переводом Корана. Проследить влияние Корана на культуру.

20

VIIi



4.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА





  1. Бел Р., Уотт У.М. Коранистика. Введение. Пер. с английского. СПб.: Издательство «Дилия», 2005.

  2. Крымский А.Е. Лекции по Корану. М., 1902.

  3. Кулиев Э.Р. На пути к Корану. М.: Умма 2003.

  4. Муртазин М. Введение в кораническме науки. М., 2006.

  5. Резван Е.А. Коран и его толкования. Тексты, переводы, комментарии. СПб.: Петербург. Востоковедение, 2000.

  6. Фролов Д.В. О значении традиционного корановедения, - "Коран в России", М., 1997, 29-39.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Дополнительная литература по разделу 1 «История сложения и структура Корана»

  1. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Выпуск второй. Учение о ниспослании Корана. Вступительная статья Д.В. Фролова. Перевод и примечания З.Б. Басати и Д.В. Фролова. М.: Муравей, 2001.

  2. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Выпуск третий. Учение о своде Корана. Вступительная статья и общая редакция Д.В. Фролова. Перевод и примечания Г.Р. Аганиной, З.Б. Басати, Е.В. Гимон, Д.В. Фролова. М.: Муравей, 2003.

  3. Кашталева К.С. К вопросу о хронологии 8-й, 24-й и 47-й сур Корана. ДАН-В,

  4. 1927.

  5. Ниязи М.Х. Источники Корана. М.: Сантлада, 1993.

  6. Резван Е.А. Коран и доисламская культура. М., 1984.

  7. Резван Е.А. Коран и его мир. СПб.: Петербургское Востоковедение , 2001.

  8. Сайид Мухаммад Бакир Худжати Исследование по истории Корана. Пер. с фарси д.ф.н. Таджидин Мардони. – Тегеран, 2007.

  9. Фильштинский И.М. Возникновение ислама и Коран. История всемирной литературы. Т.2. М.: Наука, 1984.

  10. Фролов Д.В. К вопросу о распространении грамотности в Мекке и Медине в период проповеди Мухаммада, "Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. Филология". М., 1996.



Дополнительная литература по разделу 2 «Лингвистические особенности Корана»

  1. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Выпуск пятый. Учение о неподражаемости и достоинствах Корана. Вступительная статья и общая редакция Д.В. Фролова. Перевод и комментарий Д.Н. Барановой, З.Б. Басати, Т.С. Налич, Д.Ф. Фролова. М.: Восток-Запад, 2006.

  2. Иванов В.В. Темы и стили Востока в поэзии Запада. Восточные мотивы. Стихотворения и поэмы. М., 1985.

  3. Фролов Д.В. Арабская филология: грамматика, стихосложение, корановедение. М.: Языки славянской культуры, 2006.

  4. Фролов Д.В. Мусульманская эстетика и Коран. – «Восток», 1992, № 6.

  5. Фролов Д.В. Рецензия на: Абу Убайд ал-Касим ибн Саллам. Фадаил ал-Куран (Достоинства Корана). – «Восток», 1993, № 6.

  6. Фролов Д.В. Эстетические мотивы в Коране, «Эстетика бытия и эстетика текста в культурах средневекового Востока». М., 1995.

  7. Фролов Д.В. О стиле Корана, «Теория стиля литератур Востока». М., 1995.

  8. Фролов Д.В. Семантика мотива камня в Коране, - "Семантика образа в литературах Востока", М., 1998, 102-120.


Дополнительная литература по разделу 3 «Особенности содержания Корана»

  1. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Выпуск четвертый. Учение о понимании смыслов Корана. Вступительная статья и общая редакция Д.В. Фролова. Перевод и комментарий З.Б. Басати, Д. Воробьева, А.Р. «Значение и смысл Корана», Аль-Манси и аль-Афифи, издатель- ство «SKD», Мюнхен, 1999 г.

  2. Гайнутдиновой, Т.С. Налич, Д.В. Фролова. М.: Восток-Запад, 2005.

  3. Кашталева К.С. О терминах «анаба» и «аслама» в Коране. ДАН-В, 1926.

  4. Питровский М.Б. Коранические сказания. М.: Наука Главная редакция восточной литературы, 1991.


Дополнительная литература по разделу 4 «Тафсир и переводы Корана»

  1. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Выпуск первый. Учение о толковании Корана. Вступительная статья, перевод и примечания Д.В. Фролова. М: Муравей, 2000.

  2. Ибн Хад- жар аль-Аскалани. Булуг аль-Марам. Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право. Пер. с арабского и комментарии Кулиева Э. Р. Баку: “Абилов, Зейналов и сыновья”, 1-ое издание, 2002.

  3. Коран. Перевод смыслов и комментарии, В. Порохова, Теге- 
ран, издательство Коран и современная наука. Сравнительное исследование, К. Мур и др., Минск, издательство «Белорусский Дом печати», 1994 г.

  4. Священный Коран. Смысловой перевод с комментариями Аб- дуррахмана Саади. Перевод с арабского Кулиева Э. Р. В 3-х тт. Москва: «Бадр». 1-ое издание, 1999 г. (1-ый и 2-ой тома), 2000 г. (3-ий том).

  5. Смысловой перевод суры «аль-Фатиха» и 30-й части Корана с комментариями из толкования имама аш-Шаукани. Перевод с арабского Кулиева Э. Р. Баку: «Абилов, Зейналов и сыновья», 2002 г.

  6. Харун Яхья. Коран указывает путь науке. Москва, ИД «Ансар», 1-ое издание, 2002 г.


Электронные ресурсы по теме, которые доступны в Интернете

  1. http://www.almeshkat.net/ (Библиотека по исламу и арабской литературе и языку)

  2. http://elibrary.mediu.edu.my/ (Библиотека по разным отраслям знания, в том числе по Корану и корановедению)

  3. http://www.al-eman.com/Islamlib/ (Библиотека трудов по различных отраслям арабо-мусульманского наследия, в том числе по Корану и корановедению)

  4. http://alwaraq.com/ (Библиотека арабского наследия)

  5. http://feqh.al-islam.com (Библиотека трудов по исламскому законоведению и корановедению)

  6. http://www.altafsir.com (Библиотека трудов по тафсиру и кораническим наукам – на арабском и английском языках)

  7. http://tanzil.info/ (сайт о Коране)

  8. http://www.muslim.ru/ (сайт Совета муфтиев России)

  9. http://www.islamrf.ru/ (информационно-аналитический портал)

http://www.islam.ru/ (есть информация библиографического характера)
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ И ПЕРВОИСТОЧНИКИ
Кулиев Э.Р. Корановедение. Под общей редакцией М.Ф. Муртазина. Код доступа: http://www.guliyev.org/news/a-418.html

5. Тематический план и виды самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов
Самостоятельная работа студентов состоит из подготовки к занятиям по предложенным вопросам и тематике, подготовки к участию в дискуссиях и круглых столах, в работе над рефератами, сообщениями и эссе и др. Заключительным этапом самостоятельной работы является подготовка к экзаменам.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Коранистика» iconЕ. А. Резван/Р. Ф. Курамшин Коранистика Программа курса повышения...
Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова 1
Рабочая программа по дисциплине «Коранистика» iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 11. Банковское дело
Рабочая программа по дисциплине составлен на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности (направлению) 080503 «Антикризисное...
Рабочая программа по дисциплине «Коранистика» iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 11. Банковское дело
Рабочая программа по дисциплине составлен на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности (направлению) 080503 «Антикризисное...
Рабочая программа по дисциплине «Коранистика» iconРабочая программа по дисциплине «Социология»
Рабочая программа по дисциплине «Социология» для студентов юридического факультета. – Кисловодск: Издательский отдел кгти, 2012....
Рабочая программа по дисциплине «Коранистика» iconРабочая программа по дисциплине «Геммология»
Рабочая программа по дисциплине «Геммология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по дисциплине «Коранистика» iconРабочая программа по дисциплине «Английский язык»
Рабочая программа по дисциплине «Английский язык» для направлений 220600. 68 «Инноватика», обучающихся по магистерской программе...
Рабочая программа по дисциплине «Коранистика» iconРабочая программа по дисциплине б физическая культура
Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 080100. 62 Экономика по дисциплине...
Рабочая программа по дисциплине «Коранистика» iconРабочая программа по дисциплине «Анатомия человека»
Рабочая программа по дисциплине «Анатомия человека» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62 «Туризм» профиль: технология...
Рабочая программа по дисциплине «Коранистика» iconРабочая программа по дисциплине «Культура здоровья»
Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62 «Туризм» профиль: технология...
Рабочая программа по дисциплине «Коранистика» iconПояснительная записка Рабочая тетрадь по дисциплине «Информатика»
Рабочая тетрадь по дисциплине «Информатика» предназначена для студентов специальности 060501. 51 Сестринское дело и разработана на...
Рабочая программа по дисциплине «Коранистика» iconРабочая программа по дисциплине. Перечень тем контрольных работ
Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине для преподавателей
Рабочая программа по дисциплине «Коранистика» iconРабочая программа по дисциплине
Виды и задачи профессиональной деятельности, формируемые в процессе обучения по дисциплине, в соответствии с фгос впо
Рабочая программа по дисциплине «Коранистика» iconРабочая программа по дисциплине Биологическая статистика /сост. М....
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины, входящей в математический и естественнонаучный цикл, вариативная часть,...
Рабочая программа по дисциплине «Коранистика» iconРабочая программа по дисциплине «Транспортное обеспечение в туризме»
Рабочая программа по дисциплине «Транспортное обеспечение в туризме» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100400. 62 Туризм,...
Рабочая программа по дисциплине «Коранистика» iconРабочая программа по дисциплине «Архитектурное материаловедение»...
Рабочая программа дисциплины определяет общий объем знаний, подлежащий обязательному усвоению студентами, и является единой для всех...
Рабочая программа по дисциплине «Коранистика» iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессионального цикла и является обязательной для изучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск