Вопросы для самоподготовки к кандидатскому экзамену
по истории и философии науки Раздел 1. «Общие проблемы философии науки»
Наука как специфическая система. Наука как знание, наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт.
Специфика естественных и гуманитарных наук. Основания разделения наук на науки о природе и науки о духе.
Философия и наука. Единство и различие философского и конкретно-научного способов познания, частнонаучных и философских теорий.
Основные концепции взаимодействия философии и науки.
Возникновение науки: условия и предпосылки.
Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика.
Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого
Западная и восточная средневековая наука.
Особенности науки Возрождения. Складывание новой естественнонаучной картины мира. Первые шаги в области систематизации знания.
Роль механико-математической модели мира и гелиоцентрической космологии Коперника.
Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания.
Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода в Новое время и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт.
Метафизическое обоснование новоевропейской науки. «Критика чистого разума» И.Канта. Система наук Гегеля.
Возникновение неклассической науки. Кризис в основаниях классической науки и глобальная научная революция в математике, физике и социальных науках.
Создание теории относительности и квантовой механики – начало этапа неклассической науки. Онтология, гносеология и методология неклассической науки.
Предпосылки возникновения постнеклассической науки: теория нестационарной Вселенной, идеи русского космизма, исследование «синергетических» систем.
Главные характеристики современной, постнеклассической науки.
Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.
Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.
Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.
Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.
Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира.
Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).
Современная научная картина мира.
Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Типы научных революций.
Понятие научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
Проблема классификации научных областей. Дифференциация и интеграция научного знания.
Особенности структуры научных областей. Критерии истинности.
Специфика эмпирического уровня в различных областях науки. Теоретический уровень и его особенности в различных науках.
Философские проблемы и установки на эмпирическом и теоретическом уровнях научных дисциплин.
Взаимодействие уровней научного знания.
Программа позитивизма как философия науки. Первый позитивизм, эмпириокритицизм и кризис классической науки.
Неопозитивизм, проблема демаркации научного знания. Фальсификационизм К.Поппера.
Концепция исследовательских программ И.Лакатоса, научные парадигмы Т.Куна.
Методологический плюрализм и анархизм П. Фейерабенда.
Роль аномалий и парадоксов в развитии науки.
Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований.
Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.
Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.
Социологический и культурологический подходы к исследованию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.
Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.
Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы.
Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.
Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.
Раздел 2
«Современные философские проблемы областей научного знания»
Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук
Специфика естественных и гуманитарных наук. Основания разделения наук на науки о природе и науки о духе.
Особенности объекта и предмета социально-гуманитарного знания.
Особенности языка гуманитарных наук.
Основные методологические программы в области гуманитарных наук.
Герменевтика как методология гуманитарного знания.
Специфика методов и средств в социально-гуманитарном познании.
Субъект социально-гуманитарного познания. Личность, коллектив, научное сообщество как субъекты познания.
Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания.
Особенности развития гуманитарного знания в современной России.
Природа ценностей, их роль в гуманитарном познании.
Методологические инновации в гуманитарных науках.
Понятия жизни в науках об обществе и культуре. Экофилософия.
Пространство и время в социально-гуманитарном знании.
Философия истории.
Человек и природа в социокультурном измерении. Социальная экология.
Сценарии экологического развития человечества. Концепция устойчивого развития.
Философские проблемы биологии
Природа биологического познания. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии.
Эволюция в понимании предмета биологической науки. Изменения в стратегии исследовательской деятельности в биологии. Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни.
Сущность живого и проблема его происхождения
Понятие «жизни» в современной науке и философии. Многообразие подходов к определению феномена жизни. Соотношение философской и естественнонаучной интерпретации жизни.
Основные этапы становления идеи развития в биологии. Структура и основные принципы эволюционной теории.
Организованность и целостность живых систем. Эволюция представлений об организованности и системности в биологии (по работам А.А.Богданова, В.И.Вернадского, Л.фон Берталанфи, В.Н.Беклемишева).
Проблема детерминизма в биологии. Основные направления обсуждения проблемы детерминизма в биологии: телеология, механический детерминизм, органический детерминизм, акциденционализм, финализм.
Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентаций культуры.
Исторические предпосылки формирования биоэтики. Биоэтика в различных культурных контекстах. Основные принципы и правила современной биомедицинской этики.
Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования.
Философские проблемы экологии
Предмет экофилософии. Превращение экологической проблематики в доминирующую мировоззренческую установку современной культуры.
Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы.
Экологические основы хозяйственной деятельности
Основные направления преобразования производственной и потребительской сфер общества с целью преодоления экологических трудностей.
Направления изменения системы приоритетов и ценностных ориентиров людей в условиях эколого-кризисной ситуации.
Современный экологический кризис как кризис цивилизационный: истоки и тенденции. Пути формирования экологической культуры.
Духовно-исторические основания преодоления экологического кризиса. Этические предпосылки решения экологических проблем. Экология и экополитика. Экология и право. Экология и экономика.
Концепция устойчивого развития в условиях глобализации. Экология и философия информационной цивилизации.
Критический анализ основных сценариев экоразвития человечества: антропоцентризм, техноцентризм, биоцентризм, теоцентризм, космоцентризм, экоцентризм.
Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества
Философские проблемы математики 1. Математика и естественные науки – особенности структуры.
2. Общенаучные и специфические методы познания в естествознании и математике.
3. Идея математизации научного знания в истории науки и современности.
4. Социокультурные и сущностные аспекты оснований математики.
5. Структурные составляющие математического знания.
6. Элементы формализации знания.
7. Из истории математики: развитие аксиоматического метода, парадоксы и открытия.
8. Мировоззренческие аспекты революционных математических открытий и аномалий.
Философские проблемы физики
Онтологический статус физической картины мира. Механическая, электромагнитная и современная квантово-релятивистская картины мира как этапы развития физического познания.
Проблема пространства и времени в классической механике. Роль коперниканской системы мира в становлении галилей-ньютоновых представлений о пространстве.
Специальная и общая теории относительности (СТО и ОТО) А.Эйнштейна как современные концепции пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Теоретические, методологические и эстетические предпосылки возникновения ОТО. Статус субстанциальной и реляционной концепций пространства-времени в ОТО. Проблема взаимоотношения пространственно-временного континуума и гравитационного поля.
Концепция детерминизма и ее роль в физическом познании. Детерминизм и причинность. Дискуссии в философии науки по поводу характера причинных связей.
Системные идеи в физике. Представление о физических объектах как системах.
Роль математики в развитии физики. Математика как язык физики. Математические методы и формирование научного знания.
Понятие информации: генезис и современные подходы. Материя, энергия, информация как фундаментальные категории современной науки.
Философские проблемы химии
Специфика философии химии. Историческое осмысление науки как существенный компонент философских вопросов химии.
Тесное взаимодействие химии с физикой, биологией, геологией и экологией. Концептуальные построения химии, соединяющее эти науки. Непосредственная связь химии с технологией и промышленностью.
Учение об элементах как исторически первый тип концептуальных систем. Периодическая система Менделеева как завершающий этап развития учения об элементах.
Структурная химия как теоретическое объяснение динамической характеристики вещества. - его реакционной способности.
Кинетические теории как теории химического процесса. Химическая кинетика и проблема поведения химических систем. Концепция самоорганизации и синергетика как основа объяснения поведения химических систем.
Тенденция физикализации химии. Этапа физикализации.
Приближенные методы в химии. Проблема смысла и значения приближенных методов как одна из центральных для философии химии.
Философские проблемы наук о Земле (география)
Место географии в классификации наук и ее внутренняя структура
Антропоцентрический характер географического синтеза и проблемы страноведения. Центральное место социальной географии в системе географических наук.
Проблема пространства и времени в географии. Проблема метахронности (гетерохронности) развития географических систем.
Теоретическая география как наука о пространственной самоорганизации. Картографическое моделирование. Географические картоиды. Соотношение пространственности и территориальности в географии.
Географическая среда человеческого общества.
Развитие представлений о биосфере. Соотношение биосферы с географической оболочкой и ландшафтной сферой, с литосферой и социосферой. Ноосфера как новая оболочка планеты, возникающая над биосферой.
География как экология человека. Анализ различных аспектов природно-экологических и социально-экологических исследований в географии.
Географические аспекты изучения современных экологических проблем.
Объект и предмет геоэкологии. Геоэкология, ее содержание и логическая структура.
Современные философские проблемы техники и технических наук
Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Соотношение философии науки и философии техники.
Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.
Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники.
Основные концепции взаимоотношения науки и техники.
Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике. Основные типы технических наук.
Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках.
Развитие системных и кибернетических представлений в технике.
Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций.
Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе.
Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.
Философские проблемы информатики
Информатика как междисциплинарная наука о функционировании и развитии информационно-коммуникативной среды и ее технологизации посредством компьютерной техники
Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики. Конструктивная природа информатики и ее синергетический коэволюционный смысл.
Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике.,
Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая.
Проблема реальности в информатике. Виртуальная реальность. Понятие информационно-коммуникативной реальности
Понятие киберпространства ИНТЕРНЕТ и его философское значение. Синергетическая парадигма «порядка и хаоса» в ИНТЕРНЕТ.
Концепция информационного общества: от Питирима Сорокина до Эмануэля Кастельса. Происхождение информационных обществ
Проблема личности в информационном обществе. Современные психотехнологии и психотерапевтические практики консультирования как составная часть современной социогуманитарной информатики.
|