Обучение грамоте 1б класс
Тема: Звуки [ х] ,[ х'] . Буквы Х,х.
Тип урока : урок получения нового знания. Цели: познакомить с буквами Х,х, обозначающими согласные звуки х и х , учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах, читать слова с но-выми буквами;
- понимание смыслоразличительной роли звука и буквы на его месте; развитие навыка конструирования предложений, контроля понимания прочитанного; формирование метапредметных учебных действий: регулятивные (понимать, принимать и удерживать задачу; контролировать свои действия, действия одноклассников); познавательные (опознавать звуки; понимать соотношение между звуками и буквами; выполнять операции анализа, синтеза, обобщения); коммуникативные (участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения; осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем); воспитание любви и уважения к хлебу и людям труда-хлеборобам
Оборудование: мультимедийный проектор, оценочные карточки
Ход урока:
Ι.Орг. момент:
-Здравствуйте, ребята,садитесь. Давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу удачи.
ΙΙ. Актуализация знаний:
-Вспомним изученный материал, который будет нам необходим на уроке. Назовите буквы парных согласных звуков.
(дети: б-п, д-т,з-с, г-к, в- , ж-ш).
-Давайте проверим себя по схеме.
©слайд№1.
-Назову ряд букв, а вы продолжите: л,…(м,н,р).
-Какие это буквы?
(дети: это буквы всегда звонкие непарные согласные)
-Давайте проверим ответ по схеме-домику.
Слайд№2
-Отгадайте загадки. Загадки прочитает Вика. Слушайте внимательно.(читает с места).
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. Внизу выплывает
Картинка хлеба
|
Слайд№3
Весело живут в домишке
Зёрнышки в кедровой шишке. Внизу выплывает
Картинка орехов
| Слайд№4
-Произнесите слова-отгадки ещё раз и «поймайте» звуки, которые вы ещё не изучали.
(дети: я поймал новые звуки [х] , [ х'] ).
-Дадим характеристику этим звукам . Дайте характеристику звуку [х ] в слове хлеб. Дайте характеристику [х'] в слове орехи.
(дети : звук [х] –согласный, глухой, непарный, твёрдый;
звук [х'] –согласный, глухой, непарный, мягкий.)
ΙΙΙ. Постановка темы и учебных задач:
-Сформулируйте тему нашего урока.
(дети: тема нашего урока «Звуки [х ], [ х '] .Буквы Х,Х.)
-Какие учебные задачи мы поставим в соответствии с темой урока? Начинать буду я, а вы продолжайте:
1 задача : научиться ловить ….(звуки [ х ] ,[ х '] и отличать их от других звуков).
2 задача : давать характеристику….(звукам [х ] и [х '] ).
3 задача : учиться читать ….(слоги, слова, предложения с новой буквой).
(прикрепить к доске карточки с задачами)
ΙV. Работа над новым материалом:
1.Игра «Найди нужные звуки»:
-Поиграем в игру я буду называть слова. Если вы «поймаете» звуки [х] и[ х'] - хлопайте, а если нет этих звуков хлопать не надо.(Хлопушка, книга, пихта, хлеб, ручка, ножницы).
-Приготовьте фишки. Если «поймаете» звук [х] поднимите синюю фишку,а если [х'], то зелёную.(поход, шофёр, петухи, хлеб, хорошо, тетрадь, схема).
2.Знакомство с буквами Х,х
(повесить картинку с буквами Х,х)
-Звуки [х] и [х'] обозначаются буквой ха.
-Это печатные буквы ха, а это письменные.
На что похожа буква ха? (на плюс, на ножницы).
-Послушайте ещё на что похожа буква х.
-Ха – забавная игрушка,
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
-На что похожа буква ха? (на вертушку).
Слайд№5
3.Конструирование буквы ха (работа в парах):
-Будем конструировать букву ха.Ιв – большую, ΙΙв – маленькую. Помогайте друг другу.
-Посмотрите на картинку и назовите слова, которые начинаются на букву ха.
-Сами подберите слова, которые начинаются с буквы ха.(хлеб, хищник)
-Много слов на букву ха. (Немного)
-Можно сказать, что буква ха не очень трудолюбивая.
- Как вы думаете куда мы поселим эту букву? В знакомые домики или в новый дом? (В новый дом). Слайд№6
-Какие буквы будут жить в нём? (Непарные глухие согласные).
-Вернёмся к задачам нашего урока. Вспомним 1 задачу.
(дети: научиться «ловить» звуки [х ] , [х'] и и отличать их от других звуков).
-Оцените себя: поднимите ©, если считаете что хорошо научились «ловить» звуки [х ], [ х'] и отличать их от других звуков, а если нужно ещё подумать - тучку.(самооценка детей).
Физминутка «Хомка»
-Как называется домик у Хомки? (хата)
-Хата -это дом в украинской или белорусской деревне.
-Охарактеризуйте 1звук в слове хата.
(дети: звук [х] –согласный, глухой, непарный, твёрдый.)
-Кто такой хомяк? (это зверёк, грызун)
-Хомяк приносит вред сельскому хозяйству, фермерам, потому что под землёй в норе делает большие запасы зерна.
-Что можно сказать о хомяке? Какой он?(трудолюбивый, запасливый, заботливый, хитрый)
-Охарактеризуйте 1 звук в слове хитрый.
(дети: звук [х'] –согласный, глухой, непарный, мягкий.)
-Вернёмся ко 2 задаче нашего урока.(чтение задачи). Оценим себя кто счита-ет, что хорошо научился давать характеристику звукам [х] и [х'] . Поднимите солнышко, кто затрудняется тучку.
V. Первичное закрепление:
1.Чтение слогов с буквой ха: Слайд№7
-Со всеми ли буквами даны слоги?(Нет слогов хы, хё,хя)
-Эти буквы давно поссорились и с тех пор не дружат. -Почему слоги написаны в 2 столбика?(В 1 столбике слоги читаются твёрдо, а во 2 – мягко)
-Какие буквы обозначают мягкость предшествующего согласного?
( Буквы и, е, я, ё, ь)
VΙ. Этап формирования навыков чтения с буквой х:
1.Чтение слов с буквой х(с.39)
(работа в парах)
плохо хорошо
хлеб хлеба
холод холода
-Слова читаем парами. 1пару читает Даша, остальные-Юля.
- Что обозначает слово хлеб? Что это такое?
(ответы детей)
-Оказывается, ребята, слово хлеб имеет несколько значений.
-Хлеб-это растения(показ слайда) Слайд№8
-Хлеб-это булки, батоны,пирожки.(показ слайда)
картинка
булки, батоны,
пирожки
| Слайд№9
-Хлеб-любая пища человека, продовольствие.
-Хлеб – это самое главное слово. Хлебушек –так ласково и с уважением называют хлеб на Руси. А иначе и быть не может. Никакая еда не будет вкусной без хлеба. Он всегда на столе – и в будни, и в праздники. Хлебом- солью встречают самых дорогих и почётных гостей. Недаром говорят, что хлеб -всему голова.
-Подберите схему к слову хлеб. (дети подбирают схему слова)
(дети: 2 схема, потому что х – согл.тв., ле-слияние мягкого согласного звука с гласным, потому что буква е смягчает , последний звук п – согл. тв.
-Составим предложения со словом хлеб.
(Мама испекла хлеб. На полях растёт хлеб. В магазин привезли свежий хлеб)
2.Чтение стихотворения «Хлеб»:
-Откроем учебник нас.?, прочитаем стихотворение «Хлеб».
(чтение стихотворения уч.-ся про себя) -
-Обратите внимание на знаки препинания в конце предложения, как надо читать эти ?
(дети: с выражением, громко)
-Прочитаем стихотворение «цепочкой» по предложениям.1 предложение читает Юля, 2 п.-Даша, 3 п.-Рома.
Всё стихотворение ещё раз прочитает Вика только выразительно.
вы
-О чём говорится в стихотворении? (о хлебе)
-Что славят люди?(хлеб, мир, тех кто хлеб растил)
-Слава- говорят, когда кого-то хвалят, восхищаются чем-то.
(выразительное чтение стихотворения учителем)
-Как называют людей, которые выращивают хлеб?(хлеборобы)
-У кого в семье есть хлеборобы?(ответы уч.-ся)
-Наша нельхайская земля славится своим хлебом и своими хлеборобами.
-Нелёгок и почётен труд хлебороба. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недое-денный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.
-Скажите, а сейчас можно сказать, что буква х не очень трудолюбивая, если с неё начинаются самые важные слова хлеб и хлебороб? (Нет)
-Конечно нет.
-Какие пословицы о хлебе вы знаете?
-Как вы понимаете смысл этих пословиц?(ответы учащихся)
-Вернёмся к задачам нашего урока. Вспомним 3 задачу. (ответы уч.-ся)
-Оценим себя. Кто считает, что хорошо научился читать слоги, слова, предло-жения с буквой ха поднимите солнышко, кто затрудняется – тучку.
VΙΙ. Рефлексия. Итог урока:
-С какой буквой мы познакомились на уроке?(с буквой х)
-Какие звуки обозначает буква х?(звуки [ х] и [ х'] )
-Давайте сделаем салют из нашего настроения.
-Солнышко-это отличное, бодрое.
-Тучка-грустное.
(дети прикрепляют солнышки и тучки)
-Посмотрите, какое настроение получилось?
-Что нужно делать, чтобы настроение было отличное?(хорошо работать на уроке, слушать учителя и одноклассников)
-Наш урок окончен. |