Скачать 371.43 Kb.
|
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации ________________________________________________________________ Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича ________________________________________________________________ Кафедра философии Ф И Л О С О Ф И Я Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета Санкт-Петербург 2004 УДК 87.3 Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. - СПб, 2004. Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом университета Для студентов гуманитарного факультета, обучающихся по специальностям “Связи с общественностью” и “Регионоведение”. Указаны темы практических занятий, основные и дополнительные вопросы к ним, темы докладов, литература, экзаменационные вопросы. Рецензент – доц. В.Н.Садовников С С.А.Чернов, В.Л.Селиверстов С Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, 2004 Основные первоисточники 1. Платон. Федон // Соч.: В 4 т. - М.: Мысль, 1993. - Т.2. 2. Платон. Теэтет // Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1993. - Т.2. 3. Августин Аврелий. Исповедь.- М.: Ренессанс, 1991. 4. Декарт Р. Размышления о первой философии // Соч.: В 2 т. - М., 1994. - Т.2. 5. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч. в 2 т. – М., 1966. Т.2. 6. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч.: В 6 т. – М., 1964. - Т.4/1. Сборники фрагментов дополнительных первоисточников 1. Антология мировой философии: В 4 т. – М.: Мысль, 1969-1972. 2. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989. 3. Мир философии: Кн. Для чтения // П.С.Гуревич, В.И.Столяров. – М.: Политиздат, 1991. 4. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов: В 3 ч. – М.: ВЛАДОС, 1997. 5. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения / И.Т.Фролов и др. – М.: Политиздат, 1991. 6. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / И.Т.Фролов и др. – М.: Республика, 1995. 7. Это человек: Антология / П.С.Гуревич. – М.: Высш. шк., 1995. Учебники 1. Чернов С.А. Начала философии. – СПб., 2002-2004. 2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 т. / Под ред. И.Т. Фролова - М.: Мысль, 1989. 3. История философии: Запад – Россия – Восток: В 3 кн. / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1996. 4. Гегель Г. Лекции по истории философии в 3 кн. – СПб: Наука, 1993-1994. 5. Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. – СПб: Абрис-Книга, 1993. 6. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: Кн. 1-3. – Новосибирск: изд-во Новосибирского ун-та, 1994. 7. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1976. 8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – М.: Ладомир, 1994. 9. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.: Искусство, 1969. 10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991. 11. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. 12. Виндельбанд В. История Новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 т. – СПб., 1913. 13. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986. Справочники 1. Философская энциклопедия: В 5 тт. – М.: Сов. энциклопедия, 1960-1970. 2. Философский энциклопедический словарь // Под ред. И.Т.Фролова. – М.: Сов. энциклопедия, 1981. 3. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М.: Наука, 1994. 4. Философы двадцатого века / Отв. ред. А.М.Руткевич. – М., 1999. Тема 1. Предмет и структура философии Методические рекомендации. При подготовке к семинару необходимо прочитать две первые темы в учебном пособии С.А.Чернова «Начала философии», а также приложение к их первой части, которое содержит выдержки из текстов Платона, Аристотеля, Давида Анахта, Канта, Гегеля, Витгенштейна и Хайдеггера, в которых рассматривается вопрос о предмете, сущности и значении философии. Для предварительного выяснения значения основных терминов (например, «метафизика», «онтология», «гносеология» и т.д.) лучше всего использовать «Философскую энциклопедию». Основные вопросы: 1. Определения философии. 2. Основные философские проблемы и дисциплины. 3. Периодизация всемирной истории философии. Темы докладов:
Литература 1. Чернов С.А. Начала философии. Ч.I. – СПб., 2002. 2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 т. / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Мысль, 1989. 3. Философская энциклопедия: В 5 т. - М.: Сов. энциклопедия, 1960-1970. – (Статьи: Философия, Мировоззрение, Метафизика, Онтология, Логика, Гносеология, Этика, Эстетика и др.). 4. Аристотель. Метафизика // Соч.: в 4 т. - М., 1975. - Т.1. 5. Давид Анахт. Определения философии // Соч. - М., 1975. 6. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. - 1989. - № 9. 7. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. - 2-е изд. – М.: Мысль, 1982. 8. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. – 1990. - № 1,2. Тема 2. Диалог Платона «Федон» Методические рекомендации Диалог необходимо прочитать дважды. Первый раз – так, как Вы читаете художественную литературу, свободно, обращая внимание на то, что Вас самих заинтересует по ходу чтения, чтобы составить себе личное и целостное представление о произведении. Второй раз необходимо читать, руководствуясь указанными ниже вопросами, стремясь найти по возможности краткие, точные, ясные ответы на все эти вопросы. Эти ответы, а также возникшие в связи с ними проблемы, неясности, недоумения, соображения нужно записать в конспекте для обсуждения на семинаре. Цель второго чтения – провести философский, логический анализ текста, и прежде всего – аргументации Платона, логики рассуждения, обосновывающего бессмертие души. Необходимо привлечь к этому анализу критические замечания А.Ф.Лосева, приведённые в примечаниях ко второму тому сочинений Платона. Определите своё отношение как к аргументам Платона, так и к замечаниям А.Ф.Лосева. Основные вопросы:
А) аргумент первый: взаимопереход противоположностей; Б) аргумент второй: знание как припоминание того, что было до рождения человека; В) аргумент третий: самотождество идеи души. Г) аргумент четвертый: теория души как эйдоса (идеи) жизни.
Подробные вопросы к тексту:
______________________________ 1-е доказательство:
2-е доказательство:
А) логическое предшествование общего, трактуемое онтологически Б) общее предшествует во времени
а) познание душой общего до рождения б) познание душой общего после смерти в) познание вечных идей ведет к вечности души 3–е доказательство:
А) от предсуществования Б) от различия добродетели и порока Г)от власти души над телом 4-е доказательство:
Чем заканчивается диалог? В чём смысл последних слов Сократа? Темы докладов: 1. Ксенофонт о Сократе. 2. Метод Сократа. Сократический диалог и его составляющие. 3. Диалог Платона «Апология Сократа». Литература 1. Платон. Апология Сократа // Соч.: В 4 т. – М., 1990. – Т.1. 2. Платон. Федон // Соч.: В 4 т. – М., 1990. – Т.2. 3. Платон. Пир // Соч.: В 4 т. – М., 1990. – Т.2. 4. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. 5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М.: Мысль, 1986. 6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.: Искусство, 1969. 7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика: Платон. – М.: Искусство, 1974. 8. Кессиди Ф.Х. Сократ. – М.: Мысль, 1988. 9. Асмус В.Ф. Платон. – М.: Мысль, 1969. Тема 3. Диалог Платона «Теэтет» Методические рекомендации Методика работы с текстом – та же, что и при изучении «Федона». Кроме того, необходимо предварительно прочитать общую характеристику диалога во введении ко второму тому собрания сочинений Платона и его анализ в примечаниях к диалогу. Полезно прочитать или перечитать также общую характеристику учения Платона в каком-либо из учебников по истории античной философии. Основные вопросы: 1. Платон о способностях души вообще и о структуре познавательных способностей. 2. Общий план диалога. Постановка проблемы. 3. Знание частное и общее. 4. Знание и чувственное восприятие. 5. Знание и «правильное мнение». 6. Сущность знания. Критерий истины. Подробные вопросы к тексту:
Литература 1. Платон. Теэтет // Соч.: В 4 т.- М., 1993. - Т.2. 2. Гегель Г. Лекции по истории философии в 3 кн. – СПб: Наука, 1993-1994. 3. Асмус В.Ф. Платон. – М.: Мысль, 1969. 4. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1976. 5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика: Платон. – М.: Искусство, 1974. Тема 4. «Исповедь» Аврелия Августина Методические рекомендации Предметом детального анализа на семинаре будет лишь текст десятой и одиннадцатой книг, однако для их понимания необходимо ознакомиться с «Исповедью» в целом, а также внимательно изучить дополнительные и справочные материалы в указанном ниже издании «Исповеди», связанные с историей её создания, значением и местом в философском творчестве Августина. Методика изучения 10-й и 11-й книг – та же, что и при работе с диалогами Платона. Для ориентировки в мире августиновской мысли полезно прочитать общую характеристику его взглядов в каком-нибудь курсе истории античной или средневековой философии. Основные вопросы: 1. Жанр "Исповеди", его философское значение. 2. Этические, онтологические и гносеологические проблемы, решаемые в "Исповеди". 3. Учение о памяти и знании (по 10-й книге). 4. Учение о времени (по 11-й книге). Подробные вопросы к тексту: Книга 10. Кому и зачем нужна исповедь? Откуда в человеке злое и отуда доброе? (4) Что любит человек, если «любит Бога»? (6) «А что же такое этот Бог»? Дают ли чувства знание о Боге? Откуда мы знаем о Боге? При каком условии мы понимаем «голос внешнего мира»? Кто есть «я»? Какие силы я нахожу в душе? Что хранится в памяти? (8) Что удивляет Августина в памяти? (8) В каком случае в памяти находятся не образы предметов, а сами предметы? (9) Как Августин приходит к тому, что мысли «уже были в моей памяти»? (10) Как трактует Августин сущность «размышления», «обдумывания»? (11) Что Августин говорит о математическом знании? (12) Четыре чувства, «волнующие душу»? (14) Чем эти чувства отличаются от чувственных восприятий? Каким образом я узнаю о существовании самой памяти? (и вообще о «я») (15) В чём состоит парадокс «забывчивости»? (16) Смысл примера с потерянной драхмой? (18) О чём свидетельствует всеобщее стремление к счастью? (20) (все помнят?) Откуда мы знаем о «счастливой жизни»? (21) Какова, по Августину, «настоящая счастливая жизнь»? Почему люди несчастливы? (23) Где же можно найти Бога? Что такое «искушение», или «соблазн»? Сон и соблазн (30) Почему нужна воздержанность? (29) В чём состоит опасность удовольствия? О каких соблазнах пишет Августин? В чём соблазн церковного пения? В чём состоит опасность «прелестей жизни»? Что такое «похоть очей»? (35) Что Августин говорит о тщеславии? Как душа относится к «миру»? (40) Что есть «тройное вожделение»? Кто посредник между Богом и человеком? Книга 11. Что есть критерий истины? Почему «небо и земля» - созданы? (4) Чем творение Бога отличается от творения человека? (5) Чем отличается «слово Бога» (да будет) от слов человека? В чём трудность понимания «творения» мира? Что делал Бог до того, как создал мир? Если вечна воля Бога к творению, почему не вечно творение? В чём различие между временем и вечностью? Как соотносятся Бог и время? В чём трудность понятия «сотворения времени»? Что значит: «не было времени, когда времени не было»? В чём трудности понимания времени? Анализ «долгого» времени (длительности): «длительность» прошлого, «настоящего». Что такое «настоящее»? Существуют ли прошлое и будущее? Как можно знать прошлое? Как возможно предвидение и предсказание? Что значит: «три времени эти существуют в нашей душе»? (20) В чём состоит проблема измерения времени? Почему время – это не движение светил? (23) Чем измеряется время? (памятью и умом) Анализ длительности звучания: что я измеряю, когда измеряю «время»? Как связаны память, внимание и ожидание в конституировании «времени»? (28) Темы докладов:
Литература 1. Августин Аврелий. Исповедь.- М.: Ренессанс, 1991 (1998). 2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977. 3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии.- М., 1979. 4. Марру А.-И. Св. Августин и августинианство. - СПб, 1999. 5. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. - М., 1989. 6. Неретина С. Верующий разум. - Архангельск, 1995. 7. Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: Высш.шк., 1979. 8. Уваров М. Архитектоника исповедального жанра. - СПб, 1998. 9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.- М., 1994. Тема 5. Трактат Декарта «Размышления о первой философии» Методические рекомендацииЛучше всего использовать при подготовке указанное ниже издание работы в «Сочинениях» Декарта, снабжённое надлежащим справочным аппаратом. Для выяснения возникающих вопросов очень полезно обратиться к опубликованной в том же втором томе «Сочинений» работе «Возражения некоторых учёных мужей против изложенных выше «Размышлений» с ответами автора», а также к общей характеристике взглядов Декарта в учебниках по истории Новой философии. Основные вопросы:
Подробные вопросы к отдельным разделам трактата: Обращение к членам теологического факультета Сорбонны
Предисловие для читателя
Краткий обзор «Размышлений» - порядок рассмотрения проблем, главная цель каждой из шести частей. Размышление первое
Размышление второе
Размышление третье
Размышление четвёртое
Размышление пятое
Размышление шестое
Темы докладов:
Литература:1. Декарт Р. Размышления о первой философии // Соч.: В 2 т. - М., 1994. - Т.2. 2. Асмус В.Ф. Декарт. – М.: Мысль, 1956. 3. Виндельбанд В. История Новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 т. – СПб., 1913. 4. Гегель Г. Лекции по истории философии в 3 кн. – СПб: Наука, 1993-1994. 5. История философии: Запад – Россия – Восток: В 3 кн. / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1996. 6. Ляткер Я.А. Декарт. – М.: Мысль, 1975. 7. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. 8. Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. – СПб: Абрис-Книга, 1993. 9. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: Кн. 1-3. – Новосибирск: изд-во Новосибирского ун-та, 1994. ТЕМА 6. «ИССЛЕДОВАНИЕ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ» ДАВИДА ЮМА Основные вопросы: Юм о двух видах философии Юм о метафизике и задаче своего трактата Юм о впечатлениях и идеях Юм об ассоциации идей и трёх принципах их связи Юм о сущности математики Юм о фактах и причинности
Юм о понятии «сила» (необходимой связи) Юм о свободе и необходимости Юм о чудесах Юм о Боге и его отношении к миру Юм о скептицизме и его разновиднностях
Темы докладов
Литература1. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч. в 2 т. – М., 1966. Т.2. 2. Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания // Соч. – М., 1978. 3. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Соч. в 3 т. – М., 1985. Т.1. 4. Гегель Г. Лекции по истории философии в 3 кн. – СПб: Наука, 1993-1994. 5. История философии: Запад – Россия – Восток: В 3 кн. / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1996. 6. Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. – СПб: Абрис-Книга, 1993. 7. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: Кн. 1-3. – Новосибирск: изд-во Новосибирского ун-та, 1994. 8. Виндельбанд В. История Новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 т. – СПб., 1913. Тема 7. Трактат Канта «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки» Основные вопросы
|
Протокол №1 Нигматуллин Р. З Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 | Блаженный Августин Аврелий исповедь книга первая Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 | ||
Тема Цели и задачи курса. Общая характеристика технологического оборудования, его классификация Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо... Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ш37 Философия: планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов гуманитарного факультета /СПбгут. Спб, 2006. –... | Планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета... Культурология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с | ||
Планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета... Планы семинарских занятий подготовлены начальником кафедры истории и философии, доцентом, кандидатом исторических наук, подполковником... | Планы семинарских занятий по специальности 030501. 65 Юриспруденция... Избирательное право и процесс: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский... | ||
В россии XIX начала XX веков методические указания, планы семинарских... Методические указания, планы семинарских занятий, темы контрольных и курсовых работ | Планы семинарских занятий Омск 2004 Составитель: М. Ф. Лучанова,... Методические указания предназначены для студентов гуманитарного факультета специальности «Связи с общественностью» дневной и вечерней... | ||
Планы семинарских занятий по этнологии Китая Тематический план практических занятий Этнология изучаемого региона (Китай): планы семинарских занятий для студентов дневного отделения | Планы семинарских занятий по общепрофессиональным дисциплинам для... Планы семинарских занятий по общепрофессиональным дисциплинам для студентов специальности «социология» рассмотрены и рекомендованы... | ||
Планы семинарских занятий новосибирск 2003г. Удк ббк у-01 ... | Планы семинарских занятий для студентов дневной формы обучения Планы... «Административное право» и предназначен для студентов мгюа и пмюи всех форм обучения | ||
Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования... К. 14 Социология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с | Планы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,... Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса... |