Бабенков Александр Владимирович





Скачать 97.58 Kb.
НазваниеБабенков Александр Владимирович
Дата публикации28.05.2015
Размер97.58 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Бабенков Александр Владимирович

ЮФ НГУ, 2010.
Зооморфема «собака» у киников.
Про античных киников мы знаем немного. В историю они вошли главным образом как нарушители норм, эпатирующие граждан полиса своими поступками. За этой репутацией довольно часто невидны мотивы киников, которые выражали непосредственно их философские взгляды. Слово или точнее прозвище «киник» происходит от греческого «кинос», что значит «собака» (как например, в слове кинолог). Любопытно то, что это презрительное прозвище философы приняли, сделав «брендом», опознавательным знаком своего учения. Почему же киники не считали зазорным называться «собаками»? И что действительно может сказать философ, говоря о себе «собака», учитывая, что философ всегда нацелен сказать нечто большее?

Одно из объяснений, существующих в истории философии, довольно прозаично: первое место, где Антисфен (основоположник учения) начал заниматься с учениками, находилось на холме под названием «Киносарг» (т.е. «Зоркий пес»). Однако я считаю, что это прозвище вряд ли прижилось, если бы не соответствовало их философии. Более того, даже после такого объяснения остается вопрос: Случайно Антисфен избрал место с таким названием для школы, или нет (ведь философы мало, что отдают на откуп случайности)?

Чтобы понять это мы должны будем обратиться не только к историческому контексту (что значила «собака» как символ для античных греков), но и к пониманию сложных текстовых и речевых стратегий, которые нередко используют философы, чтобы что-то сообщить.

Вообще, упоминания о собаках во фрагментах изречений философов довольно часты, но обычно не несут особого смысла. К примеру, по сведениям Ксенофана Пифагор узнал в избиваемой собаке душу умершего друга. А Неанф Кизикский описывает кончину Гераклита так, будто тот был не узнан собаками и разорван. Часто упоминания собак – лишь иносказания. Гераклит пишет «Ведь собаки лают на тех, кого они не знают», под собаками подразумевая людей консервативного образа мыслей, выступающих против нововведений и, в особенности, против новых учений. Также он возмущается, что собаки и другие животные оказываются лучше людей, потому что не обращают друг друга в рабство. Складывается впечатление, что для античного грека собака – это какой-то общеизвестный предмет, который легко взять в качестве простого объекта для рассуждения (как например, в современных примерах часто берут яблоко). Неразрешимую двойственность этим фразам добавляет то, что античный грек живет в культурном контексте, созданном мифами и эпосами, в которых собаки упоминаются несчетное количество раз. По мнению многих исследователей философия возникла на почве античных мифов и долгое время сохраняла с ними генетическую связь.

Если мы обратимся к мифам, то увидим, что с собаками (и волками) связаны не только отдельные истории и персонажи, но и конкретные боги с их символикой и культами – Аполлон, Артемида, Геката, Гермес и Арес. Образ собаки мог стать своего рода связующим звеном между высказыванием (философа киника) и сложным контекстом символики того или иного бога. Обращаясь к идее Шабаевой М.А. можно отметить, что используемое ею понятие текстофилософемы мы можем применить к речам и поступкам киников, в которых несомненно читается некоторое сообщение. Зооморфические текстофилософемы (непосредственно связанные с собаками) у киников были более прозрачны для их современников, носителей общей «языковой картины мира». Мы же попробуем восстановить некоторые аспекты, чтобы проинтерпретировать эти «собачьи» образы. Речь философа должна убеждать других, поэтому отсылки к зооморфемам должны были по идее «возвеличивать» сообщение или его автора.

Итак, как известно, киники презирали земные блага и избегали удобства цивилизации. Как отмечает Б.Рассел в этом киники придерживались той же точки зрения, которая «заставляла Сократа ходить босиком и плохо одетым» [1]. Качество мысли не зависит от происхождения, почестей и дорогой одежды. В своих взглядах киники утверждали мысль, что люди не должны знать стыда. Диоген отвергал стыд, желая во всем походить на собак. Многие поступки киников были ориентированы на других людей, т.е. специально планировались, чтобы произвести нужный эффект. Эти поступки ложились в основу анекдотов и легенд, очень похожих на притчи, т.к. в них есть некая мораль, требующая размышления, рассуждения. Таким образом, киник не просто будоражил выходками общество, но и призывал их задуматься о чем-то. В этом проявляется важная особенность философии киников: она требует нераздельности учения и жизни. Киник живет непосредственно своей философией и всей своей жизнью показывает недостатки общества и других людей, в том числе то, что люди редко живут в согласии с тем, что думают или заявляют. Поэтому киник как раз выступает против ханжества и цинизма в привычном смысле слова. Отсутствие стыда было нужно не только для своей невозмутимости, но и чтобы произвести эффект на других людей. С точки зрения этики бесстыдство киника больше всего похоже на этику добродетели, только без «золотой середины» как у Аристотеля.

Однако иногда чтобы что-то сказать философу приходится использовать более сложные стратегии. Зная, что натолкнется на стереотипы и предубеждения обычных граждан, киник должен был, используя свой ум, обратить эти массовые стереотипы на служение своим целям. И вот здесь следует вспомнить о собаках, ведь с этим животным связаны не только негативные, но и позитивные смыслы. Проанализируем некоторые из них.

1. Киник вполне мог сказать о себе «собака» потому, что собака ассоциируется с преданностью, верность, дружелюбностью. Собаке чужды неискренность и ложь. Любой кто держал собак знает, что это животное никогда не обманывает – даже если собака что-то скрывает это легко увидеть в ее поведении. Вообще отношение собаки к человеку всегда видимо по внешним проявлениям, т.е. она всегда искреннее проявляет отношение (к примеру, хозяева других животных – кошек, птиц или грызунов не могут сказать точно укусит ли вас его питомец или будет и дальше спокойно сидеть). Философ-киник берет на вооружение эти ценности как свои: так многие киники провозглашали дружбу как одну из главных добродетелей для философа и любого человека. Точно также они вовеличивали естественную простоту, в т.ч. в эмоциях, и порицали искусственность. Ханжеством и цинизмом им казались моральные нормы, принятые в полисе, в силу их формализма (т.е. неличного отношения). Можно предположить, что к такому моральному релятивизму киников привели не только путешествия по миру (где они знакомились с другими правилами и нормами), но и наблюдения за собаками. Кстати, многие художественные источники косвенно подтверждают, что у Диогена и других киников была собака. Впрочем, наличие верной сторожевой собаки у странствующего философа не должно сильно удивлять, ведь в дороге, во время ночной стоянки или в лесу собака – наилучший помощник, которого может себе позволить бродячий мыслитель. Так что определенно у киников были собаки.

2. Собака тесно связана с «узнаванием» в уме античного грека. Не только Гераклит говорит о «собаках лающих на тех, кого они не знают», но уместно вспомнить миф об Одиссее. В нем единственным, кто узнает своего хозяина по возвращению оказывается его пес Арг (Аргос): собака была брошена и презираема слугами, т.к. те считали, что ее хозяин умер. Для античного философа мотив «узнавания» тесно связан с познанием, и особенно для киников, стремившихся к естественности. Ведь если мир устроен определенным образом, но мы его не понимаем, то с точки зрения киника нам нужно просто развеять дым и туман, исходящий от искусственной цивилизации, и тогда мы «узнаем» вещи такими, какими они всегда для нас были. Поэтому киник добровольно соглашается на участь презираемого Аргоса, в уверенности, что сможет узреть «хозяина» - реальность, подлинную природу вещей. Ведь Аргос знает истину, он ее чует – о том же мечтают киники, желающие постичь мудрость (ведь истину тоже не всегда можно увидеть и пощупать, но только чуять).

3. Одним из известнейших эпизодов в жизни Диогена Синопского считается его беседа с царем Александром Македонским, именно в ней он называет себя собакой. Александр с гордостью сказал философу «Я великий царь Александр», на что получил ответ «А я – собака Диоген». Диоген не просто так назвал себя собакой, в таком обращении есть вызов, показывающий насколько незначимым видит он все земные почести и звания. И даже на предложение «проси, что хочешь» философ ответит «не заслоняй мне солнце», тем самым дав понять, что стремится к внутренней свободе, к простым ценностям и презирает все искусственное и временное. Таким образом, «быть собакой» оборачивается в «быть выше и свободнее самого царя», ведь при всей своей власти он не может заменить солнца. Особенность этого диалога в том, что царь не разгневался на Диогена, а напротив захотел быть Диогеном. Значит можно сказать, что «быть собакой» иногда означает быть ближе к счастью и к богам.

4. Критицизм киников тоже можно связать с образом собаки. Радикальная критика, институтов общества или отдельных лиц всегда ассоциировалась с громким собачим лаем. Причем, в те времена собачий лай не воспринимался просто как бессильные попытки (как например, в восточной поговорке «Собака лает, караван идет»). Собачий лай связывали с культом Гекаты – богини лунного света и преисподни, которая по преданию дарует мудрость в народных собраниях, счастье на войне, богатую добычу на охоте, и связана со всем таинственным. Очевидно, что для киника была очень важна мудрость и убедительность на народном собрании (ведь философ – этот тот, кто любит мудрость), кроме того, борьбу за свои идеи они могли воспринимать в образах войны. Киносарг, т.е. зоркий пес, как раз более всего ассоциируется с ночным сторожевым псом – а это и есть символ ночной богини Гекаты.

5. Впрочем, есть и другой бог, который связан с собакой – это Аполлон (по другой версии «Киносарг» значит «белый пес», а белый – цвет Аполлона). Нельзя не заметить, что Аполлон имеет прямое отношение к философии, будучи богом охранителем стад, света, наук и искусств, дорог и путников. Киники хотели освободиться от религиозных представлений и все-таки не могли сделать этого полностью. Раз их жизнь была связана с дорогами, с философией (и наука, и искусство) и с познанием (которое всегда ассоциировалось со светом) они обращались к аполлонической символике. По этому поводу я придумал одну гипотезу. Суть в том, что Аполлон – пастух и охранитель стал, а также основатель и строитель городов, покровитель племен. У всякого пастуха должны быть собаки, помогающие ему управлять стадом. Я считаю, что киник использовал образ собаки, чтобы показать такой статус – дескать, он служитель Аполлона, помогающий вести людей (например, жителей родного полиса) в правильном направлении. Иными словами, киники были ориентированы на других людей и потому задолго до христианства видели в этой массе своего рода паству, стадо. Однако киник представлял себя не пастухом (ведущим), а именно собакой, которая лает и кусает, гонит стадо подальше от неприятностей.

6. Киники часто происходили из непрестижных страт, поэтому знали о дискриминации не понаслышке (Антисфен был незаконнорожденным, Диоген побывал в рабстве). И конечно, их могли называть за это «безродными собаками». Но киники скептически относились к авторитетам, они считали себя в праве говорить правду в лицо любому, в том числе и правителям мира сего. Фактически, они были одними из первых интеллектуалов, кто не боялся сделать вызов властителю, ради правды. В связи с такой дерзостью киников также сравнивали с собакой: античные авторы Дион и Диоген Лаэртский пишут, что Антисфена и Диогена Синопского сравнивали с жалящей осой и злой кусающей собакой. Для киника правдивое и свободное слово стало добродетелью, несмотря на опасность смерти или изгнания. Точно также и сторожевой пес охраняет имущество хозяина, не боясь за себя. Многие философы-киники были изгнанниками – их прогнали правители или граждане их родных полисов. Но сами философы воспринимали это спокойно, они даже защищали позицию «гражданина мира», фактически создав первый пример космополитизма. По большому счету, в своем стремлении к свободе от социума и его рамок, они логично пришли к отказу от социума вообще. Здесь можно предложить еще одну гипотезу: возможно путешествия киников познакомили их с культурами скифов, причерноморских и иранских племен, в которых культ собаки был весьма распространен, особенно культ плодородия и всего живого.

7. Позиция «без общины, без дома, без отечества» получила у киников нравственную и философскую обработку. С одной стороны, отказ от родины (Кратет сказал «родина моя – бесчестье и нищета») ставил киника на уровень самого низшего по статусу человека, роднил его с чем-то общим. Нравственный аспект такого решения состоял в уравнивании господина и раба, эллина и варвара (то, что отрицалось греками) – в видении во всех них людей. С другой стороны, человек должен быть «свободен и гол» как животное (собака), в таком отсутствии связей он неуязвим для потерь и несчастий.

Тут нельзя не вспомнить, что образ свободной и голой собаки – гончей был символом богини Артемиды, богини плодородия и покровительницы всего живого на Земле. Кинизм был в некотором смысле одним из первых экологических течений. Во-первых, они высоко ценили именно жизнь, животное состояние. А во-вторых, они пытались превратить весь космос в ойкос, в дом – везде чувствовать себя как дома. Артемиду всегда изображали со сворой собак (по легенде Пан подарил ей 12 гончих псов), которые отличались буйным нравом, но послушностью. Так и кинизм никогда не был формой животного гедонизма и высоко ценил дисциплину ума и тела. Возврат к животной природе означал отказ от преследования наслаждений, столь свойственный человеку, развращенному цивилизацией. Собака была избрана символом кинизма явно с учетом того, что это одно из самых дисциплинированных животных, которому не свойственны многие «животные страсти». Антисфен заявлял, что «предпочел бы безумие наслаждению», тем самым показывая насколько высоко он ценит свою самодостаточность [3]. Другим очень важным идеалом для кинков был аскесис – т.е. способность преодолевать трудности, содержать свое тело в здоровом и бодром состоянии. Эта забота о теле показывает, что ориентация на «собачий образ» имела для них не только значение отрицания и борьбы с чем-либо, но также содержало какие-то положительные стороны, например, изучение тела, его потребностей и правильного содержания.

В качестве заключения можно отметить, что использование зооморфических текстофилософем и образов в своей речи делало высказывания киников более глубокими – они затрагивали архаические культурные пласты в уме других, более того делали их речь более интересной, художественной [4]. Кроме того, скрытые отсылки к собаке позволяли киникам опираться в речи на всем известный опыт – т.е. на реальные черты и повадки собак (которых многие греки держали, т.к. были пастухами). Однако у этой образности была и негативная сторона – с потерей культурного контекста их высказывания о собаках стали казаться более буквальными и плоскими, что обедняет наше современное понимание их философии.

Киники ценили жизнь, и в отличие от идеалистов и мечтателей вроде Платона умели учиться у самой жизни, в том числе у собак. В то же время для них, как и других античных греков собака была также довольно сложным мифологическим образом, который позволял активно использовать философам-киникам ассоциации и яркие образы в своих публичных речах. Понимание этого в наши дни позволяет увидеть в киниках оригинальную философскую школу, а не просто городских сумасшедших и возмутителей порядка.
Список использованной литературы.

1. Бертран Рассел. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 3 кн. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 2001.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1986.

3. М.А. Можейко. Сократические школы // История философии. Энциклопедия. Минск, 2002, с. 1008-1010.

4. М.А. Шабаева Манифестация текстофилософемной картины видения средствами зооморфической перспективы в текстах Ф. Ницше и их переводах на русский язык: Дис. канд.филол. наук: 10.02.20: Екатеринбург, 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Бабенков Александр Владимирович iconАрхитектуры многопроцессорных вычислительных систем Авторы: Богданов...
...
Бабенков Александр Владимирович iconУрок на тему: «Ансамблевое музицирование в классе баяна, аккордеона»
Проводит лауреат Международных конкурсов, преподаватель рам им. Гнесиных селиванов александр Владимирович
Бабенков Александр Владимирович iconПрограмма дисциплины Безопасность жизнедеятельности для направления...
Автор программы: к т н., доцент кафедры физического воспитания Полшков Александр Владимирович
Бабенков Александр Владимирович iconУрок физики в 7 классе по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»
Разработал учитель физики мбоу «Ладомировская сош» Ломакин Александр Владимирович
Бабенков Александр Владимирович iconБоб Фьюсел Александр Владимирович Лихач Супермозг. Тренинг памяти, внимания и речи
...
Бабенков Александр Владимирович iconТема: Разработка автоматизированного программного комплекса управления...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Бабенков Александр Владимирович iconПокоев Александр Владимирович, профессор, доктор физико-математических наук рабочая программа
Физика конденсированного состояния по физико-математическим наукам, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ №274...
Бабенков Александр Владимирович iconВыпускной вечер 2004г
Владимир Жириновский, Ирина Хакамада и Владимир Владимирович Путин с супругой …не приехали. Но только сегодня и только для вас у...
Бабенков Александр Владимирович iconАлександр Владимирович Заборов Подсказки для интуиции. Как влиять на людей
Охватывают многоуровневый комплекс наиболее часто повторяющихся, типичных экономических отношений между отдельными странами, их региональными...
Бабенков Александр Владимирович iconПрофессор преподаватель историяболезни вешняков Александр Владимирович
С периода 3-18 декабря еще несколько раз проводились анализы крови и мочи, эгдс. Рецидивов кровотечения не было. При повторной эгдс...
Бабенков Александр Владимирович iconАвтор: Легкая Арина школа-интернат №22, 12 класс Мурашев Александр...
Автор принимает участие в конференции «Шаг в будущее, Москва» в третий раз. Её предыдущая работа была посвящена изучению работы детекторного...
Бабенков Александр Владимирович iconРеферат
Вячеслав Геннадьевич, Богославский Дмитрий Дмитриевич, Бодягин Владимир Михайлович, Бодягин Андрей Владимирович, Волков Сергей Денисович,...
Бабенков Александр Владимирович iconЕ. М. Скитер Александр I: личность и политика
Великий князь Александр Павлович: формирование личности и общественно-политических взглядов
Бабенков Александр Владимирович iconЕ. М. Скитер Александр I: личность и политика
Великий князь Александр Павлович: формирование личности и общественно-политических взглядов
Бабенков Александр Владимирович iconАлександр III александрович
Александра II, на престол вступил его сын Александр III. Старший брат Александра III николай умер в 1865 году и после его смерти...
Бабенков Александр Владимирович iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продюсеры: Александр войтинский, Михаил врубель, Александр андрющенко, Сергей светлаков


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск