Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 482.85 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации23.02.2014
Размер482.85 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
  1   2   3   4
Лев Николаевич Толстой

УРОК 84. «Какой художник и какой психолог!»1 Личность и судьба Толстого

«Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир», — сказал о Толстом Ги де Мопассан. Жизнь Л. Н. Толстого — это целая эпоха, почти весь XIX век, вместившийся и в его жизнь, и в его произведения.

Урок, посвященный жизненному и творческому пути писателя, можно проводить с помощью составления подробного плана.

Тайна человеческого счастья, тайна зеленой палочки — главная цель жизни Л. Н. Толстого.

Период потерь. Ранняя смерть родителей. Роль Ясной Поляны в жизни мальчика. Мысли о жизни, страстная мечта о подвиге. Первая любовь. На пути к творчеству.

Поступление в Казанский университет. Поиски себя: арабско-турецкое отделение и мечта о дипломатии, юридический факультет, уход из университета. Стремление постичь и понять мир — увлечение философией, изучение взглядов Руссо. Собственные философские опыты.

Ясная Поляна. Из крайности в крайность. Мучительные поиски смысла жизни. Прогрессивные преобразования. Проба пера — первые литературные наброски.

Туда, где опасно и трудно. Испытание самого себя. 1851 год — поездка на Кавказ на войну с горцами. Война — осмысление пути формирования человека.

Автобиографическая трилогия: «Детство», 1852 год; «Отрочество», 1854 год; «Юность», 1857 год. Главный вопрос — каким надо быть? К чему стремиться? Процесс умственного и нравственного развития человека.

Севастопольская эпопея. Перевод в Дунайскую армию, в сражающийся Севастополь (1854) после неудачного прошения об отставке. Гнев и боль о погибших, проклятие войне, жестокий реализм в «Севастопольских рассказах».

Идейные искания 50—60-х годов:

Главное зло — жалкое, бедственное положение мужиков.

«Утро помещика» (1856).

Ощущение надвигающейся крестьянской революции.

Обличение правящих кругов и проповедь всеобщей любви.

Мировоззренческий кризис писателя.

Попытка в поездке за границу найти ответы на тревожащие вопросы. «Люцерн» (1857).

Мысль о воспитании нового человека. Педагогическая и просветительская деятельность. Открытие школ, создание «Азбуки» (1872) и книг для детей.

Отношение к реформе. Активное участие в общественной жизни, деятельность мирового посредника. Разочарование. Изменения в личной жизни. Женитьба на Софье Андреевне Берс.

Замысел и создание романа «Война и мир» (1863—1869). Новый жанр — роман-эпопея. «Мысль народная» в романе.

«Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» (1877). Счастье личное и счастье народное. Жизнь семьи и жизнь России.

Духовный кризис 70—80-х годов. Ожидание революции и неверие в нее. Отречение от жизни дворянского круга. «Исповедь» (1879—1882). Главное — защита интересов крестьянства.

Напряженные раздумья об обновлении возрожденной души, о движении от нравственного падения к духовному возрождению. Протест против беззакония и лжи общества — роман «Воскресение» (1889—1899).

Крик души — статья «Не могу молчать» (1908). Защита народа словом.

Преследование правительством и церковью. Широкая популярность.

Итог трагедии — уход из Ясной Поляны. Смерть на станции Астапово.

Закончить разговор о жизни и творчестве Толстого можно мыслью о том, что граф Л. Н. Толстой был близок к народу и народ помнит об этом:

— К Толстому, в Ясную Поляну! —

Велеть бы кучеру:

Вези.

Я только гляну, только гляну,

Как гений выглядит вблизи.

Вот он сидит, нахмурив брови,

За знаменитым тем столом,

Где в слове ожили герои,

Россию спасшие в былом.

Как с мужиками косит ловко

В рубахе белой впереди,

А знаменитая толстовка

Висит на гвоздике, поди.

О том, что граф он, забывая,

Идет со всеми к роднику.

И что там слава мировая,

Когда он близок мужику.

И в счастье веруя мирское,

К неудовольствию властей,

В своей яснополянской школе

Крестьянских учит он детей.

…Велеть бы кучеру,

Да поздно:

Давным-давно Толстого нет.

Но, будто встречными опознан,

Вот-вот вернется в кабинет.

И, словно реки к океану,

Сюда дороги пролегли.

К Толстому, в Ясную Поляну

Стремятся люди всей земли.

А. Бодренко

УРОК 85. «Эпопея Севастополя, героем которой был народ русский». Изучение «Севастопольских рассказов»

«Велики судьбы славянского народа! Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!..» — так писатель Лев Николаевич Толстой напишет в очерке «Как умирают русские солдаты».

Урок можно организовать, распределив задания по группам.

  1. Работа биографов.

В 1851 году, устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подает прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный» — таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд.

  1. Работа художников.

Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Толстой?

Работа по репродукциям с рисунков Айвазовского и Тимма, изображающих Севастополь и 4-й бастион.

Рассказы учащихся о Севастополе, увиденном глазами художников.

  1. Работа историков.

Справка историков:

Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меншикова. Отступая, они покинули и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меншиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля.

  1. Работа биографов.

Таким образом, Л. Н. Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают.

Эти люди стали героями рассказов: «Севастополь в декабре месяце», 1854 год; «Севастополь в мае», 1855 год; «Севастополь в августе», 1855 год. О них Л. Н. Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский». И еще: «Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда».

Из этих цитат можно определить тему урока: «Герой моей повести — правда» — и его цель: доказать, что истинным героем Севастопольской эпопеи был русский народ.

  1. Работа первой группы литературоведов по рассказу «Севастополь в декабре месяце».

Справка историков:

В рассказе взят момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года.

Следует остановиться на таких моментах рассказа:

описание фурштатского солдата;

посещение госпиталя и операционной;

описание 4-го бастиона;

авторский вывод: «…убежденность в невозможности… поколебать где бы то ни было силу русского народа».

Выводы. Толстой показывает войну в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину.

Справка художников:

На 4-м бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские кинооператоры засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. А на групповом портрете участников обороны художника Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги, мудрости и грусти!

  1. Работа второй группы литературоведов по рассказу «Севастополь в мае».

Справка историков:

В мае 1855 года произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля.

Следует остановиться на таких моментах рассказа:

рассуждения о пехотных офицерах;

сцена, когда офицер укоряет солдата;

описание раненых;

сцена перемирия;

описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди убитых;

авторский вывод: «И эти люди… не упадут вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья?»

Выводы. Мысль об ужасе войны, о ее противоестественности сути человека. Главное — правдивое изображение войны в крови и страданиях.

  1. Работа третьей группы литературоведов по рассказу «Севастополь в августе».

Справка историков:

Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался Севастополь. Эпизоды рассказа, на которых следует остановиться:

описание солдат;

описание места битвы;

рассуждения о природе подвига;

описание батареи;

рассказ о Мельникове, братьях Козельцевых;

поведение людей;

страницы описания штурма;

авторские рассуждения: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».

Выводы. Размышления о природе подвига. Убежденность в героизме русского народа. Мысль о жестокости любой войны.

Итоговые вопросы. Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? (Народ; жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам; гордый Севастополь.)

Кто из русских писателей близок Толстому в таком изображении войны?

  1. Работа четвертой группы литературоведов по сопоставлению «Севастопольских рассказов» со стихами М. Ю. Лермонтова «Бородино», «Валерик».

Справка биографов:

Позднее Толстой писал: «Оказывается, что я под присмотром тайной полиции», объясняя это своим взглядом на некоторые моменты Севастопольской битвы.

В 1857 году в журнале «Полярная звезда» Герцена были напечатаны «Две песни крымских солдат». Фамилии автора не было, значилось: «Списано со слов солдат». Но читатели узнали руку Толстого. Вот «Песня про сражение на реке Черной 4 августа 1855 года» — злая сатира на бесталанных военачальников:

Как четвертого числа

Нас нелегкая несла

Горы отбирать…

Собирались на советы

Все большие эполеты,

Даже Плац-бек-Кок…

Долго думали, гадали,

Топографы все писали

На большом листу.

Гладко вписано в бумаги,

Да забыли про овраги,

А по ним ходить.

Вторая песня еще злее, она посвящена Альминскому и Инкерманскому сражениям.

Выводы. Главный герой Севастопольской эпопеи — простой народ, правдиво показанный Л. Н. Толстым. В рассказах только один исторический деятель — вице-адмирал В. А. Корнилов.

Война в настоящем ее выражении — «в крови, в страданиях и смерти», правдиво показанная Толстым, без стремления напугать читателя, а внушая ему мужество и стойкость, но и без восклицательных фраз.

Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в мирной жизни, он уверенно действует в условиях опасности.

По мысли Толстого, в конечном счете народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства.

Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир».

УРОК 86. «Как эпический писатель Толстой — наш общий учитель»2. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра

«Во всем мне хочется дойти до самой сути» — этими словами Б. Л. Пастернака можно начать первый урок о «Войне и мире», потому что именно до самой сути хотел добраться Л. Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею. Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа».

Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.

Формирование замысла определил сам автор:

1856 год — начало замысла.

«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».

1825 год — восстание декабристов.

«Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».

1812 год — война.

«Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».

1805—1807 годы — заграничные походы русской армии.

«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.

Проблемы начала века:

  1. «Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема — судьба народа, народ — основа нравственных и моральных устоев общества.

  2. «Кто истинный герой?» — общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.

  3. Истинный и ложный патриотизм.

  4. Назначение женщины — сохранение семейного очага.

Проблемы середины века:

  1. Судьба народа, вопрос об отмене крепостного права — реформы 60-х годов.

  2. Постепенный уход дворянства с арены борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения.

  3. Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне.

  4. Вопрос об освобождении женщины, о ее образовании, о женской эмансипации.

В романе 4 тома и эпилог:

I том — 1805 год.

II том — 1806—1811 годы.

III том — 1812 год.

IV том —1812—1813 годы.

Эпилог — 1820 год.

Работа с классом по выявлению специфики жанра романа-эпопеи:

  1. Объяснение понятия «роман-эпопея». Роман-эпопея — наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще несколько томов. (По «Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева.)

  2. Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».

Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).

События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).

Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).

Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).

Огромное количество человеческих характеров.

Большая протяженность во времени (15 лет).

Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).

Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», — я выбрал бы «Войну и мир».

Итоговые вопросы по определению авторского своеобразия романа «Война и мир»:

Как начинается роман?

В чем своеобразие такого начала?

Какова интонация первых глав? Оправданна ли она?

Как меняется мир романа от одной сцены к другой?

Вывод. Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни, — это:

1. Прием сопоставления и противопоставления.

2. «Срывание всех и всяческих масок».

3. Психологизм повествования — внутренний монолог.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск