Педсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г





Скачать 378.09 Kb.
НазваниеПедсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г
страница1/3
Дата публикации24.03.2015
Размер378.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3
ПЕДСОВЕТ МБОУ СОШ № 6

Выступление на педсовете з/д по УВР

Вахромычева А.Г.

«Технология педагогических мастерских»




Поэт – это такой человек,

который сильно радуется и сильно горюет,

легко сердится и крепко любит,

который глубоко чувствует, волнуется

и сочувствует.

И дети такие.

А философ – это такой человек,

который глубоко вдумывается и обязательно

желает знать, как всё есть на самом деле.

И опять дети такие.

Детям трудно самим сказать,

что они чувствуют

и о чём думают, ведь приходится говорить

словами.

А ещё труднее написать.

Но дети – поэты и философы.
Сегодня мы поговорим о технологии педагогических мастерских. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название «Французская группа нового образования» - ЖФЭН. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции.

В России об этой технологии узнали в 1990 году на семинаре Андре Дюни в Санкт—Петербурге

Технология педагогических мастерских позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного говорения и письма.

Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе.

Почему данная технология получила название «Мастерская»?

Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учитель – он становится Мастером. Мастер создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.

Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов.

Французские учёные считают, что когда мы объясняем, мы мешаем ребёнку понимать. Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребёнка на изучение и познание

Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество.

Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему».

Данная технология сходна с проблемным обучением. Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими.

Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует.

Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи.

Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.

Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.

Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.
Ведущими идеями ЖФЭН являются:
1. “Вызов современной педагогике”.

2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.

3. Все способны.

4.Интенсивные методы обучения и развития

5. Новый тип педагога.

Основная идея ЖФЭН – все способны! Все могут достигнуть высокого результата в развитии, но только за разный промежуток времени.

Каждый способен творить, но творить может только свободный человек. Поэтому задача мастерской, а точнее мастера, создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований.

Вера в ученика творит чудеса. В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют, придумывают, мастерят.

При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально-чувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается лучше.


Основные этапы мастерской:
Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.
Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля.

На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.
Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.

Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.

Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.

На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему.

Результат этого этапа – инсайт (озарение).
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
Принципы и правила ведения мастерской:
1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.

2. Право каждого участника на ошибку.

3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.

4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:

• право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);

• право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);

• право не участвовать на этапе предъявления результата.

5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.

6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

• диалоги участников мастерской

• диалоги отдельных групп

• диалог с самим собой

• диалог с научным или художественным авторитетом.

7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.

8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.
В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.

Целевые ориентации

• Познакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.

• Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

• Научить детей мыслить раскованно, творчески.

Правила и методические приёмы:
1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока.

2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.

3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.

4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы

5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.

Концептуальные соображения:

• Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребёнку, но не навязываться.

• Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.

• Мастерская предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путём.

• Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий.

• Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.

• В отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются.

• Ученик имеет право на ошибку: ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.

• Творческая деятельность — это безоценочная деятельность.

• Мастер — для ученика, а не ученик для мастера.

• Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

• Мастер — садовник, выращивающий растение — ребёнка, создающий условия для реализации заложенных в нём природных задатков.

Специфические термины:

Панель — это этап актуализации знаний в данной области, даёт возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская.

Алгоритм — это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, но имеют и надпредметную часть, определяемую общими для всех областей способами деятельности учащихся. В технологии мастерских разработаны алгоритмы для типичных надпредметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания, аналогии, конструирование теорем, свобода творчества, способы обучения, способы саморегуляции.
Чтобы нам немного стало понятно о данной технологии мы сегодня с вами попробуем взять элементы и посмотреть как это происходит

Педсовет «Культура современного урока как фактор успешной адаптации учащихся к постоянно изменяющемуся обществу».
Технология проведения: педагогическая мастерская
Повестка педсовета:
1. Мотивирующее начало (индуктор) – 7 минут:
4 творческие группы получают задание: предложить свой вариант окончания притчи.
1. «У мудрого Конфуция было три славных ученика: Гун, Лу и Чжан. Однажды странствующий монах спросил старца:

– Что скажете вы о своем ученике Гуне?

Старец ответил:

–Даже ученые восхищаются разумом Гуна!

– А какие достоинства у Лу?

– Храбрость его превосходит мужество знаменитых воинов!

–А каков третий ваш ученик?

– Трудолюбие Чжана достойно восхищения!

Услыхав слова старца, монах удивился:

– Если Гун так умен, если Лу так храбр, если Чжан так трудолюбив, чему же им еще учиться у вас?

– Выслушай мой ответ, – сказал Конфуций. –…»

Группы представляют свои варианты.

ПОДВОДИМ ИТОГ
Гун умен, но ленив. Лу храбр, но неблагоразумен. Чжан трудолюбив, но завистлив. Гун не знает, что ум не приносит счастья ленивцу. Лу не знает, что храбрость без осторожности ведет к гибели. Чжан не знает, что радость не живет вместе с завистью. Ничего этого мои ученики не знают. И пока они не постигнут эти истины, я буду их учителем, а они моими послушными учениками».
Процесс становления личности – процесс изменений, в определенный период непредсказуемых, но всегда требующий мудрого педагогического сопровождения. Талантливый педагог – это еще и психолог, и аналитик, и философ, моделирующий будущее ученика, приобщая его к культуре современности.
ЦЕЛЬ нашего педсовета:
- Осознание основных критериев культуры современного урока

- повышение интереса педагогов к современным технологиям
- осознание необходимости повышения уровня самообразования


Роль УЧИТЕЛЯ прежде всего состоит в том, чтобы организовать познавательный труд школьника, помочь, наблюдая и корректируя, работе его сознания. Педагогическая компетентность – общая, профессиональная, личностная культура педагога - складывается из большого числа умений. В ходе подготовки педсовета нашим старшеклассникам была предложена анкета.

2. Результаты анкетирования старшеклассников на тему «Профессиональная компетентность учителя как условие обеспечения культуры урока» (деконструкция: осознание неполноты своего прежнего знания) – 7 минут.
(см. текст + презентация)

  1. Перед каникулами я порвела экспресс опрос старшекласников : каким они видят современный урок? И их ответы, честно сказать, меня удивили. Я ожидала услышать: «Во-первых – современные средства обучения!» Ученики же написали следующее:
         70 % отметили, что должно быть больше практики и связи с жизнью;
         50 % хотят большего взаимопонимания с учителями, взаимоуважения;
         40 % пожелали большего разнообразия форм урока;
         20 % указали на необходимость современных технических средств обучения.
         Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
         Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, настоящим и будущим, одним словом – актуальный. Актуальный (лат. – деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – имеющий непосредственное отношение к интересам живущего человека, насущный.
         Каким должен быть ЕГО урок – решать каждому учителю лично.
         В этой возможности выбора, на мой взгляд, и состоит принципиальная новизна современного российского образования. И, следовательно, требует того самого личностного выбора, который позволяет учителю определиться:
         · либо быть урокодателем,
         · либо давать урок, воспитывая, развивая в ребенке Личность.
        В настоящее время главной составляющей культуры современного урока является профессиональная культура учителя, и это понятие включает в себя не только предметные знания и умения, но и Культуру Души, которая заставляет педагога переживать: радоваться, сомневаться, отступать, отказываясь от накатанной колеи, искать и созидать. Это рано или поздно приводит нас к личностно развивающему образованию, педагогике гуманизма и сотрудничества, к поиску новых, эффективных технологий.
         Что является самым важным в структуре урока?
         «Начало больше половины целого», – утверждал Аристотель. На уроке все начинается с постановки цели. Однако цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, необходимо пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл.
         И еще – урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Мы заинтересованы в том, чтобы они унесли с собой с урока максимум?
         Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
         20% того, что слышат;
         30% того, что видят;
         50% того, что видят и слышат;
         90% того, что говорят (проговаривают) в то время, как делают,
         95% того, что делают (исследуют, создают) сами.
         И наконец приходит время, когда (цитирую Сухомлинского) «я говорю: вот сейчас я поставлю тебе оценку»… Однако: «Ничто так не угнетает ребенка, как сознание бесперспективности, мысль о том, что он ни на что не способен». И поэтому: «Помните, что радость успеха – это могучая сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим».
         Оценивание на уроке – неотъемлемая часть его культуры. Какой будет система оценивания: пяти-, десяти- или стобалльная, рейтинговая или накопительная – решать учителю, но она должна быть современной. А это означает главное из главных – она не должна отбить у ребенка желание учиться!
         У каждого из нас впереди – бесконечный путь познания… Каждому из нас предстоит не только узнать что-то новое, но и разобраться в том, что есть. И не в том я вижу свою задачу, чтобы указать: это хорошо, а это – плохо, делайте так, а вот так – не надо. Сейчас наша задача в другом: есть вот такое и такое, хорошее или плохое, но оно есть. И каждый из нас должен решить: что нужно мне и моим ученикам.
         Я слушаю и принимаю то, что попадает в один ритм с моим сердцем. И глубоко уверена в том, что культура современного урока, моего урока, начинается с меня.
         Я иду на урок – за днем день, за годом год. Беру журнал и в очередной раз иду на урок – сомневаюсь, думаю, ищу. Я иду на урок, и я хочу, чтобы из моего урока мои ученики сделали свой вывод для будущего.
         Я иду на урок: «Здравствуйте, дети! Мы начинаем!»

     Вы, знаете, мне по-прежнему верится,
     Что, если останется жить Земля, -
     Высшим достоинством человечества
     Станут когда-нибудь учителя.


3 .Групповая работа: Творческим группам предстоит, используя метод «ключевых слов», переработать предложенные тексты (реконструкция: работа в группах по конструированию своего ответа на вопрос: что же такое культура урока?) – 10 минут на работу с текстом и по 5 минут на защиту своего проекта ответа.

Итак, каковы же критерии культуры современного урока?
Приложение 1

Описание метода «ключевых слов»
 Метод «ключевых слов» он помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. Применялась следующая последовательность действий: 1) учащимся предлагался текст (стихотворение, проза, отдельная фраза и т.д.); 2) все знакомились с текстом и выписывали из него или подчеркивали в нем ключевые слова (ключевые именно с точки зрения каждого ученика); 3) участники знакомили всю группу с теми словами, которые выписали, и поясняли, почему их выбор пал на эти слова. Каждое ключевое слово, выбранное учениками, являлось своеобразным сгустком смыслов данного текста. Ученики актуализировали значимый для них смысл и делились своим пониманием текста с другими.


ВАХРОМЫЧЕВА А.Г.. на основе выработанных положений 4-х групп формирует общий результат: (см. презентацию )


Удачи вам – дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни - как в клетку, другие – как в храм!

Я иду на урок – день за днем, год за годом, как и вы, уважаемые коллеги, как сотни тысяч других учителей по всей стране, по всему миру. Какие бы ни совершались реформы в образовании, урок был и остается главной формой обучения. И, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса – учитель и ученик.
Кажется, все ясно и просто: учитель – учит, ученик – учится. Однако международные исследования показали драматическую вещь: наши школьники обходят иностранных в знании фактов, но слабы в решении практических и творческих задач. Значит, в наших уроках – система заучивания, а у них – дискуссии, инициативы и поиска. Оказывается, последнее – более эффективно для современного мира, его экономики, политики, культуры!
Каким же он должен быть, современный урок? И в чем заключается культура современного урока? Я заглянула в словарь С.И. Ожегова и неожиданно для себя получила 2 толкования обсуждаемой темы:

КУЛЬТУРА – совокупность достижений человечества в производственном, общественном, умственном развитии.
+
СОВРЕМЕННЫЙ – относящийся к настоящему времени, теперешний.
+
УРОК – учебный час, посвященный учебному предмету. →

КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА – это приобщение учащихся в течение учебного часа к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью, теперешним временем, его проблемами и заботами.

КУЛЬТУРА – высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.
+
СОВРЕМЕННЫЙ – стоящий на уровне своего века, не отсталый.
+
УРОК – нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. →

КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА – высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее уровню своего времени и позволяющее сделать вывод для будущего.

     Как вам?
    

  1. Работа в творческих группах по составлению синквейнов «Культура современного урока» (разрыв - переход к новому осознанию явления) – до 3 минут. (делаем вывод)



5. Всем участникам педсовета предлагается закончить одну из трех фраз:

Я рада, что…
Я задумалась над (о)…
Я поняла, что должна поработать над (с)…

Приложение 2.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г iconПротокол семинара заместителей директоров школ по увр место проведения
Выступление по теме «Совершенствование системы работы с одаренными детьми в свете требований «Новой школы». Полякова М. Н.,заместитель...
Педсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г iconРеспублики Татарстан «Согласовано»
Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу учителей естественно-математического цикла мбоу «Рудницкая сош» «Рудницкая...
Педсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Педсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г iconВыступление на педсовете по теме: "Здоровый образ жизни. Его принципы и составляющие"
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Педсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г iconРабочая программа по биологии в 5 классе учителя мбоу «Беркет Ключевская...
Руководитель мо заместитель руководителя по увр руководителем мбоу «Беркет-Ключевская сош»
Педсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г iconОтдел образования администрации Дубровского района Брянской области...
«Звездные дали» среди учащихся образовательных учреждений в возрастных группах 2-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы. В конкурсную...
Педсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г iconВыступление на родительском собрании, доклад на педсовете, консультации...
Организация этапов исследовательской деятельности над выпускной квалификационной работой
Педсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г iconКонкурс «Цветы. Творчество. Красота» август 2 место мбоу «Сыбайкасиснкая оош»
Мбоу «Юнгинская сош», 1 место – Романов Лев «Коробчатые змеи» мбоу «Юнгинская сош», 3 место – Романов Иван «Демонстрационная модель»...
Педсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г iconРабочая программа по предмету: биология
Руководитель методического Зам директора по увр директор мбоу сош №17 объединения
Педсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г iconРабочая программа Кадыровой Галины Геннадьевны по литературе
Директор мбоу «Копьёвская сош» Зам директора по увр
Педсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г iconВыступление на педсовете: «Метапредметный подход в истории и обществознании»
На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по...
Педсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г iconЛ. В. Кузюкова / Протокол № от по увр мбоу вадьковская сош
Учебник Авторы: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. География 7 кл. М.: Русское слово, 2009г
Педсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г iconУрок «Род имён существительных» (5 класс 15 февраля 2013г) Литературное...
...
Педсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г iconКурсовая переподготовка по фгос ноо в профессиональном учебном заведении...
Перечень изменений. Выступление на педсовете «Роль учителя в процессе введения и реализации фгос ноо»
Педсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г iconПлан работы с одарёнными и мотивированными учащимися лицея на 2013-2014 учебный год период
Выступление на августовском педсовете с сообщением о работе с одарёнными учащимися за отчётный период
Педсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г iconПрограмма Intel® Обучение для будущего
Мбоу «Янтиковская сош» (дирекутор Кириллова В. М.), мбоу «Алдиаровская сош» (директор Кабакова Л. А.), мбоу «Шимкусская сош» (директор...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск