Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки»





Скачать 274.3 Kb.
НазваниеПояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки»
Дата публикации26.01.2015
Размер274.3 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Философия > Пояснительная записка

c:\users\user\appdata\local\temp\finereader10\media\image1.jpeg




c:\users\user\appdata\local\temp\finereader10\media\image2.jpeg



Пояснительная записка

С 1 июля 2005 г. в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки». Разработаны примерные программы по курсу и определен новый кандидатский экзамен для аспирантов всех специальностей по истории и философии науки. Предлагается проводить обучение и подготовку к экзамену в два этапа.

Этап первый – «История науки». Историю различных наук будут читать соответствующие специалисты на кафедрах, которые готовят аспирантов по своим специальностям в размере 32 аудиторных часов. Соискатель (аспирант) на базе прослушанного курса по истории соответствующей научной специальности или самостоятельного изучения историко-научного материала выбирает тему реферата по истории данной науки, согласует ее с научным руководителем диссертации. Избранная тема регистрируется на кафедре, где выполняется диссертационное исследование. Проверка реферата проводится научным руководителем, который осуществляет первичную экспертизу, а так же специалистом по истории данной научной специальности, который представляет короткую рецензию на реферат и выставляет оценку по системе «зачтено-незачтено». При наличии оценки «зачтено» соискатель (аспирант) допускается к сдаче экзамена по философии науки и по философским (методологическим) проблемам соответствующей научной специальности.

Этап второй – «Философия науки». Этот этап видится главным в подготовке к кандидатскому экзамену. Подготовленные специалисты (доктора философских наук, лица, прошедшие повышение квалификации по дисциплине «История и философия науки») читают специально разработанный курс по философии и методологии науки в размере 68 аудиторных часов.

Программа кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» включает в себя две части. Первая часть «Общие проблемы философии науки». Вторая – «Философские проблемы естествознания».
Часть 1. Общие проблемы философии науки

1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи* лософия пауки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

4. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Иарадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.

5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка основании науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и тины научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнсклассическая наука.

7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности, Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

8. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

Рекомендуемая основная литература

  1. Вебер М. Избранные произведения. М„ 1990.

  2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М„ 1978.

  3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

А. Копре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.

  1. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

  2. Малкей М, Наука и социология знания. М., 1983.

  3. Никифоров АЛ. Философия науки: история и методология. М, 1998.

  4. Огурцов АЛ. Дисциплинарная структура науки. М„ 1988.

  5. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.




  1. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

  2. Традиции и революции в развитии науки. М, 1991.

  3. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М, 1996.



Дополнительная литература

  1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). М„ 1987.

  2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

  3. Квэин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.

  4. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М„ 1988.

  1. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М, 1989.

  2. Лекторский ВА. Эпистемология классическая и некласспческая. М., 2000.

  3. Мамчур ЕА. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М„ 1987.

  4. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

  5. Наука в культуре. М., 1998.

  1. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

  2. Принципы историографии естествознания. XX век/ Отв. ред. И.С. Тимофеев.М., 2001.

  3. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

  4. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М., 1996.

  5. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М,2000.

  6. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов МЛ. Философия науки и техники. М, 1991.

  7. Фейерабенд Я. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  8. Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М„ 2004.

  9. Хюбнер К. Истина мифа. М, 1996.


Обязательная литература

1.Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.,1995.

2.Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983

3.Пуанкаре К. О науке. М.,1983

4.Кун Т. Структура научных революций. М..1975

5.Фейерабенд П. Против методологического принуждения// Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.,1986

6.Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.,1988.

7.Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. ПСС, т.18.

8.Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. Киев, 1997.

9.Хайдеггер М. О сущности истины // Философские науки. № 4.1989.

10.Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.
Часть 2. Философские проблемы естествознания

2.1. Философские проблемы биологии и экологии

2.1.1. Предмет философии биологии и его эволюция

Природа биологического познания. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии. Основные этапы трансформации представлений о месте и роли биологии в системе научного познания. Эволюция в понимании предмета биологической науки. Изменения в стратегии исследовательской деятельности в биологии. Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни. Философия биологии в исследовании структуры биологического знания, в изучении природы, особенностей и специфики научного познания живых объектов и систем, в анализе средств и методов подобного познания. Философия биологии в оценке познавательной и социальной роли наук о жизни в современном обществе.

2.1.2. Биология в контексте философии и методологии науки XX в.

Проблема описательной и объяснительной природы биологического знания в зеркале неокантианского противопоставления идеографических и номотетических наук (1920—1930-е гг.). Биология сквозь призму редукционистски ориентированной философии науки логического эмпиризма (1940—1970-е гг.). Биология с точки зрения антиредукционистских методологических программ (1970—1990-е гг.). Проблема «автономного» статуса биологии как науки. Проблема «биологической реальности». Множественность «образов биологии» в современной научно-биологической и философской литературе.

2.1.3. Сущность живого и проблема его происхождения

Понятие жизни в современной науке и философии. Многообразие подходов к определению феномена жизни. Соотношение философской и естественнонаучной интерпретации жизни. Основные этапы развития представлений о сущности живого и проблеме происхождения жизни. Философский анализ оснований исследований происхождения и сущности жизни.

2.1.4. Принцип развития в биологии

Основные этапы становления идеи развития в биологии. Структура и основные принципы эволюционной теории. Развитие эволюционных идей: первый, второй и третий эволюционные синтезы. Проблема биологического прогресса. Роль теории биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма.
2.1.5. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму

Биология и формирование современной эволюционной картины мира. Эволюционная этика как исследование популяционно-генетических механизмов формирования альтруизма в живой природе. Приспособительный характер и генетическая обусловленность социабельности. От альтруизма к нормам морали, от социабельности — к человеческому обществу. Понятия добра и зла в эволюционно-этической перспективе. Эволюционная эпистемология как распространение эволюционных идей па исследование познания. Предпосылки и этапы формирования эволюционной эпистемологии. Кантовское априори в свете биологической теории эволюции. Эволюция жизни как процесс «познания». Проблема истины в свете эволюционно-эпистемологической перспективы. Эволюционно-генетическое происхождение эстетических эмоций. Высшие эстетические эмоции у человека как следствие эволюции на основе естественного отбора. Категории искусства в биоэстетической перспективе.

2.1.6. Проблема системной организации в биологии

Организованность и целостность живых систем. Эволюция представлений об организованности и системности в биологии (по работам А.А. Богданова, В.И. Вернадского, Л. фон Берталанфи, В.Н. Беклемишева). Принцип системности в сфере биологического познания как путь реализации целостного подхода к объекту в условиях многообразной дифференцированности современного знания о живых объектах.

2.1.7. Проблема детерминизма в биологии

Место целевого подхода в биологических исследованиях. Основные направления обсуждения проблемы детерминизма в биологии: телеология, механический детерминизм, органический детерминизм, акциденционализм, финализм. Детерминизм и индетерминизм в трактовке процессов жизнедеятельности. Разнообразие форм детерминации в живых системах и их взаимосвязь. Сущность и формы биологической телеологии: феномен «целесообразности» строения и функционирования живых систем, целенаправленность как фундаментальная черта основных жизненных процессов, функциональные описания и объяснения в структуре биологического познания.

2.1.8. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентации культуры

Философия жизни в новой парадигматике культуры. Воздействие современных биологических исследований на формирование в системе культуры новых онтологических объяснительных схем, методолого-гносеологических установок, ценностных ориентиров и деятельностных приоритетов.

Потребность в создании новой философии природы, исследующей закономерности функционирования и взаимодействия различных онтологических объяснительных схем и моделей, представленных в современной науке.

Роль биологии в формировании общекультурных познавательных моделей целостности, развития, системности, коэволюции.

Исторические предпосылки формирования биоэтики. Биоэтика в различных культурных контекстах. Основные принципы и правила современной биомедицинской этики. Социальные, этико-правовые и философские проблемы применения биологических знаний. Ценность жизни в различных культурных и конфессиональных дискурсах,

Исторические и теоретические предпосылки биологической интерпретации властных отношений. Этологические и социобиологические основания современных биополитических концепций. Основные паттерны социабельного поведения в мире живых организмов и в человеческом обществе. Проблемы власти и властных отношений в биополитической перспективе.

Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования.

2.1.9. Предмет экофилософии

Экофилософия как область философского знания, исследующая философские проблемы взаимодействия живых организмов и систем между собой и средой своего обитания. Становление экологии в виде интегральной научной дисциплины: от экологии биологической к экологии человека, социальной экологии, глобальной экологии. Превращение экологической проблематики в доминирующую мировоззренческую установку современной культуры. Экофилософия как рефлексия над проблемами среды обитания человека, изменения отношения к бытию самого человека, трансформации общественных механизмов.

2.1.10. Человек и природа в социокультурном измерении

Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. Генезис экологической проблематики. Экофильные и экофобные мотивы мифологического сознания. Античная экологическая мысль. Экологические воззрения Средневековья и Возрождения. Экологические взгляды эпохи Просвещения. Экологические идеи Нового времени. Дарвинизм и экология. Учение о ноосфере В.И. Вернадского. Новые экологические акценты XX в.: урбоэкология, лимиты роста, устойчивое развитие. Современные идеи о необходимости нового мирового порядка как способа решения глобальных проблем современности и обеспечения перехода к стратегии устойчивого развития. Историческая обусловленность возникновения социальной экологии. Основные этапы развития социально-экологического знания. Предмет и задачи социальной экологии, структура социально-экологического знания и его соотношение с другими науками. Специфика социально-экологических законов общественного развития, их соотношение с традиционными социальными законами. Социальная экология как теоретическая основа преодоления экологического кризиса.

2.1.11. Экологические основы хозяйственной деятельности

Специфика хозяйственной деятельности человека в процессе природопользования, ее основные этапы. Особенности хозяйственной деятельности с учетом перспективы конечности материальных ресурсов планеты. Основные направления преобразования производственной и потребительской сфер общества с целью преодоления экологических трудностей. Направления изменения системы приоритетов и ценностных ориентиров людей в условиях эколого-кризисной ситуации. Пути преодоления конечности материальных ресурсов при одновременном поступательном развитии общества.
2.1.12. Экологические императивы современной культуры

Современный экологический кризис как кризис цивилизационный: истоки и тенденции. Направления изменения биосферы в процессе научно-технической революции. Принципы взаимодействия общества и природы. Пути формирования экологической культуры.

Духовно-исторические основания преодоления экологического кризиса. Этические предпосылки решения экологических проблем. Экология и экополитика. Экология и право. Экология и экономика. Концепция устойчивого развития в условиях глобализации. Экология и философия информационной цивилизации. Критический анализ основных сценариев экоразвития человечества: антропоцентризм, техноцент-ризм, биоцентризм, геоцентризм, космоцентризм, экоцентризм. Смена доминирующих регулятивов культуры и становление новых конститутивных принципов под влиянием экологических императивов. Новая философия взаимодействия человека и природы в контексте концепции устойчивого развития России.

2.1.13. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества

Роль образования и воспитания в процессе формирования личности. Особенности экологического воспитания и образования. Необходимость смены мировоззренческой парадигмы как важнейшее условие преодоления экологической опасности. Научные основы экологического образования. Особенности философской программы «Пайдейя» в условиях экологического кризиса. Практическая значимость экологических знаний для предотвращения опасных разрушительных процессов в природе и обществе. Роль средств массовой информации в деле экологического образования, воспитания и просвещения населения.

Рекомендуемая основная литература

Биофилософия. М., 1997.

Борзенков В.Г. Философские основания теории эволюции. М., 1987.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999.

Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования. М., 2002.

Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования. М., 2003.

Данилов-Данидльян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000.

Жизнь как ценность, М., 2000.

Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.Л. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М, 2000.

Лось В.А., Урсул А.Д. Устойчивое развитие, М„ 2000.

Методология биологии: новые идеи. М„ 2001.

Природа биологического познания. М., 1991.

Реймерс И.Ф. Концептуальная экология. М., 1992.

Философия экологического образования / Отв. ред. И.К. Лисеев. М, 2001.

Фролов И.Т. Избранные труды. М, 2001-2003. Т. 1-3.

Дополнительная литература

Биологические аспекты эстетики. М., 1995.

Введение в биоэтику. М., 1999.

Глобальный эволюционизм. М., 1994.

Мантатов В.В. Экологическая этика и устойчивое развитие. Улан-Удэ, 1998.

Олескин А.В. Биополитика. М., 2001

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1957

Глобалистика. Энциклопедический словарь. М., 2003

Исторические типы рациональности. Т.1, 2, под ред. П.П. Гайденко, М., 1996

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, 1977

Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983

Пуанкаре А. О науке. М., 1990

Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 1957

Рассел Б. Мудрость веков. М.,1998

Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000

Структура и развитие науки М. 1978

Судьбы естествознания: современные дискуссии. М., 2000

Философия физики элементарных частиц. М., 1995

Хилл Т. Современные теории познания. М.,1965

Современная западная философия. ХIХ - ХХ в.в. На пороге ХХI в. М., 1994

Шарден Пьер Тейяр. Феномен человека. М., 1965, 1987

Чернавский Д.С. Синергетика и информационные процессы в живых системах. М. 2001

Новая философская энциклопедия в 4 т. М., 2001

Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987

Бодрийяр Ж. Система вещей. М.,1995

Гадамер Г. Истина и метод. М., 1988

Жильсон Э. Разум и откровение в средние века. Киев, 1992

Камю А. Бунтующий человек. М.,1990

Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983

Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995

Сартр Ж.-П. Слова. М., 1965

Тулмин С. Человеческое понимание М.,1984

Фейерабенд П.Избранные труды по методологии науки. М., 1986

Франк Ф. Философия науки. М., 1960

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М..1992

Фуко М. Слова и вещи. М.,1994

Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. вузов. -М.: ВЛАДОС, 1999
Степин В.С. Философская антропология и философия науки.-М.,1992
Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие.- М. 1997
Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие для вузов. – М., 1998
Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии.-М., 1999


Дворянкин Ф.А. Дарвинизм: Курс лекций по истории эволюционного учения и проблемам дарвинизма: Учебн.пособие для ун-тов.-М.,1964
Костычев С.П. О появлении жизни на земле.- Берлин: Госиздат РСФСР, 1921
Майр Э. Популяция, виды и эволюция: Пер. с англ./ Под ред Гептнера В.Г.-М., 1974
Вопросы кандидатского экзамена «История и философия науки» (часть 1)
1.Предмет, задачи и особенности философии науки.

2.Эволюция философских подходов к анализу науки в истории философской мысли.

3.Позитивизм как философия науки: основные этапы становления и развития.

4.Аналитическая философия науки.

5.Феноменология (Э.Гуссерль): критика европейской науки.

6.Философия науки М.Хайдегера. Хайдеггер М. «О сущности истины».

7.Герменевтическая модель философии науки.

8.Критическая школа философии науки.

9.Постмодернизм и философия науки. Фуко М. «Археология знания».

10.Традиционная гносеология, ее направления и особенности. Ленин В.И. «Материализм и эмпириокритицизм».

11.Современная эпистемология, ее отличительные черты и принципы.

12.Субъект и объект познания в современной эпистемологии.

13.Научное знание как система, его особенности и структура. Формы знания.

14.Понятие и структура научной теории.

15.Эмпирический и теоретический уровни научного познания: критерии их различия.

16.Структура эмпирического знания.

17.Структура теоретического знания.

18.Основания науки. Их структура. Система идеалов и норм.

19.Научная картина мира, ее структура, основные виды и формы, функции

20.Понятия методологии и методологического принципа. Методы научного познания и их классификация. Фейерабенд П. «Против методологического принуждения».

21.Методологическая функция философии и основные механизмы их реализации.

22.Научное понятие и механизм его развития.

23.Логические основания научного познания. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования.

24.Научные революции как перестройка оснований науки. Типология научных революций. Концепция научных парадигм и революций Т.Куна. Кун Т. «Структура научных революций».

25.Исторические типы научной рациональности.

26.Особенности современной постнеклассической науки.

27.Дифференциация и интеграция наук.

28.Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современного знания.

29.Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

30.Этика науки.

31.Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.

32.Экологическая этика и ее философские основания.

33.Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о био-, техно- и ноосфере. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста.

34.Мировоззренческие установки техногенной цивилизации: сциентизм и антисциентизм.

35. Научный факт и его методологическое значение

36.Наука как социальный институт.

37.Историческое развитие способов трансляции научного знания.

38.Социальные, политические и экономические факторы развития науки. Взаимодействие науки и общества.

39.Наука как форма человеческой деятельности. Психологические аспекты научного познания.

40.Междисциплинарный и комплексный подходы в современном научном исследовании.

41.Системно-структурный подход как метод познания в современной науке.

42.Проблема социальной ответственности ученого.

43.Возникновение науки и основные этапы ее развития.

44.Восточная средневековая наука и философия.

45.Наука в культуре современной цивилизации.

46.Философия как тип знания. Методы философствования.

47.Проблема как форма научного познания.

48.Проблема надежности знания. Основные концепции истины.

49.Научное познание и ценности.

50.Интерпретация как научный метод.

51.М.Вебер: социальная философия и трактовка науки.

52.Парадигма и ее методологическая роль.

53.Научная рациональность как философская проблема: классическая и неклассическая рациональность.

54.Роль науки в современном образовании и развитии личности.

55.Наука и искусство.

56.Наука и религия.

57.Функции науки в жизни общества.

58.Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

Лакатос И. «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ».

59.Концепция сменяемости теорий К.Поппера. Поппер К. «Логика и рост научного знания».

60.Рассел Б. «Человеческое познание, его сфера и границы».

Вопросы кандидатского экзамена «История и философия науки» (часть 2)

Философия естествознания.

1.Теоретические предпосылки становления, предмет и проблемное поле биофилософии.

2.Предмет и проблемное поле биофилософии.

3.Биология в контексте философии и методологии науки ХХ – ХХI вв.

4.Сущность живого. Понятие жизни в современной науке и философии.

5.Основные концепции происхождения жизни на Земле, их философское значение.

6.Основные этапы становления идеи развития в биологии.

7.Философские аспекты синтетической теории эволюции.

8.Проблема биологического прогресса. Основные концепции прогресса в живой природе.

9.Роль теории биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма.

10.Особенности и этапы формирования эволюционной эпистемологии.

11.Основные концепции организованности и целостности живых систем (А.А.Богданов, В.И.Вернадский, Л.фон Берталанфи).

12.Философские проблемы генетики и наследственности.

13.Эволюционная этика и альтруизм в живой природе.

14.Самоорганизация в живой природе.

15.Проблема детерминизма в биологии: телеология, механистический детерминизм, органический детерминизм, акциденционализм, финализм.

16.Эволюция жизни как процесс «познания».

17.Специфика и методы биологического познания.

18.Роль биологии в процессе развитии философии жизни.

19.Биоэтика, ее предмет, структура и философское значение.

20.Исторические и теоретические предпосылки биологической интерпретации власти.

21.Этологические и социобиологические основания современных биополитических концепций.

22.Философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии. Клонирование.

23.Экофилософия, ее предмет и значение.

24. Экологические проблемы как мировоззренческая установка современной культуры. Экологическая культура и пути ее формирования.

25. Учение о био- и ноосфере В.И.Вернадского.

26.Экология и здоровье человека.

27.Глобальные проблемы человечества и обеспечение устойчивого развития.

28.Возникновение и основные этапы развития социально-экологического знания. Социальная экология как теоретическая основа преодоления экологического кризиса.

29.Современный экологический кризис как кризис цивилизации: истоки и тенденции.

30.Основные модели экоразвития человечества (антропоцентризм, техноцентризм, биоцентризм, теоцентризм, космоцентризм, экоцентризм).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconПояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального...
«История и философия науки». Разработаны примерные программы по курсу и определен новый кандидатский экзамен для аспирантов всех...
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconРеферата по истории науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине...
Сдача кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» является важным этапом обучения по программам послевузовского...
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconРабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconИзложение содержания рабочей программы од. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconРабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине...
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconИзложение содержания рабочей программы од. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
ОД. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconРабочая программа дисциплины «История и философия науки»
Единства образовательного пространства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, а также учебным...
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconПрограммы послевузовского профессионального образования
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconПояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки»
Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» icon«история и философия науки»
Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования» допуск к сдаче кандидатского экзамена по философии...
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история....
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история. Конец XV-XVIII в в.» 7 класс
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconРешение Ученого совета Генеральный директор «28» июня 2012г д. э...
Дисциплина «История и философия науки», выполняя по отношению к научной деятельности, прежде всего, методологическую функцию, является...
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconПояснительная записка фио учителя Тимофеев Николай Анатольевич. Предмет Новая история
Учебник – А. Я. Юдовская, Л. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина «Новая история (1800-1913)» 8 класс. Просвещение
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconРабочая программа дисциплины основной образовательной программы послевузовского...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск