Конспект выступлений





Скачать 119.97 Kb.
НазваниеКонспект выступлений
Дата публикации06.09.2013
Размер119.97 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Философия > Конспект

Конспект выступлений



Нина Беляева:

Задачи клуба актуализировались п.ч. общая идея миссия клуба – обсуждение форм взаимодействия власти и общества их осмысления и отслеживание новых форм оценка их эффективности и в связи с этим гражданские протесты, которые приобрели новые формы после силового разгона демонстрации 6 мая, являются предметом нашего анализа. Какие это новые формы? Новые формы родились как реакция на беспрецедентное силовое давление, а именно аресты посиделок в первую ночь после 6-го. Власть начала бояться самого факта присутствия людей на улицах и вышла за пределы всяких мыслимых обоснований – стала хватать всех подряд. В ответ на это родилась новая форма – гуляния. И даже форма гуляний у власти вызвала аллергию, и последовали аресты и доставки в полицию. В ответ на это силовое действие эти формы гражданской самоорганизации в публичном пространстве стали массовыми и начали возникать стихийные гуляния, которые переросли в постоянно действующие площадки. Первой такой не разогнанной площадкой стал ОкупайАбай – импровизированный мирный лагерь участников оппозиционных маршей в сквере на Чистых прудах у памятника Абаю Кунанбаеву.

Острейшим моментом было 9 мая. Спасло их от разгона то, что их было много, массовое присутствие в одном месте, стало фактором, сдерживающим власти от применения неоправданной силы. Хотя про обе стороны от протестующих стаяли автозаки, они то приезжали, то уезжали. Протестующие встречали их аплодисментами. Поскольку количество участников постоянно прибывало, прошел страх. На людей, которые там собрались на людей эти силовые приемы не действовали. Страх прошел окончательно у тех 2-3 тысяч народу. Это позволило им остаться. У властей стало возникать ощущение, что это бессмысленно. Первая ночь без разгона – ночь с 9-го на 10-го. Возник феномен лагеря постоянно действующей площадки самоорганизации оппозиции.

Поскольку все прогнозы – что разгонят, через час, два, к вечеру, второй сюжет – самим надоест, разойдутся, третий – превратится в балаган. Сами разойдутся. Ни один сценарий не реализовался. Не разгоняют. Количество только увеличивается. Раскола нет, наоборот, лагерь выработал правила и только укрепляется самоорганизация, идет процесс внутреннего структурирования (есть зоны питания, дискуссии, культурных мероприятий, выставки, информации), много и свободного пространства, которое позволяет людям циркулировать в этих зонах.

Возникла новая форма протестного движения и гражданской самоорганизации в публичном пространстве, и в истории России такого просто не было. Это интересное явление, феномен, который необходимо осмыслить.

Предлагаю разделять правовой и политико-социологический подходы к объяснению данного феномена. Что происходит с точки зрения регулирования свободы собраний, в какой мере подпадает под свободу мирных собраний – это правовой подход. И дискуссия об этом важна с точки зрения легитимных основ вмешательства власти, как защитить такую форму самореализации гражданских свобод, подпадает она в большей мере под российское или европейское регулирование. Выбирая правовую рамку между российским и европейским регулированием, произошел важный сдвиг, она стала европейской по факту, п.ч. граждане сейчас живут НПО европейским нормам – согласую свободу собраний без заявок, согласований с власть, получений разрешений, а просто реализуют конституционное право. Таким образом, это закреплено в Руководстве по свободе собраний Совета Европы. Граждане добивались именно этого и сейчас реализуют. Добились! Т.е. Окупай Абай живет по европейским нормам.

Второй аспект – социологический. Для него в первую очередь важны мотивы, социальный статус людей, степень их доверия друг к другу, устойчивость связей, как рождаются лидеры, как устроена коммуникация между ними.

Важен и третий – политологический аспект. Это протест способен добиться внимания власти, кроме разгона. Учет, реакция, является ли это субъектом, может ли на что-то влиять. Один здесь субъект или много, какие они? Способны ли они договориться между собой? Будет ли выработана единая платформа? Будет ли политический протест трансформировать в другие? Будет устойчивым продолжительным? И влиятельным? Делать институты власти более открытыми и прозрачными? Что ясно - политический протест ищет новые формы. Люди, которые живут на Окупай Абай это демократическая, грамотная, суверенная самоорганизованная протестная публика
Дмитрий Петров:

Обдумывая особенность того, что происходит сейчас, я выделил 5 пунктов:

1.Неснижающаяся массовость. Эта массовость сознательных граждан сама по себе феномен. Это феномен и это открытие и для социологов, и для властей, и для самих организаторов. Массовость граждан способных протестовать грамотно организованно сознательно. Поскольку все протестные митинги, начиная с Болотной, кончая Маршем миллионов - в заявках указывалось меньше, чем реально приходило. Поэтому прогнозы, что все спадает, протест выдохся – не оправдываются и массовость не снижается. Стабильная массовость протестов мирных и организованных – феномен.

2.Полицейскому беспределу был дан открытый отпор. П.ч. жаловались, плакались. писали обличительные статьи, обращались в ЕСПЧ – власти чихать хотели и наглели. Первый раз в истории протестов люди стали защищаться и пропал страх перед полицией. Это важно именно потому, что обрушился страх, его больше нет. Поскольку многие люди пережили столкновения и задержания, возникло настроение, что один омоновец – такой же живой человек.

3.При организации протестных акций был применен нормальный проектный подход: планировались на 2-3 шага вперед, планируется кампания, а не единоразовая акция. Это позволяет готовиться, концентрироваться, вести информационную кампанию. Это сознательное стратегическое планирование протестной деятельности.

4.Единичные действия перерастают в кампании, соотносимы с условиями среды. Когда люди выдохлись после выборов, сделали перерыв, до 6 мая, причем 1 мая решили не проводить. Более широкий консультационный механизм между организаторами и участниками – голосования в Интернете.

5.Создалось сообщество без насилия, произошел отказ от насилия – как принцип.
Иван Климов:

Главный вопрос этих протестных действий – вопрос субъектности. Необходимо проанализировать кто именно участвует в этих протестных действия, какие социальные силы, страты, сообщества, какие из них участвуют как сложившиеся сообщества, как Левый фронт, националисты, а какие сообщества складываются вовремя участия, прямо здесь на Окупай Абай. Идет перетекание этих сообществ и распространение социального порядка в другие социальные среды и пространства. Например, приходят преподаватели, учителя, исследователи, приводят своих школьников, студентов, молодых коллег, проводят свои лекции, дискуссии, сбор информации на Окупай Абай, потом приходят в свои школы, институты и исследовательские коллективы и там это обсуждают. Таким образом, идет распространение среды ОкупаАбай на другие среды.

Возникает институты саморефлексии. В том отношении, что здесь на Абае люди в разговорах, дискуссиях, они углубляются в проблему, пытаются ее понять, проговорив. Что произошло? Почему так получилось? Почему мы так действуем? Почему власть так действует? Какой мой интерес? Кто я по отношению к протесту? Это феномен саморефлекции и самоидентификации по отношению к протесту. И тут важен термин вовлеченность (envolvement). Когда в социальной среде все обсуждают Шеина и голодовку в Астрахани, разгон демонстрации 6 мая – ты не можешь это не обсуждать, п.ч. это часть социального контекста, чрез это возникает необходимость самоидентификации и самоопределения относительно этих событий.

Громадное значение социальных сетей, которые помимо прочего занимаются разогреванием социального пространства, подготовкой социального пространства. Социальные сети несут функцию освоения социального пространства до входа в него, а потом человек в него приходят, когда понимает, что там происходит.

Последний пункт – присвоение или освоение этого социального пространства. [Дискуссия о приватизации пространства, а именно можно ли считать приватизацией тот факт, что пространство осваивается не одним, а сразу несколькими или сообществом, в данном случае сообщество Окупай Абай освоило и приватизировала территорию Чистых прудов. Главный вывод – возникает пространство общего опыта, самые сильные и устойчивые сообщества – сообщества общего опыта. Примеры – афганцы, ветераны].
Нодар Хананашвили:

Хочу обратить внимание на сходство данного феномена ОкупайАбай с другими феноменами в России – двадцатилетней давности.

Первое, массовость, п.ч. в начале 90-х годов тоже мгновенно возникали огромные массовые демонстрации протеста. Были еще другие примеры.

Второе, мирный характер. В конце 80-х – самом начале 90-х протест был исключительно мирным.

Третий, осмысленная оппозиционность. Это не бунт, это осмысленная, продуманное противостояние действиям властей и предложение альтернатив, требование большей ответственности власти перед гражданами.

Различия.

Первое, альтерполитичность – отказ от партий как формы самоорганизации, использование других форм соорганизации. Массовое движение не вливается в партии, а существует как бы самостоятельно, постепенно обрастая новыми взаимосвязями. Два примера – школьные службы примирения (ШСП), которые постепенно возникают и способствуют формированию новой культуры низкоконфликтной коммуникации (только что приехал со слёта добровольцев «Доброград-2012» в посёлке Архыз, где участвовал в проведении такого тренинга для ШСП). Второй пример – начало процессов объединения людей, принимавших участие в наблюдении за прошедшими выборами из объединения «Гражданин Наблюдатель», пошедших в муниципальные собрания в качестве депутатов. Их нынешняя горизонтальная коммуникация и само стремление к ней всерьёз отличается от нацеленности на внутреннюю консолидацию прежних советов, которые существовали в начале 1990-х. В дальнейшем нынешнее протестное движение будет развиваться на внепартийной основе. Партия как форма самоорганизации для них, зачастую, уже не представляется эффективным инструментом. Но организация пространства протеста, равно как и позитивная консолидация, будет осуществляться через регулярные сетевые сообщества.

Второе, самоорганизация и рефлексивность. Степень чувствительности граждан заметно выше, как и способность к самоорганизации и соорганизации. Худо-бедно, но мы уже более 20 лет живем без «организующей и направляющей» силы. И обратно люди не хотят.

Третье, коммуникационная насыщенность. Сегодня уровень насыщенности информацией несравнимо выше, чем это было в начале 1990-х. Сетевые сообщества растут как грибы, позволяя людям быстро находить «себе подобных», в особенности – организовывать краткосрочные консолидированные действия. Наверное, теперь – дело за более устойчивыми сообществами, имеющими не только тактику, но и стратегию совместной деятельности.
Дискуссия:

Каузальные цепочки, как вал событий несет за собой вал коммуникаций по этим событий. Все виды социальных коммуникаций – телевидение, радио, газеты, фейсбук, группа в контакте, твитеры, трансляции в стрим и т.д непрерывно коммуницируют и транслируют события и поскольку идет вал событий на него накладывается множественность коммуникаций этих событий, которые создают емкую картину происходящего.
Дмитрий Зайцев:

Не менее важен и политологическом контекст происходящего. Для политической науки субъектность приобретает и должна приобретать политическое звучание. Этот социальный субъект становится политическим субъектом. Являются ли сообщества, которые собрались на ОкупайАбай сами политическими субъектами или могут ими стать?

Если они таковыми являются или могут стать, то они должны выполнять главную функцию – оказания политического влияния. На кого это влияния направлено? Кому адресовано? Судя по майкам, ленточкам, слоганам, он направлен лично простив Путина и судя по этому протест добивается одного, чтобы Путин перестал быть президентом.

Здесь возникает важный сюжет политических изменений и вопрос – каким должен быть механизм политических изменений в России, здесь и сейчас, и какова роль в этом протестных движений, какие формы они должны приобретать, чтобы произошли нужные собравшимся на ОкупайАбай гражданам политические изменения? Представляется, что для того, чтобы нужные изменения произошли надо диверсифицировать формы гражданского участия (хорошо, что появляются такие новые формы как гражданские вахты, гуляния и пр.; нужны еще, много, важных и нужных!), и, обязательно не отказывать и развивать массовые формы (митинги, шествия, демонстрации).
Дискуссия членов клуба с участием внешних слушателей:

Этот слоган неудачный, если он единственный, то он бесперспективен, потому что они нереалистичны. Он был адекватен и актуален накануне выборов и во время избирательной кампании, как агитация, простив конкретного депутата, а когда выборы прошли, то это слоган перестает быть адекватным. И люди на самом собрании стараются ориентироваться на новые слоганы за, на позитивные слоганы – добрый лагерь, пространства добра, свободы. Приходит понимание необходимости транслирования позитивных лозунгов и позитивных меседжей. Иначе увеличиваются риски, что внешнее по отношению к ОкупайАбай лепит на них лозунг революционеров и он очень негативен по отношению к общему социальному контексту, вынуждает гражданина отказаться от этого.
Дмитрий Зайцев:

Миссия Клуба – давать советы, рекомендации, формулировать - что делать? Как увеличить субъектность. Как увеличить влияние и как добиваться увеличения своих политических целей? И если мы будем правильно выполнять свои функции мы должны давать советы как им дальше быть?
Дискуссия:

Петров. Давать советы не обязательно навязывать советы, в качестве примера, привел историю с существованием корпуса советников Солидарности. Где были интеллектуалы и были работяги, этот союз. Тонких глубоких интеллектуалов и крепких работяг со своей сетью профсоюзов, они обеспечили победу Солидарности. Мы должны быть корпусом таких советников. Советник это не тот, что получает деньги или находится в штате. Советник – этот от кто рискует, что его могут посадить, что он советник конкретному субъект.

Беляева. Make yourself available, т.е. сделай свои консультации и знания доступными другим, а именно, если у Вас как представителей образованного класса есть знания теории, истории и лучших практиках, то их надо описать и выложить в открытом доступе где-то. Если мы знаем, как происходили события на Майдане, и во время других протестных лагерей, какие использовались технологии, методы самоорганизации, пропаганды, особенности втягивания более широких слоев общества в протестные движения и другие технологии, мы должны их добросовестно описывать и обществу предъявлять, а использовать их будут те, кто сочтет это нужным и полезным. Но я хочу возразить, первое, что с одной стороны, все-таки идея формулировать предложения требует понимание адресата, а они очень разные, т.е. можно советовать Навальному, Удальцову, или Немцову, кому еще, Левому фронту? Они разные. Свои задачи понимают узко. Тогда мы, корпус советников д.б. специализированы. Что делать кому? На какой период?

Дискуссия о субъектности участников протестного движения и их политических перспектив привела к пониманию, что создавать единого политического субъекта из ОкупайАбай, нет основания. Эта территория важна как территория свободы.
Алексей Титков:

Я отношусь к тем участникам Абая, которые те противные исследователи, которые ходят и ко всем пристают с диктофоном, чтобы понять кто все эти люди, что пришли и чего хотят. И месседжей, которые мне удалось за эту неделю выявить, они сходятся с тем, что я уже услышал на дискуссии – беречь единство, несмотря на различия, это транслируется всеми людьми. Которые существуют в пространстве Окупай Абай. Для них очень важен месседж, который повторяют все, что нам надо беречь единство и символическое пространство, которое мы у власти отвоевали. Поскольку здесь действительно люди абсолютно разных противоположных убеждений. От радикально левых до радикально правых, и все что между ними все оттенки политического спектра здесь представлены . Поэтому существует негласный консенсус – в идеологические споры не вступать, п.ч. они ни к чему не приведут, каждый останется при своем. Но кроме идеологических споров есть реальный предмет для обсуждения, постоянно возобновляющийся – как заставить власть услышать и признать право ОкупайАбай на сохранение пространства свободы. Поскольку общее требование. Настроение – неадекватность власти. Тех властных институтов, которые действуют, от конкретных министерств, подразделений госорганов, которые решают за решение конкретных вопросов образования, труда, соцобеспечения, что все они неадекватны и не работают на интересы граждан. Каждый приходит со своей болью, для кого-то это обманутые дольщики, хамское начальство, произвол полиции или чиновничества. Государство демонстрирует одно – надругательство над законом и здравым смыслом. Т.е. власть не эффективна и она не хочет меняться.

Еще власть лжива и фальшива. И на этом пространстве происходит обмен реальной информацией, реальными событиями и мнениями, это территория свободная не только от полиции, угроз, но и свободная от вранья. Это символическое пространство, которое образовалось, люди очень ценят.
Дискуссия с включением слушателей:

«Женщина-психолог». Мы на эту площадку ходим регулярно. Поскольку это удивительное место, в котором образовалась удивительная энергетика, которая залечивает раны и позволяет преодолеть травму постоянной борьбы, насилия. У нас стало обычным делом, что все всех убивают, насилие стало обычным делом, что можно сойти с ума, а здесь обстановка, которая позволяет снять стресс и залечить травму, в которой мы живем. Для всех людей, которые здесь важно самоуважение и уважение к другим. Все друг друга слушают, пытаются понять, нет агрессии, есть готовность понять друг друга.

Климов. Привел в пример Штомпку, то тот описывал создание такой среды, которая позволяет залечивать социо-культурные травмы. Здесь позитивная энергетика, общие ценности.

Беляева. Предложила описать явление излечения от социальных травм - heeling effect – известный термин, и явление, описываемое этим термином, делает социальную площадку ОкупайАбай очень привлекательной.

Хананашвили. Возможно, имеет смысл говорить о heeling involvement and participation. Собственно, включение и участие граждан способно создать ощущение справедливости. Прозрачность системы управления формирует возможность понимания, что происходит. Возможность участия граждан и их объединений в выработке и реализации решений, а также – в контроле, общественном контроле за их выполнением позволяет говорить не только о давних традициях негативной консолидации (готовность «объединяться против»), но и консолидации позитивной.

Петров. Нужно усиливать позитивную коммуникацию внутри лагеря и о лагере и этот опыт нужно выносить вовне как можно больше.

Климов. Про Штейнберга и четыре квадрата.
Надо развивать больше связей между наукой и практикой, социальными явлениями.
Петров предложил провести следующее заседание на Чистых прудах и все участники в этим согласились.
На этом официальное заседание было закончено, и продолжилась неофициальной частью общения с жителями ОкупайАбай.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект выступлений iconКонкурс исполнителей проводится в 3 дня. Всего заявлено 75 выступлений...
В школе 143 ученика изучало французский язык, что составляет 25% от числа всех учеников. Сколько учеников учится в школе?
Конспект выступлений iconТезисы докладов и выступлений II всероссийская научно-теоретическая...
России: образование, тенденции, международный опыт: тезисы докладов и выступлений II всероссийской научно-практической конференции...
Конспект выступлений iconМетодические разработки учителей ( темы проектов, открытых уроков,...
Методические разработки учителей ( темы проектов, открытых уроков, выступлений публикаций)
Конспект выступлений iconТемы рефератов для выступлений на семинарских занятиях по учебной...

Конспект выступлений iconПлан на год
Подготовка выступлений (отчетов) о состоянии архивного дела для обсуждения на заседаниях
Конспект выступлений iconПлан на год
Подготовка выступлений (отчетов) о состоянии архивного дела для обсуждения на заседаниях
Конспект выступлений iconН. И. Шевандрин социальная психология в образовании
Подготовка выступлений (отчетов) о состоянии архивного дела для обсуждения на заседаниях
Конспект выступлений iconРефератов (выступлений) и примерные
Как раскрывается термин «государств» в разных источниках (словари, учебники, монографии), в разные периоды времени
Конспект выступлений iconСанкт-петербурга
Комитет обеспечивает организацию программ визитов, подготовку справочных и аналитических материалов, тезисов для встреч, текстов...
Конспект выступлений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
График проведения брифингов и выступлений, посвященных подведению итогов работы за 2013 год
Конспект выступлений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формы участия в работе семинаров по Тимк (выбор тем устных выступлений по морфологии культуры)
Конспект выступлений iconОбучение навыкам научных публичных выступлений в контексте современной...
Светлана Макаренко, +7 (4212) 672 177 Олеся Хрусталева (организационные вопросы)
Конспект выступлений iconИнформационное письмо о проведении педагогической конференции
...
Конспект выступлений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физика: Параграфы: 73-74 – конспект; 81-82 конспект; 84 – конспект; 85 – конспект
Конспект выступлений iconА кадемия при Президенте Российской Федерации (ранхиГС) Кафедра акмеологии...
Конспекты выступлений на семинарских занятиях: №2 «Формы регуляции деятельности. Врожденное и приобретенное у животных»
Конспект выступлений iconЗакон волгоградской области о дополнительных мерах по противодействию...
Подготовка выступлений (отчетов) о состоянии архивного дела для обсуждения на заседаниях


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск