Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета Санкт-Петербург 2004 удк 87. 3 Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004





Скачать 371.43 Kb.
НазваниеПланы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета Санкт-Петербург 2004 удк 87. 3 Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004
страница1/2
Дата публикации07.09.2013
Размер371.43 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Философия > Учебник
  1   2


Министерство Российской Федерации

по связи и информатизации

________________________________________________________________
Санкт-Петербургский

государственный университет телекоммуникаций

им. проф. М.А.Бонч-Бруевича

________________________________________________________________
Кафедра философии

Ф И Л О С О Ф И Я
Планы семинарских занятий

для студентов гуманитарного факультета

Санкт-Петербург

2004

УДК 87.3
Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. - СПб, 2004.

Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом университета

Для студентов гуманитарного факультета, обучающихся по специальностям “Связи с общественностью” и “Регионоведение”. Указаны темы практических занятий, основные и дополнительные вопросы к ним, темы докладов, литература, экзаменационные вопросы.

Рецензент – доц. В.Н.Садовников

С С.А.Чернов, В.Л.Селиверстов

С Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, 2004

Основные первоисточники
1. Платон. Федон // Соч.: В 4 т. - М.: Мысль, 1993. - Т.2.

2. Платон. Теэтет // Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1993. - Т.2.

3. Августин Аврелий. Исповедь.- М.: Ренессанс, 1991.

4. Декарт Р. Размышления о первой философии // Соч.: В 2 т. - М., 1994. - Т.2.

5. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч. в 2 т. – М., 1966. Т.2.

6. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч.: В 6 т. – М., 1964. - Т.4/1.
Сборники фрагментов дополнительных первоисточников
1. Антология мировой философии: В 4 т. – М.: Мысль, 1969-1972.

2. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989.

3. Мир философии: Кн. Для чтения // П.С.Гуревич, В.И.Столяров. – М.: Политиздат, 1991.

4. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов: В 3 ч. – М.: ВЛАДОС, 1997.

5. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения / И.Т.Фролов и др. – М.: Политиздат, 1991.

6. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / И.Т.Фролов и др. – М.: Республика, 1995.

7. Это человек: Антология / П.С.Гуревич. – М.: Высш. шк., 1995.
Учебники
1. Чернов С.А. Начала философии. – СПб., 2002-2004.

2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 т. / Под ред. И.Т. Фролова - М.: Мысль, 1989.

3. История философии: Запад – Россия – Восток: В 3 кн. / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1996.

4. Гегель Г. Лекции по истории философии в 3 кн. – СПб: Наука, 1993-1994.

5. Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. – СПб: Абрис-Книга, 1993.

6. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: Кн. 1-3. – Новосибирск: изд-во Новосибирского ун-та, 1994.

7. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1976.

8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – М.: Ладомир, 1994.

9. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.: Искусство, 1969.

10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.

11. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979.

12. Виндельбанд В. История Новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 т. – СПб., 1913.

13. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

Справочники
1. Философская энциклопедия: В 5 тт. – М.: Сов. энциклопедия, 1960-1970.

2. Философский энциклопедический словарь // Под ред. И.Т.Фролова. – М.: Сов. энциклопедия, 1981.

3. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М.: Наука, 1994.

4. Философы двадцатого века / Отв. ред. А.М.Руткевич. – М., 1999.
Тема 1. Предмет и структура философии
Методические рекомендации.
При подготовке к семинару необходимо прочитать две первые темы в учебном пособии С.А.Чернова «Начала философии», а также приложение к их первой части, которое содержит выдержки из текстов Платона, Аристотеля, Давида Анахта, Канта, Гегеля, Витгенштейна и Хайдеггера, в которых рассматривается вопрос о предмете, сущности и значении философии.

Для предварительного выяснения значения основных терминов (например, «метафизика», «онтология», «гносеология» и т.д.) лучше всего использовать «Философскую энциклопедию».
Основные вопросы:
1. Определения философии.

2. Основные философские проблемы и дисциплины.

3. Периодизация всемирной истории философии.
Темы докладов:


  1. Философия и религия.

  2. Философия и частные науки.

  3. Аристотель о «первой философии».

  4. Трактат Давида Анахта «Определения философии».

  5. Хайдеггер об основных понятиях метафизики.

  6. Н.А.Бердяев об основных проблемах русской философии.


Литература
1. Чернов С.А. Начала философии. Ч.I. – СПб., 2002.

2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 т. / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Мысль, 1989.

3. Философская энциклопедия: В 5 т. - М.: Сов. энциклопедия, 1960-1970. – (Статьи: Философия, Мировоззрение, Метафизика, Онтология, Логика, Гносеология, Этика, Эстетика и др.).

4. Аристотель. Метафизика // Соч.: в 4 т. - М., 1975. - Т.1.

5. Давид Анахт. Определения философии // Соч. - М., 1975.

6. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. - 1989. - № 9.

7. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. - 2-е изд. – М.: Мысль, 1982.

8. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. – 1990. - № 1,2.


Тема 2. Диалог Платона «Федон»
Методические рекомендации
Диалог необходимо прочитать дважды. Первый раз – так, как Вы читаете художественную литературу, свободно, обращая внимание на то, что Вас самих заинтересует по ходу чтения, чтобы составить себе личное и целостное представление о произведении. Второй раз необходимо читать, руководствуясь указанными ниже вопросами, стремясь найти по возможности краткие, точные, ясные ответы на все эти вопросы. Эти ответы, а также возникшие в связи с ними проблемы, неясности, недоумения, соображения нужно записать в конспекте для обсуждения на семинаре. Цель второго чтения – провести философский, логический анализ текста, и прежде всего – аргументации Платона, логики рассуждения, обосновывающего бессмертие души. Необходимо привлечь к этому анализу критические замечания А.Ф.Лосева, приведённые в примечаниях ко второму тому сочинений Платона. Определите своё отношение как к аргументам Платона, так и к замечаниям А.Ф.Лосева.
Основные вопросы:


  1. Общий план диалога. Основные проблемы.

  2. Душа и тело.

  3. Четыре доказательства бессмертия души

А) аргумент первый: взаимопереход противоположностей;

Б) аргумент второй: знание как припоминание того, что было до рождения человека;

В) аргумент третий: самотождество идеи души.

Г) аргумент четвертый: теория души как эйдоса (идеи) жизни.

  1. Этические выводы из учения о душе.


Подробные вопросы к тексту:


  • Что говорит Сократ о связи приятного и мучительного?

  • В чем сходство и различие искусства и философии?

  • Почему пифагорейцы и Сократ были против самоубийства?

  • Почему к предстоящей смерти нужно относиться спокойно и даже с «радостной надеждой»?

  • Как понимать: «Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью»? (64а)

  • В каком смысле философ «желает умереть»?

  • Какой именно «смерти» он заслуживает?

  • Что значит уже при жизни отделить душу от тела?

  • Какова роль тела в познании? (65в-67в)

  • В какой фразе Сократа – суть философского рационализма? (65с, 65е-66а)

  • Что такое «очищение»? (67d)

  • Тело – «враг» души? (68а)

  • Почему истинная добродетель – лишь основанная на разуме?

______________________________
1-е доказательство:

  • как ставится вопрос о бессмертии? (70а-в)

  • примеры возникновения из противоположного?

  • Суть и ступени (четыре) первого доказательства? (70с-72а)

  • Верно ли возражение А.Ф.Лосева (смешение реальной и логической возможности?


2-е доказательство:

  • что значит: знание – это «припоминание»?

  • Почему «припоминание» свидетельствует о бессмертии?

  • Как Сократ доказывает,что во всяком знании есть «припоминание»? (73с,76а)

  • Какие примеры «примысливания» он приводил?

  • Что, собственно, доказывает рассуждение о равенстве?

  • Что именно мы знаем a priori?

  • Почему знание идей свидетельствует о бессмертии души? (76а)

  • Если душа существовала до рождения,то следует ли из этого, что она будет существовать и после смерти? (77в-d)

  • Два преувеличения, согласно А.Ф.Лосеву?

А) логическое предшествование общего, трактуемое онтологически

Б) общее предшествует во времени

  • «Три мифологемы»?

а) познание душой общего до рождения

б) познание душой общего после смерти

в) познание вечных идей ведет к вечности души
3–е доказательство:

  • анализ основных шагов третьего доказательства

  • как Сократ объясняет сущность «привидений» (призраков)?

  • От чего зависит судьба души после смерти?

  • Сходство с Раджа-йогой?

  • «самое великое, самое крайнее из всех зол»?

  • аналогия с лирой?

  • Смысл примера с ткачом и плащом?

  • Как Сократ встретил возражения (Симмия и Кебета)?

  • Что он говорит о «ненависти к слову» (доказательству)?

  • Аргумент Сократа против того, что душа – гармония?

А) от предсуществования

Б) от различия добродетели и порока

Г)от власти души над телом
4-е доказательство:

  • в чем смысл примера о «возникновении двойки»?

  • что Сократ говорит об «Уме» Анаксагора?

  • Как Сократ оценивает натурфилософию?

  • Что, по Сократу, есть настоящие «причины»? (99е-100в)

  • Почему та или иная вещь «прекрасна»?

  • Почему одна вещь больше или меньше другой?

  • Превращаются ли противоположности друг в друга? (103а-в)

  • Каков смысл примера со снегом и с нечетностью трёх?

  • Суть четвёртого доказательства? (неразделимость души с идеей жизни)

  • Какие выводы следует сделать из признания бессмертия души?

  • Что Сократ рассказывает о посмертной судьбе душ?

  • Какова достоверность рассказов о загробном существовании?


Чем заканчивается диалог?

В чём смысл последних слов Сократа?
Темы докладов:
1. Ксенофонт о Сократе.

2. Метод Сократа. Сократический диалог и его составляющие.

3. Диалог Платона «Апология Сократа».
Литература
1. Платон. Апология Сократа // Соч.: В 4 т. – М., 1990. – Т.1.

2. Платон. Федон // Соч.: В 4 т. – М., 1990. – Т.2.

3. Платон. Пир // Соч.: В 4 т. – М., 1990. – Т.2.

4. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе.

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М.: Мысль, 1986.

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.: Искусство, 1969.

7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика: Платон. – М.: Искусство, 1974.

8. Кессиди Ф.Х. Сократ. – М.: Мысль, 1988.

9. Асмус В.Ф. Платон. – М.: Мысль, 1969.

Тема 3. Диалог Платона «Теэтет»
Методические рекомендации
Методика работы с текстом – та же, что и при изучении «Федона». Кроме того, необходимо предварительно прочитать общую характеристику диалога во введении ко второму тому собрания сочинений Платона и его анализ в примечаниях к диалогу. Полезно прочитать или перечитать также общую характеристику учения Платона в каком-либо из учебников по истории античной философии.
Основные вопросы:
1. Платон о способностях души вообще и о структуре познавательных способностей.

2. Общий план диалога. Постановка проблемы.

3. Знание частное и общее.

4. Знание и чувственное восприятие.

5. Знание и «правильное мнение».

6. Сущность знания. Критерий истины.
Подробные вопросы к тексту:


  • какой философской проблеме посвящён диалог?

  • что критикует Платон в этом диалоге в общем и целом?

  • каким наукам обучался Теэтет у Феодора?

  • первый ответ Теэтета?

  • смысл возражения Сократа, аналогий с глиной, геометрическими фигурами и числами?

  • интермедия о повивальном искусстве Сократа (связь с «Федоном»?)

  • второй ответ Теэтета?

  • какова позиция Протагора?

  • ветер – «холодный» сам по себе?

  • что значит: «ничто само по себе не есть одно»? (152 d)

  • какова связь движения и существования?

  • где существует цвет?

  • Может ли что-то стать больше, не увеличившись? (игральные кости, рост Сократа)

  • Что значит: «ничто не есть само по себе»?

  • Как возникает ощущение и ощущаемое?

  • Цвет вещи и зрительное ощущение – одно и то же?

  • О каком действии и страдании здесь идёт речь?

  • Почему надо «изъять понятие «существовать»»? (157 b)

  • Если прав Протагор, то есть ли ложь, сон, помешательство? Отличается ли сон от яви, иллюзия от действительности, сумасшедший от нормального человека?

  • Смысл примера со вкусом вина?

  • С чего начинается критика Протагора?

  • Смысл примера с неизвестным языком?

  • Смысл примера с памятью?

  • Каким могло бы быть, по Сократу, возражение Протагора?

  • Какой парадокс вытекает из тезиса Протагора? (170с)

  • В чём Протагор прав, а в чём – нет?

  • Интермедия о философах (172d-177b)

  • В чём состоит различие между законным (справедливым) и полезным (в отношении истинности)?

  • Смысл рассуждения о будущем?

  • Как Феодор характеризует «гераклитовцев», или «текучих» (179e-180c)?

  • Два вида движения?

  • Смысл рассуждения о движении?

  • Отзыв Сократа о Пармениде и «неподвижниках»?

  • Чем мы видим?

  • Что такое душа? (184d)

  • Смысл вопроса о том, «чем» мы ощущаем?

  • О чём свидетельствует наша способность сравнивать зрительные, слуховые, осязательные и др. ощущения?

  • Какие «вещи» невозможно воспринимать чувствами?

  • Вывод относительно знания?

  • Третий ответ Теэтета?

  • В чём состоит трудность объяснения «ложного мнения»?

  • Почему ложное мнение не есть мнение о несуществующем?

  • Что значит «мыслить» и «иметь мнение»? (190а)

  • Почему невозможно «иномнение»?

  • Смысл примера с восковой дощечкой?

  • Смысл примера со сложением 5 и 7?

  • В чём заключается парадоксальность поиска ответа на вопрос о том, «что такое знание»? (196e)

  • Смысл сравнения знаний с птицами?

  • Какое искусство показывает, что знание и правильное мнение – не одно и то же?

  • Четвёртый ответ Теэтета?

  • Почему первоначала нельзя определить (объяснить, знать)? (201e-202c)

  • В чём смысл рассуждения о буквах, слоге и слове?

  • Смысл рассуждения о частях повозки?

  • Почему ничего не даёт и «отличительный признак»?


Литература
1. Платон. Теэтет // Соч.: В 4 т.- М., 1993. - Т.2.

2. Гегель Г. Лекции по истории философии в 3 кн. – СПб: Наука, 1993-1994.

3. Асмус В.Ф. Платон. – М.: Мысль, 1969.

4. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1976.

5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика: Платон. – М.: Искусство, 1974.

Тема 4. «Исповедь» Аврелия Августина
Методические рекомендации
Предметом детального анализа на семинаре будет лишь текст десятой и одиннадцатой книг, однако для их понимания необходимо ознакомиться с «Исповедью» в целом, а также внимательно изучить дополнительные и справочные материалы в указанном ниже издании «Исповеди», связанные с историей её создания, значением и местом в философском творчестве Августина. Методика изучения 10-й и 11-й книг – та же, что и при работе с диалогами Платона. Для ориентировки в мире августиновской мысли полезно прочитать общую характеристику его взглядов в каком-нибудь курсе истории античной или средневековой философии.
Основные вопросы:
1. Жанр "Исповеди", его философское значение.

2. Этические, онтологические и гносеологические проблемы, решаемые в "Исповеди".

3. Учение о памяти и знании (по 10-й книге).

4. Учение о времени (по 11-й книге).
Подробные вопросы к тексту:
Книга 10.

Кому и зачем нужна исповедь?

Откуда в человеке злое и отуда доброе? (4)

Что любит человек, если «любит Бога»? (6)

«А что же такое этот Бог»?

Дают ли чувства знание о Боге?

Откуда мы знаем о Боге?

При каком условии мы понимаем «голос внешнего мира»?

Кто есть «я»?

Какие силы я нахожу в душе?

Что хранится в памяти? (8)

Что удивляет Августина в памяти? (8)

В каком случае в памяти находятся не образы предметов, а сами предметы? (9)

Как Августин приходит к тому, что мысли «уже были в моей памяти»? (10)

Как трактует Августин сущность «размышления», «обдумывания»? (11)

Что Августин говорит о математическом знании? (12)

Четыре чувства, «волнующие душу»? (14)

Чем эти чувства отличаются от чувственных восприятий?

Каким образом я узнаю о существовании самой памяти? (и вообще о «я») (15)

В чём состоит парадокс «забывчивости»? (16)

Смысл примера с потерянной драхмой? (18)

О чём свидетельствует всеобщее стремление к счастью? (20) (все помнят?)

Откуда мы знаем о «счастливой жизни»? (21)

Какова, по Августину, «настоящая счастливая жизнь»?

Почему люди несчастливы? (23)

Где же можно найти Бога?

Что такое «искушение», или «соблазн»?

Сон и соблазн (30)

Почему нужна воздержанность? (29)

В чём состоит опасность удовольствия?

О каких соблазнах пишет Августин?

В чём соблазн церковного пения?

В чём состоит опасность «прелестей жизни»?

Что такое «похоть очей»? (35)

Что Августин говорит о тщеславии?

Как душа относится к «миру»? (40)

Что есть «тройное вожделение»?

Кто посредник между Богом и человеком?
Книга 11.

Что есть критерий истины?

Почему «небо и земля» - созданы? (4)

Чем творение Бога отличается от творения человека? (5)

Чем отличается «слово Бога» (да будет) от слов человека?

В чём трудность понимания «творения» мира?

Что делал Бог до того, как создал мир?

Если вечна воля Бога к творению, почему не вечно творение?

В чём различие между временем и вечностью?

Как соотносятся Бог и время?

В чём трудность понятия «сотворения времени»?

Что значит: «не было времени, когда времени не было»?

В чём трудности понимания времени?

Анализ «долгого» времени (длительности): «длительность» прошлого, «настоящего».

Что такое «настоящее»?

Существуют ли прошлое и будущее?

Как можно знать прошлое?

Как возможно предвидение и предсказание?

Что значит: «три времени эти существуют в нашей душе»? (20)

В чём состоит проблема измерения времени?

Почему время – это не движение светил? (23)

Чем измеряется время? (памятью и умом)

Анализ длительности звучания: что я измеряю, когда измеряю «время»?

Как связаны память, внимание и ожидание в конституировании «времени»? (28)
Темы докладов:


  1. Августин о Троице и «граде Божием».

  2. Место «Исповеди» в творчестве Августина.

  3. Августин и Платон.

  4. Влияние Августина на последующую историю философии.


Литература
1. Августин Аврелий. Исповедь.- М.: Ренессанс, 1991 (1998).

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977.

3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии.- М., 1979.

4. Марру А.-И. Св. Августин и августинианство. - СПб, 1999.

5. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. - М., 1989.

6. Неретина С. Верующий разум. - Архангельск, 1995.

7. Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: Высш.шк., 1979.

8. Уваров М. Архитектоника исповедального жанра. - СПб, 1998.

9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.- М., 1994.

Тема 5. Трактат Декарта «Размышления о первой философии»

Методические рекомендации



Лучше всего использовать при подготовке указанное ниже издание работы в «Сочинениях» Декарта, снабжённое надлежащим справочным аппаратом. Для выяснения возникающих вопросов очень полезно обратиться к опубликованной в том же втором томе «Сочинений» работе «Возражения некоторых учёных мужей против изложенных выше «Размышлений» с ответами автора», а также к общей характеристике взглядов Декарта в учебниках по истории Новой философии.

Основные вопросы:





  1. Цель сочинения.

  2. Структура работы: порядок рассмотрения проблем.

  3. Причины и пределы сомнений: в чём и почему можно и нужно сомневаться?

  4. Декарт о самосознании. Достоверность «я». Сущность души.

  5. Идея Бога. Доказательство бытия Бога.

  6. Истинное и ложное. Разум и воля. Критерий истины. Сущность философского рационализма.

  7. Декарт о сущности тел и законах природы.

  8. Душа и тело: их отношение друг к другу.

  9. Декарт об отношении чувств и разума в познании.


Подробные вопросы к отдельным разделам трактата:
Обращение к членам теологического факультета Сорбонны

  • Два главных вопроса метафизики.

  • Кому нужны доказательства (основанные на «естественном свете разума») бытия Бога и бессмертия души?

  • Возможно ли вообще научное доказательство бытия Бога?

  • Можно ли познать природу души?

  • Почему есть неверующие?

  • О каком «новом методе» идёт речь?

  • Насколько очевидны и достоверны доказательства Декарта?

  • Что достовернее – математика или метафизика?

  • Почему Декарт обращается за поддержкой и покровительством к теологам?

  • На какой результат рассчитывает Декарт? Какова конечная и главная цель его сочинения?


Предисловие для читателя

  • В каком сочинении Декарт ранее уже рассматривал эти же проблемы?

  • Какие он получил возражения?

  • В чём Декарт усматривает главную ошибку всех доводов атеистов?

  • Каким видит Декарт своего читателя?


Краткий обзор «Размышлений»

- порядок рассмотрения проблем, главная цель каждой из шести частей.
Размышление первое

  • Почему необходимо всё подвергнуть сомнению и пересмотреть все знания заново?

  • Что необходимо для такого пересмотра?

  • Каков первоисточник всех заблуждений, каково основание всех «мнений»?

  • Различие сна и действительности.

  • Из каких элементов складывается действительность?

  • Можно ли сомневаться в том, что 2+3=5?

  • Злой дух: смысл радикального сомнения.


Размышление второе

  • Первый результат сомнения.

  • Что такое «я»? Тело и чувства?

  • Душа есть то, что мыслит.

  • В чём невозможно сомневаться?

  • Какое суждение (высказывание) не может быть ложным (необходимо истинно)?

  • Что означает выражение «я существую»?

  • Анализ «я»: я не есть тело, я – «вещь мыслящая».

  • Ум и воображение.

  • Что в «я» субстанциально и какими оно обладает акциденциями (свойствами)?

  • Что такое «мышление»?

  • Анализ понятия «тела»: смысл примера с воском.

  • Что я «вижу» (связь чувственно воспринимаемого и мыслимого)?

  • Что более достоверно – существование тел или существование «я»?

  • «Я» и вещь: как связаны сознание существования вещей и самосознание?

  • Есть ли в «я» то, что не связано с телами?

  • Какой мир богаче – внешний или внутренний?

  • Что познаётся легче – душа или тела?


Размышление третье

  • Где надо искать Бога?

  • В чём состоит различие между вещью и «идеей»?

  • Есть ли среди идей самая главная?

  • Классификация идей.

  • Может ли идея быть ложной?

  • Являются ли идеи «подобиями» или «копиями» вещей?

  • Почему я уверен в существовании вещей вне и независимо от меня?

  • Смысл примера с Солнцем.

  • Как связаны друг с другом идеи во мне и вещи вне меня?

  • Декарт о «степенях совершенства».

  • Каковы причины существования идей в уме?

  • В чём состоит различие между «формальной» и «объективной» реальностью?

  • Как они связаны друг с другом?

  • Что совершеннее – причина или её следствие?

  • Какие существуют виды вещей?

  • Откуда в моём уме идеи о других людях, животных и ангелах?

  • Откуда во мне идеи о вещах?

  • Что в этих идеях ясно и отчётливо, а что – смутно?

  • Что такое «субстанция»?

  • Что в моём уме в принципе не может быть «от меня» (создано мною самим)?

  • Что мыслится в идее Бога (каковы определения Бога)?

  • Что первично – конечное или бесконечное, совершенное или несовершенное?

  • Могу ли я сам быть причиной идеи Бога во мне?

  • Я создал (идею) Бога, или Бог создал меня?

  • Могу ли я существовать, если нет Бога?

  • Почему моя причина – не родители? Что именно во мне создано ими?

  • Когда закончилось творение?

  • Почему если я есть, то есть и Бог?

  • Откуда я знаю о Боге?

  • Что такое «врождённая идея»?

  • Почему Бог меня не обманывает?


Размышление четвёртое

  • Что познаётся легче и достовернее всего?

  • Откуда в человеке – способность мыслить, судить?

  • Может ли Бог быть причиной того, что я заблуждаюсь?

  • Первая причина того, что я заблуждаюсь (способен ошибаться)?

  • Главное отличие воли от всех других моих способностей?

  • Что такое свобода?

  • Как связаны свобода и безразличие?

  • Какова главная причина всех заблуждений и ошибок?

  • Как можно избежать ошибок и заблуждений?

  • В чём заключается высшее и главное человеческое совершенство?


Размышление пятое

  • Чем отличаются идеи вещей от самих вещей?

  • Что в телесных вещах наиболее ясно и достоверно?

  • Какая мысль Декарта здесь напоминает теорию познания Платона?

  • Декарт о происхождении и сущности математических объектов.

  • Второе доказательство бытия Бога; Декарт и Ансельм Кентерберийский.

  • Откуда у меня идея Бога?

  • Сущность и существование.

  • Высший критерий истины.

  • Критерий истины и бытие Бога.


Размышление шестое

  • Отличие мышления от воображения.

  • Что обычно называют «телом»? Что присуще всякому телу?

  • Какой тезис Аристотеля о познании упоминает Декарт?

  • Примеры обмана чувств.

  • Почему чувственное восприятие может и не иметь внешней причины?

  • Почему «я» - вещь мыслящая, а не тело?

  • Как из воображения и чувственного восприятия можно вывести реальное существование тел?

  • Что присуще самим телам, независимо от нас?

  • Что свидетельствует о связи «я» с моим телом?

  • Что есть в чувствах, но отсутствует в самих телах?

  • В чём заключается «великое различие между умом и телом»?

  • Как ум связан с телом?

  • Почему можно чувствовать то, чего нет («ложное» ощущение)?

  • Как состояния тела передаются уму?

  • Почему Декарт говорит, что боль «как бы» в стопе?

  • В чём Декарт видит «природу человека»?

  • Каков критерий отличия сна от бодрствования, иллюзии от реальности?



Темы докладов:

  1. Жизнь и творчество Декарта.

  2. Декарт и Августин.

  3. Интерпретация философии Декарта в работах М.К.Мамардашвили.
Литература:


1. Декарт Р. Размышления о первой философии // Соч.: В 2 т. - М., 1994. - Т.2.

2. Асмус В.Ф. Декарт. – М.: Мысль, 1956.

3. Виндельбанд В. История Новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 т. – СПб., 1913.

4. Гегель Г. Лекции по истории философии в 3 кн. – СПб: Наука, 1993-1994.

5. История философии: Запад – Россия – Восток: В 3 кн. / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1996.

6. Ляткер Я.А. Декарт. – М.: Мысль, 1975.

7. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.

8. Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. – СПб: Абрис-Книга, 1993.

9. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: Кн. 1-3. – Новосибирск: изд-во Новосибирского ун-та, 1994.

ТЕМА 6. «ИССЛЕДОВАНИЕ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ» ДАВИДА ЮМА
Основные вопросы:
Юм о двух видах философии

Юм о метафизике и задаче своего трактата

Юм о впечатлениях и идеях

Юм об ассоциации идей и трёх принципах их связи

Юм о сущности математики

Юм о фактах и причинности

  • В чём суть скептического сомнения относительно причинности?

  • Что такое причинность, согласно Юму?

  • Что такое «привычка» и «вера»?

Юм о понятии «сила» (необходимой связи)

Юм о свободе и необходимости

Юм о чудесах

Юм о Боге и его отношении к миру

Юм о скептицизме и его разновиднностях

  • Юм о Декарте

  • О наивном реализме

  • О причине чувственных восприятий

  • О значении философии

  • О «смягчённом» скептицизме

  • О метафизике и истинных предметах научного знания



Темы докладов




  1. Локк о происхождении идей «души» и «Бога».

  2. Юм о сущности религии.



Литература


1. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч. в 2 т. – М., 1966. Т.2.

2. Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания // Соч. – М., 1978.

3. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Соч. в 3 т. – М., 1985. Т.1.

4. Гегель Г. Лекции по истории философии в 3 кн. – СПб: Наука, 1993-1994.

5. История философии: Запад – Россия – Восток: В 3 кн. / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1996.

6. Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. – СПб: Абрис-Книга, 1993.

7. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: Кн. 1-3. – Новосибирск: изд-во Новосибирского ун-та, 1994.

8. Виндельбанд В. История Новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 т. – СПб., 1913.


Тема 7. Трактат Канта «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки»

Основные вопросы





  1. Цель трактата.

  2. Кант о состоянии метафизики.

  3. Кант о значении философии Юма.

  4. Различие между аналитическими и синтетическими суждениями.

  5. Главный трансцендентальный вопрос.

  6. Кант о сущности пространства и времени и возможности чистой математики.

  7. Как возможно чистое естествознание?

  8. Кант об идеях разума.

  9. Мир: антиномии чистого разума и их значение.

  10. Кант о сущности и бессмертии души.

  11. Кант о бытии Бога.

  12. Как возможна метафизика в качестве науки?



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета Санкт-Петербург 2004 удк 87. 3 Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 iconПротокол №1 Нигматуллин Р. З
Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004
Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета Санкт-Петербург 2004 удк 87. 3 Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 iconБлаженный Августин Аврелий исповедь книга первая
Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004
Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета Санкт-Петербург 2004 удк 87. 3 Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 iconТема Цели и задачи курса. Общая характеристика технологического оборудования, его классификация
Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004
Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета Санкт-Петербург 2004 удк 87. 3 Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004
Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета Санкт-Петербург 2004 удк 87. 3 Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ш37 Философия: планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов гуманитарного факультета /СПбгут. Спб, 2006. –...
Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета Санкт-Петербург 2004 удк 87. 3 Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 iconПланы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета...
Культурология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с
Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета Санкт-Петербург 2004 удк 87. 3 Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 iconПланы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета...
Планы семинарских занятий подготовлены начальником кафедры истории и философии, доцентом, кандидатом исторических наук, подполковником...
Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета Санкт-Петербург 2004 удк 87. 3 Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 iconПланы семинарских занятий по специальности 030501. 65 Юриспруденция...
Избирательное право и процесс: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский...
Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета Санкт-Петербург 2004 удк 87. 3 Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 iconВ россии XIX начала XX веков методические указания, планы семинарских...
Методические указания, планы семинарских занятий, темы контрольных и курсовых работ
Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета Санкт-Петербург 2004 удк 87. 3 Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 iconПланы семинарских занятий Омск 2004 Составитель: М. Ф. Лучанова,...
Методические указания предназначены для студентов гуманитарного факультета специальности «Связи с общественностью» дневной и вечерней...
Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета Санкт-Петербург 2004 удк 87. 3 Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 iconПланы семинарских занятий по этнологии Китая Тематический план практических занятий
Этнология изучаемого региона (Китай): планы семинарских занятий для студентов дневного отделения
Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета Санкт-Петербург 2004 удк 87. 3 Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 iconПланы семинарских занятий по общепрофессиональным дисциплинам для...
Планы семинарских занятий по общепрофессиональным дисциплинам для студентов специальности «социология» рассмотрены и рекомендованы...
Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета Санкт-Петербург 2004 удк 87. 3 Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 iconПланы семинарских занятий новосибирск 2003г. Удк ббк у-01
...
Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета Санкт-Петербург 2004 удк 87. 3 Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 iconПланы семинарских занятий для студентов дневной формы обучения Планы...
«Административное право» и предназначен для студентов мгюа и пмюи всех форм обучения
Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета Санкт-Петербург 2004 удк 87. 3 Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 iconПланы семинарских занятий для высшего профессионального образования...
К. 14 Социология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с
Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета Санкт-Петербург 2004 удк 87. 3 Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 iconПланы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,...
Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск