Глоссарий (словарь терминов) по дисциплине «Философия».
Агностицизм (лат. а — отрицание, gnosis — знание) — понятие, согласно которому утверждается, что человек ограничен в своих возможностях познания мира. Сторонники А., например, отрицали возможность доказательства существования Бога. Термин был вовлечен в научный оборот Т.-Х. Хаксли (1825—1895) — английским биологом, сторонником теории эволюции.
Аксиология (греч. ахia — ценность, logos — учение) — учение о ценностях, обладающее статусом философской дисциплины. Ценности могут иметь разнообразные предметные значения. Например, «добро», «зло», «справедливость» и т.п. — нравственные ценности. «Прекрасное», «безобразное» и т.п. — эстетические ценности. «Мудрость», «истина» и т.п. — ценности познания и т.д. Люди могут наделять вещи, свойства, отношения самыми различными ценностными градациями («больше», «меньше» и т.п.), ценности общества или отдельного человека можно упорядочить в виде иерархических организаций. На протяжении своей жизни каждый человек неоднократно производит переоценку ценностей в зависимости от того возраста, в котором он находится (детство, отрочество, юность, зрелость, старость).
Аналитическая философия — одно из направлений современной философии. Своими корнями А. ф. уходит в традиции британской эмпирической философии. А. ф. сформировалась в конце XIX — начале XX в. и прошла в своем развитии различные фазы (например, логический эмпиризм, лингвистический анализ, теория речевых актов и др.).
Антропогенез (греч. anthropos — человек, genesis — генезис, происхождение, возникновение) — учение о происхождении и развитии человека. А. отличается междисциплинарным составом знаний о человеке. Среди основных дисциплин, изучающих разные предметные особенности А., можно назвать антропологию, археологию, биологию, теорию первобытной культуры, этнографию. В составе антропогенетических знаний философия выполняет обобщающую, мировоззренческую, теоретико – познавательную и методологическую функции.
Дальнейшее развитие философии и науки показало, что А. стал важнейшей и продуктивной стратегией познания. В связи с этим можно говорить, например, об атомизме в современной химии и физике. Особое значение приобрела атомная физика как одна из мировоззренческую, теоретико-познавательную и методологическую функции.
Антропология философская — одно из направлений современной философии, изучающее природу человека, человеческих свойств и отношений. А. ф. принимает во внимание результаты исследований человека различными науками: биологией, психологией, историей, науками о культуре и обществе. В качестве относительно самостоятельного направления философии А. ф. сформировалась в конце XIX — начале XX в. Основной задачей А. ф. является разработка целостного учения о происхождении и развитии человека, об особенностях человеческого образа жизни, месте и роли человека в мире, его познавательных, коммуникативных и творческих возможностях.
Антропоморфизм (греч. аnthropos — человек, morphe — форма, вид) — мировоззренческое, культурологическое и философское понятие, выражающее способности людей уподоблять явления живой и неживой природы (планеты и созвездия, растительный и животный мир, мифологические персонажи) себе, своим свойствам и отношениям. Согласно принципу А., космос, любые явления природы наделяются биологическими и психическими качествами человека. Им приписываются человеческие свойства действовать, жить, умирать, переживать, общаться, рассуждать. Например, «небо хмурится», «звезда со звездою говорит».
Антропоцентризм (греч. аnthropos — человек, лат. сentrum — центр) — один из философских и мировоззренческих принципов, в соответствии с которым понятие о человеке используется в качестве «системы отсчета». Согласно А., человек помещается в центр мира, приобретая тем самым свой онтологический статус. Человек рассматривается не только в значении высшей цели эволюции мира, но и как творческий субъект, созидатель. Он играет ключевую роль в его познании мира и изменении. Принцип А. получал рационалистическое, религиозное или атеистическое толкование.
Атомизм (греч. atomos — атом, неделимый) — первоначально представляет собой одну из концепций древнегреческой философии, сформулированную Демокритом. Согласно ему, происхождение и строение мира связывается с понятием об атоме как его первооснове (предельной и далее неделимой основе мира). Поначалу А. представлял одну из натурфилософских гипотез. Затем идеи А. приобретают естественнонаучное значение в химии и физике. Дальнейшее развитие философии и науки показало, что А. стал важнейшей и продуктивной стратегией познания. В связи с этим можно говорить, например, об атомизме в современной химии и физике. Особое значение приобрела атомная физика как одна из ведущих научных дисциплин в познании микромира.
Бессознательное — понятие, характеризующее совокупность глубинных процессов и явлений психики, неосознаваемых человеком. Различие бессознательной и сознательной психики не исключает их взаимодействия и воздействия друг на друга. Образ поведения людей зависит не только от осознаваемых действий, но и в значительной мере обусловливается неосознаваемыми, Б. факторами психики. Так же как и сознание, Б. — это способ психического отношения человека к миру, к другому человеку и к самому себе. Специфика Б. связана с глубинными уровнями и механизмами организации человеческой психики (в противоположность уровням и механизмам организации сознательной психики).
Буддизм — древнеиндийское религиозно-философское учение. Его основателем считается индийский принц Сиддхартха из рода Гаутама (560—480 до н.э.). Именно он был назван Буддой, т.е. «Просветленным». Исходный принцип Б. заключается в утверждении, что мир (в том числе и человек) находится в постоянном круговороте изменений и перерождений.
Бытие — ключевое понятие философской онтологии, выражающее идеи сущего, сущности и существования. Утверждение Б. в качестве сущего означает постановку вопроса о смысле Б. вообще, в целом. Представление о Б. как сущности ассоциируется с поиском первооснов, или первопричин, мира. Определение Б. как существования подразумевает разнообразие способов существования природы, человека и Бога. При анализе Б. многое зависит от того, о бытии чего или бытии кого идет речь. Речь идет об естественных (природных), сверхъестественных (божественных), общечеловеческих, культурно-исторических или индивидуально-личностных особенностях бытия как сущего, сущности или способов существования.
Вера — способ выражения принципиальной заинтересованности человека в отношениях с Богом. Смысл В. заключается в намерении человека предпочитать Бога как высший идеал, высшую норму и высшую ценность жизни. В. означает акт доверительного отношения человека к Богу как высшей истине.
Власть — центральное понятие в политической философии. Этимология слова В. коренится в латинском слове potentia с присущими ему значениями «потенция», «сила», «мощь» и т.п. В. выражает потенциальные свойства силы или мощи, которые характеризуют волевую способность человека. Феномен В. возникает в отношениях между людьми тогда, когда они взаимодействуют друг с другом по поводу чего-либо или кого-либо. Поэтому В. часто определяют как возможность навязывания воли одних людей другим, оказывая на них свое силовое давление и преодолевая их сопротивление. Политический смысл В. иногда определяют как способность людей, социальных групп или институтов добиваться согласованных действий общества.
Воля — интегральная способность сознания, регулирующая и мотивирующая поведение людей, позволяющая преодолевать препятствия, определять цели, осуществлять выбор, принимать и реализовывать решения на протяжении всей их жизни.
Восприятие — целостно-связная совокупность чувственных способностей человека, поставляющая ему информацию и знания о чем-либо или ком-либо. Структуры и процессы В. интегрированы с другими структурами и процессами сознания. В. связано с возможностями соответствующих органов тела. Обычно выделяются органы осязания, вкуса, обоняния, зрения и слуха. Если способности осязания и вкуса позволяют извлекать информацию при установлении контакта с объектами, то обоняние, зрение и слух воспринимают информацию на расстоянии. Принцип работы всех систем чувственного В. заключается в активном уподоблении информационно-познавательного образа объекту. Интегральный образ В. отличается признаками обобщенного и целостно-связного воспроизведения информации об объекте.
Вульгарный материализм — понятие, закрепившееся философской традицией изучения сознания и психики, согласно которой их свойства, структуры и функции отождествляются со свойствами, структурами и функциями человеческого мозга, поведения или уподобляются работе механических или вычислительных устройств. Квинтэссенцией В. м. стал весьма известный в конце XIX — начале XX в. тезис Л. Бюхнера (1824—1899) и Я. Молешотта (1822— 1893), наглядно демонстрирующий причинную зависимость сознания от мозга — «мозг выделяет сознание, так же как печень выделяет желчь».
Время — одно из основных понятий философии и науки, выражающее значения формы бытия (см. ст. «Бытие»). В. — это целостно-связная совокупность свойств, выражающих порядок смены состояний явлений, свойств и отношений бытия. В. определяет длительность их существования.
Врожденные идеи — понятие, получившее систематическую разработку в философии Р. Декарта. В своей классификации идей он наряду с классом В. и. обсуждает классы приобретенных и изобретенных идей. Если В. и. выражают изначальную сущность человеческой природы и независимы от опыта, то приобретенные идеи люди извлекают из опыта, а изобретенные идеи конструируют сами в процессе познания. Согласно Декарту, примерами В. и. могут быть идеи добра, блага, справедливости и т.п. В. и. обладают порождающей (творческой) способностью, благодаря которой они продуцируют разнообразие логико-лингвистических форм (понятий, суждений, предложений).
Герменевтика (греч. hermeneutiros — толкование, объяснение) означает искусство или теорию истолкования (интерпретации) древних текстов (рукописей, памятников, библии и т.п.). Существуют давние связи Г. с логикой, риторикой, поэтикой и другими дисциплинами, средствами которых осуществляется истолкование текстов, памятников культуры, высказываний. Начиная со средних веков формировались богословская, юридическая и филологическая Г. Интенсивное развитие Г. получила в Новое время, когда возникла острая необходимость в интерпретации и понимании культурного наследия древнейших культур и цивилизаций. Систематическая разработка философской Г. начинается во второй половине XX в.
Гипотетико-дедуктивный метод (греч. hipothesis — гипотеза, предположение, основа, лат. deductio — выведение) — метод обоснования теоретических понятий и обобщений, сформулированных в виде гипотез. Из таких гипотез средствами дедуктивного вывода извлекаются следствия, которые непосредственно проверяются в опыте.
Глобализация (лат. globus — земной шар) — понятие, выражающее универсальные тенденции и процессы, происходящие в мире природы и общества и характерные для нашей планеты в целом.
Гносеология (греч. gnosis — знание, logos — учение) — раздел философского знания, изучающий природу человеческого познания, так называемая «теория познания». Основными вопросами любой теории познания на протяжении ее развития были: «Что познается?» и «Как возможно познание?». Г. изучает природу познавательных способностей человека, разнообразные виды и способы (методы, средства, формы) познания. Задачами Г. являются анализ предельных, необходимых и всеобщих условий познания, отношений знаний и реальности, проблемы истины, взаимосвязи познания и общения, познания и практической жизни людей.
Государство — основная политическая система общества, управляющая его внутренней и внешней жизнедеятельностью. Г. регулирует экономические и социальные отношения, обладает исключительным правом на издание законов и норм, обязательных для всех граждан общества, взимает налоги, осуществляет контроль и реализует многие другие внутренние функции. Реализуя внешние политические функции, Г. защищает свои национальные интересы в разнообразных отношениях международного сообщества (экономических, политических, демографических и т.п.), сотрудничает и вступает в союзы с другими государствами.
Даосизм — древнекитайский философ Лао-цзы (V в. до н.э.) разработал принцип «дао» и учение Д. как всеобщий закон и источник происхождения мира. «Дао» регулирует изменения, происходящие в природе и обществе, и указывает путь, направление, согласно которому они должны осуществляться.
Движение — одна из основных категорий философского знания, появившаяся в работах античных философов. Д. означает способ существования чего-либо или кого-либо. Д. — изменение вообще или изменение природы вещей, их свойств и отношений, а также изменение образно-чувственных и понятийно-логических форм представления о них.
Дедукция (лат. deductio — выведение) — один из логических способов рассуждений. Дедуктивный строй развертывания рассуждений отличается своей направленностью от общих посылок (принципов, аксиом) к частным следствиям, которые извлекаются из них в соответствии с логическими правилами дедуктивного вывода. Отношения в Д. между общими посылками и частными следствиями, извлекаемыми из них, отличаются свойствами всеобщности и необходимости.
Диалектика (греч. dialektike — искусство спора, беседы) — система принципов и понятий, метод философского познания. Д. как система понятий позволяет рассматривать мир в процессе развития, раскрывая свойства его противоречивости, изменяемости, стадиальности, преемственности и направленности.
Душа (греч. psyche — душа) — одно из основных понятий философской антропологии, часто соотносимое с понятием о человеческом теле (см. ст. «Тело»). Д. традиционно рассматривалась в оппозиции телу. Издавна анимизм (от лат. anima — душа) как всеобщая одушевленность природы означал, что каждое природное явление обладает своей душой. Поэтому Д. была движущей силой природы. С ее помощью люди общались с природой, вслушивались, всматривались, осязали. На протяжении всего развития истории философии Д. приобретает различные значения. Д. как совокупность психических (сознательных и бессознательных) способностей человека. Д. как совокупность уникальных, неповторимых и индивидуальных черт личности. Метафоры Д. часто используются в различных контекстах истории, культуры и общества.
Жизнь — одно из самых распространенных понятий не только в философии и науке, но и в повседневном общении людей. С философской точки зрения Ж. отождествляют с понятием бытия. Тем самым в философии ставится и обсуждается один из наиболее трудоемких вопросов — вопрос о смысле жизни. Среди важнейших сторон понятия о человеческой жизни обычно выделяют социальную, культурную, историческую и индивидуально-личностную стороны с весьма разнообразными признаками, которые характерны для каждой из них.
Жизненный мир человека — одно из понятий философии, выражающее особенности повседневной жизни человека в ее индивидуально-личностных свойствах. В силу своей предметной специфики философия никак не может пренебречь обстоятельствами повседневной жизни людей. Взгляды и поступки других людей влияют на нас, на наши мнения и предпочтения. Мы «по рукам и ногам» связаны с другими: мы сменяем предыдущие поколения других; мы постоянно общаемся и проживаем свою настоящую жизнь с другими; неповторимость, уникальность и индивидуальность своей жизни мы понимаем только благодаря другим; наконец, мы отдаем себе отчет в том, что рано или поздно нас заменят в жизни другие. Ж. м. каждого человека устроен таким образом, что, с одной стороны, он хочет проявить свою собственную индивидуальность и достичь свободы своего поведения, а с другой — он понимает, что его поступки и намерения возможны только при их согласованности с действиями и намерениями других людей.
|