Скачать 284.54 Kb.
|
ПрограммаПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет философииПрограмма дисциплины Метафизика, методология и история философии Раздел «Философия морали и религии» для академической аспирантуры осенний семестр Авторы: Кашников Борис Николаевич, профессор кафедры практической философии Лифинцева Татьяна Петровна, профессор кафедры истории философии Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_____________________________ ________________________________ Председатель Зав. кафедрой _____________________________ ________________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г Утверждена УС факультета _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва
Раздел «Философия морали и религии» знакомит аспирантов с теоретическими и историческими аспектами двух важнейших источников нормативности и регуляторов человеческого поведения. Религия и мораль имеют общие истоки и их теоретические проблемы во многом совпадают. Тематически курс состоит из 3 частей. 1. Изучение истории философии морали и религии (Платон, Аристотель, Юм, Кант, Локк, Гегель, Маркс, Фрейд, Ролз) 2. Изучение типологии и классификация базовых религиозных и этических идей. 3. Изучение практических философских проблем связанных с применением религиозных и этических идей в личной и социальной практике. Эти три части не выделяются в качестве специальных учебных разделов, но всегда представлены в единстве. Разумеется, та или иная тема не равноценна с точки зрения соотношения трех основных частей. Мы начинаем этот курс с изучения наиболее общих философских проблем нормативности и определяем специфику морали и религии как форм регуляции человеческого поведения и выработки ценностей. Далее мы постараемся обозначить основные условия существования этих ценностей в параметрах объективности и субъективности. Основные направления современной этики представлены разнообразными формами этической телеологии (включая консеквенциализм) и деонтологии (включая этику Канта) и этикой добродетелей (включая этику Аристотеля). После рассмотрения проблем этики индивидуального совершенствования и социальной этики мы переходим к проблемам прикладной этики, которую рассмотрим главным образом на примере теории справедливости и этических проблем войны. Далее мы перейдем к рассмотрению проблем сущности религии посредством анализа ее многочисленных определений. Различные типы религий будут рассмотрены на примере ее архаических и современных моделей. После чего мы перейдем к рассмотрению различных философских способов оценки роли и места религии на примере современных философов от Юма до Фрейда. Особое внимание уделено проблеме обнаружения глубинного религиозного и морального опыта через семантику различных культур, а также роли культурных факторов возникновении различных типов глубинного религиозного и этического опыта. Целью курса является развитие рациональных исследовательских навыков у аспирантов, умения работать с материалом по определённой теме (особое внимание уделяется сакральным текстам различных религий и этическим текстам), выделять главное; умение соотносить и сравнивать различные религиозные парадигмы и типы философии морали и религии.
Louis P. Pojman. Ethics. Discovering Right and Wring. Belmont, etc.: Wadsworth Publishing Company, 1999 А.А.Гусейнов и Р.Г.Апресян. Этика. М.: Гардарики, 1998 В.Д.Губин и Е.Н.Некрасова. Основы этики. Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 2010 Б.Н.Кашников. Либеральные теории справедливости и политическая практика России. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2004 Нравственные ограничения войны: проблемы и примеры. Под общей редакцией Бруно Коппитерса, Ника Фоушина и Рубена Апресяна. М.: Гардакики, 2002 Базового учебника по проблемам философии религии не существуют. В качестве основных учебных пособий будет использовано следующее: Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1997, 2000. Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада.СПб.: Азбука-Классика, 2007. Христианство. Энциклопедия. В 3 т. М.: Изд. «Большая Российская Энциклопедия», 1995-1997. Юм Д. Естественная история религии. // Юм Д. Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1965 Т.2. 5..Кант И. Религия в пределах только разума. // Кант И. Трактаты и письма. М.: Мысль, 1980. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 т. М.: Мысль, 1977. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1995. Маркс К. Немецкая идеология. // Маркс К., Энгельс Ф.. М.: Мысль. Соч. Т.3. Лао-Цзы. Дао-Дэ-Цзин СПб.: Изд С.-Петербургского ун-та, 1987, 1992, 2005, …
Тема 1. Этика, мораль, нравственность. Этимология слов: этика, мораль, нравственность. Различие в происхождении и употреблении основных терминов. Сходство и различие этих терминов в различных языках. Сущность и специфика морали. Универсальность, всеобщность, публичность, автономность как основные признаки морали. Сходство и различие морали и иных форм нормативной регуляции. Мораль и право. Мораль и обычай. История морали. Проблема происхождения морали. Феномен Сократа. Происхождение морали в различных культурах. Конфуцианство. Мораль в эпоху модерна. Мораль и свобода. Мораль и индивидуальность. Социология морали. Проблема факта и ценности в морали. Затруднительность социологического изучения морали. Психология морали. Теория этапов морального развития Колберга. Критика его Гиллиган. Аморализм, Имморализм, Этический скептицизм. Аморализм в морали и этики. Этический аморализм Ричарда Гарнера и Давида Готиера. Имморализм Макиавелли и Ницше. Современный этический скептицизм. Метаэтика. Логический позитивизм и философия языка моральных суждений. Нон когнитивизм. Этика Айера и Стивенсона. Теоретическая этика. Классификация учений теоретической этики. Мораль от Бога, от природы человека и от общества. Этические учения Соловьева, Ницше, Гоббса. Нормативная этика. Главная проблема нормативности. Объяснительная адекватность и научная адекватность этических учений. Современное состояние морали и этики. Дискурсивный характер современной морали. Прагматический характер современной морали. Основная литература Louis P. Pojman. Ethics. Discovering Right and Wring. Belmont, etc.: Wadsworth Publishing Company, 1999 А.А.Гусейнов и Р.Г.Апресян. Этика. М.: Гардарики, 1998 В.Д.Губин и Е.Н.Некрасова. Основы этики. Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 2010 Дополнительная литература В.С.Соловьев. Оправдание добра. Нравственная философия // В.С.Соловьев. Сочинения в двух томах. М.: Издательство «Мысль», 1990. Тема 2. Этический релятивизм и этический объективизм. Природа нормативности. Этический субъективизм. Психологический эгоизм. Невозможность индивидуального языка и индивидуальной морали. Культурный релятивизм. Тезис о принципиальной моральной разнице культур. Его несостоятельность. Единство общечеловеческих начал в логике и грамматике. Критика культурного релятивизма и его практическая несостоятельность. Этический объективизм. Различные формы этического объективизма. Натурализм в этике. Естественное право. Объективные начала нравственности в естественном праве. Права человека. Истоки морального долженствования. Волюнтаризм, реализм, рефлективизм, автономия как формы объективной объяснительной нормативности Этика и религия. Общие начала религии и нравственности. Их принципиальное различие. Невозможность выведения морали из религии. Основная литература Louis P. Pojman. Ethics. Discovering Right and Wring. Belmont, etc.: Wadsworth Publishing Company, 1999 Дополнительная литература Christine M. Korsgaard. The Sources of Normativity. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |