Скачать 166.3 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Бурлуцкая Е.В. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ ВОСТОКА» вузовского компонента цикла ДС по специальности 030101 ФИЛОСОФИЯ Ростов-на-Дону 2007 Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии ЮФУ от «23» апреля 2007 года (протокол № 9) СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1 Пояснительная записка………………………………………………4 2 Тематическое планирование курса …………………………………5 3 Программа курса ………………………………………..……………6 4 План занятий…………………………………………………………..8 5 Литература к темам курса..………………………………………......11 6 Вопросы к зачету …………………………….…………………….…15 7 Контрольные работы для ОЗО.………………………………………16 8 Глоссарий ……………….……………………………………..………17 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью спецкурса «Религиозно-философские системы Востока» является изучение роли религиозно-философских систем Индии, Китая, Японии в контексте эволюции восточных обществ, обладающих уникальными социокультурными характеристиками. Задачи спецкурса:
Место спецкурса в учебном процессе. Данный спецкурс последовательно развивает и основывается на положениях таких гуманитарных наук как религиоведение, история, философия, культурология и др. и призван расширить знания студентов в области восточной религиозной философии и религии. 2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 ПРОГРАММА КУРСА Тема 1 Специфика восточных цивилизаций Понятие «Восток», географическое и хронологическое определение Древнего Востока. Общие признаки цивилизаций Древнего Востока. Характеристика религиозно-культурных очагов Востока (арабская, китайская, индийская цивилизации). Специфика восточных цивилизаций. Иррационализм и традиционность восточных культур. Пути развития Востока и Запада. Тема 2 Национальные религиозно-философские системы Индии Индоевропейские верования и религиозные представления протоиндийских племен. Структура и содержание Вед. Боги Ригведы и абстрактные божества-понятия Атхарваведы. Философия Упанишад. Рита, пракрити, пуруша, майя, атман, манас, сансара, ахимса, карма и пр. Ритуально-культовая практика брахманизма – религии поздневедического периода. Йога. Веданта. Махабхарата и Рамаяна. Эволюция индуизма от эпического периода до современности. Общая характеристика современного индуизма. Становление индуистской триады богов. Вишнуизм. Кришнаизм. Шиваизм. Шактизм. Реформация индуизма. Роль индуизма в современной Индии. Исторические условия появления оппозиционного индуизму учения джайнизма. Личность основателя джайнизма Вардхаманы (Махавиры). Основы вероучения джайнов. Раскол в общине джайнов: шветамбары и дигамбары. Три драгоценности джайнизма – совершенное воззрение, правильное познание, совершенное поведение. Джайнизм в современной Индии. Взаимодействие индуизма и ислама. Образование сикхизма. Основатель вероучения гуру Нанак Дэв и преемственность власти в религиозной общине. Сикхизм как монотеистическая религия. Понятие Бога у сикхов. Ритуалы сикхизма. Переорганизация религиозной общины и создание Хальсы. Эволюция сикхизма. Роль сикхизма в политической жизни современной Индии. Тема 3 Национальные религиозно-философские системы Китая и мифо-религиозная традиция Японии Китайская цивилизация в эпоху Шан-Инь: верования и обычаи. Древнекитайская религиозная философия как комментарии И-цзин. Структура и содержание И-цзин. Триграммы и гексаграммы. Инь-янь. У-син. Периодизация китайской философии. Общая характеристика древней китайской философии периода ста философских школ. Конфуцианство – религия или идеология? Конфуцианский канон: Лунь-юй, Мэн-цзы и пр. Социально-этическое учение Конфуция. Нравственный идеал человека и общества в конфуцианстве. Мэн-цзы о природе человека. Культ предков в конфуцианстве. Конфуцианство и легизм. Трансформация конфуцианства. Система конфуцианского образования. Религиозный и философский уровни даосизма. Проблема автохтонности даосизма. Письменные источники даосизма Дао-дэ цзин, Чжуан–цзы. Понятия «Дао» как метафизический и этический принцип, «у-вэй» - принцип недеяния. Общая характеристика даосского учения. Концепции бессмертия в даосизме. Краткая история даосизма. Взаимоотношения даосизма и конфуцианства. Мифология и религия древних японцев. Кодзики. Нихонги. Священный характер ками. Дзиндзя – синтоистские святилища. Ритуалы синтоизма. Культ императора и расцвет национализма. Современная религиозная ситуация японского общества. Проблема полиморфизма религиозного наследия Японии. История конфуцианства и даосизма в Японии. Христианство на японских островах и его роль в политической жизни страны. Нетрадиционные религии Японии. Тема 4 Религиозно-философские основы буддизма Возникновение буддизма в период социокультурного кризиса индийского общества. Жизнеописание основателя буддизма Сидхартхи Гаутамы: мифологическая и историческая традиции. Буддийская община – сангха, образ жизни первых последователей Будды. Основы философии буддизма, содержание понятий «дхарма», «скандх», «карма», «нирвана». Дописменный период в истории буддизма. Школы раннего буддизма. Палийский канон – Трипитака. Учение о четырех драгоценных истинах. Буддийская картина мира. Буддизм при правителе Ашоке (3 в. до н.э.). Буддийские соборы. Раскол в буддизме. Социальная значимость религиозных идеалов хинаяны и махаяны. Школы махаяны: Мадхъямика (шуньявада) и Виджнянавада (Йогачара). Отличия махаяны и хинаяны (институт бодхисатв, образ жизни, культ будд, концепция о рая и аде и пр. Истоки и сущность тантризма. Сутры махаяны. История перевода буддийских текстов в Китае. Распространение и китаизация буддизма. Комплекс простонародного китайского буддизма. Сборники сяошо. Идеологемы китайского простонародного буддизма. Пантеон раннего китайского буддизма. Монашество в представлении китайских буддистов-мирян. Культ вотивных предметов. Чань – интеллектуальный китайский буддизм. Религиозный синкретизм в Китае. Формирование тибетобуддийской традиции: этапы генезиса. Основы теории тибетской махаяны. Тибетский буддизм в Монголии и России: аспекты религиозного синкретизма. Школы тибетского буддизма. Тибетская махаяна и современность. История проникновения буддизма в Японию. Буддизм и синтоизм. Школы Сингон, Тэндай, «Чистая земля», Нитирэн, Дзэн. Культ популярных будд. Эстетика Дзэн. Духовная практика чань (дзэн) буддизма. Тема 5 Культуры и религии Востока в условиях модернизации Общая характеристика индуистско-буддийской и китайско-конфуцианской традиции-цивилизации. Сравнительный анализ восточных культур. Проблема вестернизации Востока. Традиционность и новационность в контексте проблемы модернизации. Универсалисткий потенциал восточных религий и распространение их в европейской культуре. 4 ПЛАН ЗАНЯТИЙ Тема 1 Специфика восточных цивилизаций
Тема 2 Национальные религиозно-философские системы Индии 1-е занятие
2-е занятие
Тема 3 Национальные религиозно-философские системы Китая и мифо-религиозная традиция Японии 1-е занятие
2-е занятие
3-е занятие
Тема 4 Религиозно-философские основы буддизма 1-е занятие
2-е занятие
Тема 6 Культуры и религии Востока в условиях модернизации
5 ЛИТЕРАТУРА К ТЕМАМ КУРСА Тема 1 Специфика восточных цивилизаций
Тема 2 Национальные религиозно-философские системы Индии
Тема 3 Национальные религиозно-философские системы Китая и мифо-религиозная традиция Японии
Тема 4 Религиозно-философские основы буддизма
Тема 5 Культуры и религии Востока в условиях модернизации
6 ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
7 КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ ОЗО
Абхиджня – сверхзнание, достигаемое с помощью медитации. Авидья – невежество, заблуждение. Алая-виджняна – термин махаянской школы виджнянавады, обозначающее единое первоначальное сознание, хранящую и реализующую кармический потенциал. Амидаизм – ведущее направление махаяны в Китае и Японии, центром религиозной жизни которого является будда Амитабха, способный силой накопленных заслуг спасти весь мир. Анатман – буддийский принцип отсутствия вечной души. Анитья – признание непостоянства мира. Архат – идеал религиозной жизни традиции хинаяны, человек, достигший наивысшего уровня духовного совершенствования. Бардо – промежуточное состояние, когда призрачная сущность «гандхарва» существует в период после смерти и новым рождением, имеет облик тела будущего воплощения, андхарва живет 7 дней, а если условия не сложились, то он умирает вновь рождается гандхарвой и так до 7 раз, т.е. промежуточное состояние не превышает 49 дней. Бодхисаттва – существо, стремящееся спасти всех страдающих существ. Ваджраяна – эзотерическое направление буддизма, использующее йогические практики. Випассана – высшая стадия медитации, мудрость (праджня) осознания двух истин – сансарической и нирванической. Вихара – место встреч раннебуддийских монахов, а впоследствии монастыри. Габала – сосуд из человеческого черепа, использующийся в ритуалах ваджраяны. Галдан – рай будды Майтреи. Дана – добродетель подаяния и дарения монахам или сангхе, приносящая религиозную заслугу. Дуккха – буддийское определение жизни как страдания. Дхарма – элемент бытия, учение будды и пр. Закон зависимого происхождения (пратитья-самутпада) – цепь причинного бытия неживой материи, органического мира и психических явлений. Заслуга – благое действие, влияющее на создание благой кармы. Йогачара (виджнянавада) – школа махаяны, разработали понятие алая-виджняна. Кальпа – период существования Вселенной. Камалока – буддийская космология. Карма – мысль, действие, воздаяние. Каруна – активное сострадание. Коан – практика парадоксальных загадок дзен, помогающая достичь сатори. Колесо сансары – концепция перерождений. Кшаникавада – онтологическая концепция о высшей реальности, состоящей из потока становления и разрушения моментов-дхарм. Ли – категория китайской философии, обозначающее структурообразующее, оформляющее начало универсума. Мадхьямика (шуньявада) – школа махаяны, акцентировавшие мысль о пустотности дхарм. Майя – иллюзия, обман. Манас - разум, способность человека осуществлять связь субъекта и объекта. Мандала – магическая диаграмма космоса. Мантра – магическая формула призвания и заклинания богов. Медитация – внутреннее сосредоточение сознание на идее, ведущее к пониманию сущности бытия. Мондо - практика алогичных вопросов и ответов в дзен. Накхор – паломничество буддистов по святым местам. Нирая – ад, нижний уровень бытия боли, страстей. Нирвана – отсутствие желаний, вызывпающих бытие. Нирманакая – «феноменальное тело» Будды, которое будда может принимать по своему желанию с помощью йогической силы, чтобы появляться перед своими адептами, термин используется наряду с «космическим телом» и «телом блаженства», разработано школой йогачара. Парамита – совершенство. Паринирвана – состояние окончательного освобождения, физической смерти и перехода в нирвану. Патра - монашеская чаша для сбора подаяния. Потала – рай, обитание бодхисаттвы Авалокитешвары и его женской энергии Тара. Праджня – трансцендентальная мудрость, божественная интуиция. Пратимокша -227 правил буддийских монахов, указанных в Винае-питаке. Пратьека-будда – мудрец, достигший личного просветления, прошедший «благородный путь» один, без последователей. Прета – страдающие духи умерших людей. Самадхи – состояние просветления, достигаемое медитацией. Самбхогакая – «тело блаженства» Будды, связывающая дхарму со ступенью бодхисаттв на пути к просветлению, разработано школой йогачара. Сангити - буддийские соборы. Сангха – религиозная община буддизма. Сатори – состояние озарения, просветления в дзен. Сиддха - человек, достигший совершенства, овладевший сверхъестественными способностями. Скандха – группа бытия, конструирующая сознание человека. Ступа – сооружение, восходящее к могильным курганом, священные захоронения. Сукхавати – рай, «чистая земля», сотворенная Буддой Амитабхой. Татхата – термин, используемый йогачарой для описания абсолютной реальности. Хубилган – перерожденец в ламаизме. Шунья – пустота Янтра – магическая диаграмма, используемая в практике медитации. |
![]() | Религиозно-философские традиции Востока История государства и права зарубежных стран: методические указания для написания контрольных работ [Текст] / сост. С. А. Бердникова.... | ![]() | Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока» Программа предназначена для преподавателей, ведущих семинары, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... |
![]() | Программа спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям... Философия опирается на данные всех наук, на их высшие достижения, объединяя их с целью понять подлинный смысл бытия человека, общества,... | ![]() | Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока. Арабский Восток. Ислам» Программа предназначена для преподавателей, ведущих семинары, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... |
![]() | Программа дисциплины Религиозно-философские традиции Востока (Китай)... Данная программа разработана для студентов 1-5 курсов дневного отделения по специальности 022300 в соответствии с Государственным... | ![]() | Культурология. Темы рефератОВ Религиозно-философские искания русских символистов: В. Иванов, Д. Мережковский, А. Белый и др |
![]() | Программа дисциплины-семинары Религиозно-философские традиции Востока... Программа предназначена для преподавателей, ведущих семинары, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ![]() | Пояснительная записка Программа спецкурса рассчитана на углубленное изучение страноведения Великобритании |
![]() | Рабочая программа курса «естествознание» Пояснительная записка «философские проблемы конкретных дисциплин» Часть I. федерального комплекса цикла дс | ![]() | Примерные вопросы для подготовки к сдаче экзамена кандидатского минимума по социальной философии Социально-философские проблемы русской религиозно-идеалистической философии конца Х1Х первой половины ХХ в в. (В. Соловьев, Н. Бердяев,... |
![]() | Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Разработка сапр» Целью работы является разработка и реализация библиотеки элементов «Отвертка» на базе системы компас 3D, с использованием методов... | ![]() | Программа дисциплины «Религиозно-философские традиции изучаемого региона» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления/специальности... |
![]() | Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине: «Разработка сапр» Целью данной работы является разработка и реализация модуля к сапр «Зубчатая передача с пересекающимися осями колес» на базе системы... | ![]() | Пояснительная записка Формирование личности, готовой к активной,... Жном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической... |
![]() | Пояснительная записка Тематический план первого года обучения Целью данной программы является формирование системы знаний по предмету «Информатика», углубление и расширение полученных знаний,... | ![]() | Пояснительная записка к программе спецкурса «Основы переработки сельхозпродуктов» Якуты издревле питались зимой кониной, жеребятиной, говядиной, олениной, рыбой, мороженым молоком, а летом – молоком и молочнокислой... |