Скачать 194.73 Kb.
|
«Философско-этические основания социальной практики» 1. 1 Цели освоения дисциплины: Формирование принципов понимания основных категорий, тем и проблем этики как философской дисциплины, понимание ее места и роли в современной социальной практике и выработке познавательных, мировоззренческих и профессиональных ориентиров 1.2 задачи дисциплины: а) формирование и углубление представлений о современной социальной практике и месте моральных представлений в структуре современной социальной практики; б) формирование представления об основных темах и проблемах этики, основных ее разделах, а также методах их исследования; в) овладение базовым понятийным аппаратом, принципами и приемами этического анализа социальной и личностно-значимой проблематики; г) формирование представлений об основных этических концепциях (консеквенциализм, деонтологическая этика, теория справедливости, теория добродетели), сложившихся в процессе осмысления этической и социальной проблематики; д) выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными текстами по философии и социально-гуманитарным дисциплинам, посвященными проблемам этики и ее роли в социальной практике; е) формирование умения применять полученные общие знания для решения конкретных задач; ж) развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, необходимого для осуществления осмысленного мировоззренческого и профессионального самоопределения; з) формирование умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение этических проблем и способов их разрешения. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры: дисциплина цикла М1: общенаучный цикл; вариативная (профильная) часть; специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося: освоение дисциплины предполагает предварительное освоение таких дисциплин как история, социология, философия; требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин: для освоения данной дисциплины обучающийся должен иметь базовые знания по истории, социологии, философии; иметь представление о философии как системе знания, виде теоретической деятельности и основе современного мировоззрения, об основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; приобрести навык работы с оригинальными и адаптированными текстами по философии и социально-гуманитарным дисциплинам, умение излагать учебный материал в области освоенных философских и социально-гуманитарных дисциплин, классифицировать и систематизировать направления философской и социально-гуманитарной мысли; владеть методами логического анализа суждений в области философии и социально-гуманитарных наук, аргументации, ведения дискуссий и полемики; способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и использовать основные положения и методы гуманитарных и социальных наук, а также использовать приобретенные теоретические общефилософские и социально-гуманитарные знания. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины «Философско-этические основания социальной практики» призван внести вклад в формирование и развитие основных общекультурных и профессиональных компетенций: - способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); - компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основное содержание современных этических теорий, базовый понятийный аппарат этических теорий, формы социальной практики, ведущие к возникновению новых морально-этических проблем. Уметь: видеть связь этических тем и проблем с темами и проблемами современной социальной практики, а также профессиональной деятельности, использовать основные положения и понятия современных этических теорий для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений, формулировать и аргументированно излагать собственное видение этических проблем и способов их разрешения. Владеть: навыками чтения и анализа текстов по философии и социально-гуманитарным дисциплинам, публичных выступлений и письменного аргументированного изложения как позиций, изложенных в философских и социально-гуманитарных текстах, так и собственной точки зрения. Демонстрировать способность и готовность к обсуждению, диалогу и восприятию различных этических позиций, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов),
5. Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и написание контрольных работ (в форме эссе и рефератов) по пройденному материалу. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы магистрантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости по итогам освоения дисциплины 1.Основными этапами контроля самостоятельной работы обучающихся по изучению модуля являются: 2. Семинарско-практические занятия по всем темам курса. 3. Реферат по одному из предложенных текстов или эссе по предложенным темам. 4. Промежуточное тестирование по пройденным темам лекций 5. Контрольная работа по пройденным семинарским занятиям. 6. Экзамен в устной форме. 6.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Самостоятельная работа магистрантов направлена на решение следующих задач: 1) приобретение навыков чтения и анализа текстов (классических и современных) по философии и социально-гуманитарным дисциплинам, посвященных этическим проблемам и их роли в современной социальной практике; 2) умение вычленить и последовательно изложить основную идею, отраженную в том или ином тексте, а также воспроизвести авторскую аргументацию; 3) формирование навыков самостоятельного критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации в пользу тех или иных этических позиций; 4) развитие способности понимания моральных аспектов различных социально и личностно значимых проблем; 5) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной моральной позиции по той или иной этической, мировоззренческой или социальной проблеме; Требования к написанию реферата Реферат пишется по одной из предложенных ниже работ (статей, книг, раздела и т.д.). Тема реферата определяется содержанием реферируемого текста. Цель написания реферата – проверка навыков чтения и анализа социально-философских текстов, посвященных этическим проблемам, умения вычленить и последовательно изложить основную идею, отраженную в том или ином тексте по философии или социально-гуманитарным наукам, а также способности воспроизвести авторскую аргументацию. Структура реферата должна включать введение, несколько разделов (два или три), заключение. Во введении указывается цель работы, последовательность задач по ее достижению и предполагаемый результат. Разделы реферата должны отражать основные блоки в последовательности изложения идей реферируемого текста. Все цитаты, которыми сопровождается содержание реферируемой книги, должны быть снабжены сносками (внизу страницы с указанием названия книги, автора и страницы, откуда взята цитата). В заключении должны быть подведены итоги реферируемого текста, а именно сформулированы основные идеи реферируемой работы. Содержание основной части реферата должно представлять собой анализ реферируемого текста. Анализ предполагает: а) демонстрацию способности выявить и сформулировать основную идею или совокупность идей, выдвигаемых автором реферируемого текста, б) воспроизвести последовательность аргументов, которые были приведены автором реферируемого текста в защиту своей идеи. Поэтому разделы содержания реферата будут определяться изложением последовательности идей, выдвигаемых автором реферируемого текста (или изложением последовательности этапов развития основной идеи, излагаемой автором реферируемого текста) и последовательности аргументов, выдвинутых автором реферируемого текста. Предполагаемый объем – 5-6 страниц 12 шрифт, одинарный интервал, размер 2+2+2+2. Требования к написанию эссе Одним из видов самостоятельной работы обучающихся является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом 3 (три) страницы текста (12 шрифт, одинарный интервал, размер 2+2+2+2.), посвященное какой-либо значимой теме или проблеме, связанной с вопросами морали и е роли в современной социальной практике. В отличие от реферата творческая работа не должна носить описательный характер и должна представлять собой аргументированное представление своей точки зрения по какой-либо этической проблеме и ее роли в современной социальной практике. Структура эссе должна представлять собой обоснование актуальности взятой темы, демонстрацию проблемной ситуации (умение показать наличие разных точек зрения и аргументации, выдвигаемой сторонниками различных точек зрения в обсуждении данной темы), умение изложить собственную позицию (оценку) с использованием рациональной аргументации. Цель написания эссе - развитие способности понимания сущности и значимости различных моральных проблем; формирование и проверка навыков логически аргументированного изложения и обоснования собственной этической позиции по тому или иному вопросу, что должно способствовать раскрытию творческих, аналитических способностей, а также формированию устойчивых мировоззренческих ориентиров. Перечень примерных тем для эссе и рефератов 1. Возможна ли мораль в мифологическом сознании? 2. Условия и причины возникновения моральных ценностей: мораль и религия 3. Проблема обоснования морали 4. Прагматизм в этике 5. Есть ли перспективы в современности у кантовской морали 6. Этика справедливости: критический анализ 7. Коммуникативные отношения как условия формирования морального сознания 8. Перспективы и тенденции морали в современной цивилизации 9. Мораль как последний абсолют в релятивистическом мире 10. Проблемы исследования морали в современной отечественной литературе 11. Проблема поиска базовых этических категорий 12. Консеквенциализм в современной этике 13. Проблемы метаэтики 14. Соотношение морали и права 15. Основные черты теории добродетели 16. Свобода как условие морального выбора 17. Специфика современной социальной практики и перспективы морали 18. Специфика профессиональной этики и ее соотношение с обычной моралью 19. Моральные проблемы и моральные дилеммы 20. Что такое прикладная этика и ее соотношение с профессиональной моралью ЛИТЕРАТУРА (для рефератов и эссе):
6.2. В качестве оценочных средств промежуточной аттестации используется тестирование. Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании (интернет-экзамене), так и оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов. Примеры тестовых заданий 1. «Одно лишь соответствие или несоответствие поступка закону безотносительно к его мотиву называют легальностью; то соответствие, в котором идея долга, основанная на законе, есть в то же время мотив поступка, называется моральностью (нравственностью) поступка» (И. Кант). На основе данного определения укажите, какой из перечисленных ниже поступков носит моральный характер А) человек помог другому человеку, исходя из принципа, что людям следует помогать Б) человек помог другому человеку из чувства симпатии, которое к нему испытывает В) торговец не обсчитывает покупателей, чтобы привлечь больше покупателей Г) человек помог другому человеку, потому что боится осуждения окружающих 2. «Быть хорошим администратором и хорошим человеком - это не одно и то же. Добродетель хорошего администратора – это требование хорошо делать свое дело» (А. Макинтайр). Речь идет о различии А) склонностей и долга Б) легальных и моральных ценностей В) моральных и профессиональных ценностей Г) гипотетических и категорических императивов 3. Различные способы воздаяния, поощрения, наказания для обеспечения выполнения всеми людьми предписываемых им требований называются А) принципами Б) санкциями В) заповедями Г) императивами 4. «Если хочешь прожить долго и счастливо, соблюдай во всем меру, не впадай в крайности аскетизма и гедонизма». Это суждение относится к императивам: А) проблемно-практическим Б) аподиктически-практическим В) ассерторически-практическим Г) гипотетическим Контрольные вопросы к курсу 1. Чем максима отличается от императива? 2. Чем поступки из «чувства долга» отличаются от поступков «сообразно с долгом»? 3. Чем императивы категорические отличаются от императивов гипотетических и почему только первые носят моральный характер? 4. Почему максима, повелевающая взять в долг и не отдавать его, не может стать моральным принципом? Как это проверить? 5. Чем легальное поведение отличается от морального? 6. Как можно развести понятия «этика», «мораль», «нравственность», «нравы»? 7. В чем сходство и различие мифологии, религии, права и морали? 8. В чем различие профессиональной и общечеловеческой этики? 9. Почему поступки, совершенные из чувства симпатии и антипатии, не могут считаться моральными поступками? 10. Почему моральные императивы не могут использовать для своего обоснования классические методы науки? 11. Что такое «занавес неведения»? 12. Основные принципы консеквенциализма? 13. Что такое «деонтологическая этика»? 14. Что такое «моральная дилемма»? 15. Основные принципы справедливости по Дж. Ролзу Перечень примерных вопросов к экзамену 1. Предмет и специфика этики как философской дисциплины. Принципы обоснования морали 2. Понятия «этика», «мораль», «нравственность», «нравы» и их соотношение 3. Соотношение познания и морали как условие определения специфики морального отношения. Понятия максимы и императива 4. Соотношение общечеловеческой и профессиональной этики 5. Понятие императива. Типы императивов и необходимость их классификации 6. Соотношение морального отношения и стремления к счастью как условие определения специфики морального отношения 7. Соотношение понятий «склонность» и «долг» как условие определения специфики морального отношения. Понятие гетерономии и автономии воли 8. Понятие и специфика категорического императива. Соотношение ассерторического и категорического императивов как условие определения специфики морального отношения 9. Соотношение морали и права как условие определения специфики морального отношения 10. Понятие «легальности» и «моральности» и критерии различий между ними. Специфика правового и морального наказания. Понятие и оценка функций общественного мнения в моральном регулировании 11. Отношение к другим как условие определения специфики морального отношения. Понятие вещи, живого существа и лица как условия возможности морального действия 12. Цинизм, ханжество, лицемерие, эгоизм и альтруизм и основания их выделения. Действие в соответствии с симпатией и антипатией и их соотношение с понятием долга 13. Принцип альтруизма и принцип уважения. Их соотношение. Понятие сохранения собственного достоинства и тактичности 14. Взаимодействие как условие осуществления добра. Специфика морального взаимодействия. Понятие полноты морального отношения 15. Консеквенциализм как моральная теория 16. Основные черты теории справедливости 17. Основные черты теории добродетели 18. Свобода как условие морального действия: основные черты свободы 19. Мораль и проблема насилия: позиция Л.Н. Толстого. Критический анализ позиции Толстого 20. Мораль и проблема насилия: позиция И.А. Ильина. Теоретическое и методологическое значение идей Ильина 21. Отношение к насилию в рамках светской этики 22. Понятие зла. Теоретические и методологические основания определения понятия зла и причин его существования. 23. Специфика современной социальной практики и роль морали в структуре современной социальной практик 24. Проблема морального выбора: добродетельное поведение как выбор жизненного пути и как образ жизни 7. Информационное обеспечение дисциплины А) основная литература (учебники и учебные пособия) Учебные пособия
Основная литература (для семинарских занятий)
Б) Дополнительная литература
В) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Юридический институт ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя: - наличие компьютерного класса; - наличие доступного для студента выхода в Интернет; - наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 030900 Юриспруденция. |
Без ума от науки Раскрыть понятие этики и выявить ее связь с организацией социальной политики; теоретически осмыслить нравственные основания социальной... | Александр Коток Беспощадная иммунизация Раскрыть понятие этики и выявить ее связь с организацией социальной политики; теоретически осмыслить нравственные основания социальной... | ||
Проекты-участники IV экологического фестиваля «Чистота родного края» Раскрыть понятие этики и выявить ее связь с организацией социальной политики; теоретически осмыслить нравственные основания социальной... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная... Раскрыть понятие этики и выявить ее связь с организацией социальной политики; теоретически осмыслить нравственные основания социальной... | ||
1. 3 Философские основания социальной работы Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер. Соотношение фундаментального и прикладного... | 1. 3 Философские основания социальной работы Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер. Соотношение фундаментального и прикладного... | ||
Программа социальной практики обучающихся 10-х классов Пояснительная записка ... | Единоборства и их спортивная традиция: философско-метанаучный анализ Введение. Актуальность и основные задачи философско-метанаучного исследования единоборств | ||
Программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 10 Профессионально–этические основы социальной работы Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических... | Взаимосвязь науки и практики воспитания как феномен социальной стратегии и практики Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010» | ||
«Профессионально-этические основы социальной работы» Особенности этикета, нравственности, моральных принципов и быта народов языческой Руси | Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами... Санкт-Петербургский государственный университет, профессор кафедры теории и практики социальной работы факультета социологии | ||
Методические указания по подготовке контрольных работ по дисциплине... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | План лекции. Введение. История развития трансплантации. Проблема... Тема 11: Этические проблемы трансплантации органов и тканей человека. Этические проблемы ксенотрансплантации | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социальной работы» ««Основы социальной работы» является формирование у студентов системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки... | Минобрнауки России Профессионально-этические основы социальной работы: Рабочая программа и учебно-методические материалы / Сост. Е. В. Жижко. Краснояр... |