Скачать 1.14 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ» Учебно-методическое пособие Для студентов вузов Кемерово 2012 УДК 113/119 (075) ББК 87.3я7 К87 Автор-составитель: Г.П. Ковалева, доцент, канд. философ. наук Рецензенты: В.Н. Порхачев, канд. философ. наук, доцент КГСХИ С.П. Батурин, канд. исторических. наук, доцент КИРГТЭУ Рекомендовано кафедрой философии и политологии Кемеровского технологического института пищевой промышленности С87 Структурно-логические схемы по дисциплине «История русской философии»: Учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Г.П. Ковалева. Кемеровский технологический Институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2012. – 74 с. ISBN Включает в себя структурно-логические схемы и опорные конспекты по курсу истории русской философии. Предназначено для студентов очного обучения всех специальностей при подготовке к семинарским занятиям, зачетам по истории русской философии. УДК 113/119 (075) ББК 87.3я7 ISBN Охраняется законом об авторском праве, не может быть использовано любым незаконным способом без письменного договора © КемТИПП, 2012 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие Тема 1. Становление и развитие философской мысли России (Х1-ХУП вв.). 4 1.1 Мировоззрение древних славян 5 1.2. Предфилософия древнерусского периода 6 1.3. Философские идеи в творчестве русских мыслителей средневековья 7 Тема 2. Развитие русской философии в ХV111– первой половине Х1Х в. 10 2.1. Русская философия ХV111 в. 10 2.2. Русская философия первой половины Х1Х в. Западники и славянофилы. 13 Тема 3. Русская философия во второй половине Х1Х – начале ХХ в. 18 3.1. Философия русских революционных демократов Х1Х в. и народничества. 18 3.2. Русская философия всеединства. 22 3.3. Русская философия конца Х1Х – начала ХХ в. 27 3.4. Марксистская философия в России. 30 3.5. Философия русского космизма. 35 3.6. Русский позитивизм 43 Тема 4. Философия в советской России и постсоветский период. 44 5. Тесты по курсу «История русской философии». 50 ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее пособие предназначено для студентов очного обучения всех специальностей при подготовке к семинарским занятиям, зачетам, тестированиям и экзаменам по философии. Оно включает в себя структурно-логические схемы и опорные конспекты по курсу «История русской философии». Пособие включает обширный иллюстрированный материал. В нем представлены основные философские школы и направления, дана характеристика основных философских взглядов и проблем русских мыслителей. Опорные конспекты подготовлены на базе практического материала преподавания в вузе названной дисциплины и дисциплины «философия», с учетом потребностей студентов и трудностей освоения ими программного материала. Предлагаемая в данном пособии форма структурирования материала помогает быстрее сформировать у студентов целостную картину философии. Это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины. Пособие может помочь преподавателям в разработке структуры учебного материала, а студентам – в самостоятельной работе над осмыслением философских вопросов, при подготовке к семинарским занятиям, зачетам, тестированию и экзаменам по философии. Раздел 1. Становление и развитие философской мысли России (Х1-Х11 вв.) Тема 1. Мировоззрение древних славян. Мировоззрение древних славян представлено русскими и славяно-арийскими ведами. Веды – мифологизированные славяно-арийские летописи. Ранние славянские мировоззрения выражались в мифологизированной форме, но уже в них был заложен глубокий космологический смысл. О культурной и этнической взаимосвязи древних славян, древних индийцев, древних греков и скандинавов говорит общность пантеона богов, космогонических взглядов, что объясняется наличием более древнего культурно-исторического комплекса – арийского, который мог послужить основой для формирования этих представлений. Арии – название народов, принадлежащих к индоевропейской общности.
Тема 2. Предфилософия древнерусского периода. С принятием Русью христианства центрами развития культуры становятся церковь и монастыри. В Х1-ХП вв. в церковных поучениях и светских рукописных книгах начинает встречаться термин «философия» или «любомудрие». В Х1 – ХУ вв. в России были известны труды Аристотеля, Платона, Демокрита, Эпикура, сочинения византийских мыслителей, а также многие философские труды средневековых мыслителей Западной Европы. Мыслители Древней Руси были преимущественно религиозными. Они мало интересовались познанием природы, стремясь постичь, прежде всего, смысл человеческого бытия и назначения человека как божьей твари. Основные произведения этого периода: Нестор. «Повесть временных лет» – первое письменное произведение на Руси. Нестор предупреждает: «Когда же впадает в грех какой-либо народ, казнит Бог его смертью, или голодом, или нашествием поганых, или засухой, или гусеницей, или иными кознями…». «Изборник 1076 года» князя Святослава Ярославича, в котором разработана система нравственных правил, оправдывающая власть князей Илларион. «Слово о законе и благодати». Илларион – первый русский философ. «Слово о законе и благодати» – первое философское произведение на Руси. В этом произведении повествуется о борьбе христианства с иудаизмом. Митрополит Илларион воспроизводит историю Руси от первых князей, не подчеркивая при этом различия по вере язычника Игоря и Святослава и христиан Владимира и Ярослава. Это произведение было предшествующим доктрине «Москва – Третий Рим». По мнению Иллариона людей должны сплачивать сыновья любовь и братские отношения. «Поучение Владимира Мономаха» – свод практических правил по управлению государством, передача жизненного опыта, забота о нравственном, духовном состоянии своих потомков. Владимир Мономах советовал: «Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело». «Послание» киевского митрополита Никифора Владимиру Мономаху. В этом произведении наряду с религиозной проблематикой ставился вопрос о человеке, месте нахождения его души, о разуме и чувствах как источнике человеческого знания. 1.3. Предфилософские идеи в творчестве русских мыслителей средневековья.
|
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г.... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика».... | Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений... Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методическое пособие Красноярск сфу 2012 удк 504. 004. 4 (07) ббк 28. 0я73 Экологическая информатика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. А. Субботин. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 9 с | Учебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса... | ||
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии... | Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной... Ч 44 Чепукова А. Б история экономики. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления... | ||
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... М 545 Методология сравнительного правоведения: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. И.... | Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной... Ч 44 Чепукова А. Б. История экономических учений. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения... Ш 34 Швелидзе В. Б английский язык. Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения. Пятигорск: кмвис фгбоу... | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Курсовая работа учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся... Курсовая работа: Учебно-методическое пособие / Автор составитель Е. М. Крупеня. М.: 30 с | Курсовая работа учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся... Курсовая работа: Учебно-методическое пособие / Автор составитель Е. М. Крупеня. М.: 30 с | ||
Учебно-методическое пособие для клинических интернов и ординаторов,... Тлиш М. М., Карташевская М. И., Глузмин М. И., Лебедев П. В., Ларин Ф. И., Жукова Л. А волошин Р. Н.; под редакцией В. В. Лебедева;... | 2011 удк 330. 101(07) ббк 65. 01я73 М экономика: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов: вид издания [Текст] / сост.... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов Борисоглебск... Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения педагогических вузов по специальностям... | Учебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям... Л 61 Липовая Т. Б. Экономика организаций(предприятий). Учебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям / Пятигорск:... |