Рабочая программа элективного учебного предмета " Мир и человек"





Скачать 395.72 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного учебного предмета " Мир и человек"
страница1/4
Дата публикации30.03.2015
Размер395.72 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3   4


Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного учебного предмета " Мир и человек" составлена

на основе авторской программы элективного предмета : Обществознание. Мир и человек ( начальная философия): элективный курс/ автор - составитель Н. В. Кузьмина. -Волгоград: Учитель, 2007. - 118 стр. ISBN 978 - 5 - 7057 - 1167 - 3.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Д. А. Гусев. Элективный курс. Введение в философию. Учебное пособие для учащихся 10 - 11 кл. - 224 стр. - М.; Просвещение, 2010 - 2012 гг. ISBN 978- 5- 09 – 021219 - 9 . Рабочая программа предполагает расширение знания учебного предмета «обществознание»
Программа рассчитана на 68 часов в 10 – 11 классах, предполагает модульное обучение: в 10 классе в первом полугодии – 32 часа, в 11 классе во втором полугодии – 36 часов ( 1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

- практикумов – 5;

- тестов - 2;

-самостоятельных работ ( ТД - терминологических диктантов) – 7.

Рабочая программа имеет целью:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной культуры, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

- освоение системы знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере.

Рабочая программа способствует решению следующих задач:

  • систематизировать знания о человеке и формировать представление о нем как о творце и творении культуры;

  • систематизировать сведения о мире, его возникновении и развитии;

  • расширять систему сведений о начале Вселенной и человека;

  • систематизировать и расширять сведения о возникновении жизни и человека на Земле;

  • формировать представление о природе и сущности человека, его судьбы и предназначении;

совершенствовать развитие специальных и общеучебных умений до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и явления при решении познавательных и практических задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях. Новизна данной рабочей программы состоит в ее интегративном содержании: курса начальной философии с биологией, химией, физикой, историей. Философия опирается на данные всех наук, на их высшие достижения, объединяя их с целью понять подлинный смысл бытия, человека, общества, Вселенной в их неразрывной связи и взаимозависимости. Содержание программы составлено с учетом возрастных особенностей учащихся старших классов: лекционная система обучения, дебаты и дискуссии, решение проблемных заданий, анализ научной литературы, выдвижение собственных гипотез, проблем, нахождение своих путей решения, точек зрения, работа над понятиями и научными терминами, выявление различных подходов и суждений, анализ, сопоставление различных концепций. Предполагается выполнение учащимися презентативно - исследовательских работ, эссе ( темы рефератов, исследований и эссе в приложении к программе), которые могут быть представлены как в урочном процессе, так и на круглых столах, в ходе дискуссий.

Формы контроля знаний, умений, навыков: тесты( вводный, итоговый), самостоятельная работа ( терминологический диктант), практикумы ( текущий контроль).

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые у учащихся при изучении тем курса.

1) " Сущность человека".

  • определения сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов по указанным критериям;

  • объяснения изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решения познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • работы с текстами различных стилей, понимание их специфики; владения основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следования этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

2) "Человек, культура, общество".

  • определения сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов по указанным критериям;

  • объяснения изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решения познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • владения основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следования этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

3) " Общности людей":

  • определения сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов по указанным критериям;

  • объяснения изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решения познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

  • работы с текстами различных стилей, понимание их специфики;

  • самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участия в проектной деятельности, владения приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • формулирования полученных результатов;

  • владения основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следования этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

4)"Социальная дифференциация":

- определения сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельного выбора критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

- использования элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- исследования реальных связей и зависимостей;

- умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- объяснения изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

- поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

5) " Сферы общественной жизни":

- определения сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельного выбора критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

- использования элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; - использования элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- исследования реальных связей и зависимостей;

- умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); - поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владения основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следования этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

6) "Итоговое повторение: философский путь познания":

  • определения сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов по указанным критериям;

  • объяснения изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решения познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • работы с текстами различных стилей, понимание их специфики; владения основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следования этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владения основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следования этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в письменной форме (тест).
Требования к уровню достижений обучающихся.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуально и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив. Эти требования структурированы по трем компетенциям: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни».

Требования к уровню подготовки по учебному элективному предмету.

В результате изучения элективного предмета ученик должен знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;

  • основные социальные институты и процессы;

  • различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

  • особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.


Уметь

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами, ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,

оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

нравственной оценки социального поведения людей;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


Учебно – тематический план элективного предмета.


№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе:

Практические работы

Контрольные работы

1

Концепции о сущности человека.

1




вводный

2

Концепции о сущности человека.

1







3

Концепция Н. А. Бердяева о сущности человека.

1






4

Концепция Н. А. Бердяева о сущности человека.

1




Самостоятельная работа

(терминологический диктант)

5

Диалектика Гегеля.

1






6

Категории гегелевской диалектики.

1




Самостоятельная работа

(терминологический диктант)

7

Отношение К. Маркса к человеку.

1






8

Человек по З. Фрейду. Взаимосвязь жизни человека и жизни общества.

1







9

Сущность культуры. Элементы культуры.

1







10

Сущность культуры. Элементы культуры.










11

Культурные нормы. Культурные ценности.

1




Самостоятельная работа

(терминологический диктант)

12

Философия жизни.

1







13

Представители философии жизни: Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше.

1






14

Представители философии жизни: Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше.

1







15

Ученые экзистенциалисты: Серен Кьеркегор, Альбер Камю, Жан – Поль Сартр.

1







16

Ученые экзистенциалисты: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс.

1







17

Ученые экзистенциалисты: Николай Бердяев, Лев Шестов.

1







18

Особенности русской философии.

1







19

Особенности русской философии.

1






20

Россия – это Запад или Восток? Славянофилы и западники.

1







21

Народничество. А. И. Герцен.

1







22

Возможно ли счастье без свободы? Ф. М. Достоевский.

1







23

Может ли добро быть с кулаками? Л, Н. Толстой.

1







24

Социальные роли человека.

1







25

Социальные роли человека.

1




Самостоятельная работа

(терминологический диктант)

26

Механизм самоидентификации.

1







27

Механизм самоидентификации.

1



Самостоятельная работа

(терминологический диктант)

28

Социальная дифференциация.

1







29


Социальная дифференциация.

1




Самостоятельная работа

(терминологический диктант)

30

Влияние половых признаков на социальную дифференциацию.

1







31

Сферы общественной жизни.

1







32

Сферы общественной жизни.

1




Самостоятельная работа

(терминологический диктант)

33

Философский путь познания.

1







34

Философский путь познания.

1




Итоговый тест.

Итого: тест - 2; самостоятельная работа (терминологический диктант -7.)

Содержание учебного предмета.

Введение в курс (2 ч).

Что изучает философия?

Древнегреческие мыслители Платон, Сократ о философии. Взгляды русского философа и публициста П. С. Юшкевича о смысле философии. Точки зрения на философию русских мыслите­лей и философов А. Швейцера, Н. Н. Трубникова, Н. А. Бердяева, М. Мамардашвили.(2 ч.).

Раздел I. Человек и мир. (30 ч). Тема 1: Человек и мир. (6 часов).

Милетская школа философии: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр: демифологизация античного мировоззрения. (2 ч.)

Школа Пифагора. Гераклит и элеаты. (2 ч.).

Атомисты. Школа Сократа. Платон. Аристотель.(2 ч.).

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного учебного предмета \" Мир и человек\" iconРабочая программа элективного предмета «Человек и его здоровье»
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Человек и его здоровье», составленного группой авторов Л. В....
Рабочая программа элективного учебного предмета \" Мир и человек\" iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа элективного учебного предмета \" Мир и человек\" iconРабочая программа элективного учебного предмета «Уравнения и неравенства....
Рабочая программа по элективному учебному предмету составлена на основе авторской программы элективного учебного предмета «Уравнения...
Рабочая программа элективного учебного предмета \" Мир и человек\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)» составлена с учетом
Рабочая программа элективного учебного предмета \" Мир и человек\" iconРабочая программа Элективного учебного предмета «Социология» в 11 классе
«Социология», преподаваемого в 10 классе социально-экономического профиля, и включает в себя: пояснительную записку, основное содержание...
Рабочая программа элективного учебного предмета \" Мир и человек\" iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...
Рабочая программа элективного учебного предмета \" Мир и человек\" iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Окружающий мир» для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего...
Рабочая программа элективного учебного предмета \" Мир и человек\" iconРабочая программа по предмету «Литература»
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа элективного учебного предмета \" Мир и человек\" iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Рабочая программа элективного учебного предмета \" Мир и человек\" iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа элективного учебного предмета \" Мир и человек\" iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа элективного учебного предмета \" Мир и человек\" iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Рабочая программа элективного учебного предмета \" Мир и человек\" iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа элективного учебного предмета \" Мир и человек\" iconРабочая программа учебного предмета «окружающий мир»
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 4 класса и реализуется на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа элективного учебного предмета \" Мир и человек\" iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе
Рабочая программа элективного учебного предмета \" Мир и человек\" iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
С требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск