Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка» /Журнал «Начальная школа»





Скачать 79.38 Kb.
НазваниеРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка» /Журнал «Начальная школа»
Дата публикации22.10.2013
Размер79.38 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Философия > Учебник
Размышления автора об уроках русского языка

по учебнику «К тайнам нашего языка»

/Журнал «Начальная школа», 2008, № 1./
За последнее время мне приходится читать довольно много конспектов уроков, присылаемых учителями в журнал «Начальная школа». Не скрою, часто я вынуждена давать отрицательные отзывы. И это несмотря на то, что почти все описываемые уроки, безусловно, могут иметь место в практике обучения, более того, наверное, все они были проведены как «открытые» и получили одобрение коллег. В них всегда заметно стремление учителя проявить свою индивидуальность, своё видение путей изучения какой-то темы или способов решения той или иной методической проблемы, реализовать свой подход к подбору дидактического материала для урока и т. д. Всё это хорошо. Но что же тогда не удовлетворяет?

Давайте поразмышляем над отдельными фрагментами таких «отвергнутых» уроков.

2-й класс, знакомство с понятием «родственные слова».

Учитель приготовил на доске несколько предложений, в которых встречаются слова: лиса, лисонька, лисий, лисичка.

– Ребята, у вас есть родственники? Кто это? (Брат, сестра, тётя, дядя.)

– А бывают ли родственники у слов? Давайте сделаем первое открытие. Найдите в записанных предложениях похожие слова. Что общего в значении слов? Есть ли у них общая часть? Выделите её дугой. Можно ли считать эти слова родственными?

Обобщение: слова, которые имеют общую часть, сходны по смыслу, называют родственными.

– Потренируемся. Соберите две группы родственных слов. (Выполняется упражнение из учебника.)

Чтобы стало яснее, что неудачно в описанной части урока, приведём материал учебника, которым начинается рассмотрение вопроса о родственных словах.

Вот первое задание темы.

«О некоторых словах говорят, что они родственные. Как думаешь, что может означать это название?»

Далее на странице учебника предлагаются вопросы: «Почему сахарница так называется? А варенье? А что значит солить

На интуитивном уровне обсуждается, есть ли какое-то сходство, родство, между словами сахарница и сахар, сахарный, варенье и варить, варёные, солить и соль, солёный.

Вслед за рассуждениями детей, рождёнными их чувством языка, предлагаются вопросы, которые вкладываются в уста персонажа – дошкольника Антона. « Можно ли считать родственными слова сахар и конфета? Конфета ведь сладкая. А варенье и компот? Они же из варёных ягод!».

После свободного обсуждения ответов на вопросы Антона (без оценки, правильны они или нет – ход беседы подсказывают «Методические рекомендации») читаются по учебнику или сообщаются учителем такие сведения:

«Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение».

Снова повторяется вопрос: «Так сахар и конфета, варенье и компот – родственные слова?». Для обоснованного ответа в учебнике предлагается помощь в виде рамки с подсказкой способа решения проблемы: «1. Есть в словах общая часть? 2. Есть общее значение?(Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)»

И далее первое тренировочное упражнение: «Собери вместе семью родственных слов. Как их узнаешь?». Ответ на последний вопрос предполагает уточнение того способа действия, который поможет решить поставленную задачу.

Сравните фрагмент урока, описанный учителем в статье, с тем, который предложен в учебнике. Стоило ли в данном случае проявлять творчество и полностью отказываться от материала учебника?!

Что же исчезло в уроке?

1. Учитель, заменив первый вопрос, убрав объяснения значений слов сахарница, варенье, солить и вопросы-«ловушки», лишил учеников возможности свободно порассуждать на серьёзную лингвистическую тему, осознать наличие проблемы, почувствовать недостаток своих знаний. Материал учебника готовил учащихся к приобретению важных сведений, мотивировал их появление. Учитель не повёл второклассников по этому пути.

2. Проигнорирован и важный признак родственных слов, который введён в учебник: значение всех родственных слов можно объяснить с помощью одного и того же слова. Почему так произошло? Наверное, учитель не счёл уточнение, внесённое в традиционное определение родственных слов, достаточно существенным. Напрасно. Именно названным признаком конкретизируется привычное «родственные слова близки по смыслу». Не желая разобраться, учитель лишил своих учеников надёжного критерия, помогающего безошибочно распознавать родственные и неродственные слова, а всю последующую лексическую работу – крепкого фундамента.

3. Исчезла в уроке и целенаправленная работа над способом действия при решении вопроса, являются ли те или иные слова родственными. Без последовательного формирования такого способа действия умения детей не будут ни осознанными, ни прочными. Любая «ловушка» может их сбить. Когда в конспекте урока пишется слово закрепление (первичное или последующее), то важно отдавать себе отчёт в том, что именно закрепляется. При формировании любых умений закрепляется необходимый способ действия. Но для этого он должен быть принят и осмыслен детьми. На описанном уроке такого не произошло.

Рассмотрим ещё один отрывок из статьи, присланной для публикации в журнале.

4-й класс, тема «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» ( обобщение и систематизация знаний). Как и в прошлом случае, автор работает по учебнику «К тайнам нашего языка».

Приведём два фрагмента из описания урока.

«1. Разминка. (На данном уроке детям предлагается повторить правописание безударной гласной в корне слова в рамках технологии повышения орфографической грамотности по Зайцеву В.В.)

А) Повторение правила проверки безударной гласной в корне слова.

Б) Работа в парах с игровыми словариками, разработанными В.В. Зайцевым.

е зв.зда о сп.ртивный

и пл.та е л.денец

я зар.дил а заб.влял

а зап.х е с.стрица

и т.шина и в.днелось

о т.лпа я выт.нул

а пл.тил а осл.бели

2. Работа по обобщению и систематизации знаний по теме.

– А сейчас мы переходим к теме наших последних уроков. Прочитайте слова на доске:

На Кам. , на Волг. , на Енисе.

– Что вы можете сказать про все эти слова? (Это названия рек.)

– Что общего у этих слов? (Это имена существительные, собственные, употреблены в единственном числе, предложном падеже.)

– Чем слова различаются? (Родом, склонением.)

– Зачем нужно уметь определять склонение и падеж? (Чтобы правильно писать безударные окончания существительных.)

– А как правильно написать безударное окончание имени существительного? (Воспользоваться проверочным словом с ударным окончанием.)

– Какие слова могут быть проверочными для безударных окончаний имён существительных? (Рука, плечо, грудь.)

– Давайте потренируемся в написании безударных окончаний имён существительных.

Далее учащиеся работают с пособием О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой «Правила и упражнения по русскому языку для 3 и 4 классов» (4 класс, с.5, №4). Дети действуют «по цепочке»: читают форму слова, называют проверочное и указывают пропущенную букву:

В приёмыш. , в почерк. , на асфальт. , на атлас. , на аэродром. , на водопо. , на багульник. , на базар. , к одежд. , к окраин. , к охот. , к перин. , к ящериц. , от плет. , от площадк. , от площад. , от повязк. , от поганк. , по битв., в город. , к ферм. , к тайн. , к столиц. , к дрём. , к солом . .»

На уроке были выполнены ещё два упражнения на основе учебника.

Проанализируем первый из приведённых фрагментов ­– «разминку».

Все, кто знакомы с учебником «К тайнам нашего языка», знают, что одна из его отличительных черт – особый подход к обучению орфографии. В рамках этого подхода у школьников целенаправленно формируются определённые орфографические умения, важнейшие среди которых – умение обнаруживать орфограммы (орфографическая зоркость) и умение осознанно решать орфографические задачи. Для орфограмм корня второе умение предполагает способность быстро подбирать проверочные слова. Для этого во 2-м классе осваиваются различные способы проверки.

Какое отношение к подходу, реализуемому в учебнике, имеет представленный в статье фрагмент «словарика» В.В. Зайцева?

Не обсуждая методику этого автора, вдумаемся лишь в тот материал, который использует учитель.

В приводимом фрагменте «словарика» в словах пропущены буквы безударных гласных, а рядом подсказаны те, которые нужно вставить. В чём же упражняется ребёнок?! В обнаруживании орфограмм? Нет. «опасные места» уже подсказаны пропуском букв. Тогда, может быть, в применении изученного правила, в быстром подборе проверочных слов? Тоже нет. Зачем искать проверочное слово, если нужная буква рядом указана?!

Так в чём же тренируются ученики? Только в механическом запоминании вписываемой в слово буквы.

Подобная работа, не опирающаяся на осмысленные действия ученика, противоречит концепции учебника.

Второй фрагмент.

Чтобы легче было оценить соответствие или несоответствие представленной части урока идеям учебника, приведём две выдержки из учебника 4-го класса.

Первая из них – это сообщение, в котором описан общий способ решения орфографической задачи, а вторая – памятка, непосредственно направляющая действия ученика.

«Букву безударного гласного звука в окончании имени существительного, как и в корне, можно узнать с помощью проверочного слова. Проверочным для имени существительного с безударным окончанием будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.»

«Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имён существительных в единственном числе?

1) Поставь имя существительное в начальную форму и определи склонение. 2) Подставь на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме. 3) Узнай в проверочном слове окончание и напиши такое же в проверяемом.»

Среди разных проверочных слов учебник предлагает и такие: для 1-го склонения – рука, для 2-го – плечо, для 3-го – грудь.

Теперь вернёмся к представленному фрагменту урока.

Можно ли считать, что учитель полноценно реализовал подход, заложенный в учебнике? Конечно, нет.

После установки «давайте потренируемся» ни разу на обсуждение не был вынесен вопрос о том, как правильно действовать, чтобы не ошибиться в окончании имени существительного. Обратите внимание на фразу: «Дети действуют «по цепочке»: читают форму слова, называют проверочное и указывают пропущенную букву». Выполнения какой важной операции не требует учитель, и потому она опускается?

Отсутствует важнейший компонент – указание детьми склонения, к которому относится слово. Без этой операции проверочное слово может быть названо неверно, что часто повлечёт за собой ошибку.

Кроме того, проанализируйте дидактический материал, использованный учителем для проводимого «тренажа». Это более 25 падежных форм имён существительных из сборника О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой. Подбор слов такой, что ученикам вовсе не обязательно каждый раз узнавать склонение существительного, так как подряд идёт по несколько слов (до восьми!) одного и того же склонения. Снова перед нами не формирование полноценного способа рассуждения, а механический тренаж.
На примере отрывков из двух статей, присланных для публикации, надеюсь, Вы, уважаемый читатель, увидели, как важно вдумываться в основные идеи, заложенные в том или ином учебнике, стараться понимать авторский замысел и предлагаемую систему обучения. Необдуманно проявив «творчество», выбросив какие-то «детали», имеющиеся в учебнике, можно, не заметив, «выплеснуть и ребёночка».
Профессор кафедры

теории и методики начального образования

МГГУ им. М.А. Шолохова,

автор учебника

«К тайнам нашего языка»

Соловейчик М.С.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка» /Журнал «Начальная школа» iconУрок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего...
Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс
Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка» /Журнал «Начальная школа» iconУчебник М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», учебная тетрадь,...
Средства организации учебной деятельности школьников: учебник М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», учебная тетрадь, (для учащихся),...
Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка» /Журнал «Начальная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать о функциях языка, о ведущей роли коммуникативной функции языка, о том, что русский язык – один из развитых языков мира, о роли...
Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка» /Журнал «Начальная школа» iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка» /Журнал «Начальная школа» iconНаучно-методический журнал «Искусство в школе» Журнал «Искусство в школе»
Издательский дом «1 сентября». Вся для учителя русского языка: электронная версия газеты «Русский язык» и сайт для учителей «Я иду...
Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка» /Журнал «Начальная школа» iconСловарная работа на уроках русского языка
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по...
Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка» /Журнал «Начальная школа» iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка» /Журнал «Начальная школа» iconРабочая программа составлена на основе авторской программы «Систематический курс русского языка»
«Систематический курс русского языка». Н. А. Чуракова,М. Л. Каленчук. М.: Академкнига/Учебник. Умк «Перспективная начальная школа»,...
Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка» /Журнал «Начальная школа» iconИрины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к егэ. Одним из направлений...
Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка» /Журнал «Начальная школа» iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка» /Журнал «Начальная школа» iconНа уроках русского языка и литературы
Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка» /Журнал «Начальная школа» iconГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник
«Развитие творческой, исследовательской деятельности на уроках русского языка» Кекух О. Л., учитель русского языка и литературы
Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка» /Журнал «Начальная школа» iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...
Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка» /Журнал «Начальная школа» icon«Утверждаю» директор гбоу сош №289 Спирина М. А
Учебная программа по русскому языку «К тайнам нашего языка» 4 класс. Авторы: М. С. Соловейчик, И. С. Кузьменко
Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка» /Журнал «Начальная школа» iconУрок развития речи с использованием исследовательской технологии,...
Автор: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Русский язык. К тайнам нашего языка 4 класс в 2-х частях, 2010 г
Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка» /Журнал «Начальная школа» icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск