Скачать 301.11 Kb.
|
ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» Учебно-методический комплекс по дисциплине «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче кандидатского экзамена Уфа 2008 УДК 37 ББК 74.58 И 90 Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом БАГСУ Составитель: В.Н. Бондаренко, доктор философских наук, профессор Рецензент: А.А. Вальков, доктор философских наук, профессор И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче кандидатского экзамена. – Уфа: РИО БАГСУ, 2008. – 24 с. Учебно-методический комплекс «История и философия науки» составлен на основе Программы кандидатских экзаменов, утвержденной Приказом Министерства образования Российской Федерации № 697 от 17.02.2004 г., и предназначен для аспирантов и соискателей всех научных специальностей Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан. УДК 37 ББК 74.58 © Бондаренко В.Н., составитель, 2008 © Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте РБ, 2008 1. Цели и задачи дисциплины Цели учебного курса: развить у аспирантов и соискателей интерес к фундаментальным знаниям; стимулировать потребность к философским оценкам становления и развития наук; подготовить к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки». Основные задачи курса: – способствовать созданию у аспирантов и соискателей целостного понимания предмета и основных концепций современной философии науки; – помочь аспирантам и соискателям в осмыслении места и роли науки в культуре современной цивилизации; – содействовать формированию и развитию у аспирантов и соискателей философского подхода к проблеме возникновения науки и основных стадий ее исторической эволюции; – сформировать у аспирантов и соискателей конкретные представления о структуре и динамике научного знания; – добиться постижения аспирантами и соискателями научных традиций и научных революций, типов научной рациональности; – охарактеризовать аспирантам и соискателям особенности современного этапа развития науки; – представить аспирантам и соискателям науку в качестве социального института, развивающегося в определенном социокультурном контексте. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины (требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины) После изучения истории и философии науки аспиранты и соискатели должны: иметь представления: – о своеобразии философии и науки, их месте и роли в культуре и цивилизации; – о научных, философских, художественно-образных, мифологических, религиозных и мистических картинах мира; – о многообразии форм человеческого знания; – об особенностях функционирования знания в современном обществе; – о главных проблемах становления и развития науки в историческом, философском и методологическом аспектах; знать: – предмет и основные концепции современной философии науки; – место и роль науки в культуре современной цивилизации; – формирование науки и основные этапы ее исторической эволюции; – структуру и динамику научного знания; – проблему научных традиций и научных революций, классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности; – сущность и специфику современного этапа развития науки; – особенности науки как социального института; владеть: – основами и спецификой философского мышления; уметь: – объяснять феномен философии и науки; – использовать методологию и методы научного исследования; – логично излагать результаты научных исследований и приобретать новые знания с опорой на философские методы; – работать с первоисточниками, использовать их при написании реферата по истории науки, а также при подготовке к семинарским занятиям; – применять критический подход в оценке и анализе различных научных гипотез, концепций, теорий и парадигм. Изучение дисциплины «История и философия науки» осуществляется в виде чтения лекций, проведения семинарских занятий, написания аспирантами и соискателями реферата по истории науки, их работы над первоисточниками и учебной, монографической литературой и завершается сдачей кандидатского экзамена. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1 Темы дисциплины и виды занятий
4.2 Содержание тем дисциплины Тема 1. Предмет и основные концепции философии науки Понятие философии науки. Место и роль науки в современной культуре и цивилизации. Наука как тип мировоззрения, особый вид познавательной деятельности, конкретное и доказательное знание, производительная и социальная сила общества, форма общественного сознания, академическая, отраслевая и вузовская система, определенный социальный институт. Основные аспекты изучения науки в философии науки. Соотношение между историей, методологией и философией науки. Проблема разграничения естественнонаучного и социально-гуманитарного научного знания. Социально-гуманитарное и научное социально-гуманитарное знание. Философия науки как своеобразное самосознание науки. Предпосылки возникновения философии науки. Исторические этапы философии науки (классический позитивизм; эмпириокритицизм; неопозитивизм). О. Конт (1798-1857), Д.С. Милль (1806-1873) и Г. Спенсер (1820-1903) как представители классического позитивизма. Их взгляды на науку. Эмпириокритицизм Э. Маха (1838-1916) и Р. Авенариуса (1843-1896). Сущность и особенности неопозитивизма М. Шлика (1882-1936), Р. Карнапа (1891-1970), Л. Витгенштейна (1889-1951) и Б. Рассела (1872-1970). Конвенционализм Ж.А. Пуанкаре (1854-1912) и П. Дюгема (1861-1916). Феноменология Э. Гуссерля (1859-1938). Постпозитивизм К. Поппера (1902-1994), Т. Куна (1922-1996), П. Фейерабенда (1924-1994), Ст. Тулмина (1922-1997) и И. Лакатоса (1922-1974). Отечественная философия науки во второй половине XX – нач. XXI вв. Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации Соотношение науки, культуры и цивилизации. Описательная, аксиологическая, деятельностная, информационная и личностная концепции культуры. Три подсистемы культуры: технологическая, официальная и идеологическая. Основания и типы культуры. Понятие цивилизации. Традиционные и техногенные типы цивилизации. Аграрная, индустриальная и постиндустриальная цивилизации. Отождествление и разграничение культуры и цивилизации. Ценности научной рациональности. Становление рациональности в античности. Трактовка рациональности в средневековье, в эпоху Возрождения и в Новое время. Главные ценности классической, неклассической и постнеклассической науки. Пределы научной рациональности. Наука и философия: общее и различия. Специфика понятийного аппарата философии и науки. Научность и ненаучность философии. Практическая значимость философии. Перспективы взаимодействия философии и науки. Наука и искусство: общее и различия. Искусство как надэмпирическая трансляция человеческого опыта при помощи художественных образов. Искусство и личностные смыслы жизни человека и общества. Логика искусства и его этнический аспект. Эстетика и искусство. Наука и мифология. Логика науки и мифа. Антропоморфизм, символизм и синкретичность мифологии, ее влияние на процесс становления науки и философии. Наука и религия. Научное знание и религиозная вера. Проблема авторитета в науке и религии. Религия как основание классической науки. Перспективы взаимоотношений религии и науки. Наука и мистика. Знание как сила: научный и мистический аспекты. Наука и мистика как формы духовной практики. Проблема происхождения и гармонии мира и человека в мистике и науке. Мистика и наука: попытка прогноза. Роль науки в современном образовании, формировании и воспитании индивида, личности и индивидуальности. Негативные явления в современном образовательном и воспитательном процессе и пути их преодоления. Функции науки. Культурная и технологическая функции науки. Наука как фактор социальной регуляции. Наука как непосредственная производительная сила. Социальная функция науки. Производство истинного знания и проективно-конструктивная функция науки. Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции Преднаука и наука. Землемерие. Египетская математика. Строительное искусство. Анатомия, медицина, изобретение письменности в Древнем Египте. Египетская астрономия. Античная наука. Рационализация мышления. Логика и диалектика. Евклидова геометрия. Феномен несоизмеримости. Учение Архимеда. Проблема математического доказательства. Античная наука о противоречивости физического мира. Диалектика Гераклита и Зенона. Софистика. Атомистика. Идея гармонии, симметрии и упорядоченного космоса. Формальная логика Аристотеля. Геоцентрическая система Аристотеля-Птолемея. Медицина Гиппократа и Галена. Развитие логического мышления в средневековье. Интеллектуальная провокация Тертуллиана. А. Августин как представитель ранней патристики. Христианский мыслитель Псевдо-Дионисий Ареопагит. Схоластика. Ансельм Кентенберийский о разумных и божественных истинах. П. Абеляр о разграничении веры и знания. Учение Ф. Аквинского как вершина схоластического миропостижения. Особенные формы средневекового знания. Понятие «натуральная магия», алхимия. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Оксфордская школа – Р. Гроссетест, Р. Бэкон, У. Оккам. Исторические предпосылки возникновения новоевропейской науки. Эпоха Возрождения и ее представители – Н. Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс, Леонардо да Винчи. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. Возникновение новоевропейской науки: Н. Коперник, Г. Галилей и И. Ньютон. Формирование технических наук. Различия между естественными и техническими науками. Тема 4. Структура научного знания Классификация наук. Точные, естественные, технические, гуманитарные и общественные науки. Классификация наук в трудах Ф. Бэкона, Р. Декарта, В.Н. Татищева, И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Анри де Сен-Симона, О. Конта, Ф. Энгельса, В. Дильтея, В. Виндельбанда, Г. Риккерта. Эмпирический и теоретический уровни научного знания и критерии науки. Эмпирический уровень: наблюдение, сравнение и эксперимент. Факты, индукция, история и философия индуктивных наук. Теоретический уровень научного знания. Аксиоматический метод. Метод идеализации. Гипотетико-дедуктивный метод. Вопрос, проблема, гипотеза, концепция, теория, идея и парадигма как стадии порождения и обоснования нового знания в науке. Критерии научности. Три их основные группы: критерии группы «А», критерии группы «Б», критерии группы «В». Наука и ее основания. Идеалы и нормы исследования, значение метода. Методология в структуре научного знания. Научная картина мира и ее исторические формы. Классическая, неклассическая и постнеклассическая картины мира. Тема 5. Динамика науки как процесса порождения нового знания Формирование первичных теоретических моделей и законов. И. Лакатос о программах троякого рода формирования первичных теоретических моделей: о системе Евклида, об эмпиристской и индуктивистской программах. Признаки теоретической модели. Формирование законов. Понятие закона. Э. Мах об источнике возникновения проблемы. Факторы появления теоретических инноваций и факторы, обуславливающие определенный концептуальный вариант. Роль аналогий и процедура обоснования теоретических знаний. Становление и развитие научной теории. Научная теория и научная парадигма. Роль языка в процессе формирования научной теории. Проблемные ситуации в науке. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. Тема 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности Научные революции как трансформация снований науки. Формы научных революций. Типы научных революций. Т. Кун о структуре научных революций. Период развития «нормальной науки» и научные традиции. Симптомы научной революции. Междисциплинарные и внутридисциплинарные механизмы научных революций. Глобальные научные революции и историческая смена типов научной рациональности. «Мини-революции», локальные революции, глобальные научные революции. Типы глобальных революций: научная революция XVII в.; научная революция конца XIX – первой половины XX в.; научная революция конца XX – нач. XXI в. Типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Открытая и закрытая рациональность. Современный тип рациональности и три варианта соотношения мышления и речи: область «невыразимого»; область знания, вполне передаваемого средствами речи; область «затрудненного понимания». Проблема «космической рациональности». Социокультурный тип рациональности. Коммуникативная рациональность. «Ловушки рациональности». Тема 7. Особенности современного этапа развития науки Саморазвивающиеся синергетические системы и новые стратегии научного поиска. Глобальный эволюционизм и современная картина мира. Типы глобального эволюционизма: космический, химический, биологический и социальный. Обоснование глобального эволюционизма в теории нестационарной Вселенной, в концепции биосферы и ноосферы, в синергетике. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере. Осмысление взаимосвязи внутринаучных и социальных ценностей как условие современного развития. Автономность, беспристрастность и нейтральность науки. К. Поппер о взаимодействии социальных и внутринаучных ценностей. Этос науки и новые этические проблемы науки XXI в. Проблема авторства научных открытий. Проблема бытия ученых. Этические проблемы развития наук. Сциентизм и антисциентизм. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентаций. Соотношение науки и паранауки. Многообразие форм знания. Тема 8. Наука как социальный институт Понятие социального института и историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Компоненты науки как социального института. Социология науки. Науковедение. Наукометрия. Научное общество и исторические предпосылки институционального ресурса. Дисциплинарность и междисциплинарность. Эволюция способов трансляции научных знаний: синхронный и диахронный способы. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки. Роль науки в преодолении глобальных кризисов. Тема 9. Общетеоретические подходы и концепции в научном социально-гуманитарном познании Общетеоретические подходы в социально-гуманитарных науках: социологический идеализм; географический детерминизм; исторический материализм; биологический детерминизм; психологический подход; технологический подход. Проблема синтеза данных подходов в социально-гуманитарных дисциплинах. Формационная концепция исторического процесса и ее перспективы. Предпосылки становления формационной концепции. Понятие общественно-экономической формации, ее структура. Типы общественно-экономических формаций. Проблема существования «чистой» формации. Единство и многообразие истории человечества. Дискуссии об «азиатском способе производства». Понятие политической формации. Перспективы развития формационной концепции исторического процесса. Цивилизационная концепция исторического процесса. Понятие цивилизации в философии. Характерные черты цивилизации. Типы цивилизации, их выделение по разным основаниям. «Волны» техногенной цивилизации. Восточная, западная и российская цивилизации. Перспективы цивилизационной концепции исторического процесса. Проблема многомерного видения истории. Тема 10. Структура научного социально-гуманитарного знания Классификация социально-гуманитарных наук. Специфика структуры научного социально-гуманитарного знания. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры социально-гуманитарных наук: экономическая теория, социология, политология, юридическая наука, психология, наука о культуре как выражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества и деятельности человека. Зависимость социально-гуманитарных наук от социокультурного контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам. Сходства и отличия наук о природе и социально-гуманитарных наук. Особенности познания в социально-гуманитарных науках. Эмпирический, теоретический и методологический уровни в научном социально-гуманитарном познании. Их специфика. Социально-гуманитарное предвидение. Тема 11. Природа ценностей и их роль в научном социально-гуманитарном познании Диалектика теоретического и практического (нравственного) разума в философии Канта. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности социально-гуманитарных наук. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, преставлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук. Всенаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании. Познание и «переживание» жизни в социально-гуманитарных науках. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время в контексте изучения ценностей социально-гуманитарного познания. Концепция «открытого общества» А. Бергсона и К. Поппера. Тема 12. Специфика современного этапа развития социально-гуманитарных наук Соотношение рационального и иррационального в социально-гуманитарных науках на современном этапе их развития. Объяснение и понимание как следствия коммуникативности социальных и гуманитарных наук в современных условиях. Природа и типы объяснений. Объяснение – функция теории. Понимание в гуманитарных науках. Необходимость обращения к герменевтике (В. Дильтей, Х.Г. Гадамер). Специфика понимания: оно не может быть репрезентировано формулами логических операций, а требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Х.Г. Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, в психологии, филологии и культурологии. Соотношение веры, сомнения и знания на современном этапе развития социально-гуманитарных наук. Вера и знание, достоверность и сомнение, укоренённость веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. «Встроенность» субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн). Вера и верования – обязательные компоненты и основания личностного знания, результат сенсорных процессов, социального опыта, «образцов» и установок, апробированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины – традиция, укорененная в европейской философии. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс). 4.3 Планы семинарских занятий по курсу «История и философия науки» Занятия 1-3 (6 часов) Тема 13. Критический рационализм К. Поппера (К. Поппер «Предположения и опровержения: Рост научного знания») Первое занятие (2 часа) 1. Общая характеристика критического рационализма К. Поппера. 2. К. Поппер об источниках знания и невежества. 3. К. Поппер о предположениях и опровержениях в науке. 4. К. Поппер о природе философских проблем и их корнях в науке. 5. К. Поппер о трех точках зрения на человеческое познание. 6. К. Поппер о рациональной теории традиции. Второе занятие (2 часа) 1. К. Поппер о досократиках. 2. К. Поппер о Беркли как о предшественнике Маха и Эйнштейна. 3. К. Поппер о кантовской критике и космологии. 4. К. Поппер о статусе науки и философии. 5. К. Поппер о применимости исчислений логики и арифметики к реальности. 6. К. Поппер о рациональности, истине и росте научного знания. Третье занятие (2 часа) 1. К. Поппер о демаркации между наукой и метафизикой. 2. К. Поппер: язык и психофизическая проблема. 3. К. Поппер о самореферентности и значении в повседневном языке. 4. К. Поппер о диалектике. Занятие 4 (2 часа) Тема 14. Концепция исторической динамики науки Т. Куна (Т. Кун «Структура научных революций») 1. Т. Кун об этапах развития науки и их особенностях. 2. Соотношение понятий «нормальная наука», «парадигма», «научное сообщество», «дисциплинарная матрица», «научная традиция» и «научная революция» в истории и философии науки Т. Куна. 3. Т. Кун о причинах смены парадигм. 4. Т. Кун и К. Поппер: проблема сравнения их взглядов на историю и философию науки. Занятие 5 (2 часа) Тема 15. «Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда (П. Фейерабенд «Избранные труды по методологии науки») 1. П. Фейерабенд об эмпиризме и методологическом плюрализме. 2. Критика П. Фейерабендом современных методологических концепций. 3. П. Фейерабенд о рациональности, несоизмеримости и историческом характере рациональности. 4. Соотношение методологических концепций Т. Куна и П. Фейерабенда. Занятие 6 (2 часа) Тема 16. Модель научного познания И. Лакатоса: идея конкурирующих научно-исследовательских программ (И. Лакатос «История науки и ее рациональные реконструкции») 1. И. Лакатос о соотношении истории, философии и методологии науки. 2. Идея конкурирующих научно-исследовательских программ (индуктивизм; конвенционализм; методологический фальсификационизм; методология научно-исследовательских программ). 3. И. Лакатос о разграничении внутренней и внешней истории в конкурирующих научно-исследовательских программах. 4. И. Лакатос о реальной истории как пробном камне ее рациональных реконструкций. 5. Соотношение взглядов Т. Куна и И. Лакатоса на историю и философию науки. Занятие 7 (2 часа) Тема 17. Концепция «открытого общества» А. Бергсона и К. Поппера (А. Бергсон «Два источника морали и религии»; К. Поппер «Открытое общество и его враги») 1. А. Бергсон о «закрытом обществе» и «открытом обществе» (А. Бергсон «Два источника морали и религии»). 2. Критика К. Поппером «закрытого общества» (К. Поппер «Открытое общество и его враги»). 3. «Открытое общество» как социальный идеал К. Поппера. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки» Учебные материалы для подготовки кандидатского экзамена по истории и философии науки | Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки... Министерства образования и науки рф, касающимися данной дисциплины, и учебными планами рассматриваемых специальностей в фгоу впо... | ||
Рефератам по дисциплине «История и философия науки» Мках подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» аспирант (соискатель) представляет реферат по... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История науки (математики,... «История математики». Программа-минимум соответствующей части кандидатского экзамена«История и философия науки». 32 | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и методология... Учебно-методический комплекс разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» Учебно-методический комплекс по дисциплине история разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» Людмила Павловна Гордеева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история» | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» Людмила Павловна Гордеева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история» | ||
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д.... | Реферата по истории науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине... Сдача кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» является важным этапом обучения по программам послевузовского... | ||
Изложение содержания рабочей программы од. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» ОД. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального... | Рабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины(ОД. А. 01) «история и философия науки» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный... | Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки» Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История экономических учений | Реферату по дисциплине «История и философия науки» Успешное выполнение реферата по курсу «История и философия науки» является необходимым условием для допуска к экзамену кандидатского... |