Скачать 0.65 Mb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет: ЭкономикиПрограмма дисциплины Философия Для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра Автор: Б.Н. Кашников, доктор философских наук, профессор кафедры практической философии Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_____________________________ ________________________________ Председатель Зав. кафедрой _____________________________ ________________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г Утверждена УС факультета _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва 2013 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Философия». Программа разработана в соответствии с:
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Цели освоения дисциплины Преподавание дисциплины «Философия» имеет общей целью:
В результате изучения дисциплины «Философия» студент должен: ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕН:
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, веры и знания, рационального и иррационального в человеческой деятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни. Преподавание учебной дисциплины «Философия» должно быть направлено на раскрытие, прежде всего, мировоззренческих и методологических аспектов проблем человека, природы, общества и их взаимодействия в объеме требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Методические указания студентам Занятия философией требует систематичности, последовательности, повторения пройденного и четкого усвоения философской терминологии. Основными формами изучения курса «Философия» являются лекции, семинары, контрольные работы, консультации, самостоятельная работа, зачеты и экзамены. Среди них важнейшее место занимает самостоятельная работа, включающая в себя изучение рекомендованной научной и учебной литературы, подготовку к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам. Рекомендуется готовиться к лекциям. Такая подготовка включает, прежде всего, повторение предыдущего материала; кроме того, весьма полезно перед предстоящей лекцией ознакомиться с основными вопросами ее темы по учебной и справочной литературе. Подготовка к семинарам (практическим занятиям) включает: - самостоятельное изучение рекомендуемой литературы и краткое конспектирование основных положений, идей; - определение своего мнения по обсуждаемым вопросам; - составление логически последовательного плана выступления по обсуждаемым вопросам. Самостоятельное изучение литературных источников с необходимостью предполагает использование различных видов записи. Это методическое требование основано на данных педагогики и психологии, согласно которым активное запоминание и усвоение полученной словесной информации достигается тогда, когда подкрепляется операцией записывания. Без этого приобретаемые знания не отличаются четкостью, строгостью и определенностью. Существуют различные виды записи – планы, выписки, тезисы, конспекты. Средством глубокого и прочного усвоения изучаемого материала является конспект, т.е. краткое, сжатое, логически упорядоченное изложение содержания книги, статьи, лекции. В отличие от плана, наиболее краткой формы записи, содержащей лишь перечень рассматриваемых вопросов, от тезисов, в утвердительной и сжатой форме излагающих основные положения изучаемого материала, от выписок, дословно воспроизводящих отдельные наиболее важные идеи, обобщения, факты, конспект является наиболее совершенной формой записи, так как в нем основные идеи, положения и выводы статьи излагаются в их логической последовательности, в связном виде. Конспектирование рассматривается как один из эффективных видов записи, объединяющих в себе и план, и выписки, и цитаты, позволяющий не только глубоко изучить и осмыслить содержание изучаемого материала, но и выразить свое отношение к затронутым вопросам, раскрыть их значение для сегодняшнего дня. Конспектирование призвано продемонстрировать умение слушателей квалифицированно разбираться в специальной философской литературе: анализировать тексты, отличать в них существенное от существенного, определять позицию автора и развиваемые им основные положения и выводы, к которым он проходит… и т.п. Основное правило работы в этом жанре: конспект должен показать степень умения слушателей извлекать из текста максимум философского содержания и находить в нем минимум выразительных средств. Структуру конспекта целесообразно выстраивать из следующих «блоков», представляющих собой ответы на такие вопросы: - Какую философскую проблему рассматривает (ставит, анализирует, пытается решить) автор статьи? - Какие аспекты этой проблемы (или круг вопросов) оказываются в центре его внимания? - Какую позицию отстаивает автор (указывает ли он на другие позиции и ведет ли он с ними полемику?) и каким образом он обосновывает свою точку зрения? - Что утверждает автор: каковы основные положения его статьи, и к каким выводам он приходит? Наиболее корректным способом выражения мыслей автора является их цитирование, но с сокращениями не искажающими их суть. Поэтому необходимо опускать все лишнее и несущественное. Опущенные из текста слова, как правило, заменяются отточиями. Конспект не требует внутренней связанной структуры изложения и может быть выстроен из отдельных фрагментов, фиксирующих основные положения автора статьи. Можно ограничиться рубриками: «Проблема», «Аспекты», «Позиция автора», «Основные положения», «Выводы», «Отдельные мысли (Идеи)». Конспект должен состоять из слов автора статьи, а не из слов конспектирующего. Последний может включить в свою работу еще одну рубрику «Мой комментарий», чтобы дать свою оценку прочитанному. Курсовые экзамены и зачеты являются составной частью учебного процесса. Результаты сданных экзаменов и зачетов за определенный период обучения служат показателями качества подготовки будущих специалистов и выявляют их творческие способности. Формой итогового отчета первого семестра изучения учебной дисциплины является зачет. Оценка «зачет» или «незачет» выставляется по результатам учебной работы слушателя или итогового собеседования на последнем занятии. Знания слушателя на курсовом экзамене определяются следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка может быть выставлена либо на экзаменах, либо по результатам текущей учебной работы слушателя. Проведение экзамена по курсу «Философия» как основной формы проверки знаний слушателей предполагает соблюдение ряда условий, обеспечивающих педагогическую эффективность оценочной процедуры. Важнейшие среди них: - степень охвата разделов учебной программы и понимание взаимосвязей между ними; - глубина понимания существа обсуждаемых конкретных проблем, а также актуальности и практической значимости изучаемой дисциплины; - диапазон знания философской литературы; - логически корректное, непротиворечивое, последовательное и аргументированное построение ответа на экзамене; - уровень самостоятельного мышления с элементами творческого подхода к изложению материала. Оценки «отлично» заслуживает ответ, содержащий: - глубокое и систематическое знание всего программного материала, а также содержания и новаций лекционного курса; - отчетливое и свободное владение концептуально-понятийным аппаратом и терминологией философии; - знание основной литературы и знакомство с дополнительно рекомендованной литературой; - логически корректное и убедительное изложение ответа. Оценки «хорошо» заслуживает ответ, содержащий: - знание узловых проблем программы и основного содержания лекционного курса; - умение пользоваться концептуально-понятийным аппаратом в процессе анализа основных проблем программы; - знание важнейших работ из списка рекомендованной литературы; - в целом логически корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа. Оценки «удовлетворительно» заслуживает ответ, содержащий: - фрагментарные, поверхностные знания важнейших разделов программы и содержания лекционного курса; - затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии учебной дисциплины; - неполное знакомство с рекомендованной литературой; - стремление логически определенно и последовательно изложить ответ. Оценка «неудовлетворительно» ставится при: - незнании либо отрывочном представлении учебно-программного материала; - неумении выполнять предусмотренные программой зада Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из трех основных элементов:
Результирующая оценка по дисциплине складывается по формуле: О результ. = q1O итог. контроль + q1О накопленная . При этом q1 = 0,5, а q2 = 0,5. Накопленная оценка (работа на семинарах, посещение занятий), в свою очередь, складывается по формуле: О накопленная = k1 O текущий + k2 O аудит. При этом k1 = 0,5, k2 = 0,5. : |
1. Область применения и нормативные ссылки Анооспо «Оренбургский колледж менеджмента, туризма и гостиничного сервиса» (техникум) | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Область применения и нормативные ссылки | ||
1. Область применения и нормативные ссылки Управление проектами развития территорий, архитектурными проектами, проектами строительства | Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200.... | ||
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 1 года обучения направления... | Программа дисциплины «Теория общественного выбора» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки... | ||
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Требования к оформлению контрольных работ При ответах на вопросы необходимо делать ссылки на использованную литературу и нормативные акты | ||
Нормативные ссылки Развитие институционального механизма постоянного мониторинга рынка значимых для отрасли современных образовательных технологий | Полезные ссылки для учителя русского языка Рособрнадзор /нормативные документы по итоговой аттестации егэ, гиа, шкалы перевода баллов в отметки | ||
2 Нормативные ссылки Введен в действие приказом директора Филиала угнту в г. Салавате от 04. 07. 2006 №33-03, дата введения 10. 07. 2006 | 2 Нормативные ссылки Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Салавате (Филиал угнту в г. Салавате) | ||
«Свойства, характеристика и область применения электроизоляционной бумаги» Целью данной работы является исследование свойств, характеристик и области применения электроизоляционной бумаги | Ссылки на информационно-образовательные ресурсы Российские общеобразовательные порталы и сайты для школьников. Каталоги образовательных интернет-ресурсов порталов, сайтов, электронных... | ||
Энергетическая установка Решение позволяет значительно расширить область применения установок данного типа, отсекая необходимость наличия источника пресной... | 1 Область применения Приложение а (обязательное) Форма каталожного листа продукции (лицевая сторона) |