Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение»





Скачать 126.97 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение»
Дата публикации19.03.2015
Размер126.97 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»



Утверждено на заседании

Ученого Совета

Тамбовского государственного университета имени

Г.Р. Державина

протокол № 35

от «25» марта 2014 г.
Ректор В. М. Юрьев


ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

47.06.01 «ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

ПРОФИЛЬ

«ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ »

КВАЛИФИКАЦИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Тамбов 2014

Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры философия, обсуждена и утверждена на заседании кафедры философия ТГУ имени Г.Р.Державина.

Протокол № 7 от «06» марта 2014 г.

В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания».

Программа вступительных испытаний сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам как специалитета, так и магистратуры, и дает возможность оценить качество знаний поступающих в аспирантуру по данному профилю.


Структура программы

1. Цели и задачи вступительных испытаний

Целью вступительного испытания для поступающих должна стать возможность показать свое владение философскими знаниями по основным проблемам раздела курса общей философии - онтология и теория познания.

Основные задачи испытания:

 выяснить мотивы поступления и определить область научно-практических и личных интересов поступающего;

 оценить потенциальные возможности поступающего, обеспечивающие усвоение и развитие компетенций исследователя, преподавателя-исследователя;

 проверка базовых знаний, предъявляемых к поступающему данной программой.
2. Требования к знаниям и умениям поступающего

В соответствии с предъявляемыми требованиями по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания», поступающий должен:

знать сущность и специфику философии как теоретического знания и как формы ценностно-мировоззренческого сознания;

знать об основных онтологических и гносеологических подходах, которые имелись в истории философии;

знать о моделях онтологии и гносеологии, а также об основных стратегиях методологии, которые имеются в современной философии;

знать о разнообразных формах проявления бытия и структуре современной научной картины мира, о человеке как особой структуре бытия;

знать об основных формах детерминизма в мире и вариантах решения этого вопроса в современной философии и ее истории;

знать об основных моделях развития мира и уровнях данного развития;

знать о том, что такое истина и варианты решения проблемы возможности достижения истинных знаний;

знать о том, что такое мышление и сознание, о соотношении языка и мышления;

знать о формах, методах и основных методологических уровнях познавательной деятельности людей;

знать о возможности выполнения философией методологических функций;

знать о связи проблем онтологии и гносеологии с решениями аксиологических и методологических проблем.
Умения и навыки:

владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;

умение определять проблему, формулировать гипотезы и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

умение формировать план исследования, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
3. Содержание программы (аннотации тем)

Раздел 1. Становление философии как формы теоретического знания

Предмет философии и многообразие его определений. Внутренняя дифференциация философии.

Понятие мировоззрения

Отношение человека и мира как исходная проблема мировоззрения. Соотношение понятий «человек» и «мир» в частных науках и в мировоззрении. Виды мировоззрения.

Философия как рационально-теоретическое знание

Место философии среди иных форм знания и понимания мира. Философия и наука как формы рационально-теоретического отношения к миру. Дискуссия о возможности философии быть наукой.

Проблемное поле и смысловое пространство философии

Многомерность философской проблематики как единства онтологических, гносеологических, аксиологических и праксеологических сторон философского понимания мира. Классификации основных философских направлений. Преемственность и прогресс в развитии философских концепций. Смена парадигм философствования: проблема новизны.

Раздел 2. Онтология

Понятие онтологии

Онтологический уровень философии. Место онтологии как учения о бытии, теологии как учения о бытии бога, космологии как учения о взаимосвязях всего сущего и психологии как учения о душе в традиционной метафизике. Место и роль онтологии в современной философии. Критерии онтологического.

Бытие как центральная категория онтологии

Способы постановки вопросов о бытии. Проблема критериев существования. Базовые понятия онтологии. Бытие и мышление. Бытие — наличная реальность (Демокрит) или — умопостигаемый мир идей (Платон)? Потенциальное и актуальное бытие. Идеальное и материальное; онтологический статус идеального.

Бытие человека. Бытие и дух. Духовное бытие. Бытие и инобытие, жизнь и смерть. Бытие и материя. Бытие идей и духовных ценностей. Различение объективной и субъективной реальности. Иллюзорные образы бытия.

Основные онтологические модели

Понятие субстанции в онтологических системах. Понятие субстанции и бытие. Поиски субстанциальной основы бытия в истории философии. Общее представление о соотношении духа и материи, души и тела. Материализм и идеализм о природе сознания и мышления и их соотношения с материей.

Материалистический субстанциализм. Принцип материалистического единства мира. Всеобщие атрибуты материи. Взаимодействие и движение. Типы взаимосвязей в мире. Асимметрия причинных связей в необратимых изменениях. Основные формы движения материи и критерии их классификации. Взаимосвязь живой и неживой природы.

Идеалистический субстанциализм. Разновидности идеалистического субстанциализма в истории философии. Духовно-идеальные начала бытия. Соотношение идеального и материального в идеалистической интерпретации. Достижения и ограниченности идеалистической онтологии.

Диалектико-материалистическая модель онтологии. Материалистическое решение основного вопроса философии. Понятие материи как объективной реальности. Структурные уровни бытия.

Проблема типологизации онтологических моделей. Монистическая, плюралистическая и дуалистическая онтологии.

 Бытие и развитие

Проблема движения в истории философии. Соотношение движения, изменения и развития. Основные свойства движения. Проблема движения в истории философии. Проблема всеобщности движения. Парадоксы движения.

Развитие и возникновение новых форм бытия. Развитие и диалектика. Диалектические концепции развития. Их законы, принципы, основные понятия.

Взаимообусловленность различных форм бытия

Основные типы и формы детерминации. Концептуальная структура принципа детерминизма, его универсальность и фундаментальность. Механистический детерминизм. Основные типы детерминации в мире. Причина и следствие. Принцип причинности. Механизм и основные признаки причинной связи. Причина и условие. Причина и другие виды обусловливания. Сущность индетерминизма и его формы.

Свобода и необходимость. Свобода и ответственность. Детерминизм и свобода человека. Волюнтаризм и фатализм.

Пространство и время в структуре бытия

Объективные и субъективные аспекты понимания пространства и времени. Пространство, время, материя. Время и ритм.

Развитие физических и философских представлений о пространстве и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Влияние теории относительности на понимание времени и пространства. Универсальные и специфические свойства пространственно-временных отношений.

Раздел 3. Теория познания

Соотношение гносеологии и онтологии. Познаваемость мира. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения. Категории субъекта и объекта познания.

Этапы и уровни познания

Источники человеческого знания о мире. Антитеза рационализма и сенсуализма. Дилемма «чувственное–рациональное». Виды чувственного познания. Проблема «первичных» и «вторичных» качеств, образного и знакового.

Виды познания

Виды рациональности: понятие рациональности в естественных и гуманитарных науках. Философская рациональность. Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания. Особенности познавательного процесса в философии. Личностная окраска знания в естественных и гуманитарных науках.

Типология вненаучных форм познания и их регулятивы. Виды вненаучного познания (обыденное, мистическое, художественное, эзотерическое, мифологическое). Роль практики в познании. Практика и опыт. Практика и деятельность.

Концепции истины. Проблема критериев истины (логические, эмпирические, практические, теоретические и др.). Истина и ценности. Этические и эстетические компоненты в структуре современного знания.

Сознание

Проблема генезиса сознания: основные подходы, понятия, концепции. Природно-биологические предпосылки становления сознания. Антропосоциогенез. Современные взгляды на движущие силы и этапы филогенетического становления сознания. Диалектика фило- и онтогенеза сознания.

Структура сознания. Общие представления о структуре сознания и его основных компонентах. Сознание и бессознательное. Природа бессознательного. Пути концептуализации бессознательного. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Архетипы бессознательного. Сущность самосознания. Сознание и самосознание. Идеальность сознания. Психофизическая проблема. Постановка и решение проблемы идеального в истории философии.

Мышление и язык

Понятие мышления. Мышление: предмет, процесс и результат. Проблема форм мышления. Вербальное и невербальное мышление. Рефлексия. Рассудок, разум, интеллект, ум. Взаимосвязь сознания и мышления. Моделирование мышления и проблема искусственного интеллекта

Язык как объект гносеологии. Взаимосвязь языка и мышления. Способы и пути концептуализации языка. Роль языка в познании. Концепции языка в философии. Язык и речь, язык и письмо. Объяснение и понимание.

Раздел 4. Философия как метод познания и аксиология

Метод и методология. Метод как система принципов познания. Основные классы (типы) методов. Соотношение общенаучных и частных методов познания.

Сущность методологии и методологической деятельности. Понятие философской методологии. Философия и общенаучные методы познания. Специфика философии как всеобщего метода познания.

Диалектическая методология. Сущность диалектики и природа категориальной формы мышления. Принципы и законы диалектической логики. Диалектика и формальная логика.

Феноменологическая методология. Универсальность феноменологического аспекта философского познания. Стратегия методического сомнения.

Герменевтическая модель методологии. Герменевтика как методология гуманитарного познания. Герменевтическое измерение философии. Понимание и объяснение.

Логико-аналитическая методология. Мотивы, содержание и смысл "лингвистического поворота" в философии ХХ века.

Аксиологическая составляющая фундаментальных операций познания. Базовые операции познавательной деятельности и ценностные ориентации субъекта. Ценностная составляющая репрезентации как базовой процедуры познания. Категоризация, ее аксиологические проблемы. Ценностные аспекты и проблемы интерпретации. Конвенции и коммуникации, их ценностные составляющие.
4. Вопросы к вступительному испытанию

  1. Предмет и проблемное философии. Место онтологии и гносеологии в структуре философского знания.

  2. Способы постановки вопросов о бытии в истории философии.

  3. Основные категориальный аппарат онтологии.

  4. Проблема реальности в философии.

  5. Основные типы онтологических концепций в философии.

  6. Проблема развития как характеристики природных и социальных процессов. Философские и научные модели развития.

  7. Основные черты классических концепций развития.

  8. Неклассические концепции развития. Глобальный эволюционизм.

  9. Пространство и время как категории онтологии. Развитие физических и философских представлений о пространстве и времени.

  10. Детерминизм и индетерминизм в истории философской мысли. Необходимость и случайность.

  11. Мировоззренческие и методологические проблемы анализа сознания в философии.

  12. Основные исторические этапы анализа сознания в европейской философии.

  13. Структура сознания. Проблема идеального в истории философской мысли.

  14. Сознание и бессознательное в истории научной и философской мысли.

  15. Философское учение о категориях. Значение изучения категорий для философии.

  16. Основные концепции природы и функций категорий в истории философии.

  17. Категории: общая характеристика.

  18. Теория познания в системе философского и научного познания Место гносеологической проблематики в философском знании и социально-гуманитарных науках.

  19. Основные темы и проблемы гносеологии.

  20. Проблема источников познания. Сенсуализм и рационализм.

  21. Проблема познаваемости мира. Критика аргументации скептиков и агностиков.

  22. Проблема познаваемости мира. Эпистемологический реализм и антиреализм.

  23. Основные черты познавательного процесса.

  24. Знание и его базовые характеристики.

  25. Проблемы истины в философской традиции.

  26. Основные теории истины в гносеологии.

  27. Проблема рациональности. Рациональность в познании и культуре.

  28. Специфика научного познания. Идеалы и нормы научного познания.

  29. Структура научного познания: эмпирия, теория, парадигма.

  30. Новые направления в эпистемологии.

  31. Аксиологические измерения в эпистемологии.

  32. Имплицитные формы ценностных предпосылок в науке.



5. Рекомендуемая литература


а) основная литература (учебники и учетные пособия)

  1. Канке В.А. Современная философия: учебник / В.А. Канке .— М. : Омега-Л, 2010.

  2. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учеб. пособ. для аспирантов и соискателей ученой степени / Т.Г. Лешкевич .— М. : ИНФРА-М, 2010.

  3. Микешина, Л.А. Диалог когнитивных практик [Текст] : из истории эпистемологии и философии науки / Л.А. Микешина .— М. : РОССПЭН, 2010 .

  4. Нижников С.А. История философии: учебник / С.А. Нижников .— М. : Инфра-М, 2012 .

  5. Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановского .— 22-е изд., перераб. — М. : КНОРУС, 2013 .

  6. Философия познания : [сб. ст.] / [под общ. ред. Т.Г. Щедриной] .— М. : РОССПЭН, 2010 .

  7. Шрамко, Я.В. Философия: наука или мировоззрение? : // Язык-знание-реальность / Я.В. Шрамко .— М., 2011 .— С.267-286 .


б) дополнительная литература

  1. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивные науки. От познания к действию. М., 2005.

  2. Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания: учебное пособие. М., 2005.

  3. Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. М., 2007.

  4. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. -М., 1998.

  5. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. Кн. 1. - М., 1999.

  6. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.

  7. Дэвидсон Д. Истина и интерпретация. М., 2003.

  8. Иванов А.В. Сознание и мышление. - М., 1994.

  9. Косьмин А.Д. Теория и методология познания. М., 2006.

  10. Кубрякова Е.С. Язык и знание. М., 2004.

  11. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.

  12. Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). СПб., 2006.

  13. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М.: Прогресс-Традиция, 2002.

  14. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007.

  15. Микешина Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.

  16. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. Учебник. М., 2006.

  17. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2000.

  18. Петров Ю.А. Теория познания: Научно-практическое значение. М., 1988

  19. Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002

  20. Проблема сознания в современной западной философии. - М., 1989.

  21. Рассел Б. Человеческое познание: его сферы и границы. М., 2000

  22. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1, 2, 3, 4. М., 1995-1997.

  23. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

  24. Энциклопедия по эпистемологии и философии науки. М., 2009.

  25. Эпистемология: перспективы развития. М., 2012.


в) базы данных, информационно-справочные поисковые системы

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

Научная электронная библиотека (РФФИ).

Философская электронная библиотека http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.ht

Библиотека сайта http://www.philosophy.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «Социальная философия» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине при приёме в аспирантуру по направлению...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «История философии» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры философии,...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «Науки о земле»,...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Методы исследования, оценки и классификации письменных источников. История философии как целостное, преемственное и восходящее движение...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconВ аспирантуру, проводимых академией
Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по результатам вступительных...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)»
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития»
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Кардиология»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Травматология и ортопедия»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Акушерство и гинекология»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Нервные болезни»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск