Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники»





НазваниеРабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники»
страница1/5
Дата публикации28.01.2015
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3   4   5

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Истории, философии, культурологии

К.ф.н., доцент

Никифоров Ю.А.

Ярыгин Д.В.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № от 2013




Рабочая программа по дисциплине

«ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ»
Направление: 072500 Дизайн
квалификация: Магистр
Составитель:

Флорова В.С. к.философ.н., доцент;

Москва-2013

Пояснительная записка

Основные цели и задачи курса

Настоящий курс «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности дизайн. Курс сводится к тому, чтобы ознакомить магистрантов, обучающихся по указанной специальности с ведущими содержательными направлениями философии науки и техники

как образовательной дисциплины, добиться от них умения оперировать теоретическими понятиями и научно-практическими проблемами этой дисциплины, владеть предметной тематикой, приемами теоретического анализа, которые помогут им в исследовательской и профессиональной деятельности.

Фундамент курса составляет изучение учащимися основных понятий, структур и теоретических представлений философского цикла, которые относятся к таким фундаментальным разделам, как теория познания, философия и методология естественных, технических и гуманитарных наук,

современные концепции философии науки, философия техники, философские вопросы дизайна как художественно-технического проектирования.

Обучающиеся должны понимать сущность и место философии в современном обществе, как познавательного и духовного явления, теоретической основы современной науки и техники, уметь отображать средствами философского анализа смыслы, ценности и проблемы разного рода, включая профессиональные. От обучающихся требуется не только овладение различными концептуальными подходами к пониманию феноменов науки и техники, философской проблематики в целом, но и умение видеть важнейшие философские проблемы в познании окружающего мира, усматривать ведущие культурные смыслы, ценности, символы, уметь их использовать в собственном анализе, соотносить с ними свою исследовательскую и творческую деятельность.

По проблематике и содержанию представленная образовательная дисциплина выстраивается автором с опорой на классическую основу философского знания, теоретико-познавательные и методологические основания науки и техники, современные концепции науки и техники, современные теоретические и эстетические основы творческой, художественно-проективной деятельности, а также с учетом образовательных стандартов и требований, выдвигаемых к обучению учащихся в магистратуре.

Цель: формирование у студентов знаний и представлений о важнейших содержательных направлениях и формах философского постижения феноменов науки и техники

Указанная цель достигается через решение следующих задач:

  1. Рассмотреть философские направления анализа, связанные с пониманием феноменов науки и техники;

  2. Изучить теорию познания, овладеть гносеологическими и методологическими основами научно-технического познания и творчества;

  3. Рассмотреть концепции философии науки, мировоззренческий потенциал естественно-научного знания, философскую проблематику методологии естественных, технических и гуманитарных наук;

  4. Овладеть основами философского анализа феномена техники;

  5. Раскрыть философские проблемы дизайна как художественно-технического проектирования.


Объем в ЗЕ: _____4 кредита

Время изучения: курс _____1-2 _____семестр ___1-3______________

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Логика с основами методологии мышления, История философии и этика.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:Методология исследовательской деятельности, История философии и науки.

Групповая принадлежность ОМ:общекультурный

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

1.1.1.Владеет культурой научного мышления

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

выработать у магистранта способность оценивать под углом зрения философского анализа познавательные и практические проблемы, относящиеся к профессиональной компетенции магистранта.

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):?

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности:Владение терминами, категориями философского анализа;

2 уровень сложности:Знание и понимание философских текстов, в том числе, принадлежащих классикам философской мысли;

3 уровень сложности:Владение основами философского анализа, умение логически мыслить, аргументировать и доказывать свою позицию
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 %


Технологическая карта образовательного модуля

Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

Владеет культурой понятийного (научного) мышления

Компетенция 1


Тема 1.1. Философия как всеобщая методология познания и творчества


Традиционная лекция:

Конспектирование

Задания 1 - 2 уровня сложности:

выступление с докладами.

представление

презентаций



Задания 2-3 уровня сложности: Анализ текстовых фрагментов


освоение теоретического материала



Устный опрос



Владеет культурой понятийного (научного) мышления

Компетенция 1


Тема 1.2. Философия как самосознание науки и техники.


Проблемная лекция:

конспектирование



Задания 1 и 2 уровня сложности

Представление тезисов докладов.

Организация дискуссии


Задания 2 и 3 уровня :

Чтение и комментирование текстов



Подготовка тезисов докладов, реферирование текстов


Формы

Контроля:

анализ выступлений



Владеет культурой понятийного (научного) мышления


ТТема 2.3. Гносеология, ее роль в познавательной и проективной деятельности

Проблемная лекция:

конспектирование



Задания 1 - 2 уровня сложности: Тестовые задания



Задания 2 - 3 уровня сложности:

Анализ текстовых фрагментов


Конспектирование и реферирование


Формы контроля:

Тестовые задания.

Проверка конспектов и рефератов

Владеет культурой понятийного (научного) мышления

Компетенция 1


Тема 2.4. Сознание как предмет философской рефлексии


Лекция с использованием видеоматериалов

Задания 1 - 2 уровня

сложности:

выступление с докладами и сообщениями.



Задания 2 - 3 уровня сложности:

Организация «круглого стола»

освоение теоретического материала.

- подготовка к семинарским занятиям,

Формы контроля:

Проверка домашних заданий

Владеет культурой понятийного (научного) мышления


Тема 2.5. Познание как предмет философской рефлексии



Традиционная лекция.

Конспекты

Задания 1 - 2 уровня

сложности:

доклады и презентации.



… Задания 2 - 3 уровня сложности:
Организация «деловой игры».

освоение теоретического материала.
реферирование и по социально-философской проблематике.

Написание эссе
.

Проверка рефератов и эссе

Владеет культурой понятийного (научного) мышления

Компетенция 1


Тема 2.6. Структура познавательной деятельности



Традиционная лекция.

Конспекты

Задания 1 - 2 уровня

сложности:
Выступление с докладами и сообщениями.


… Задания 2 - 3 уровня сложности

Чтение и комментирование текстов

аннотирование современных научных трудов по теории и философии права.

Проверка

подготовленных материалов

Владеет культурой понятийного (научного) мышления

Компетенция 1


Тема 2.7. Проблема истины в гносеологии


Проблемная лекция

Задания 1 - 2 уровня

сложности:

Выступление с докладами.


Задания 2 и 3 уровня сложности:

Организация дискуссии.

Подготовка тезисов докладов.

Написание философского эссе

Анализ студенческих эссе

Владеет культурой понятийного (научного) мышления

Компетенция 1


Тема 2.8. Основы философской методологии



Мультимедийная лекция

Задания 1 - 2 уровня

сложности:

представление презентаций, выступление с докладами.



Задания 2 - 3 уровня сложности:
Организация конференции, выступление с научными сообщениями

освоение теоретического материала.

- выполнение домашних заданий по «рабочей тетради»


роверка домашних задании.

.

Владеет культурой понятийного (научного) мышления

Компетенция 1


Тема 3.9. Наука в системе познания и мировоззренческой ориентации



традиционная лекция,

конспекты

Задания 1 - 2 уровня

сложности:

представление презентаций, выступление с докладами.


Задания 2 и 3 уровня сложности:

Анализ и комментирование докладов и презентаций

освоение теоретического материала;

- подготовка к семинарским занятиям

роверка домашних

заданий.

Анализ докладов, презентаций и комментариев

Владеет культурой понятийного (научного) мышления


Тема 3.10. Философия науки, ее предмет и проблемное поле



Интерактивная лекция, конспект

Задания 1 - 2 уровня

сложности:

представление презентаций, выступление с докладами.



Задания 2 и 3 уровня сложности:

Организация дискуссии

освоение теоретического материала;

- выполнение домашних заданий;

-аннотирование и анализ текстов


Анализ студенческих рефератов

Владеет культурой понятийного (научного) мышления


Тема 3.11 Основные этапы становления и развития философии науки



Традиционная лекция.

Конспекты

Задания 1 - 2 уровня

сложности:

выполнение тестовых заданий соответственно уровню сложности



… Задания 2 - 3 уровня сложности:
выполнение тестовых заданий

соответственно уровню сложности


освоение теоретического материала.

.

Проверка тестовых заданий

Владеет культурой понятийного (научного) мышления


Тема 3.12. Основные концепции философии науки середины – втор. пол. ХХ в. Актуальные проблемы современной философии науки.



Традиционная лекция.

Конспекты

Задания 1 - 2 уровня

сложности:

выполнение тестовых заданий соответственно уровню сложности



… Задания 2 - 3 уровня сложности:

выполнение тестовых заданий

соответственно уровню сложности


освоение теоретического материала.


Проверка тестовых заданий

Владеет культурой понятийного (научного) мышления


Тема 3. 13. Типология научной рациональности и основные этапы развития научной методологии.



Проблемная лекция

Конспекты

Задания 1 - 2 уровня

сложности:

доклады и презентации.



… Задания 2 - 3 уровня сложности:
Организация студенческой научной конференции

освоение теоретического материала.
реферирование первоисточников

подготовка научных сообщений и статей

.

Анализ докладов и презентаций, оценка работы конференции, анализ сообщений, проверка текстов студентов

Владеет культурой понятийного (научного) мышления


Тема 3.14. Структура научного знания



Традиционная лекция.

Конспекты

Задания 1 - 2 уровня

сложности:

доклады и презентации.



… Задания 2 - 3 уровня сложности:

Анализ и комментирование докладов и презентаций



освоение теоретического материала.


.

Оценка докладов и презентаций, их анализа студентами

Владеет культурой понятийного (научного) мышления


Тема 3.15. Типология научных дисциплин



Традиционная лекция.

Конспекты

Задания 1 - 2 уровня

сложности:

доклады и презентации.



… Задания 2 - 3 уровня сложности:
Организация «деловой игры».

освоение теоретического материала.

.

Устный опрос

Анализ докладови презентаций

Оценка творческой активности

Владеет культурой понятийного (научного) мышления


Тема 3.16. Особенности гуманитарного типа знания



Традиционная лекция.

Конспекты

Задания 1 - 2 уровня

сложности:

доклады и презентации.



… Задания 2 - 3 уровня сложности:
Подготовка научных сообщений

освоение теоретического материала.

.

Устный опрос

Анализ докладов, презентаций и научных сообщений

Владеет культурой понятийного (научного) мышления


Тема 3.17 Наука как социальный институт современного общества. Место науки в культуре современной цивилизации. Этические проблемы науки



Традиционная лекция.

Конспекты

Задания 1 - 2 уровня

сложности:

доклады и презентации.



… Задания 2 - 3 уровня сложности:
Подготовка научных сообщений

освоение теоретического материала.
Подготовка к рубежному контролю
.

Устный опрос

Анализ докладов, презентаций и научных сообщений

Рубежный контроль

Владеет культурой понятийного (научного) мышления


Тема 4.18 Техника как предмет философской рефлексии.



Традиционная лекция.

Конспекты

Задания 1 - 2 уровня

сложности:

доклады и презентации.



… Задания 2 - 3 уровня сложности:
Организация «деловой игры».

освоение теоретического материала.
реферирование и аннотирование текстов

Написание статьи или эссе
.

проверка рефератов и творческих работ студентов

Анализ докладови презентаций

Владеет культурой понятийного (научного) мышления


Тема 4.19. Взаимосвязь науки и техники



Традиционная лекция.

Конспекты

Задания 1 - 2 уровня

сложности:

доклады и презентации.



… Задания 2 - 3 уровня сложности:
Организация «деловой игры».

освоение теоретического материала.


.

Оценка творческой активности Анализ докладови презентаций

Владеет культурой понятийного (научного) мышления


Тема 4.20. Научно-технический прогресс как предмет философской рефлексии.



Проблемная лекция.

Конспекты

Задания 1 - 2 уровня

сложности:

доклады и презентации.



… Задания 2 - 3 уровня сложности:
Организация студенческой конференции

освоение теоретического материала.
реферирование первоисточников

Написание статьи
.

Проверка рефератов и статей

Владеет культурой понятийного (научного) мышления


Тема 4. 21. Техника, человек, общество



Проблемная лекция.

Конспекты

Задания 1 - 2 уровня

сложности:

доклады и презентации.



… Задания 2 - 3 уровня сложности:
Организация конференции

освоение теоретического материала.
Написание статьи

.

Проверка текстов магистрантов

Владеет культурой понятийного (научного) мышления


Тема 5.22. Философские вопросы дизайна



Проблемная лекция.

Конспекты

Задания 1 - 2 уровня

сложности:

доклады и презентации.



… Задания 2 - 3 уровня сложности:
Организация «деловой игры»: «Профессия «дизайнер»

освоение теоретического материала.

.

Устный опрос, оценка творческой активности

Владеет культурой понятийного (научного) мышления


Тема 5. 23. Эстетико-художественные основы дизайна


Проблемная лекция.

Конспекты

Задания 1 - 2 уровня

сложности:

доклады и презентации.



… Задания 2 - 3 уровня сложности:

Комментирование и аннотирование фрагментов первоисточников



освоение теоретического материала.


Написание эссе


Проверка и комментирование эссе

Владеет культурой понятийного (научного) мышления


Тема 5..24. Дизайн как художественно-техническое проектирование и конструирование.



Мультимедийная лекция



Задания 1 - 2 уровня

сложности:

доклады.



… Задания 2 - 3 уровня сложности:

Конкурс

презентаций



освоение теоретического материала.
.

Оценка результатов конкурса



  1. Объем модуля и виды учебной работы

Заочная форма обучения набор 2012


Факультет / Направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор.


Самост. работа

Факультет

ДИВИ / дизайн



Философские проблемы науки и техники

Лекции

Лекции

12

60

1-2

Практические/семинарские

8

64

1-2

Лабораторные










Консультации

+




2

Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Экзамен


+




2

Общий объем часов по дисциплине: 144

20

124




  1. Содержание модуля

2.1. Разделы модуля и виды учебной работы

Заочная форма обучения


Тематический план

Кол-во часов

лекции

практические

самост.

работа


Тема 1.1. Философия как всеобщая методология познания и творчества

0,5

1

5

Тема 1.2. Философия как самосознание науки и техники.

0,5




5

Тема 2.3. Гносеология, ее роль в познавательной и проективной деятельности



0,5

1

5

Тема 2.4. Сознание как предмет философской рефлексии

0,5




5

Тема 2.5. Познание как предмет философской рефлексии я.Место гносеологии в структуре философскогознания.
Место гносеологии в структуре философского знания.

0,5




5

Тема 2.6. Структура познавательной деятельгности

0,5




5

Тема 2.7. Проблема истины в гносеологии

0,5




5

Тема 2.8. Основы философской методологии

0,5




5

Тема 3.9. Наука в системе познания и мировоззренческой ориентации

0,5

1

5

Тема 3.10. Философия науки, ее предмет и проблемное поле

0,5




5

Тема 3.11 Основные этапы становления и развития философии науки.

Быт

0,5




5

Тема 3.12. Основные концепции философии науки середины –втор. пол. ХХ в. Актуальные проблемы современной философии науки.


0,5




5

Тема 3. 13. Типология научной рациональности и основные этапы развития научной методологии.
Основные теоретические парадигмы вистории антропологии

0,5

1

5

Тема 3.14. Структура научного знания

0,5




5

Тема 3.15. Типология научных дисциплин

0,5




5

Тема 3.16. Особенности гуманитарного типа знания

0,5




5

Тема 3.17 Наука как социальный институт современного общества.

0,5




5

Тема 4.18 Техника как предмет философской рефлексии.

гической проблематики в рамках истории философии


0,5

1

5

Тема 4.19. Взаимосвязь науки и техники

0,5

1

5

Тема 4.20. Научно-технический прогресс как предмет философской рефлексии.

0,5




5

Тема 4. 21. Техника, человек, общество

0,5




5

Тема 5.22. Философские вопросы дизайна

0,5

1

5

Тема 5. 23. Эстетико-художественные основы дизайна

0,5




5

Тема 5..24. Дизайн как художественно-техническое проектирование и констр

0,5

1

4

Итого 144



12

8

124


Самостоятельная работа студентов

График самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

Факультет ДИВИ

Специальность/ направление: Дизайн

Курс ___1-2__


направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

февраль

март

апрель

май

июнь

история

Философия как всеобщая методология познания и творчества

Реферат

Контр.р.

*

























Философия как самосознание науки и техники.

Реферат,

эссе

*

*






















Гносеология, ее роль в познавательной и проективной деятельности



Реферат,

эссе

*

*






















Сознание как предмет философской рефлексии

Реферат,

эссе




*

*



















Познание как предмет философской рефлексии я.Место гносеологии в структуре философскогознания.
Место гносеологии в структуре философского знания.

Реферат,

Эссе

Контр.р.







*



















Структура познавательной деятельгности

Реферат,

эссе







*

*
















Проблема истины в гносеологии

Реферат,

эссе













*













Основы философской методологии

Реферат,

Эссе













*

*










Наука в системе познания и мировоззренческой ориентации

Реферат,

эссе
















*

*










Философия науки, ее предмет и проблемное поле

Реферат,

эссе



















*

*




Основные этапы становления и развития философии науки.

Быт

Реферат,

эссе






















*

*



  1. Дидактический материал



Материал к практическим занятиям и семинарам

Методика поведения семинарских занятий строится с учетом того, что согласно учебному плану, магистерский курс «Философские проблемы науки и техники» читается с опорой на опыт историко-философской подготовки , осуществленной по программам бакалавриата. На каждое семинарское занятие выносится рассмотрение одного фундаментального вопроса. Студентам предлагаются самостоятельно рассмотреть три–четыре работы (или их отдельные разделы), авторы которых представляют различные философские школы и направления, реализуют различные гносеологические стратегии, и, соответственно выражают разные подходы в понимании сущности феноменов науки и техники, различные позиции в вопросах методологии исследовательской деятельности, предлагают разные решения рассматриваемых вопросов. Работа семинара строится как сравнительный анализ, обсуждение и сопоставление представленных точек зрения, выявление динамики развития философского осмысления феноменов науки и техники, оценка перспективности предлагаемых концепций для организации научно-исследовательской работы и творческой практики человека.
Контрольные работы





Фамилия, имя, отчество

Факультет, курс, группа



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» iconРабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники»
«философские проблемы науки и техники» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности...
Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» iconРабочей программы дисциплины философские проблемы науки и техники...
Цель теоретического курса «Философские проблемы науки и техники» изучить проблему возникновения науки и техники и основные стадии...
Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» iconРабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники...
Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» изучается магистрами и предусматривает систематизацию знаний о методологических...
Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью освоения дисциплины «Философские проблемы науки и техники» является формирование у магистрантов углубленных знаний о роли науки...
Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» iconРекомендуется для магистрантов и аспирантов технических вузов по...
П 29 Философия техники: учебное пособие / М. А. Петинова. – Самара: Самар гос техн ун-т, 2014. – 92 с
Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки и техники: введение в общественное здоровье/здравоохранение»
Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» iconПрограмма кандидатского экзамена по “Истории и философии науки” состоит...
Экзаменационные билеты должны включать: два вопроса из раздела «Общие проблемы философии науки», один вопрос из разделов программы...
Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» iconРабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания»...
Изучение дисциплины «Философские проблемы естествознания» направлено формирование у магистранта, будущего ученого-естествоиспытателя,...
Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» iconПрограмма учебной дисциплины «Философские проблемы науки и техники»
Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также...
Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» iconРабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естественнонаучных...
Настоящий курс «Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» включен в программу подготовки в рамках вузовского...
Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» iconПрограмма кандидатского экзамена включает в себя три части: Часть...
Формой итоговой отчетности является реферат, положительная оценка которого (зачет) рассматривается как формальный итог работы по...
Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» iconФилософские проблемы информатики
У76 Философские проблемы информатики: учебное пособие для аспирантов и соискателей / В. Н. Усов. – Челябинск: Издательский центр...
Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» iconРабочая программа дисциплины "философские проблемы культуры и цивилизации"...
Возрождения, а также Нового и Новейшего времени на проблему свободы воли. Помочь студентам расширить свое мировоззрение на предмет...
Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» iconПрограмма для аспирантов и соискателей юридического факультета к...
«Истории и философии науки», направление «Исторические и философские проблемы юридической науки»
Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» iconТемы рефератов по истории и философии экономической науки. Философские...
Сравнение философско-правовых идей И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса
Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Настоящий курс «Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» включен в программу подготовки в рамках вузовского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск