Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (Работа по повести «Фаталист»)





Скачать 38.51 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (Работа по повести «Фаталист»)
Дата публикации06.10.2013
Размер38.51 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
План – конспект

урока литературы в 10 классе

Тема урока:

«Зачем я жил? Для какой цели я родился?»

(Работа по повести «Фаталист»)
Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться в причинах трагедии героя; выяснить отношение автора к нему.

Ход урока

I. Словарная работа

Предопределение

  1. Заранее определить, обусловить;

  2. Судьба, рок;

  3. В религии: воля божества, определяющая собой поведение человека и все происходящее в мире.

Предписание – распоряжение, приказ

Рок – несчастная судьба

Фатализм – вера в неотвратимость судьбы в то, что все в мире заранее предопределено таинственной силой

Фаталист – человек склонный к фатализму.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Проверка составления плана, выясняющего основные эпизоды, основные события и героев каждой части повести «Княжна Мери» (работают два человека у доски).

  2. Класс в это время обдумывает и дает ответы на вопросы:

    • Что занимала Печорина в «Бэле», «Максим Максимовиче», «Тамани», «Княжне Мери»?

    • Чему он посвящает там свою жизнь? В чем состоят его намерения, цели?

III. Работа на иллюстрацией М.А.Врубеля (смотрите первый форзац пособия)

Рассматривая иллюстрацию Врубелю, к эпизоду дуэли ответьте на вопросы:

  • Почему художник избрал момент, когда «Грушницкого на площадке не было»?

  • Какие чувства заметны в лице и позе Печорина?

  • Чем отличается друг от друга фигуры Венера и капитана, расположенные к зрителям спиной?

  • Почему на месте дуэли изображены голые скалы?

IV. Работа над новеллой «Фаталист»

  • Чем отличается эта новелла от предыдущих повестей?

(У Печорина здесь нет «друзей и врагов», любовь низведена до быта, ему не до Насти, «хорошенькой дочки» урядника, у которой он живет.

Печорин здесь освобожден от конкретных привязанностей человеческих отношений. В новелле идет речь о предметах более общих, чем человеческие чувства, взаимоотношения, поединки с тем или иным кругом общения. Поэтому эта часть имеет философский характер. Опасность бродит рядом, близка граница между смертью и жизнью, возникает спор, что решает участь человека: его воли и судьба, предопределение, предписание сил, ему подвластных. Все персонажи новеллы делятся на верящих в судьбу и противостоящих ей.)

  • К кому из героев относится название новеллы?

(Особое внимание учащихся уделяется Вуличу)

V. Слушаем сообщение учащегося о Вуличе

  • Учащийся в ходе сообщения ответит на вопросы:

  • Почему Печорин Вулича называет «существом особенным»?.

  • Почему Вулич «никому не поверил своих душевных и семейных тайн»?

  • Отчего карточная игра так увлекает Вулича?

  • Зачем Вулич затевает спор и почему Печорин держит пари?



VI. Анализ эпизода пари героев.

    1. Чтение по ролям диалога Вулича и Печорина, завершающего эпизод пари.

    2. Задание. Объясните авторские ремарки, обдумайте интонации реплик.

    3. Беседа:

      • Что же странно Печорину в поведении Вулича

(После «победы» над судьбой Вулич репликой Печорина вновь возвращается к сомнению в своем счастливом жребии. Мгновенный переход от самодовольства к смущению, и резкой сердитости выдает его неуверенность в себе.)

  • Убедил ли этот случай Печорина в том, что он подчинен предопределению?

(Размышления Печорина под открытым небом нас убеждают в том, что герой, на словах согласившийся с существованием фатума, проявленного как будто в испытании Вулича, продолжает сопротивляться этой идее. Печорин не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. Воля, действие, оказываются возможными в человеке, у которого есть воля и цель. Потомки, не верящие в судьбу, не верят в себя. «А мы, не жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… Мы не способны более к великим жертвам не для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…»)

  • С каким произведением близок этот эпизод?

(Со стихотворением «Дума», т. к. Печорин также горько судит свое поколение, как и поэт)

  • Что же отличает Печорина от Вулича в отношении к року, судьбе?

(Печорин любит сомневаться во всем, поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения о том, существует ли предопределения или нет. Однако из всех событий, изображенных в повести герой проходит к мысли: при любых обстоятельствах, не смотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость.)
VII. Выводы по теме урока. Слово учителя.

Волевая натура Печорина влечет к деятельности, к борьбе, но герой еще нравственно не готов к тому, чтобы восстать против действительности, против веками складывающихся устоев светского общества. Автор показал, что его герой вел ожесточенную борьбу с отдельными лицами, встречающимися на его пути. Эта борьба в основе своей мелочна и бесцельна, бесперспективна: «в этой напрасной борьбе я устранил и дар души, и постоянство воли, необходимые для действительной жизни». В записи, сделанной перед дуэлью с Грушницким, содержится более горькое признание: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». Эта смелость и жажда неизведанного, воля, не разделенная сомнением, отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору сочувственно следить за его судьбой и называет его героем времени.
Домашнее задание.

Прочитать статью В.Г. Белинского «Герой нашего времени» и составить таблицу тезисов статьи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (Работа по повести «Фаталист») iconПлан конспект урока литературы в Х классе на тему: «Тема искусства...
Ново-Чечкабская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (Работа по повести «Фаталист») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Тема судьбы и случая в повести «Фаталист»
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (Работа по повести «Фаталист») iconКонспект урока литературы в 11 классе "Да святится имя твоё" (Тема...
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. №2,...
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (Работа по повести «Фаталист») iconКонспект урока тема урока: Какой бывает вода? Фио: Голюкова Алёна Яковлевна
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (Работа по повести «Фаталист») iconТема урока: Учимся анализировать стихотворение
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (Работа по повести «Фаталист») iconКонспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести)
Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (Работа по повести «Фаталист») iconКонспект урока Цели урока: Выявить своеобразие романтического мироощущения...
Цели и задачи: изучить назначение операционной системы, познакомиться с основными элементами управления, графическим интерфейсом
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (Работа по повести «Фаталист») iconКонспект открытого урока чтения в 3 классе
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (Работа по повести «Фаталист») iconКонспект интегрированного урока литературы и английского языка в 5 а классе по повести М. Твена
Мы попробуем окунуться в мир Америки 50-х гг. XIX века, почувствовать себя маленькими американцами и даже героями известной книги....
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (Работа по повести «Фаталист») iconКонспект урока развития речи в 7 классе
Тема: Обобщение изученного по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (по учебнику А. Г. Кутузова)
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (Работа по повести «Фаталист») iconКонспект урока по физике в 10 классе тема урока: «Движение точки...
Цели урока: объяснить необходимость изучения механики; ввести понятия «траектория», «перемещение», «путь», «система отсчета»
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (Работа по повести «Фаталист») iconКонспект урока Жданова Валентина Николаевна, учитель начальных классов,...
Конспект урока по геометрии в 7 классе с использованием электронного учебника бином
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (Работа по повести «Фаталист») iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка»
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (Работа по повести «Фаталист») iconКонспект урока гимнастики в 5-м классе. Тема урока: Туризм на уроках...
Совершенствование гимнастических упражнений и применение умений на практике в игровой форме с единой сюжетной линией
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (Работа по повести «Фаталист») iconКонспект урока Тема урока Вода в природе
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (Работа по повести «Фаталист») iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск