Скачать 395.72 Kb.
|
Пояснительная записка. Рабочая программа элективного учебного предмета " Мир и человек" составлена на основе авторской программы элективного предмета : Обществознание. Мир и человек ( начальная философия): элективный курс/ автор - составитель Н. В. Кузьмина. -Волгоград: Учитель, 2007. - 118 стр. ISBN 978 - 5 - 7057 - 1167 - 3. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Д. А. Гусев. Элективный курс. Введение в философию. Учебное пособие для учащихся 10 - 11 кл. - 224 стр. - М.; Просвещение, 2010 - 2012 гг. ISBN 978- 5- 09 – 021219 - 9 . Рабочая программа предполагает расширение знания учебного предмета «обществознание» Программа рассчитана на 68 часов в 10 – 11 классах, предполагает модульное обучение: в 10 классе в первом полугодии – 32 часа, в 11 классе во втором полугодии – 36 часов ( 1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: - практикумов – 5; - тестов - 2; -самостоятельных работ ( ТД - терминологических диктантов) – 7. Рабочая программа имеет целью: - развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной культуры, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям; - освоение системы знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; - овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере. Рабочая программа способствует решению следующих задач:
совершенствовать развитие специальных и общеучебных умений до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и явления при решении познавательных и практических задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях. Новизна данной рабочей программы состоит в ее интегративном содержании: курса начальной философии с биологией, химией, физикой, историей. Философия опирается на данные всех наук, на их высшие достижения, объединяя их с целью понять подлинный смысл бытия, человека, общества, Вселенной в их неразрывной связи и взаимозависимости. Содержание программы составлено с учетом возрастных особенностей учащихся старших классов: лекционная система обучения, дебаты и дискуссии, решение проблемных заданий, анализ научной литературы, выдвижение собственных гипотез, проблем, нахождение своих путей решения, точек зрения, работа над понятиями и научными терминами, выявление различных подходов и суждений, анализ, сопоставление различных концепций. Предполагается выполнение учащимися презентативно - исследовательских работ, эссе ( темы рефератов, исследований и эссе в приложении к программе), которые могут быть представлены как в урочном процессе, так и на круглых столах, в ходе дискуссий. Формы контроля знаний, умений, навыков: тесты( вводный, итоговый), самостоятельная работа ( терминологический диктант), практикумы ( текущий контроль). В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые у учащихся при изучении тем курса. 1) " Сущность человека".
2) "Человек, культура, общество".
3) " Общности людей":
4)"Социальная дифференциация": - определения сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельного выбора критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; - использования элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; - исследования реальных связей и зависимостей; - умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); - объяснения изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; - поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); - самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. 5) " Сферы общественной жизни": - определения сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельного выбора критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; - использования элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; - использования элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; - исследования реальных связей и зависимостей; - умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); - поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); - самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; - владения основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следования этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). 6) "Итоговое повторение: философский путь познания":
и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; - владения основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следования этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в письменной форме (тест). Требования к уровню достижений обучающихся. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуально и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив. Эти требования структурированы по трем компетенциям: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни». Требования к уровню подготовки по учебному элективному предмету. В результате изучения элективного предмета ученик должен знать/понимать:
Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических); анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы; объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека); раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление; осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами, ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции, оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации; самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; нравственной оценки социального поведения людей; предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений; ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание учебного предмета. Введение в курс (2 ч). Что изучает философия? Древнегреческие мыслители Платон, Сократ о философии. Взгляды русского философа и публициста П. С. Юшкевича о смысле философии. Точки зрения на философию русских мыслителей и философов А. Швейцера, Н. Н. Трубникова, Н. А. Бердяева, М. Мамардашвили.(2 ч.). Раздел I. Человек и мир. (30 ч). Тема 1: Человек и мир. (6 часов). Милетская школа философии: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр: демифологизация античного мировоззрения. (2 ч.) Школа Пифагора. Гераклит и элеаты. (2 ч.). Атомисты. Школа Сократа. Платон. Аристотель.(2 ч.). |
Рабочая программа элективного предмета «Человек и его здоровье» Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Человек и его здоровье», составленного группой авторов Л. В.... | Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного... | ||
Рабочая программа элективного учебного предмета «Уравнения и неравенства.... Рабочая программа по элективному учебному предмету составлена на основе авторской программы элективного учебного предмета «Уравнения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)» составлена с учетом | ||
Рабочая программа Элективного учебного предмета «Социология» в 11 классе «Социология», преподаваемого в 10 классе социально-экономического профиля, и включает в себя: пояснительную записку, основное содержание... | Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного... Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» «Окружающий мир» для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего... | Рабочая программа по предмету «Литература» Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального... | Рабочая программа по предмету «Русский язык» Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Пояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной... Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Рабочая программа элективного курса по биологии «экология человека» Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает... | ||
Пояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для... Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Рабочая программа учебного предмета «окружающий мир» Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 4 класса и реализуется на основе следующих нормативных документов | ||
И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе | Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» С требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования |