Значение музыки как вида искусства





Скачать 94.87 Kb.
НазваниеЗначение музыки как вида искусства
Дата публикации15.02.2015
Размер94.87 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Значение музыки как вида искусства.

Когда простую песню слышишь,

Когда ты сам её поёшь, -

Одним дыханьем с нею дышишь

И в ногу вместе с ней идёшь.

Послушай, как щебечут птицы,

Послушай, как поёт волна,

Как дождь в окно твоё стучится, -

Повсюду музыка слышна.

В струне, звенящей на просторе,

И в дудочке из камыша

Поёт о радости, о горе

Народа светлая душа.

В могучем здании аккордов

Величье их творца живёт,

Он музыкой своею гордой

Людей на подвиги зовёт.

И в наши дни, когда к планетам

Прибавилась ещё одна, -

Расскажет в музыке об этом

Звезду создавшая страна.

Л. Некрасова.
Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка - это вид искусства. У каждого искусства имеется язык: живопись го-ворит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помо-щи слова, а музыка – с помощью звуков. Непостижимая власть музыки над человеком. Она принуждает радоваться и плакать, может помочь пережить горе, снять душевный стресс, вылечить сердечные раны. Музыка - старинный вид искусства, способен объединять людей, и в этом ее наибольшая сила.
Разные за характерами, привычками, взглядами на жизнь, национально-стью, страстями, моральными принципами люди в концертном зале, затаив дыхание, одинаково взволнованно и благоговейно замирают под ливнем уди-вительных, чарующих звуков. И уже на второй план отходят жизненные не-удачи и заботы, остается только власть искусства, которое очищает душу от всего несущественного, мизерного, будничного, поднимает нас к высотам по-нимания смысла жизни. В древности греки создали замечательный миф о певце Орфее. Когда он пел и играл на кифаре, дикие звери выходили из своих логовищ и следовали за ним, деревья и скалы сдвигались со своих мест, что-бы послушать его дивную игру, даже море не шумело при звуках его кифары. Там, где бессильны были меч, мужество и отвага, песня Орфея делала чудеса. Это он помог аргонавтам благополучно доставить из Колхиды золотое руно, заглушив своей игрой пение коварных сирен. Так ещё в древности люди при-знавали могучую силу воздействия музыки. А теперь вспомним наш русский древний миф, нашу новгородскую легенду - былину о Садко. Помните её? Садко - гусляр и певец. Его искусство, как и искусство Орфея, обладало чу-додейственной силой. Под его музыку всё подводное царство вместе с мор-ским царём пускалось в такой пляс, что буря поднималась на озере Ильмень, корабли тонуть начинали... Но его искусство умело быть и нежным: от его света, от теплоты, которую оно излучало, холодное сердце морской царевны Волховы стало живым, способным любить, страдать и радоваться.

Вы чувствуете, как схожи эти два мифа? И ведь вот что интересно: ско-лько лет прошло с их зарождения, а они все живут и живут. Почему же не стареют они, почему не утратили до сих пор своей жизненной силы? Потому что в них заключена мысль, которая и сегодня не потеряла своего смысла, своего значения.

Что же это за мысль? Мысль о том, что искусство способно воздейство-вать на жизнь, влиять на неё, изменять её, делать её лучше, а главное – ока-зывать своё влияние на человека. Видите, с каких давних пор люди верили в преобразующую силу искусства.

Оно способно поднять человека на героический подвиг, а может родить в нём страх и ужас; оно может вызвать в человеке безудержную радость, а может ввергнуть в пучину тоски и печали; оно способно удесятерить силу че-ловека в труде, а порой лишает его всякой энергии; оно может облагородить его мысли, чувства, поступки, а может сделать их дурным, пошлыми, без-нравственными; искусству дана сила украсить нашу жизнь, но оно же спосо-бно и изуродовать её... Всё зависит от того, какое это искусство и как мы к нему относимся!

Музыка сопровождает человека всю его жизнь, в ней он находит выра-жение самых высоких чувств и самых тонких душевных переживаний. В горе и в радости, в труде и на отдыхе - музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в нашу жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая. А между тем попробу-ем-ка на минуту представить, что из жизни человека ушла музыка. Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогаю-щего людям лучше понимать друг друга. В мир музыки человек погружается с детства. С помощью музыки человек выражает свои чувства. Музыка – это часть нашей жизни. Композитор пишет музыку для людей, вкладывая в нее свои чувства, мысли. А музыка в свою очередь рассказывает нам о человеке, выражает чувства, мысли, переживания. Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода "Тита-ник", предназначенного для регулярных пассажирских рейсов между Евро-пой и Америкой. В открытом море "Титаник" наскочил на плавающую ледя-ную гору - айсберг и затонул. В первые же минуты после катастрофы обна-ружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившийся на пароходе... И тут произошло нечто неверо-ятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на "Титанике", дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели в концертах, и заиграли… Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героиче-ского композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чьё творче-ство были насыщены неустанной, напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, обрушившихся на него буквально с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость… Смертельно раненный "Титаник" погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жиз-нью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них му-жество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия, от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на тонувшем корабле. Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушала страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыканта-ми, вместе с последними звуками бетховенской симфонии. Какой могучей силой должна обладать музыка, способна оказать людям поддержку в такую трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство... Художник С.Коненков пишет: «Без музыки я не смыслю творческой жизни. Без неё нет фантазии и окрылённости. Она живёт и дышит не только в сердце композитора и артиста, но движет и поэзию, и архитектуру, незримо присут-ствует во всех глубоких и интимных чувств человека… Когда я вспоминаю своё детство в небольшой смоленской деревушке на берегу Десны, передо мной невольно возникает дивный и чарующий мир звуков. От этих дней меня отделяет вереница десятилетий, но и сейчас я слышу отдалённую, наивную и милую мелодию детства… Я сижу на печке. В хате тускло горит лучина. Я что - то мурлычу про себя, и вместе со мной тараканы прислушиваются то к шуму леса, то к завыванию ветра… Плещут волны Десны, щебечут птицы; на пчельнике умные бархатные летуньи поют свою трудовую песню. Умей только слушать! Всюду музыка: и в предзакатной глади реки, и в буре. Ни-когда не забыть мне хрустальных песен соловья, услышанных весной. Каж-дый год эти долгожданные трели воспринимались как огромное событие... Сколько задушевных русских песен знали наши деревенские девушки! В длинные зимние вечера я без конца слушал то тягучие, то звонкие, крылатые, ласкающие сердце песни... Песни про горе и радость... Всё это хватало за сердце, вдохновляло потрудиться во славу родного народа. Я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку».

Великий писатель Л.Н. Толстой никогда не уставал слушать музыку, и самые выдающееся музыканты - и наши и иностранные - считали за счастье играть для него. Сохранился рассказ, как к Толстому в его усадьбу Ясная По-ляна, где он провёл большую часть своей жизни и безвыездно жил последние годы, приезжала известная польская пианистка Ванда Ландовская. Однажды она приехала по просьбе Толстого со своим клавесином. Дело было зимою. Клавесин везли в санях по длинному, занесенному снегом пути, в бурю, ме-тель, в сильный мороз. Хрупкий музыкальный инструмент замёрз, и дочерям Толстого пришлось долго оттирать и согревать его. Ванда Ландовская прове-ла в Ясной Поляне несколько дней и без конца играла Толстому музыку ком-позиторов 18 века - Куперена, Рамо, Доменико Скарлатти. Много играла она и Баха. Лев Николаевич был восхищён этой старинной музыкой. Его привели в восторг и французские народные танцы 17 века. "Что за прелесть!" – повто-рял Толстой. "Ежедневно он требовал от меня их исполнения, - рассказывала Ландовская. - А какой он слушатель! Сидит, засунув руки за пояс, и не про-пуская ни одной детали. Впечатление его ясно можно прочесть на его выра-зительном, чудном лице". Ландовская играла Толстому и на рояле, особенно его любимых композиторов - Моцарта и Гайдна. Толстому всегда было по душе энергичная, бодрая, радостная музыка. Он однажды сказал Гольденвей-зеру: "Всегда в музыке чувствуешь самого человека. Юноша светлый, непо-средственный - Моцарт, наивный Гайдн, суровый Бетховен - слышишь в му-зыке каждого из них. Едва ли не самое ценное для меня качество Гайдна - его жизнерадостность". Однако Толстому, как он выражался, "переворачивала душу" и печальная музыка. Слушая в Московской консерватории скорбное анданте первого квартета Чайковского, Толстой разрыдался. "Может быть, никогда в жизни я не был так польщён, - писал Чайковский в своём дневнике, - и тронут в моём авторском самолюбии, как когда Лев Николаевич, слушая анданте моего квартета и сидя рядом со мной, залился слезами". Любовь Толстого к классической музыке никогда не могла заглушить его страсти к народной музыке. Песни яснополянских крестьянок, песни ямщиков, сол-датские, казацкие, то заунывные и протяжные, то полные раздолья и удачи, были близкими и родными Толстому. "Ничто так не люблю, как наши про-стые деревенские песни", - признавался он как - то в старости. Толстой вни-мательно изучал русские песни. Он послал сборник народных песен Чайко-вскому для обработки, назвав их "удивительным сокровищем". Большое на-слаждение доставляла Толстому также игра на народных инструментах. У него в доме, где не умолкало фортепиано, часто звенела гитара, пела бала-лайка. Да, именно пела... "Я буквально слышал нежный женский голос, - го-ворил Толстой об игре знаменитого исполнителя на балалайке Трояновского, который приезжал в гости в Ясную Поляну. - Когда слушаешь балалайку, издали получается полная иллюзия пения. Удары пальцев по струнам, кото-рые слышишь здесь, вблизи, на расстоянии совершенно исчезают, и издали слышится только один чистый, певучий звук". А когда Толстой услышал украинский гопак в исполнении Трояновского, он не смог удержаться и воскликнул: "Плясать хочется!" Толстой не только любил слушать музыку. Он сам хорошо играл на рояле. Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир челове-ка? Прежде всего ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ - это выливается в торжест-венные и радостные звуки музыки; поёт солдат в походе - песня придаёт осо-бое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне – пе-чальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь. Народное музыкальное творчество Н.В Гоголь образно назвал "изу-чающей историей", "звонкими живыми летописями". Музыкальные произ-ведение отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших того времени - "Священная война" А. Александро-ва. Она объединяла советских людей в их суровой, непреклонной решимо-стью вести борьбу до полной победы. В осаждённом Ленинграде Д. Шоста-кович создаёт знаменитую Седьмую симфонию. В ней осуждается величай-шее зло, которое несёт фашизм. "Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа", - вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: " В горе и в радости, в труде и на отдыхе – му-зыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая... Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного сво-еобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга". В этом другая особенность музыки – объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музы-кальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определённый отклик в душе другого. Великий русский композитор П.И. Чайковский гово-рил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Яркие художественные произведения, выражающие мир боль-ших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича, "прекрасный своеобразный язык". Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает своё мироощущение, своё отно-шение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их. Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый человек по – сво-ему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдаёт предпочтение какому - либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведе-нию, имея определённый опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слу-шать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу конт-растных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот "прекрасный свое-образный язык". Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными. Ещё одна интересующая нас особенность музыки - воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок сосредоточивается, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение дет-ского лица, оживляются движения!

Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приоб-щать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического вос-питания.

Литература:

  1. «Рассказы о музыке». Издательство «Музыка». Москва 1968 год. С.5-6, 8-9, 11,36-39.

  2. «Из истории музыкального воспитания» составитель О.А. Апраксина. Москва «Просвещение» 1990 г.

  3. «Воспитание музыкой» составители Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. Москва «Просвещение» 1991 г.

  4. «Как рассказывать детям о музыке?» Д. Б. Кабалевский. Москва «Просвеще-ние» 1989 г.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Значение музыки как вида искусства iconКонспект урока по искусству в 8 классе «Роль искусства в сближении...
Литературный эпиграф к уроку: «Все виды искусства служат главному искусству- искусству жить на Земле» Б. Брехт
Значение музыки как вида искусства iconПояснительная записка Изучение музыки как вида искусства направлено...
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Значение музыки как вида искусства iconТема урока: «Небесное и земное в звуках и красках»
Цель урока: раскрыть взаимосвязь музыки с живописью, показать значение музыки в синтезе искусств; формировать и развивать художественную...
Значение музыки как вида искусства iconУрок музыки в 5 классе Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость...
Значение музыки как вида искусства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Показать значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении
Значение музыки как вида искусства iconУчебный предмет
Цель урока: Показать значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной...
Значение музыки как вида искусства iconРабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень
Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального...
Значение музыки как вида искусства iconРабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства
Целью курса является знакомство студентов с основами эстетических, функциональных и конструктивных закономерностей развития архитектуры,...
Значение музыки как вида искусства iconЗначение музыки в жизни человека
Роль и значение музыки в жизни современного человека нельзя переоценить. Появившись около сорока тысяч лет назад, она заняла место...
Значение музыки как вида искусства iconУрок музыки в 1 классе тема: «Музыка осени»
Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности...
Значение музыки как вида искусства iconТип урока
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности...
Значение музыки как вида искусства iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методика развития детей на основе эстрадной музыки»
Составитель: Зыкова Нина Вячеславовна, преподаватель кафедры вокального искусства института музыки, театра и хореографии фгоу впо...
Значение музыки как вида искусства iconУрок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка»
«музыкальный пейзаж», расширить знания о внутренней связи музыки, литературы, изобразительного искусства; стимулировать развитие...
Значение музыки как вида искусства iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История эстрадно-джазового искусства»
...
Значение музыки как вида искусства iconСценарный план урока музыки в 5 классе (Программа «Музыка. 5-7 кл.»...
Цель: сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах значение...
Значение музыки как вида искусства iconНорвежский романтизм
Генеральное консульство королевства Норвегии Центр искусства и музыки библиотеки им. В. В. Маяковского (Невский, 20) Голландский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск