Скачать 355.22 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» Факультет истории, социологии и международных отношений Кафедра философии «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе, качеству образования – главный проректор КубГУ А.Г. Иванов________________ «____» _____________2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Коранистика» Направление подготовки – «Теология» (бакалавриат)Код дисциплины по учебному плану – 033400.62Квалификация – бакалаврФорма обучения – дневная Семестр – 7,8 Лекции – 46 часовПрактические занятия – 56 часовСамостоятельная работа – 102 часаЭкзамен Всего – 204 часа (5,7 зачётных единиц)Краснодар 2013 Рабочая программа для направления подготовки «Теология» составлена кандидатом философских наук, старшим преподавателем кафедры философии Болотовой Е. А. на основании типовой (примерной) учебной программы и учебного плана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта III поколения высшего профессионального образования по направлению подготовки 033400 – Теология, основной образовательной программы подготовки бакалавра «Теология» и квалификационной характеристикой выпускника. Рецензенты: Кандидат философских наук, преподаватель Краснодарского политехнического университета И.А. Чистилина Кандидат философских наук, преподаватель Кубанского государственного университета В.И. Овдиенко Программа рассмотрена на заседании: Кафедры философии КубГУ«31» августа 2013г., протокол № 1 Заведующий кафедрой, доктор философских наук, профессор ____________________ Бойко П.Е. Председатель Учебно-методической комиссии ФИСМО, доктор исторических наук, профессор __________________ Вартаньян Э.Г. Структура и содержание рабочей программы 1. Цели и задачи дисциплины «Коранистика», ее место в учебном процессе.
2. Объем дисциплины и виды учебной работы. 3. Содержание дисциплины.
4. Содержание материала учебной дисциплины. 4.1. Программа курса.
5. Тематический план и виды самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов. 6. Перечень наглядных материалов, технических средств обучения и контроля. 7. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний (фонд оценочных средств). 8. Вопросы к экзамену по курсу. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «Коранистика», ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ:
Основной целью курса являются изучение истории и теоретических принципов толкования текста Священного Корана, формирование представлений об истории его ниспослания и кодификации. 1.2. Задачи дисциплины: Основными задачами данного курса являются:
1.3. Место дисциплины в структуре ООП. Код УП ООП – СД.Ф.2.1 Коды формируемых компетенций− ОК-1; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ПК-11; ПК-12; ПК-13. Дисциплина «Коранистика» относится к общенаучному циклу ФГОС ВПО III поколения, по направлению «Теология» (бакалавриат). 1.4. Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. 1. Общекультурные компетенции (ОК): - владение культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-1); - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-3); - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 4); - способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5). 2. Профессиональные компетенции (ПК): - знание различных методов научного и философского исследования и умение их использовать в профессиональной деятельности (ПК-11); - владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12); - владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний (ПК-13). В результате освоения дисциплины «Коранистика» необходимо: ЗНАТЬ:
- историю возникновения, содержание и теоретические основания коранических наук; - толкование и разъяснение текста Священного Корана - отдельных слов, словосочетаний, аятов и сур с лексической, грамматической, историко-географической и смысловой сторон в традициях ханафитского и шафиитского мазхабов. УМЕТЬ: - характеризовать с научно-парадигмальных позиций основные теологические идеи, их место и значение в жизни общества как целостной системы; - осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию теологической информации по определенной теме из оригинальных текстов; - объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных методик толкования Корана; - раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия Корана; - участвовать в дискуссиях по актуальным теологическим проблемам; - формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; - оценивать различные суждения о предписаниях Корана с точки зрения традиционных представлений ханафитского и шафиитского мазхабов; - подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление; - осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по теологической проблематике; ВЛАДЕТЬ: - базовыми понятиями и концепциями коранических наук; - навыками работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач; - основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации. В рамках учебного процесса взаимосвязаны три вида учебной нагрузки, которые и входят в понятие общей трудоемкости изучения дисциплины:
- самостоятельная работа студентов; - контактные часы, в рамках которых преподаватель, с одной стороны, оказывает индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой стороны, осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий. Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Организационные мероприятия, обеспечивающие развитие навыков самостоятельной работы студента, воспитание их творческой активности и инициативы, а также, в целом, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студентов, должны основываться на следующих предпосылках: Самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности; Самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов. Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется государственным образовательным стандартом, действующими учебными планами по реализуемым отдельным образовательным программам различных форм обучения, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием основной литературы: учебников, учебных пособий и методических руководств, и дополнительной литературой. В ходе самостоятельной работы студент может: - освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.); - применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения, (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, «кейс стади», письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.); - применение полученных знаний и умений для формирования собственной позиции, теории, модели. Таким образом, общая схема освоения студентами предлагаемого курса включает в себя 4 базовых уровня: 1) обучение как получение знаний, когда студент «знает о»; 2) формирование в процессе обучения понимания студентом предмета изучения. Студент «знает как», т.е. может сопоставить различные идеи, имеет представление о тенденции развития, взаимоотношениях идей, может соотнести эти идеи со своими собственными представлениями; 3) умение применить изученные идеи, умение при необходимости их моделировать в соответствии с собственным контекстом и находить наиболее уместные решения. Студент «умеет применить свое знание как»; 4) обучение как развитие личности – наиболее софистический образ обучения, при котором обучающийся осознает себя частью изучаемого ими мира, в котором они собираются действовать. В этом случае предполагается, что обучающийся будет менять свой контекст, вырабатывать собственные теории и модели. 2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Таблица 1
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Содержание разделов дисциплины Таблица 2
3.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами Таблица 3
3.3. Разделы дисциплин и виды занятий Таблица 4
4. СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Программа курса. РАЗДЕЛ 1. История сложения и структура Корана. Содержание Корана: полемика, легенды, притчи, эпические сказания; основы вероучения, догматики, культа; правовые и этико-моральные установления. Отражение в Коране идеологических, социальных, экономических и этико-моральных проблем эпохи. Историческая основа коранических сказаний. Проблема «внешних влияний». Коран и культура Передней Азии в древности и раннем средневековье и многовековой процесс адаптации этой культуры в Аравии. Коран и словесность доисламской Аравии. Проблема языка Корана, его форма и стилевые особенности. Возникновение ‘илм ал-кур ан ва-т-тафсир внутри нерасчлененного комплекса дисциплин. Суннитский тафсир и шиитский та’вил. Тенденциозность подбора материалов. Соперничество двух этнополитических союзов — кахтанидов и аднанидов. Му‘тазилитский та’вил. Исма‘илитский та’вил. Суфийский та’вил. Полемика о сотворенности и несотворенности Корана и причины ее возникновения. Тафсиры ат-Табари (838—923), ат-Туси (ум. 1067), аз-Замахшари (1075—1144), ар-Рази (1149—1209), ал-Байдави (ум. 1292). Ал-Джалалайн. Тафсир С.Кутба. Писание Корана при жизни пророка ислама. Первые писари Откровения в Мекке и Медине. Был ли Коран собран и сведен воедино при жизни пророка? Доводы сторонников и противников. Сбор и составление Корана после кончины пророка ислама. Кодификация текста Корана. Семь групп вариантов коранического текста. Канонизация правил рецитации Корана. Новые коранические почерки: «восточный куфи» и курсивный насхи. Стиль хиджази, рукописи Аббасидской традиции. Материалы, используемые для фиксации проповедей пророка Мухаммада. Датирование списков рукописей Корана. Особенность почерков ранних списков. РАЗДЕЛ 2. Лингвистические особенности Корана. Понятие и’джаз в Коране. Развитие представлений о и’джазе. Стилистические аспекты и’джаза. Содержательные аспекты и’джаза. Коран и доисламская аравийская словесность. Стилистический образ Корана. Особенности коранического стиля. Язык Корана как эталон арабской грамматики. Гариб ал-Кур’ан – наука о коранической семантике. Лексика Корана: фонетические и семантические особенности. Полисемия и синонимия в Коране. Заимствованные слова в Коране. Прямое и переносное значение аятов. Лексические средства выражения в Коране. Синтаксические средства выражения в Коране. Риторические аргументы в Коране. РАЗДЕЛ 3. Особенности содержания Корана. Притчи в Коране. Место амсал в арабской словесности. Коранические амсал: определение и значение. Ясные амсал в Коране. Скрытые и афористичные амсал. Коранические рассказы: определение и значение. Особенности коранических рассказов. Виды рассказов в Коране. Проблема исторической достиверности коранических рассказов. Клятвы в доисламском обществе и монотеистических традициях. Знаение клятв и их истолкование. Виды и грамматические особенности клятв в Коране. Причины ниспослания аятов и сур. Становление и развитие науки об асбаб’ан-нузул. Причины ниспослания аятов и сур: определение и виды. Особенности преданий о причинах ниспослания. Значение науки о причинах ниспослания. Деление аятов на ясные и неочевидные по смыслу. Взгляды улемов на возможность толкования неочевидного по смыслу. Разновидности неочевидного по смыслу. Причины ниспослания неочевидных аятов. Зачины сур: значение и виды. Особенности буквенных зачинов. О смысловых значениях буквенных зачинов. Варианты истолкования буквенных зачинов. Отмена заповедей в исламе и других религиозных системах. Суть разногласий относительно отмены заповедей Корана. Условия отмены коранических заповедей. Виды отмены аятов и заповедей. РАЗДЕЛ 4. Тафсир и переводы Корана. Тафсир и его значение. Значение тафсира для понимания Корана. Становление и развитие науки о тафсире. Тафсир и та вил: определение и различия. Явный и скрытый смысл в Коране. Источники тафсира. Текст Корана как важнейший источник тафсира. Хадисы пророка как откровение об откровении. Вклад сподвижников и таби в истолкование Корана. Роль умозаключений в истолковании Корана. Виды тафсиров. Тафсиры на основе предания. Тафсиры на основе умозаключения. Мутазилитские и шиитские тафсиры. Суфийские тафсиры. Тафсир на современном этапе. Основные тенденции развития тафсира в XX веке. Литературно-публицистические тафсиры. Научные тафсиры. Модернистские тафсиры. Переводы Корана. Перевод Корана как разновидность тафсира. Переводы Корана на язык мусульманских народов. Переводы Корана на европейские языки. Переводы Корана на русский язык. Коран в художественной и философской литературе. Влияние Корана на арабскую словесность. Коран в персидской литературе. Коран в европейской литературе. Коран в творчестве русских поэтов и мыслителей. . 4.2. Наименования тем лекций и семинаров, их содержание, трудоемкость Таблица 5 4.2.1. ЛЕКЦИИ
Таблица 6 4.2.2. Практические занятия
4.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Дополнительная литература по разделу 1 «История сложения и структура Корана»
Дополнительная литература по разделу 2 «Лингвистические особенности Корана»
Дополнительная литература по разделу 3 «Особенности содержания Корана»
Дополнительная литература по разделу 4 «Тафсир и переводы Корана»
Электронные ресурсы по теме, которые доступны в Интернете
http://www.islam.ru/ (есть информация библиографического характера) ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ И ПЕРВОИСТОЧНИКИ Кулиев Э.Р. Корановедение. Под общей редакцией М.Ф. Муртазина. Код доступа: http://www.guliyev.org/news/a-418.html 5. Тематический план и виды самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов Самостоятельная работа студентов состоит из подготовки к занятиям по предложенным вопросам и тематике, подготовки к участию в дискуссиях и круглых столах, в работе над рефератами, сообщениями и эссе и др. Заключительным этапом самостоятельной работы является подготовка к экзаменам. |
Е. А. Резван/Р. Ф. Курамшин Коранистика Программа курса повышения... Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова 1 | Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 11. Банковское дело Рабочая программа по дисциплине составлен на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности (направлению) 080503 «Антикризисное... | ||
Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 11. Банковское дело Рабочая программа по дисциплине составлен на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности (направлению) 080503 «Антикризисное... | Рабочая программа по дисциплине «Социология» Рабочая программа по дисциплине «Социология» для студентов юридического факультета. – Кисловодск: Издательский отдел кгти, 2012.... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Геммология» Рабочая программа по дисциплине «Геммология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа по дисциплине «Английский язык» Рабочая программа по дисциплине «Английский язык» для направлений 220600. 68 «Инноватика», обучающихся по магистерской программе... | ||
Рабочая программа по дисциплине б физическая культура Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 080100. 62 Экономика по дисциплине... | Рабочая программа по дисциплине «Анатомия человека» Рабочая программа по дисциплине «Анатомия человека» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62 «Туризм» профиль: технология... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62 «Туризм» профиль: технология... | Пояснительная записка Рабочая тетрадь по дисциплине «Информатика» Рабочая тетрадь по дисциплине «Информатика» предназначена для студентов специальности 060501. 51 Сестринское дело и разработана на... | ||
Рабочая программа по дисциплине. Перечень тем контрольных работ Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине для преподавателей | Рабочая программа по дисциплине Виды и задачи профессиональной деятельности, формируемые в процессе обучения по дисциплине, в соответствии с фгос впо | ||
Рабочая программа по дисциплине Биологическая статистика /сост. М.... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины, входящей в математический и естественнонаучный цикл, вариативная часть,... | Рабочая программа по дисциплине «Транспортное обеспечение в туризме» Рабочая программа по дисциплине «Транспортное обеспечение в туризме» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100400. 62 Туризм,... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Архитектурное материаловедение»... Рабочая программа дисциплины определяет общий объем знаний, подлежащий обязательному усвоению студентами, и является единой для всех... | Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессионального цикла и является обязательной для изучения |