Скачать 62.97 Kb.
|
Зиновкина Светлана Владимировна, учитель истории и обществознания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №4» г.Людинова Калужской обл. Урок обществознания в 8 классе. Тема урока: Мораль Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали. Задачи. Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
План урока.
Эпиграф урока: «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» В.О.Ключевский. I. Проверка домашнего задания. -Какую тему изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной жизни) -Какие еще сферы общественной жизни знаете? -Что отличает духовную сферу от других сфер общества? -Дома вы должны были совместно с родителями заполнить таблицу о жизненных интересах вашей семьи. (Проверка заполнения таблицы)
-Какой из этих видов интересов присущ только человеку, отличает человека от других живых существ? (духовные интересы) -Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет) -Но все же есть правила, нормы, которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей. -Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? II.Объявление темы и целей урока. -Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль» Слайд 1,2. -Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его основными категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются понятия «мораль» и «нравственность», поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена. (В тетради записать тему и план урока) III. Знакомство с новым материалом. 1.«Корзина идей». -Предлагаю вам назвать слова или словосочетания к понятию «мораль». -Какие ассоциации у вас возникли? Вывод: Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законных. (Записать в тетради) -Обратимся к словарю. Мораль – это…. Слайд 3 -Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль». -Опираясь на текст учебника, докажите это. (стр. 38-39 учебника: Моисей, Конфуций, Иисус Христос) Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит: Не делай другому того, чего себе не желаешь. Слайд 4. 2.Мораль, нравственность. -Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность» можно поставить знак =, а кто-то утверждает, что это - не одно и то же. -А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию. Слайд 5.
-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали? 3.Стимулы нравственного поведения. Слайд 6. -Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:
-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло. IV. Добро и зло. 1.Прием «мозговой штурм». -Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их. -А теперь давайте обратимся к словарю Ожегова. Слайд 7. 2.Работа в группах с документами. Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Не утихают споры и в наше время. Давайте обратимся к документам и узнаем, как же понимали добро и зло разные ученые в разное время. Задания группам: ответить на вопросы и задания по документам (Приложения 1,2, 3) V.Закрепление изученного материала. 1.Притча «Ведро яблок» -Иногда очень трудно оценить поступок с позиций добра и зла. -Почему в сказках добро всегда побеждает зло? - Как должен вести себя человек, по отношению к которому совершают дурной поступок? Ответить на этот вопрос нам поможет притча «Ведро яблок». Слайд 8. -В чем смысл этой притчи? 3.Портрет доброго человека. - В виде какого предмета, явления можно изобразить добро? -Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца. -Каждая группа получает по 2 «лучика», на каждом из которых нужно написать качество доброго человека, свойство доброты. (Учитель прикрепляет к доске солнышко, дети на его лучах должна написать качества доброго человека, прикрепить к доске) -Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать. 4,Домашнее задание -Я предлагаю вам подумать вам над этим вопросом и дома, после изучения параграфа №5 учебника. Кто желает получить оценку «отлично», должен будет выполнить задание на выбор (за заданием подойти в конце урока). Приложение 4. Д/З на выбор:
5.Притча о мудром Мастере. -Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл. Давно-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил: -Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер сказал: -Все в твоих руках. VI.Подведение итогов. Рефлексия. -Наш урок подходит к концу. Что он вам дал? -Какие выводы вы для себя сделали? -Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит: (хором) Не делай другому того, чего себе не желаешь! А в заключение давайте все вместе споем и пожелаем друг другу идти только дорогой добра. Видео - клип «Делай добро» |