Институт сервиса, туризма и дизайна





Скачать 265.94 Kb.
НазваниеИнститут сервиса, туризма и дизайна
Дата публикации23.11.2017
Размер265.94 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Философия > Основная образовательная программа






КОСТЮМОГРАФИКА

Рабочая программа учебной дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ СЕРВИСА, ТУРИЗМА И ДИЗАЙНА
КАФЕДРА СЕРВИСНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


КОСТЮМОГРАФИКА
Рабочая программа учебной дисциплины
Основная образовательная программа
по направлению подготовки

072500.62 Дизайн,

Профиль Дизайн костюма

Владивосток

Издательство ВГУЭС
2014


Рабочая программа по учебной дисциплине «Костюмографика костюма»

составлена в соответствии с требованиями ООП: 072500.62 Дизайн

на базе ФГОС ВПО.

Составитель: Зайцева Т.А., доцент, кафедра Сервисных технологий


Утверждена на заседании кафедры Сервисных технологий от 27.05.2014 г., протокол № 11

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС от 27.06. 2014 г., протокол № 5


© Издательство ВГУЭС

2014

Введение
Курс «Костюмографики» предназначен для ознакомления студентов с основными категориями и свойствами графического изобразительного языка. Костюмографическиий язык, как средство визуальной коммуникации, обладает структурой, элементами, свойствами и является частью культуры проектирования.

Для научной и, в особенности творческой деятельности, языковое изобразительное мышление имеет большое значение. Изображение костюма – это знаковая система, которая используется для фиксации в виде графического изображения предметов костюма и смыслов, сходная со знаковой системой естественного языка. Определенная степень точности символических формул изображения расширяет возможности обработки эскизов на ЭВМ.

Изображение костюма в виде художественно – графической композиции – это последовательность знаков костюмографического языка, организованных в соответствии с потребностями выражаемой информации, имеющей логический, эмоциональный, эстетический, социальный, технологический смысл. Распознавание и поиск графических средств передачи этих смыслов есть сложная задача, которая реализуется с помощью лингвистической формы изучения изобразительной деятельности. Такой подход к изобразительной деятельности в области проектирования костюма является специфической формой лингвистического изучения.

Основной целью дисциплины «Костюмографики» является освоение студентами методов формирования стиля графического языка, обладающего высокой степенью информативности и авторскими изобразительными свойствами. Задачей данной дисциплины является развитие навыков профессионального подхода к решению проектной задачи, овладение профессиональной лексикой, развитие творческого потенциала студента.

Курс «Костюмографики» является основным звеном, которое обеспечивает связь художественно-проектных дисциплин специальности Дизайн. Для изучения дисциплины необходимы знания в области рисунка, живописи, начертательной геометрии и технического рисунка, цветоведения и колористки. Знания и навыки, полученные студентами в результате изучения дисциплины необходимы для решения конкретных задач, связанных с проектированием костюма.

Дисциплина охватывает общие вопросы, связанные с проектированием костюма, рассматривает основные понятия и терминологию, методы современного дизайна; лабораторные занятия, направленны на развитие ассоциативно - образного мышления, системного и инновационного подхода в решении проектных задач. Курс имеет целью развитие творческого мышления, цельности восприятия, художественного вкуса, освоение студентами законов и категорий, на которых строится костюм.

Программа курса построена в соответствии с требованиями ООП: 072500.62 Дизайн на базе Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования. Рабочая программа по учебной дисциплине разработана на основе учебного плана Направления 072500.62 Дизайн, профиль Дизайн костюма.



  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Цели и задачи учебной дисциплины



Целью настоящего курса «Костюмографика», в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500.62 Дизайн, профиль Дизайн костюма, является получение навыков разработки проектной идеи, основанной на концептуальном творческом подходе к решению дизайнерской задачи; развитие образного творческого мышления, фантазии, творческих способностей студентов; ассоциативного мышления, логического мышления, цельности восприятия.

Целью настоящего курса является освоение студентами методов формирования стиля графического языка, обладающего высокой степенью информативности и авторскими изобразительными свойствами.

Современный структурно-аналитический подход к изобразительной деятельности не подменяет существующих способов рисования. Он является специфической формой лингвистического изучения изобразительной деятельности в области проектирования костюма. Принципы такого подхода представляют собой дальнейшее расширение и обогащение таких сторон и принципов рисования, как системная связь и взаимодействие графических знаков, и указание новых путей развития языкового мышления, преобразование мира изображения костюма и повышение уровня изобразительной культуры. В данном курсе рассматриваются следующие темы: графемология, визуализация, изоморфология, иконическая стилистика, структура костюмно-графического текста и смыслообразования, анализ истории костюмографики, как жанра изобразительного искусства.

В соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к выпускнику, объектами профессиональной деятельности его являются изделия, предметы, графические произведения в области одежды, текстиля, головных уборов, произведений рекламы в их творческо-практическом аспекте.

Знания стилистики и культуры костюмографики способствуют эффективному использованию новых методов творческого проектирования, выбора стратегий и методов исследования проектных ситуаций и методов поиска новых идей.

В результате изучения дисциплины студент должен ориентироваться в стилистике изображения костюма разных художественных эпох вплоть до современных стилей неоклассики и функционализма, видеть общие структурные закономерности современного графического дизайна. Овладение креативными методами проектного языка позволит студентам расширить возможности ассоциативного и логического творческого мышления, научит проявлять новаторство в проектировании объектов дизайна, повышает общую эрудицию и профессиональную квалификацию.
1.2 Место дисциплины в ООП ВПО

(связь с другими дисциплинами)
Дисциплина «Костюмографика» является общепрофессиональной дисциплиной по выбору, определяющей основы деятельности будущего специалиста.

Курс имеет большое значение для развития образного мышления студентов, подготовки их к самостоятельной творческой работе.

Для успешного освоения курса студенты должны владеть компетенциями, полученными при изучении дисциплин: «Живопись», «Рисунок», «Начертательная геометрия и технический рисунок», «История культуры и искусства», «Цветоведение и колористика».

На компетенциях, формируемых дисциплиной «Костюмографики», базируются дисциплины: «Основы композиции», «Основы композиции костюма», «Проектирование костюма», «Основы теории и методологии дизайн-проектирования», «Проектная графика», выполнение курсовой работы и подготовка выпускной квалификационной.


1.3 Перечень компетенций, приобретаемых
при изучении дисциплины



В соответствии с квалификационной характеристикой выпускника и моделью выпускника дисциплина «Костюмографика» направлена на формирование следующих профессиональных компетенций – таблица 1.

Таблица 1. Результаты освоения дисциплины (формируемые компетенции)

072500.62 Дизайн,

Дизайн костюма

Профессиональные:

ПК-2: владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями;



В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы компетенции (формируемые знания, умения, владения) – таблица 2.
Таблица 2. Формируемые знания, умения, владения

Направление подготовки

(профиль)

Компетенций

Знания, Умения, Владения

072500.62 Дизайн костюма

ПК-2

Знания:

- основы начертательной геометрии и теорию теней

- основы перспективы

- основы построения геометрических предметов

- пластическую анатомию на примере образцов классической культуры и живой природы

- школы современного искусства и дизайна

- цвет и цветовую гармонию;

Умения:

- изображать объекты предметного мира, пространство и человеческую фигуру на основе знания их строения и конструкции

- работать в различных пластических материалах с учетом их специфики

- создавать живописные композиции различной степени сложности с использованием разнообразных техник

- выбирать формы и методы изображения и моделирования дизайнерских форм и пространств;

Владения:

- методами изобразительного языка академического рисунка, академической живописи, приемами колористики


1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения
В структуре ООП курс «Костюмографика» относится к дисциплинам по выбору в цикле общепрофессиональных: имеет трудоемкость освоения 4 зачетных единицы, общий объем изучения – 144 часов, в том числе 50 часов – на лабораторные работы, 94 часов – на самостоятельную работу. Курс изучается в течение 8-го семестра. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий.

Преподавание дисциплины осуществляется в форме авторского лабораторного курса, направленного на освоение теории и методов профессиональной проектно-художественной деятельности. Курс содержит сведения о развитии стилистических форм графической подачи костюма в проектной деятельности, в жанровом рисунке костюма, в сфере рекламы и журнальной графики, в компьютерной графике. Художественное, техническое и научное изображение костюма трактуются, как знаковая система, являющаяся средством коммуникации в проектировании, производстве, маркетинге, рекламе одежды.

Лабораторные занятия включают освоение теоретического материала на основе экспериментально – исследовательской работы. Выполняются задания по переработке эскизных проектов с применением эффектов преобразования в графических пакетах (CorelDRAW, PhotoShop). Эти занятия позволяют будущим дизайнерам получить навыки в компьютерной графике.

Самостоятельная работа предусматривает выполнение практических заданий, которые помогают студентам освоить особенности фигуры человека и ее влияние на формообразование костюма, освоить стилистику рабочего эскиза. Анализ стилистики творческих работ различных художников. Изучение различных стилей и направлений в дизайне костюма по учебным пособиям, научным изданиям, профессиональным журналам и другим источникам, в достаточном объеме представленным в фондах библиотеки ВГУЭС.

Освоение дисциплины предполагает, помимо посещения и лабораторных занятий, выполнение ряда презентаций и контрольного задания. Тематика презентаций позволяет студента более полно изучить закономерности современной моды и современные бренды в сфере моды. Практические навыки профессиональной деятельности студент получает в процессе самостоятельной работы в форме графического анализа творческих источников, требующего умения наблюдать, анализировать, выделять главное и второстепенное, формировать идею будущего произведения, самостоятельно провести выбор последовательных проектных действий в зависимости от ситуационных задач. Источники для данного вида работ представлены на электронных носителях в фондах библиотеки.


1.5 Виды контроля знаний и оценочные средства



Для оценки качества знаний при освоении дисциплины используется рейтинговая система оценки успеваемости студентов ВГУЭС. При этой системе все знания, умения, навыки и компетенции, приобретаемые студентами при изучении дисциплины, оцениваются в баллах.

Рейтинговая система в вузе реализуется с применением автоматизированной корпоративной информационной системы «Успеваемость». Студент может самостоятельно ознакомиться со своей текущей успеваемостью через ИС «Успеваемость» в любое время. В течение семестра контроль знаний осуществляется на двух текущих аттестациях, учитывающих посещаемость лекций и процент выполнения лабораторных работ.

Контроль знаний в течение семестра осуществляется в виде учета посещений лекционных и лабораторных занятий. Способность к творческой реализации проектных заданий, авторскому самовыражению в различных видах учебной деятельности – залог положительной оценки.

Курс завершается д/зачетом. Обязательным условием допуска студента к д/зачетом является сообщение с электронной презентацией на заданную тему (индивидуальное задание) и выполнение контрольной работы.

Обязательным условием допуска студента к д/зачетом является выполнение всех лабораторных работ и представление их в указанные преподавателем сроки, презентации и разработка авторского портфолио. Для получения положительной оценки на д/зачетом необходимо продемонстрировать знания учебного материала и способность делать логически обоснованные выводы и оценки в композиционной работе.

В течение семестра студент формирует учебное портфолио, этапы которого демонстрируется во время текущих аттестаций и на д/зачете. Оценка портфолио осуществляется с учетом качества содержания обязательной части -70% и поисковой – 30%. Портфолио формируется студентом весь период обучения в вузе.

2. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА



2.1 Структура дисциплины
В структуре ООП курс «Костюмографика» относится к дисциплинам по выбору в цикле общепрофессиональных: имеет трудоемкость освоения 4 зачетных единицы, общий объем изучения – 144 часов, в том числе 50 часов – на лабораторные работы, 94 часов – на самостоятельную работу. Курс изучается в течение 8-го семестра.

2.1.1 Структура и содержание теоретической части (лекционной) учебной дисциплины

Учебным планом не предусмотрено.

2.1.2 Структура и содержание практической части учебной дисциплины

Учебным планом не предусмотрено.

2.1.3 Структура и содержание лабораторной части учебной дисциплины

Темы лабораторных занятий

Тема 1. Анализ единиц графемики. Выполнение комплекса начертательных знаков различными инструментами.

Тема 2. Стилизация объекта по собственному или заданному свойству. Анализ смыслового содержания объекта.
Тема 3. Разработка художественно-композиционной структуры иконического знака, выражающего доминирующие свойства объекта - прототипа.

Тема 4. Визуальное выражение физических свойств условного материала.

Тема 5. Разработка графического комплекса костюма методом аналогий.

Тема 6. Разработка графического комплекса костюма методом инверсии.

Тема 7. Переработка костюмографической композиции с применением текстурных эффектов CorelDRAW.

Тема 8. Разработка журнальной страницы с применением графических редакторов.

2.2 Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа является наиболее продуктивной формой образовательной и познавательной деятельности студента в период обучения. Самостоятельная творческая работа студентов в процессе изучения дисциплины «Костюмографика» имеет важное практическое значение. Самостоятельная работа предусматривает выполнение практических заданий, которые помогают студентам освоить особенности фигуры человека и ее влияние на формообразование костюма, освоить стилистику рабочего эскиза. Анализ стилистики творческих работ различных художников. Изучение различных стилей и направлений в дизайне костюма по учебным пособиям, научным изданиям, профессиональным журналам и другим источникам, в достаточном объеме представленным в фондах библиотеки ВГУЭС.

Самостоятельная работа студентов должна быть направлена на чёткое выполнение поставленных перед ним на лабораторных занятиях задач. Чтобы быть уверенным в том, что студент понимает задачу и работает в нужном направлении, преподавателю необходим контроль в форме постоянного, на каждом занятии, общения со студентом и обсуждения с ним его работы на каждом из этапов.

Для реализации творческих способностей и более глубокого освоения дисциплины предусмотрены следующие виды самостоятельной работы: 1) текущая и 2) творческая проблемно-ориентированная.

Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений. Текущая СРС включает следующие виды работ:

– работу с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуальному заданию;

– опережающую самостоятельную работу;

– изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;

– подготовку и выполнение заданий к лабораторным занятиям;

– подготовку к контрольным работам, промежуточному контролю.

Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов. ТСР предусматривает:

– исследовательскую работу по тематике планирования и прогнозирования в выбранной в качестве области научных интересов теме;

– анализ научных публикаций по тематике научных интересов;

– поиск, анализ, структурирование и презентацию информации;

– написание творческих работ (эссе) по заданной тематике;

– публичное выступление в аудитории с докладом и организация обсуждения углубленно изученного материала в области научных интересов студента.
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Курс «Костюмографика» осуществляется на основе использования основных видов учебной работы: лабораторные занятия, самостоятельная работа и зачета. В учебном процессе используются такие информационные технологии, как использование комплекса презентаций по дисциплине.

Одним из способов организации учебного процесса, при котором обеспечивается вынужденная, оцениваемая и управляемая активность обучаемых, сравнимая с активностью преподавателя, является активный метод обучения. Использование активных методов дает необходимые выпускникам практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений при проектных работах, развивает способности аргументировать и четко излагать свои мысли. При этом роль преподавателя сводится к оказанию помощи студенту по мере продвижения через процесс занятий.

В процессе изучения дисциплины используются такие активные методы обучения, как тематическая дискуссия и обсуждение в ходе просмотра практических заданий, формирование авторского портфолио. Формирование авторского портфолио затрагивает ряд дисциплин в ходе всего обучения в вузе.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
4.1 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов

по дисциплине
Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации рассматриваются в связи с историей искусства и духовной культуры, культуры костюма. Знание композиции костюма формирует восприятие костюма как систему плоскостных, объемно-пространственных и пространственных композиций.

Все новые понятия, закономерности отрабатываются на специальных упражнениях, в основе которых лежит современная методика преподавания основ композиции в дизайне. На лабораторных занятиях упражнения иллюстрируются студенческими работами, которые являются не образцами для подражания, а стимулом в самостоятельном творческом поиске. Выполнение упражнений углубляет знания студентов и развивает необходимые навыки для самостоятельного творчества.

Самостоятельная работа заключается в творческом поиске вариантов решений на основе собственного визуального опыта, на основе анализа произведений графического искусства и дизайна. Цель самостоятельной работы осуществить необходимое множество вариантов композиционного построения, а затем выявить наиболее гармоничные решения.

Опыт преподавания дисциплины, отзывы студентов показывают, что в ряду дисциплин, с которыми они сталкиваются уже с самого начала обучения, данный курс является наиболее фундаментальным. Знакомство с содержанием дисциплины должно способствовать не только расширению представлений об основных принципах и закономерностях композиционного мастерства, но прежде всего, должно побудить студента к самостоятельному и постоянному овладению знаниями как залогу успешной учебы и дальнейшей творческой деятельности.

Перечень и тематика самостоятельной работы студентов по курсу

В курсе данной дисциплины студенты выполняют ряд творческих заданий в виде серий костюмографических работ. Критерий успешной работы – быстрота и глубина изучаемых приемов работы, и основной результат не полученный вариант костюма, а освоенный метод. Креативные методы дизайна предполагают предварительный графический агнализ творческого источника. Графический анализ, выполняемый самостоятельно, включает следующие этапы:

1. Анализ современных стилистических направлений в дизайне (например: биодизайн, зооморфия, функционализм).

2. Выполнение набросков, зарисовок, фотографий творческого источника.

3. Структурный анализ формы, выявление тектонических свойств объекта.

Перечень тем для самостоятельного изучения:

Тема 1. Языковое изобразительное мышление. Выразительные средства графики и их совершенствование.

Типы костюмографического языка. Функция научно-художественного изображения. Функция художественно-графического изображения. Функция технического изображения.

Тема 2. Истоки современного графического дизайна. Формирование принципов проектной графики. Комплекс требований, предъявляемых к костюмо-графическому произведению.

Тема 3. Выразительные средства графики и образное восприятие изображения. Объект и среда. Предмет графемики. Начертательные знаки, графические единицы. Эмоциональная характеристика графем. Понятие культуры графической линии. Графические свойства пятнового изображения. Штриховые изображения. Пятновые изображения. Техническая классификация начертательных знаков. Универсальные классификации начертательных знаков.

Тема 4. Графические приемы и эффекты. Приемы получения статичных и динамичных композиций. Оп-арт в графике костюма и текстиля. Построение плоскостных композиций, выявление объема и пространства.

Тема 5. Соотношение единиц теоретического костюмографического языка. Понятие изоморф, икон, интерикон, изоморфология, иконология. Принципы создания художественно-композиционной структуры иконического знака.

Тема 6. Костюмографика, как тип художественного изображения костюма, как самостоятельный жанр изобразительного искусства. Жанровая графика, графический рисунок костюма XIX века. Первые журналы мод. Зарождение жанра. Формирование культуры костюмографики. Развитие модной индустрии. Рождение высокой моды. Деятельность Ворта.

Тема 7. Графика костюма XIX - начала ХХ века. Стиль Модерн. Идеи прерафаэлитов. Влияние «русских сезонов» на формирование новой культуры костюма в Европе. Творчество Л. Бакста век).

Тема 8. Графический стиль эпохи Ар-нуво, Арт-деко.Стилистика костюмной графики моделей Поля Пуаре. Творчество Поля Ирибе, Жоржа Лепапа, Романа Тыртова (Эрте), Эрнста Драйдена.

Тема 9. Мода и авангардное искусство. Влияние футуризма и кубизма на дизайн костюма. Функционализм и новые идеи проектирования одежды. Русские конструктивисты. Творчество В. Степановой, А. Родченко, А. Экстер, Л. Поповой.

Тема 10. Влияние сюрреализма на моду 20-х годов. Творчество Г. Шанель и Э. Скьяпарелли в 30-е годы. Модный образ, влияние спорта на моду, модные персонажи. Графическая подача, структура костюма.

Тема 11. Мода 40-х годов в Европе. Мода Британии (план «Утилити»). Создание американского стиля (патриотический шик). Послевоенная мода, проект «Театр моды». Формирование «общества потребления».

Тема12. Модный образ 50-х годов. Творчество Кристиана Диора. Образно-ассоциативный метод в проектировании костюма. Графика Диора. «Новый функционализм» Шанель.

Тема 13. Концепция готовой одежды высокого качества (прет-а-порте). Творчество Пьера Кардена. Мода 60-х годов. Влияние молодежной культуры на моду. Графические средства моды 60 – 70-х годов. Творчество А. Куррежа, конструктивизм и футуризм. Творчество И. Сен-Лорана. Влияние стиля хиппи на моду 70-х годов.

Тема 14. Эклектика и «диффузный» стиль. Модная графика 70-х годов. Японские художественные традиции в моде 70 – 80-х годов. Деконструктивизм и минимализм 90-х годов.

Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины
1. Охарактеризуйте типы костюмографического языка.

2. Назовите составляющие структуры костюмогрфического языка.

3. Что является объектом изучения графемики?

4. Дать определение понятия изоморф.

5. Что выражает понятие икон?

6. Каковы средства выражения динамики в стиле Оп –арт?

7. Назовите первые европейские журналы мод.

8. В чем заключалась идея «новой одежды» у прерафаэлитов?

9. Каковы особенности графического стиля эпохи Модерна?

10. Назовите имена художников, оформлявших спектакли Русских сезонов в Париже.

11. Какое влияние на формирование модного образа начала ХХ века оказал своим творчеством Поль Пуаре?

12. В чем выражалась эклектичность стиля Ар – деко?

13. Каково влияние футуризма и кубизма на моду 20 – х годов ХХ века?

14. Влияние графики С. Делоне на костюм.

15. Назовите русских художников-конструктивистов создателей прозодежды.

16. Какие принципы проектирования одежды были разработаны конструктивистами?

17. Дайте характеристику «неоклассицизма» в моде 30 – х годов.

18. Влияние «сюрреализма» и «дадаизма» на культуру костюма.

19. Каковы основные черты «американского» стиля 40 –х годов?

20. Охарактеризуйте модный образ этапа формирования «общества потребления» в послевоенной Европе и Америке.

21. В чем заключается образно-ассоциативный метод создания коллекции К. Диора?

22. Истоки молодежного стиля 60 – х годов.

23. Дайте характеристику костюмной графики 60 - х годов.

24. Влияние «космического стиля» А. Куррежа на моду второй половины ХХ – ого века.

25. Стилистика костюма в субкультуре хиппи.

26. Особенности графики костюма в период эклектичной моды 70 – 80 – х годов.

27. «Минимализм» в культуре костюма 90 – х годов.
4.2 Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов
При изучении дисциплины необходимо, чтобы освоение студентами теоретический и практических навыков дополнялось приобретением личностных и профессиональных компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

В качестве выходного проекта, активного метода обучения и объективной оценки деятельности студента предлагается формирование авторского портфолио во время освоения дисциплины.

Педагогическая философия учебного портфолио как формы оценки знаний:

- смещение оценки с того, что не знает и не умеет, к тому, что знает и умеет;

- интеграция количественной и качественной оценки;

- перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.

Портфолио представляет собой форму и процесс организации творческих продуктов и информационных материалов, соответствующих темам проектно-художественного творчества, и является свидетельством усилий и достижений учащегося.

Содержание портфолио включает следующие категории:

- обязательная: выполненные, в соответствии с темами лабораторных работ, графические задания, реферат, контрольная работа;

- поисковая: статьи, аналоги, образцы графических работ по тематике заданий, представленные в виде копий из профессиональных изданий, художественных альбомов, специальной литературы, из Интернет-сайтов.

В окончательном варианте авторское учебное портфолио включает следующие разделы:

- титульный лист;

- сопроводительное письмо автора, раскрывающее цель и краткое содержание;

- оглавление с перечислением основных элементов;

- творческие работы и информационные источники;

- самоанализ и взгляд в будущее.

Внешне портфолио оформляется в виде папки с файлами, коробки удобной для хранения, в виде иной авторской подачи.

Важную роль в системе оценки портфолию играют качественные критерии, которые отражают непосредственно цели обучения данной дисциплины и определяются по качеству выполненных творческих заданий. К ним относятся:

- развитость образного и метафорического мышления;

- сформированность навыков работы в различных графических техниках;

- сформированность умений самоконтроля (самокритичность, реалистичность) в оценке своих способностей.
4.3 Обзор рекомендуемой литературы
Изучение композиции занимает особое место в системе развития творческого мышления и художественно-проектного мастерства будущего дизайнера. Проектирование костюма, как любого другого объекта дизайна тесно связано с анализом композиционной структуры формы.

Проектирование костюма, как любого другого объекта дизайна, тесно связано с анализом сложных и разнокачественных явлений действительности, которые не поддаются непосредственному наблюдению и поэтому требуют особых форм отражения. Для этого дизайнер должен обладать профессионально-развитой способностью формировать образные представления на базе понятийно-логического материала, осмысление которого требует знаний специфического проектного графического языка. Теоретические основы костюмографического языка изложены в шестом разделе учебника под редакцией Козловой Т. В. «Основы теории проектирования костюма». Автором этого раздела является известный исследователь методов художественно-проектной графики Степучев Р. А.

Проблемы художественной графики рассмотрены также в учебнике Емельяновича И. И. и Бесчастного Н. П. «Печатный рисунок на ткани».

Культура костюмографики имеет богатую историю начиная от книжной графики, иллюстраций к светской хронике до современного развитого жанра изображения модного образа. В учебнике Д. Ю. Ермиловой «История домов моды» предметом исследования является деятельность крупнейших модельеров, связь их творческих концепций с проблемами эпохи, эволюцией образа человека, с развитием дизайна и течениями современного искусства.

Для ознакомления с подлинными историческими сведениями в виде редких фотографий, графических работ, иллюстрирующих эволюцию дизайна костюма в Европе и Америке рекомендуется воспользоваться замечательным изданием Шарлотты Зелинг «Мода. Век модельеров». Для ознакомления с вопросами композиции костюма следует воспользоваться учебным пособием Гусейновой Г.М., Ермиловой В.В. и др. «Композиция костюма». Особенностью данного пособия является его ориентированность на основы композиции костюма, принципы моделирования художественного оформления одежды, включая изделия из трикотажа, обувь и аксессуары и этапы дизайн-проектирования.

В учебном пособии «Костюмографика» автор Степучев Р.А. изложены материалы практических занятий, которые включают узловые темы теоретического курса и имеют системный характер. Представленные в этом пособии упражнения дают возможность учащимся проявить творчество в самостоятельном освоении композиции костюма.

В учебном пособии Малинской А.Н. и Смирновой М.Р. изложены теории и практики дизайн-проектирования коллекции моделей одежды.

В учебнике Козлова Т.В. приведены данные исследований математиков, физиков, философов, которые помогают лучше понять суть явлений, происходящих в моде , стилеобрзовании и формообразовании костюма.

Дизайнерам костюма необходимо изучить общие принципы построения монокомпозиции по учебнику Козлова В.Р. «Основы художественного оформления текстильных изделий».

5. уЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, информационное ОБЕСПЕЧЕНИЕ дисциплины
5.1 Основная литература


  1. Иттен Иоханнес: искусство цвета: пер. с нем./ Предисловие Л. Монаховой. – М.: Изд. Д. Аронов, 2012,-96с: ил.

  2. Малинская А. Н. Разработка коллекций моделей: теория и практика: учебное пособие/А.Н. Малинская, М.Р. Смирнова. – Иваново: ИГТА, 2008. – 276 с.

  3. Степучев Р.А. Костюмографика. Учебное пособие./ Р.А. Степучев. – М.: Академия, 2008. – 288 с.



5.2 Дополнительная литература
1. Бусыгина О.М. Стилизация фигуры человека. Уебное пособие/ О.М. Бусыгина. –Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002.

2. Богомолов В.Б. Основы исторического и народного кроя. Крой меховой одежды народов Сибири./ В. Б. Богомолов. - 1991.

3. Горина Г.С. Моделирование формы одежды./ Г.С. Горина. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. – 184 с.

4. Горбачева Л .М. Костюм ХХ века.: От Поля Пуаре до Эмануэля Унгаро./ Л.М. Горбачева. - М.: ГИТИС, 1996.

5. Ермилова В.В. Моделирование и художественное оформление одежды. Учебное пособие. М.: Академия, 2006. – 184 с.

6. Ершов А.П., Харзаров А.А. Цвет и его применение в текстильной промышленности./ А. П. Ершов, А.А. Хазаров. - Л., 1974.

7. Зелинг Ш. Мода. Век модельеров. 1900 – 1999./ Ш. Зелинг. - Köln: Könemann. 2000.

8. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. / В.Н. Козлов. – М.: Легкая и пишевая промышленность, 1981. – 264 с.

9. Пармон Ф. М. Композиция костюма. Учеб. Для вузов./ Ф. М. Пармон. - М.: Легпромбытиздат, 1997.

10. Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления. Учебное пособие./ Э.Б. Плаксина. - М.: Академия, 2004. – 224 с.

11. Мищенко Р.В. Основы художественной графики костюма. Учебник./ Р.В. Мишенко. –М.: Академия, 2008. – 176 с.

12. Гусейнов Г.М., Ермилова В.В. и др. Композиция костюма. Учебное пособие/ Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. - М.: Академия, 2004. – 432 с.

13.Петушкова Г.И. Проектирование костюма. Учебник / Г.И. Петушкова - М.: Академия, 2007. – 416 с.

14. Бусыгина О.М., Зайцева Т.А. Проектирование костюма. Учебное пособие/ О.М. Бусыгина, Т.А. Зайцева. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. – 138 с.

15. Основы теории проектирования костюма: Учеб. Для вузов / ред. Козловой. Т.В./ Т.В. Козлова. – М.: Легпромбытиздат, 1998. – 352 с.

16. Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования костюма. (При участии Заболотской Е.А. (часть VI), Рыбкиной Е.А. (часть VIII)). Учеб. Для вузов/ Т.В. Козлова. –М.: МГТУ им. Косыгина, 2005. – 380с.

5.3 Интернет-ресурсы


1. Национальный цифровой ресурс «РУКОНТ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rucont.ru/

2. Электронная библиотека BOOK.ru [Электронный ресурс]/ ЭБС BOOK.ru. Режим доступа: http://www.book.ru/

3. ЭБС «Университетская библиотека online» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/

4. Электронная библиотечная система eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aclient.integrum.ru/
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Материально-техническое обеспечение дисциплины заключается в оснащении лекционных аудиторий мультимедийным оборудованием и нетбуками для студентов, в оснащении специализированной аудитории для лабораторных занятий, где есть возможность организовать экспозицию работ. Дидактический материал представлен в виде лучших студенческих работ, образцов с аналогами композиционных графических решений. Дидактический материал систематизирован и хранится в специальном методическом фонде кафедры. Самостоятельная работа предусматривает сбор информационного материала в библиотеке и медиа-классе.
6.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Для усвоения и закрепления теоретического материала необходима самостоятельная работа студента, на которую отводится 94 часов.

Самостоятельная работа предусматривает ознакомление существующих аналогов костюма, поиск образцов гармоничных форм природного и искусственного происхождения, развитие навыков критического подхода к анализу структуры формы, умению профессионально оценить композиционные качества объекта дизайна.

Учебные пособия, научные издания, профессиональные журналы и другие источники в достаточном объеме представлены в фондах библиотеки ВГУЭС.

Важным этапом самостоятельной работы является графический анализ творческих источников, требующий умения наблюдать, анализировать, выделять главное и второстепенное, формировать идею будущего произведения. Источники для данного вида работ представлены на электронных носителях в фондах библиотеки.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Институт сервиса, туризма и дизайна iconИнститут сервиса, туризма и дизайна
...
Институт сервиса, туризма и дизайна iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Компьютерные технологии в графическом дизайне» составлена в соответствии с требованиями...
Институт сервиса, туризма и дизайна iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы текстильного дизайна» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 Дизайн...
Институт сервиса, туризма и дизайна iconИнститут сервиса, туризма и дизайна
Утверждена на заседании кафедры Сервисных технологий от 27. 05. 2014 г., протокол №11
Институт сервиса, туризма и дизайна iconИнститут сервиса, туризма и дизайна
Утверждена на заседании кафедры Сервисных технологий от 27. 05. 2014 г., протокол №11
Институт сервиса, туризма и дизайна iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Выполнение проекта в материале» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62...
Институт сервиса, туризма и дизайна iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа учебной дисциплины «Креативные технологии в сервисе» составлена в соответствии с требованиями ооп 100100. 62 Сервис...
Институт сервиса, туризма и дизайна iconВсероссийская научно-практическая заочная конференция «Молодежь в...
Апологетика в XIX-XX вв. (Эпоха великих германских философов и больших достижений науки)
Институт сервиса, туризма и дизайна iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа учебной дисциплины «Невербальные средства коммуникации» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100100. 62...
Институт сервиса, туризма и дизайна iconОсновная образовательная программа 101100. 62 Гостиничное дело
Протокол заседания Учебно-методической комиссии института сервиса, туризма и дизайна
Институт сервиса, туризма и дизайна iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент...
Институт сервиса, туризма и дизайна iconУважаемые коллеги!
Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент...
Институт сервиса, туризма и дизайна iconАнкета организации
Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент...
Институт сервиса, туризма и дизайна iconОбразец оформления материалов
Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент...
Институт сервиса, туризма и дизайна iconВ. П. Астафьева информационное письмо №2 Уважаемые коллеги!
Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент...
Институт сервиса, туризма и дизайна iconТесты по технологии Контрольный тест по теме «Кулинария»
Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск