Скачать 490.22 Kb.
|
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПЛАН ЛЕКЦИЙ (базовый курс )
Предназначение и смысл философии Определенная часть студенчества, еще не приступившая к изучению философии, задается вопросом. «Зачем вообще нам нужна философия?». Вопрос этот не нов Еще в XIX в. известный русский философ К.Д.Кавелин в небольшой острополемической статье «Философия и наука в Европе и у вас» задае7 вопрос, актуальность которого в наши дни очевидна: «Нельзя ли нам вовсе обойтись без философии?); «Что нам в этой философии?...» «Точные науки - другое дело: чему они учили тысячу лет тому назад, то остается истиной I! теперь. А философия?». Ответ К.Д.Кавелин дает если не исчерпывающий, то примечательный: «Философия всегда и везде сопровождала умственную жизнь и была ее показателем». Эта мысль русского философа совпадает с более ранним утверждением выдающегося французского мыслителя Р.Декарта, что только философия отличает нас от дикарей и варваров, и что каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют. Возможно, эта аргументация не убедит студента, б значимости изучения философии, но хотя бы пробудит его любопытство, и ои задастся другим вопросом: «Что такое философия?». Полный ответ на этот вопрос можно будет дать только после изучения всего курса. Но предварительный и краткий ответ полезно получить и теперь. Ведь и альпинист; находящийся в основании горы, хотя и знает, что увидит ее целиком, только поднявшись на вершину, тем не менее, уже внизу пытается окинуть взором всю гору. Попытаемся и мы сделать нечто подобное, находясь у подошвы горы, именуемой философией. Слово «философия» стало впервые употребляться около двух с половиной тысячелетий тому назад в Древней Греции и означало тогда «любовь к мудрости». Считается, что это слово впервые употребил Пифагор, прославившийся сам и как философ, и как математик. Он особо подчеркивал, что любит только мудрость, но мудрым себя не считает, поскольку подлинно мудрыми могут быть только боги. С тех нор предпринималось множество попыток уяснить содержание философии, дать ей то или иное определение, осмыслить ее значимость в жизни человека. Так, в одном из определений философии подчеркивается, что философия есть высшая форма духовной деятельности, особая, высшая наука. А потому заниматься ею могут лишь избранные профессионалы высокого класса, а не простые смертные. Но были и совершенно противоположные мнения, Резко негативный взгляд высказал, например, Ф.М.Достоевский, обобщая некоторые настроения в российском обществе. «Что такое философ?» - спрашивал он и отвечал: - «Философ на Руси есть слово бранное, означает оно - дурак». Конечно, кроме этих крайних точек зрения на суть философии есть не такие категоричные. Сами философы по-разному определяю] предмет своих занятий; философия - это «познание сущею, вечного и непреходящего» (Платон), «исследование причин и принципов вещей» (Аристотель), «учение с границах возможного знания» (И.Кант), «мыслящее рассмотрение предметов» (Г.Гегель), «познание того, что есть» (Л.Фейербах), «наука об общих законах природы, общества и мышления» (К.Маркс), «учение о ценностях» (В.Виндельбанд), «это срединная земля между наукой и религией» (Б.Рассел), «это особое мироощущение, особый образ жизни» (Ж.-П:Сартр), «деятельность, посредством которой утверждается или объясняется смысл высказываний» (М.Шлик), «учение о человеке и о его месте в мире» (И.Т.Фролов). Как не растеряться от такого многообразия мнений9 Что это за «наука», которая не может дать более-менее точного определения? Или следует сделать естественный вывод о сложности, многогранности содержания философского знания? И такой вывод будет правильным. Ведь у каждого сложного явления много граней, особенностей, и у каждой из сторон есть свои приверженцы, которые считают ее главной. Поэтому, определяя философию разным образом, каждый мыслитель в той или иной степени отражает момент истины. Интегрируя выше приведенные точки зрения, можно дать определение, которое отражало бы содержание философского знания; философия есть критическое размышление об устройстве мира, о нашем месте в нем, о наших познавательных возможностях и способностях вершить добро и зло. Но научиться критически размышлять человечество сумело не сразу. Философия - это довольно позднее явление духовной культуры человечества, Задолго до ее появления были другие формы осмысления мира и места в нем человека, т.е. были другие типы мировоззрения: мифология и религия. Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение мира и места человека в нем. Я - исторически первая форма духовного освоения мира человеком. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание выражалось в древних сказаниях о фантастических существах, всесилии и храбрости богов, подвигах героев в метафорической, символической форме. Мифологическое сознание: синкретично (в нем отсутствует разграничение мирз и человека, в нем слиты воедино мысль и действие, объект и субъект, знания и верования); антропоморфно (человеческие черты переносятся на окружающий мир, он олицетворяется, одушевляется), включает такие верования, как тотемизм (обожествление животных) и фетишизм (обожествление предметов); воплощает коллективный опыт, утверждает принятую систему ценностей, выполняет регулятивную функцию (поучает, запрещает, санкционирует), С дальнейшим прогрессом человеческого общества мифологическое мышление утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые его элементы могут воспроизводиться в массовом сознании и в наши дни. Цивилизация вызвала к жизни другие типы мировоззрения - религию и философию. Их многостороннее взаимодействие прослеживается на всех этапах истории. Религия предшествовала философии, она имеет сбою специфику. Религия - это форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - земной, естественный, дольний, и потусторонний - небесный, сверхъестественный, горний. Основу религиозного мировоззрения составляет вера - вера в бога (сверхъестественную реальность, обладающую личными свойствами). Религия всегда претендует на исчерпывающее, абсолютное знание смысла жизненных проблем, не доказуемое рационально, научно, Ее содержание есть система догм (положений, не подвергающихся изменению и сомнению). Они (догмы) принимаются верующими с эмоциональными переживаниями своей убежденности в их истинности. Религия имеет длительную историю, проходит разные формы и этапы. В настоящее время существуют три мировые религии - буддизм, христианство и ислам. А три тысячи лет назад на основе мифологии возникли и поныне существующие древнейшие религии - буддизм и иудаизм, родиной которых были Индия и Палестина. Эти древние религии содержали в себе зачатки философии (буддизм часто рассматривают как одну из первых философских систем). Наконец, 2,5 тысячи лет назад, в VII-VI вв. до н.э. появился новый тип мировоззрения, который прочно соединялся с древними научным знанием -математикой, астрономией, медициной ~ появилась философия. Философия – это теоретически сформулированное, основанное на рациональных принципах систематическое мировоззрение. В отличие от религии философия противопоставляет догме - сомнение, вере - знания, эмоциям - интеллект, молитве - диалог (спор, критику). Философия всегда персонифицирована, она продукт творчества личности (Платона, Эпикура, Гегеля, Бердяева и т.д.) Философское знание всегда плюралистично, оно всегда в диалоге с оппонентом, которым может быть другой мыслитель, другая эпоха, другие ценности. Несмотря на критичность, персонифицированный характер, философия -это система вполне определенных взглядов, а не просто идей из различных областей знаний и опыта. Это размышление не порознь о мире или о человеке. Это особое видение системы - «мир-человек». Философия - это концептуальное мироосвоение, система концепций, понятийно- логическое осмысление системы «мир-человек». Философское знание есть определенная целостность, оно имеет свою структуру, которая для лучшего запоминания может быть названа «философским квадратом» и представлена схемой: Онтология Гносеология Философия «я - не я» Аксиология Праксиология Здесь в качестве разделов философии выделяются: онтология -учение о бытие, его устройстве, свойствах, изменении и развитии; гносеология - теория познания, исследующая человеческие познавательные способности, их возможности и границы; аксиология - учение о ценностях, способностях Основные философские направления. Философию как историю концепций можно представить основными философскими направлениями (в границах которых существуют многочисленные школы и течения). Материалисты (Фалес, Демокрит, Гераклит, Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Дидро, Л.Фейербах, Н.Чернышевский, К.Маркс,, В.Ленин и др.) - в основе универсума (бытия) лежит материальное начало: природа, воздух, вода, огонь, атом, материя. Человек - продукт закономерного развития этого материального начала. Он высший цвет материи, обладающий сознанием. Не духовные, а материальные начала лежат в основании всего. Бытие определяет сознание. Образ жизни человека определяет образ его мыслей. Идеалисты (Пифагор, Парменид, Платон, Св.Авгуетин, Ф.Аквинский, Д.Юм, Дж.Беркли, Г.Гегель, А.Шопенгауэр, Вл.Соловьев, П Флоренский и др.) - в основе универсума лежит духовное начало: Бог, идея, мировая воля, дух, представление. Человек произведен от духовного начала, предметный мир производное от объективного или субъективного духа. Сознание определяет бытие. Образ мыслей человека определяет образ его жизни. Дуалисты (Р.Декарт, И.Кант) - в основе универсума лежат два начала: духовное и материальное, сознание и материя. Они существуют одновременно, параллельно, независимо друг от друга. Тело не зависит от духа; психика не зависит от нервных процессов мозга, мозг не является субстратом сознания. Диалектики (Гераклит, Платон, Г.Гегель, К.Маркс) - в универсуме и человеке все развивается по законам взаимодействия противоположностей с переходом количественных изменений в качественные, со спиралевидным движением к высшему через отрицание отрицания. Метафизики (Парменид, П.Гольбах, Л.Фейербах и др.) - в универсуме и человеке или все статично, устойчиво, постоянно (догматики), или все течет, все изменчиво, ничего постоянного, абсолютного нет (релятивисты). Гносеологические оптимисты («gnoseo» - знаю) - философы, признающие возможность познания объективного мира, способность человеческою сознания адекватно отражать реальный мир (Демокрит, Платон, Ф.Бгкон, Д.Дидро, Г.Гегель, К.Маркс и др.) Агностики (Д.Юм, И.Кант) - философы, отрицающие возможность познания мира человеком, ставящие под сомнение возможность адекватного отражения мира в человеческом сознании (или мир не познаваем, или мир не познаваем в его причинах, или мир не познаваем в его сущности). Многообразие философских направлений - результат длительного развития философии. Процесс возникновения и развития философских идей составляет предмет истории философии. Сама история философии подразделяется на хронологические этапы. В содержание данного пособия не входит прямая задача полного, объемного освещения истории философии. Тем не менее, важно хотя бы эскизно обозначить ее основные исторические вехи, направления, а также тех выдающихся философов, труды которых составляют духовное богатство человечества. Вопрос о том, где впервые возникла философия, долгое время являлся дискуссионным. Существовали два подхода: один из них получил название востокоцентризм, другой - европоцентризм. Представители востокоцентризма (А.Шопенгауэр, В.С.Соловьев) считали, что философия родилась на Востоке. Сторонники европоцентризма родиной философии считали Грецию (Г.Гегель, Ф.Энгельс и др.). С точки зрения К.Ясперса, современного немецкого мыслителя, философия зародилась в «осевое время». Хронологически оно ограничено промежутком между XVIII и II вв. до н.э., а пространственно территориями Китая, Индии, Греции, на которых соответствующие этносы создали независимо друг от друга такие культуры, где впервые появляется «подлинный человек в его духовной открытости миру». Конфуций, Будда, Сократ - основные имена мыслителей, заложивших основы единой для всего человечества «осевой» культуры и сформировавшегося на этой основе в трех вышеназванных культурных областях философского знания. (К сожалению, Россия в этом процессе не участвовала и зарождение русской философии относится в лучшем случае к XI веку н.. э.). Все философские системы - индийская, китайская и греческая -основывались на мифологии и даже сохранили в различной степени элементы мифологического сознания. Но мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождалась философия и элементы науки, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил переход от мифа к Логосу. Па процесс становления и развития ранней философии повлияла специфика экономической, политической, социальной и духовной жизни стран Древнего Востока и Древнего Греции. Вот почему наряду с общими чертами каждая из перечисленных философий - древнеиндийская, древнекитайская и древнегреческая - обладает своими характерными особенностями. Философия Древнего Востока. Цивилизации Индии и Китая донесли до нас первые философские трактаты, которые датируются 1 тысячелетием до н.э.: «Веды», «Упанишады», «Махабхарата», «Книга тьмы», «Книга перемен». Изучая эти первые философские трактаты, можно составить представление о характере вопросов, которые волновали мыслителей: как и из чего возникли мир и человек, душа и тело, вопросы смерти и бессмертия, судьбы (кармы) и круговорота жизни (сансара). Наиболее значимыми, с точки зрения истории философии, школами Древнего Востока являются буддизм, даосизм, конфуцианство. В |
Курс лекций по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» для специальности 030503 Правоведение Данный курс лекций рассчитан на 50 часов для базового уровня профессионального образования и един для всех форм обучения | Дисциплина "Логистика" входит в состав цикла специальных дисциплин.... Курс лекций ориентирован на современные экономические условия и складывающиеся рыночные отношения в Российской Федерации | ||
План-конспект урока по теме «Зрительный анализатор» Агафонов В. В. Криминалистика: краткий курс лекций – М.: Юрайт, 2013. – 184с. 10 экз | Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа... Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий | ||
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа... Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий | Рабочая программа по информатике для 10,11 класса Составитель Курс «Информатика и икт» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Согласно фк буп от 2004... | ||
1 курс план лекций по истории фармации Методические указания предназначены для оказания помощи студентам финансового факультета в подготовке к экзамену | Курс лекций по «экологии» нгпи. 40 часов лекций + зачет и экзамен Агаджанян Н. А., Никитюк Б. А., Полунин Н. Н. Экология человека и интегративная антропология. — М. — Астрахань, 1996. — 224 с | ||
Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским... Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный... | Рабочая программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные... КТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70... | ||
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» для студентов факультета связи с общественностью заочного... | Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд Целью курса лекций является освоение студентами исторического наследия и идейного богатства учёных различных эпох в области экономической... | ||
Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд Целью курса лекций является освоение студентами исторического наследия и идейного богатства учёных различных эпох в области экономической... | Курс биологии с экологией для стоматологического факультета мгмсу план-конспекты лекций ... | ||
Горюшкин А. А., Хуторецкий А. Б. Математические модели и методы исследования... Горюшкин А. А., Хуторецкий А. Б. Математические модели и методы исследования операций: курс лекций: Учеб пос. Новосиб национ иссл... | Программа курса физики для студентов геологического факультета (вечернее... Курс рассчитан на 60 лекционных часов: 1 семестр 10 лекций по 4 часа, 2 семестр 10 лекций по 2 часа. Два экзамена |